КИЛИНА А.И. ДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ


КИЛИНА А.И. ДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
// Психология, социология и педагогика. 2012. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2012/11/1314 (дата обращения: 30.10.2023).

А.И.Килина,

Воспитатель первой категории ГКУ РС (Я)

«Алданского социального-реабилитационного центра для несовершеннолетних» г. Алдан

 

Воспитанники ГКУ РС (Я) «Алданского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних» г. Алдана с увлечением рисуют, делают поделки и с нетерпением ждут, когда их работы появятся на выставках. Даже самое маленькое достижение воспитанника не остается не замеченным. Произведение ребят, как правило, яркие, интересные и не похожие друг на друга. Этому в большей степени способствует творческий подход коллектива педагогов к выполнению программы по изобразительной деятельности.

ТВОРИМ, КАК НАСТОЯЩИЕ МАСТЕРА.

НА занятиях по изобразительной деятельности воспитанники центра г. Алдана знакомятся с жанрами живописи, народным прикладным искусством, архитектурой и скульптурой, совершенствуют свои изобразительные умения и развивают эстетическую восприимчивость. Все это умело дополняется фольклором и художественным словом, музыкой. Нередко планируются и проводятся интегрированные занятия, досуги совместно со специалистами центра и родителями.

Такой подход к обучению детей изобразительному искусству стал результатом большого опыта педагогов. В соответствии с программой воспитания и обучения развитие у детей интереса к изобразительной деятельности, эмоциональной отзывчивости, способности эстетического восприятия действительности и произведений искусства – прямая и непосредственная обязанность педагога дополнительного образования. Хорошо известно, что добиться успеха в эстетическом воспитании и развитии детей можно путем целенаправленного воспитания эмоциональной отзывчивости к природе, красивым предметам, произведения искусства.

Все эти истины знакомы, но может возникнуть вопрос: должны ли дети учиться не только видеть и понимать прекрастное, но и создавать его? Могут ли даже самые маленькие сделать свой рисунок или работу небольшим произведением искусства, чтобы получить удовлетворение от результата своего творчества, радовать товарищей и взрослых?

На занятиях в изостудии «Семицветик» дети знакомятся с комплексными темами, которые включают в себя несколько этапов: и рисование, и выставку, и разнообразные развлечения для детей. Например, ребята знакомятся с якутским народным эпосом, устраивают выставку, показывают народные якутские кастюмы, кукол.

Далее дети рисуют по мотивам якутских сказок. Здесь происходит и закрепление знаний о ре6спублике в которой они живут.

На занятии дети знакомятся с нетрадиционными художественными средствами, изучают необычные выразительные приемами: рисование восковыми мелками в сочетании с акварелью, рисование свечкой и акварелью, рисование гуашью на акварельном фоне, рисование в технике «батик»; бросовым материалом, бисером, природным материалом.

Интерес к занятиям у детей возрастает. Педагог более творчески подходит к выполнению программных задач. Ни одна детская работа не остается без внимания. Дети начинают относиться к своим работам бережно, аккуратно хранят их в папках, мечтают увидеть свои работы на выставке.

В изостудии занимаются не только одаренные дети, но и все желающие, а также и те дети, у которых есть проблемы в поведении: неусидчивые, со слабо развитыми мышцами кисти рук, с заниженной самооценкой. Им занятия приносят ощутимую пользу. Они легко работают, справляются с заданиями, чувствуют себя более уверенно, гордятся своими работами по изобразительной деятельности и радуют окружающих.

При работе над составлением  программы педагог выделила несколько вопросов, которым нужно уделить особое внимание при обучении детей:

- показать ребенку способы получения обобщенного продукта, который он может по своему желанию «превращать» в разные предметы или использовать в качестве средства украшения;

- создать ситуацию совместной продуктивной деятельности, позволяющей получать интересные для детей коллективный результат;

- помогать детям, украшать их изделия, используя широкий ассортимент средств выразительности;

- отмечать собственные продвижения ребенка, сравнивая полученный им результат с его же собственными предыдущими достижениями;

- отмечать отзывчивость и эмоциональную поддержку по отношению друг к другу;

- эмоционально поддерживать инициативу каждого ребенка в присутствие значимого для него сверстника;

- продолжать рассказывать детям об их реальных и возможных достижениях;

- отмечать и поддерживать все успехи детей, одобрять проявления самостоятельности каждого ребенка и расширять его сферу.

 

Свою работу по внедрению программы педагог решила организовать в 4 этапа.

1-й этап – аналитический:

проанализировав ситуацию и знания детей, я пришла к выводу, что кружок изодеятельности необходим, так как важно дать детям

знания в этой области. На этом этапе были сформулированы цели и задачи.

2-й этап – организации и планирования работы:

оформила уголок «Декоративно прикладного искусства», «Волшебный художник» «Умелые руки» «Что такое Пейзаж?». Выставка «Поделки из природного материала»; Выставка «Поделки из бросового материала», подобрала необходимую методическую литературу, наглядные пособия, дидактические игры, оформила информационный стенд для родителей. Участвую в городских конкурсах, выставках, олимпиадах.

3-й этап – практический: окончила курсы для повышения знаний в методике преподавания, проводила занятия, сотрудничала со специалистами Центра, родителями, создавала новые наглядные пособия, приобретала литературу, внедряла новые формы работы.

    4-й этап – диагностический: проведение количественной и качественной диагностики в начале, середине и конце года. Это необходимое условие, цель которого – выявить результат практической деятельности педагога и наличие у детей знаний, умений и навыков.

Таким образом,  определила проблему и гипотезу.

Проблема:  у детей   недостаточно сформированы знания в области изобразительного искусства.

Это отрицательно сказывается на формировании гармонично развитой личности,  духовном и нравственном развитии. Дети с трудом выражают свое отношение к различным видам изобразительной деятельности.

Гипотеза: Изобразительное искусство как главное средство эстетического воспитания детей связанно с образным познанием жизни. Совершенствуется не только познавательная деятельность, но также совершенствуется эмоциональная сфера, а именно;

- воспитывается умение видеть, чувствовать, понимать прекрасное;

-развивается творческая активность, умение мыслить смело, свободно, ребенок становиться пытливым, эмоционально отзывчивым, наблюдательным;

-ребенок учится ориентироваться в духовных ценностях общества;

-дается радость общения с товарищами, формируется умение сопереживать, кроме того происходит совершенствование двигательно-моторной сферы.

Объект: технологии воздействия на ребенка в формировании всесторонне развитой личности через изобразительное искусство.

Предмет воздействия: дети, родители.

Цель программы: Через развитие способностей к зрительному анализу окружающего мира прийти к восприятию мира изобразительного искусства, а также к умению абстрактно мыслить, Понимать символы и таким образом, помочь ребенку стать творческой личностью, проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной деятельности.

Для достижения цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач.

 

Задачи:

 

Развивающие:

1.Развивать цветовое восприятие, наблюдательность, зрительную память, эстетическое восприятие цвета.

2.Развивать у детей творческую самостоятельность, образные представления, образное мышление, воображение.

3.Развивать стремление к творчеству, зрительно-двигательную координацию.

4.Развивать навыки самоанализа.

Обучающие:

1.Формировать у детей представления о некоторых жанрах и видах изобразительного искусства.

2.Учить отбирать художественный материал для самостоятельной работы.

3.Совершенствовать навыки рисования и лепки. Учить приемам декоративного украшения созданных изображений, а также нетрадиционной технике изображения.

4.Формировать умения передавать характерные особенности изображаемых предметов. Формировать чувство цвета, формы, композиции.

Воспитательные:

1.Воспитывать интерес к изобразительному творчеству.

2.Вызвать интерес к поиску изобразительно-выразительных средств, позволяющих

раскрыть индивидуальный образ наиболее полно.

3.Воспитывать терпение, трудолюбие, отзывчивость.

4.Воспитывать эстетический вкус.

Коррекционные:

1.Корректировать эмоционально-волевую сферу средствами изотерапии, релаксации.

2.Установить более тесные отношения между детьми.

Способствовать эмоционально-положительной атмосфере в группе.

3.Помочь детям избавиться от некоторых комплексов, неуверенности в себе, стрессов, семейных конфликтов.

4.Дать возможность в полной мере проявить свои творческие способности.

При отборе содержания программы необходимо помнить о соблюдении принципов:

- принцип эстетизации предметно развивающей среды и детского быта в целом;

-принцип культурного обогащения содержание изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;

- принцип  взаимосвязи художественно – продуктивной деятельности с другими видами детской творческой активности (игра, конструирование);

- принцип интеграции различных видов искусства (изобразительного и декоративно-прикладного) и детской художественной деятельности;

- принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека чувствующего, думающего, созидающего, рефлектирующего);

- принцип обогащения сенсорно-чувственного опыта;

- принцип организации тематического пространства – основы для развития образных представлений и ассоциативного мышления;

- принцип взаимосвязи обобщенных представлений и обобщенных способов действий, направленных на создание индивидуальных художественных образов;

- принцип естественной радости в разных видах эстетического освоения мира (восприятие, чувствование и деятельности), эмоциональная открытость.

Содержание программы  определила. Для ее реализации использовала следующие формы работы:

- теоретические занятия;

- экскурсии;

- практическая деятельность;

- выставки;

- участие в городских конкурсах, выставках, олимпиадах по изобразительной деятельности.

Методы и приемы, которые я использую при реализации программы, адаптировала к возрасту и образу мышления (наглядно – действенное):

- дидактические игры;

- упражнение тренинг;

- показ, объяснение;

- работа по карте схеме, поэтапное рисование;

- наблюдения за явлениями неживой природы, поведение животных и птиц;

- чтение художественной литературы;

- просмотр репродукций;

- анкетирование, диагностика.

В ходе освоения программы дети усваивают знания по основным разделам:

- изобразительная деятельность;

- предметное рисование;

- сюжетное рисование;

- декоративное рисование;

- лепка.

Занятия  проводятся 2 раз в неделю, соответственно 8 занятий в месяц.

Всего за год проводится:

Комбинированых-14. При работе над составлением своей программы педагог выделила несколько вопросов, которым нужно уделить особое внимание при обучении детей:

- показать ребенку способы получения обобщенного продукта, который он может по своему желанию «превращать» в разные предметы или использовать в качестве средства украшения;

- создать ситуацию совместной продуктивной деятельности, позволяющей получать интересные для детей коллективный результат;

- помогать детям, украшать их изделия, используя широкий ассортимент средств выразительности;

- отмечать собственные продвижения ребенка, сравнивая полученный им результат с его же собственными предыдущими достижениями;

- отмечать отзывчивость и эмоциональную поддержку по отношению друг к другу;

- эмоционально поддерживать инициативу каждого ребенка в присутствие значимого для него сверстника;

- продолжать рассказывать детям об их реальных и возможных достижениях;

- отмечать и поддерживать все успехи детей, одобрять проявления самостоятельности каждого ребенка и расширять его сферу.

Всего за год проводится:

Комбинированых-14

Практических-58

Продолжительность занятий 35-45 мин.

Занятия проводятся как в групповой, так и в индивидуальной форме со всеми желающими детьми, без какого-либо отбора. Оптимальное количество детей на групповых занятиях  не более 8 человек.

 

Проводя теоретическую часть занятия, педагог заметила, что она не слишком эффективна, так как не у всех детей в полной мере сформирована познавательная мотивация. Для большей эффективности я включаю в занятия игровые и сюрпризные моменты. Часто практикую знакомство с новой темой на основе просмотра документальных фильмов. Особую роль отводит художественному слову. Проводит занятия по стихотворениям, рассказам, сказкам. Подбирает стихи, в которых описаны конкретные образы, готовые картинки. Конкретность и эмоциональность литературных образов способствует возникновению не только более четких представлений об окружающем, но и развивают у детей способность восприятия художественного слова и воплощение его в изобразительных работах. Это вызывает большой отклик у детей и интерес. Во время таких занятий дети задают вопросы, проводится беседа. Таким образом, происходит не просто передача знаний от взрослого к ребенку, а приобщение к поиску новых знаний, возникновение интереса.

Для организации мыслительной деятельности, поддержания интереса

включает в занятия инновационные методы работы: сказкотерапия, игротерапия, музыкотерапия.

Для достижения этой цели использует дидактические игры, направленные на художественно-эстетическое воспитание.

Для получения более высоких результатов в обучении и закреплении полученных знаний привлекает к совместной работе родителей. Процесс этот сложный, так как у родителей уже сформировано свое, чаще всего потребительское отношение. Переубедить, вызвать желание  – задача педагога. Добиться этого можно с помощью проведения анкетирования,  консультаций, участия в выставках и совместных выставках.

Таким образом, следуя всем вышеназванным задачам необходимо достичь определенного уровня знаний.

      К концу года дети должны знать и уметь:

- знать разные виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное и народное искусство;

-  называть основные выразительные средства;

-  вызвать эстетические суждения о произведениях искусства;

В рисовании;

-  создавать индивидуальные и коллективные рисунки, декоративные, предметные и сюжетные композиции на тему окружающей жизни, литературных произведений;

-  использовать в рисовании разные материалы и способы создания изображения;

В лепке:

- лепить различные предметы, передавая их форму, пропорции, позы и движение фигур; создавать сюжетные композиции;

- выполнять декоративные композиции способами налепа и рельефа;

- расписывать вылепленные изделия по мотивам народного искусства;

В аппликации:

- создавать изображения различных предметов, используя бумагу разной фактуры и усвоенные способы вырезания и обрывания; создавать сюжетные и декоративные композиции.

        Результаты, ожидаемые от реализации программы:

Результаты реализации программы можно считать те изменения, которые произошли с воспитанниками за время ее реализации.

-сформированность у детей элементарных навыков рисования, лепке, аппликации. Умение создавать небольшие сюжетные композиции, передовая пропорции, изображение предметов;

-  умение использовать цвета и их оттенки для создания выразительных образов, смешивание их для получения новых оттенков;

-  выраженный интерес детей к изобразительному искусству, художественному творчеству;

- в результате реабилитации.

-избавится от некоторых комплексов;

- повысится самооценка, появится уверенность в себе;

- сформируется эмоционально-положительный климат в детском коллективе.

                                                    Выводы:

На основе получаемых знаний у детей должна сформироваться  любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетическое  удовлетворение, но и помогает уберечь и защитить ребенка от того, что мешает ему нормально развиваться.

В творчестве ребенок отображает то, что его волнует, что для него важно. Таким образом, вся творческая деятельность ребенка является важным элементом его полноценного развития. Систематическая коррекционная работа по изодеятельности является непременным условием развития творческого воображения, а также предпосылок успешного овладения учебной деятельностью.

Чтобы добиться этого педагог сам должен иметь стойкую нравственную позицию. Педагог должен иметь максимум информации.

Наблюдая за детьми, беседуя с ними,  выявили, что  дети учатся сопереживать, сочувствовать, а главное – стараются сделать свой внутренний мир прекрасней. И пусть у нас нет стопроцентно высокого результата,  верим, что даже у одного ребенка сформируются творческие способности,  это тоже результат. Работа по художественно-эстетическому воспитанию – процесс трудоемкий и длительный. Поэтому, так важно заложить основы этой культуры как можно раньше и эффективнее.

 



Все статьи автора «natysa91»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: