УДК 159.9

ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДИКИ АНАЛИЗА ИНДИВИДУАЛЬНОГО МИФА С УЧАСТИЕМ НЕСКОЛЬКИХ ИСПЫТУЕМЫХ

Куимов Дмитрий Константинович
психолог, психоаналитик, г. Москва

Ключевые слова: методика анализа индивидуального мифа


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Куимов Д.К. Применения методики анализа индивидуального мифа с участием нескольких испытуемых // Психология, социология и педагогика. 2013. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2013/02/1723 (дата обращения: 27.05.2017).

Постановка проблемы

Мы планируем провести исследование с испытуемыми, которые не имеют содержательной самореализации. Это исследование – сочинение сказки по методике отечественных психологов С.Н. Некрасова и И.В. Возилкина. Сочинение сказки по данной методике, позволяет выявить жизненный сценарий и индивидуальный миф испытуемого, что имеет огромное значение для психотерапии. Это исследование, как мы надеемся, позволит получить более подробные данные о внутреннем мире испытуемых и их, может быть скрытых внутриличностных проблемах. Это, в свою очередь может расширить возможности для коррекционной работы с такими клиентами, а это уже практическое применение.

Новизна исследования состоит в том, что методика будет применена сразу к трем испытуемым, творческий процесс станет коллективным. С одной стороны, это позволит испытуемым легче преодолеть собственное волнение, быть более откровенными. С другой – получить более достоверные и полные данные. Ведь в таком случае, экспериментатор окажется «в меньшинстве». И вероятность «социально одобряемых» ответов снизится.

Основные понятия

В нашей работе мы будем использовать следующие понятия:

Самореализация формальная (внешняя) – неполное раскрытие потенциала личности, при котором человек не стремится к профессиональной творческой деятельности, ограничиваясь самоутверждением в общении с друзьями, развлечениях и пр. Важно отметить, что отобранные нами испытуемые с формальной самореализацией вообще не намерены получать какую-либо специальность в ближайшие годы.

Самореализация содержательная (внутренняя) – раскрытие творческих способностей личности в ходе успешной профессиональной деятельности, возможно с получением общественного признания в данной области.

 

Краткое описание методики

Феномен индивидуального мифа был впервые описан К.Г. Юнгом.

Анализируя мифологические пристрастия и фантазии людей, он пришел к выводу, что в них, как и в сновидениях проявляются архетипы бессознательного: образы Персоны, Эго, Анимы (Анимуса), Тени и Самости. Таким образом, мифологическое творчество конкретного индивида отражает те процессы, которые происходят в настоящий момент в его бессознательном и те отношения, которые в данный момент между архетипами существуют. Анализируя миф, сказку, как и сон, можно понять в каком направлении движется сам его автор: индивидуализации либо инфляции бессознательных и сознательных процессов.

Иными словами, миф можно назвать стойкой бессознательной установкой, которую сознание только рационализирует.

Последователи К.Г. Юнга разработали множество техник для работы с индивидуальными мифами. Одну из таких техник предлагают отечественные психологи С.Н. Некрасов и И.В Возилкин. В ней пациент должен самостоятельно придумать сказку в рамках своей культуры (русской).

Вот, что говорят сами авторы о своем методе: ” Наш способ исследования бессознательного имеет много общего с методикой “свободного рисования”, являющейся, кроме того, еще и активным методом психосинтеза.

Наш метод исходит из традиции структурного анализа мифов, который предложил в 20-е годы известный советский фольклорист В.Я. Пропп. Его структурно-типологический метод был разработан на материале волшебных сказок и повлиял на становление взглядов К. Леви-Строса.

Мы полегаем, что существуют три уровня анализа индивидуальных мифов. Первый уровень (условно назовем его сознательный) имеет место, когда сам пациент явно, открытым текстом указывает в сказке на свои желания и жизненный прогноз. Второй уровень выявляется при использовании трансакционного анализа и сценарного анализа. Третий уровень анализа достигается благодаря применению психоаналитических техник”.

При анализе сказки применяются методы символического толкования и элементы сценарного анализа”. (Некрасов С.Н., Возилкин И.В. Жизненные сценарии женщин и сексуальность. – Свердловск: Издательство Уральского университета, 1991. с.102).

Задачи исследования:

1). Сбор предварительной информации об испытуемых- беседы с целью выяснения следующих сведений:

-анкетные данные;

-взаимоотношения в семье и в кругу друзей;

-место работы и должность;

-степень удовлетворенности работой;

-профессиональные достижения;

-планы на будущее.

2). Ознакомление с профессиональной деятельностью испытуемых с целью уточнения полученных данных.

3) Исследование по методике С.Н. Некрасова и И.В. Возилкина мы предложим отобранным нами испытуемым с формальной самореализацией, сочинить сказку на произвольную тему. На заключительном этапе мы постараемся трактовать смысл полученной сказки с позиций юнгианства, используя соответствующие термины.

Характеристика испытуемых

1. К* Юлия Сергеевна. Год рождения – 1990 г. Родилась и воспитывалась в полной семье с высоким материальным уровнем. Взаимоотношения родителей хорошие. Юля – единственный ребенок в семье. По словам девушки с детства она росла послушной и заботливой дочерью. Училась на “4″ и “5″. После окончания школы Юля закончила курсы секретарей – референтов, но найти работу по специальности не смогла. Сейчас Юле 22 года, она работает контролером билетов на детских аттракционах. Каких-либо определенных планов по поводу своей будущей профессии у нее нет. Возможно, в этом году она попробует поступить в ВУЗ на факультет логопедии. Она собирается сделать это под воздействием уговоров мамы. Специальность логопеда Юле совсем не нравится, выбирала она ее потому, что “туда всех берут”. Учиться девушка не хочет, и в глубине души надеется не пройти конкурс.

Юля – веселая, общительная девушка. У нее много друзей и подруг, с которыми она с удовольствием проводит свободное время. Можно сказать, что формальная самореализация состоялась успешно.

2. Н* Наталья Леонидовна. Год рождения – 1989 г. Наташа родилась в благополучной обеспеченной семье. Росла и развивалась нормально. В школе училась на “4″ и “5″ (в старших классах – «чуть хуже»). С подросткового возраста девушка полюбила театральное искусство, мечтала стать актрисой или режиссером. По окончании школы пыталась поступить на актерские факультеты нескольких московских ВУЗов, но не прошла конкурсный отбор. После этого работала в коммерческой фирме реализатором косметики, но быстро “охладела” к бизнесу и уволилась. С 2007 г. Наташа состоит в “клубе любителей театра”, члены которого могут бесплатно посещать спектакли ряда московских театров, куда она с удовольствием ходит. С 2009 г. по настоящее время Наталья работает в Российском Молодежном театре в должности контролера билетов. Этот театр девушке очень нравится, некоторые спектакли она смотрела по много раз. Работой она в принципе довольна: хотя оклад у нее и небольшой, девушка с восторгом общается в актерских кругах. Это придает ее жизни, как она утверждает, “полноту и динамизм”, “без театра ей было бы очень скучно”, – говорит Наташа. В своем обозримом будущем она не предполагает каких-то значительных перемен в работе и личной жизни. Материально девушка пока зависит от родителей, что ее очень тяготит.

3. Е* Екатерина Дмитриевна. Год рождения – 1994 г. Воспитывалась в полной семье с низким материальным уровнем. Семья благополучная, конфликты в ней крайне редки. У Кати есть младшая сестра, которой сейчас 12 лет. В начальной школе Катя училась на “4″ и “5″, затем ее успеваемость стала снижаться, и в 10 классе в ее оценках преобладали “тройки”. Девушка объясняет это тем, что у родителей не хватало времени на занятия с ней, и интерес к учебе у нее пропал из-за высокой сложности предметов.

После окончания школы Катя поступила в железнодорожный техникум, закончив который получила специальность продавца билетов.

Работать в этой должности она не смогла из-за больших стрессовых нагрузок (конфликты с покупателями).

В настоящее время Катя работает в районной стоматологической клинике, в должности гардеробщицы. Работа ее не устраивает вследствие однообразия и низкой заработной платы, но никаких других перспектив для себя в данный момент она не видит. Поступать в ВУЗ девушка не собирается.

Проведение исследования

Авторы методики по каким-то причинам не используют юнговскую терминологию и не обозначают конкретные архетипы. Поэтому, отмечая проективность полученной сказки, они пытаются в толковании напрямую увидеть скрытые бессознательные мотивы испытуемого. Жаль, что остается за кадром, какой же части бессознательного принадлежат эти мотивы.

Несмотря на это, данная методика, безусловно, очень интересна. Ее мы и решили взять за основу своего эксперимента, сопроводив юнговским толкованием.

Поскольку в нашем исследовании подобралось несколько лиц с формальной реализацией, мы рискнули провести процедуру коллективного миротворчества, предположив, что индивидуальные миры испытуемых, если и не совпадают, то, во всяком случае, не противоречат друг другу. Чтобы облегчить испытуемым задачу, мы вначале предъявили им пейзаж с изображением лесного озера и избушки в глуши. Напомним, что все испытуемые (Катя, Юля, Наташа) от 18 до 23 лет имеют среднее образование и смутные планы на будущее.

Как только мы задали вопрос: «Кто живет в избушке?» – испытуемые хором ответили – «принцесса» и сочинение началось. Мы периодически уточняли детали сюжета, и вот какая история возникла:

“Принцесса живет одна в глухом лесу. Ее туда в младенчестве подкинули родители, поскольку она была нежеланным ребенком. Затем ее вырастил и воспитал некто Троллик (мультипликационный персонаж – неопрятный, занудный и внешне отталкивающий). Троллик ее безответно любит и поэтому заботится о ней: колет дрова и т.д. Живет он отдельно в шалаше в лесу и принцессу не привлекает. Однако, она принимает его помощь в быту (образ отца). Принцесса живет в ожидании своего принца, которого сможет полюбить. А он ищет ее повсюду и совершает подвиг. В лесу, где она живет, нет чудовищ и опасных животных, их распугал Троллик – изобрел оружие. Так, что под его защитой принцессе ничто не угрожает, и, когда скучно, она читает интересные книги.

Развязка сказки такова – появляется принц, который увозит принцессу в свой большой дворец. А, сжалившись над Тролликом, она забирает его и содержит при дворце в избушке”.

Обсуждение результатов исследования

Согласно медики толкования мифов С.Н. Некрасова и И.В. Возилкина, можно ограничиться следующим выводом: налицо инфантильная, иждивенческая позиция, связанная с ожиданием опеки и заботы вначале от отца, а затем от мужа. Моральный долг перед отцом искупается в будущем (также за счет мужа).

Рассматривая данный миф, используя терминологию Юнга, видим: ярко выраженная и доминирующая Персона ждет встречи с Анимусом, который с трудом пробирается к ней (т.к. она пассивна). Эго (Троллик) всячески защищает Персону от любых вторжений бессознательного: образа тени надолго запуганы его оружием. Образ Самости – дворец далек и условен, но при его достижении поменяется и роль Эго. Основная черта Перосоны – пассивность и изолированность от теневых сторон. Таким образом, как первый, так и второй этапы индивидуализации: осознание (интеграция) Тени и осознание (коррекция) Персоны в настоящий момент маловероятны. Происходит процесс психической инфляции, к личностному росту девушки, к сожалению, пока не готовы.

Выводы

Сочинение сказки по методике отечественных психологов С.Н. Некрасова и И.В. Возилкина может быть успешно проведено с участием нескольких испытуемых. Важное условие для этого – сходство их жизненных установок и социального положения. Такое исследование позволяет (при условии верного толкования) выявить жизненный сценарий и индивидуальный миф испытуемого, что имеет огромное значение для психотерапии. Можно предположить, что проведение данного исследования в предварительно сформированных группах, позволит получить наиболее полную и достоверную информацию, нежели беседа в индивидуальном порядке. Дополнение толкования сказки и анализ жизненного сценария в юнгианской трактовке, позволяет точнее и глубже пояснить специфику индивидуального мифа.


Библиографический список
  1. Некрасов С.Н., Возилкин И.В. Жизненные сценарии женщин и сексуальность. – Свердловск: Издательство Уральского университета, 1991. – 164с.
  2. Анкудинова П.Е. Использование эксперимента в практической психологии. “Вопросы психологии”, 1966. – 98с.
  3. Барт Р. Мифологии. – М.: Изд-во имени Сабашниковых, 1996. – 312с.
  4. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. – СПб.: “Питер”, 2000. – 507с.
  5. Калинина Н.Ф., Тимощук И.Г. Основы юнгианского анализа сновидений. – М.: “Рефл-бук”, “Ваклер” 1996. – 277с.
  6. Кон И.С. Социология личности. – М.: “Знание” 1966. – 220с.
  7. Психоанализ и науки о человеке / ред. Н.С. Автономова. – М.: “Прогресс”, 1995. – 416с.
  8. Юнг К.Г. Аналитическая психология. – М.: “Мартис”, 1995. – 309с.
  9. Юнг К.Г. Архетип и символ. – М.: «Ренессанс», 1991. – 304с.


Все статьи автора «Дмитрий Куимов»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: