УДК 37

ДЕЛОВАЯ ИГРА КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО ПОДХОДА К ВОСПИТАНИЮ И ОБУЧЕНИЮ

Газеева Алсу Фарсыевна
МАДОУ «Детский сад № 379» г.Казани, Республика Татарстан
педагог-психолог

Ключевые слова: воспитание, деловая игра, инновационный подход, обучение, педагогический потенциал


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Газеева А.Ф. Деловая игра как одно из средств развития педагогического потенциала в условиях инновационного подхода к воспитанию и обучению // Психология, социология и педагогика. 2013. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2013/01/1619 (дата обращения: 30.09.2017).

Инновационный процесс в образовании – процесс совершенствования образовательной практики, развития образовательных систем на основе нововведений (В. И. Загвязинский).[1] Он отражает формирование и развитие содержания и организации нового (Т. И. Шамова).[1]

Организация инновационного процесса состоит из множества аспектов и один из них – это работа с педагогическими кадрами.

Безусловно, личность педагога  оказывает огромное влияние на педагогический процесс в целом. Личность педагога может «озарить» жизнь воспитанников, но может и превратить ее в скучную обыденность. Общаясь с педагогами, длительное время проработавшими в дошкольных учреждениях, понимаешь насколько – это творческие и активные люди, но, к сожалению, это люди, подверженные и эмоциональному выгоранию, так как профессия требует интенсивного общения, разрешения конфликтных ситуаций. Думаю, перед психологом, работающим в педагогическом коллективе, особенно стремящемся к инновационным процессам, стоит очень важная задача – показать педагогам существующие психологические возможности раскрытия собственного профессионального творческого потенциала. Одним из эффективных средств развития педагогического потенциала   педагогов  являются деловые игры. Правильно подобранные деловые игры способствуют развитию сплочения педагогического  коллектива, а значит и  развитию потенциальных возможностей педагогов, но и педагогического коллектива в целом.

Деловая игра  помогает не только рассмотреть со стороны различные профессиональные педагогические ситуации, но и проиграть, прочувствовать их, активизировать  личностные и профессиональные ресурсы, развивать рефлексию, дает возможность отойти от стереотипов (путем проигрывания нескольких вариантов одной ситуации, подключить творческий поход) и привлечь педагогов к инновационным процессам, дать возможность им осознать себя не объектами, а субъектами инновационных процессов.

Деловые игры могут использоваться в процессе проведения педагогических советов, но могут стать и самостоятельной формы работы с педагогическим коллективом и проводится как тренинг.

Именно вариант такого занятия и будет мной описано в этой статье.

Цель:                                                                                           

- развитие педагогического потенциала, творческого профессионального подхода;

- активизация внутренних ресурсов;

-  обучение педагогов основам эффективного общения;

- овладение навыками различных техник эффективного общения, которые помогут в решении проблемных ситуаций, возникающих в профессиональной деятельности.

Ход занятия.

1.Приветствие.

Встать в круг и повернуться к коллеге и сказать комплимент. (Это упражнение позволяет снять напряжение и создать благоприятную эмоциональную обстановку в группе).

2.Эффективное общение.

Воспитатели по очереди высказывают свое мнение, что это такое. Психолог подводит итог и проговаривает, какие способы и техники эффективного общения может использовать педагог при решении проблемных ситуаций в работе с детьми ( примеры ситуаций приводят воспитатели), с коллегами, с родителями.

3. Техника активного слушания.

Цель техники: эмоциональная поддержка в проблемных ситуациях, а также демонстрация педагогом понимания внутренней ситуации ребенка, родителя, готовность принять ее.

4.Правила техники активного слушания.

- контакт глазами с собеседником( при общении с ребенком важно, чтобы глаза взрослого и ребенка находились на одном уровне;

- повтор услышанного от собеседника;

- «отзеркаливание эмоций»;

- «отзеркаливание позы» – копирование позы собеседника.

4.Работа с проблемными ситуациями.

Цель: понять, как можно использовать полученные знания.

Психолог обсуждает, как можно работать с возникающими разными проблемными ситуациями  в работе воспитателя.

1) Предлагается  ситуация, которую один педагог характеризует с позиции «хорошо», а другой — с позиции «плохо» ( например, в сложившемся детском коллективе появился новый ребенок, который тяжело адаптируется в коллективе).  Учитывается лёгкость и неординарность ответов.

2) Упражнение «Выйди из круга». Все участники встают в круг(их задание – не выпускать из круга коллегу),а один остается  в центре круга(его задачи – любым путем выйти из круга)  и пытается выйти из него.

3)Упражнение «Попроси игрушку». Участник просит игрушку, с которой очень хочет поиграть, но пока она у других «детей».

4) Проигрывание ролевых игр, направленное на создание доверия, взаимопонимания:

Упражнение «Сиамские близнецы». Воспитатели делятся на пары и  завязывают ноги (правая нога одного привязывается к левой ноге другого). После чего им необходимо несколько раз пройти по помещению. Затем происходит обсуждение игры (как чувствовали себя участники, как удавалось им договариваться и учитывать интересы партнера).

5)Упражнение «Качественные ресурсы некачественных предметов».

Ведущий предлагает перечислить как можно больше вариантов использования в работе с детьми следующих материал: газеты, пластиковой бутылки.

6) Проигрывание ситуаций из жизни.

Участникам  предлагается разыграть различные ситуации, характерные для детей, посещающих детский сад (сами участники могут предлагать ситуации) . Для этого можно разделиться на пары: ребенок – педагог. Каждая пара получает одну ситуацию  и разыгрывает ее, показывая реакцию воспитателя. Еще один вариант, когда несколько педагогов разыгрывает одну ситуацию, добавляя свои интонации, свои эмоции и свою реакцию, и по очереди и каждый педагог уже несколько раз отыгрывает эту ситуацию с «разными детьми».

Для разыгрывания предлагаются следующие высказывания детей:

- «Я хочу к маме…» (плачет) (решение проблем адаптации),

- «А Маша меня обижает …» (выход из конфликтных ситуаций)

- «Не хочу заниматься…Я буду играть в конструктор …»(ходит по группе во время общего занятия)

-  «Помогите мне переодеться на прогулку.  Я ничего не умею…»

Обратная связь( важна для рефлексии): что понравилось/ не понравилось, как чувствовали себя в тех или иных ситуациях, насколько было комфортно/некомфортно, какие впечатления. 

5.Упражнение «Мои ресурсы…»

Каждый участник получает лист бумаги, где ему предлагается записать для себя свои ресурсные качества и способности – «что у меня есть, чтобы эффективно  и успешно решать профессиональные ситуации».

6.Обратная связь по итогам проведения занятия.

Что понравилось/не понравилось, как чувствовали себя в тех или иных ситуациях, что нового узнали.


Библиографический список
  1. Глухова С.Г., к.п.н., доцент кафедры управления образования. Инновационный процесс в образовательном учреждении.        [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.wiki.iteach.ru…php/.
  2. Новикова Л.М., Самойлова И.В. Настольная книга школьного психолога.- М.: Эксмо, 2008.
  3. Маринская О. Использование методов РТВ и ТРИЗ в развитии коммуникативных навыков общения. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.trepsy.net› Деловые игры.


Все статьи автора «alsugazeeva»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: