УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ С РАЗНЫМИ СТИЛЯМИ ВОСПИТАНИЯ

Ильенко Е.П.

Ключевые слова: воспитание, самоотношение подростков


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Ильенко Е.П. Особенности самоотношения подростков из семей с разными стилями воспитания // Психология, социология и педагогика. 2013. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2013/02/1791 (дата обращения: 28.05.2017).

В нашей работе мы рассмотрели подходы отечественных и зарубежных психологов к определению проблемы самоотношения подростков и их воспитания в семьях. Проблемами взаимоотношений родителей и детей занимались многие авторы: А.Г. Ковалев, Б. Леви, В.Л. Титаренко, Н. Кон, а также зарубежные: Я. Корчак, Д. Спок, К. Росс, В. Сатир, А. Дела Торе. Большую ценность в этом плане представляют работы наших классиков: Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.С. Спиваковской, Л.И.Божович, А.В. Добрович, А.А. Бодалева, которые отразили общие закономерности психологического развития ребенка, природу детства и его периодизацию. Кроме того, в отечественной науке и практике детско-родительские взаимоотношения изучали: А. Я. Варга, В. В. Столин, А. С. Спиваковская.
Анализ литературы показывает, что самоотношение подростков определяют как центральное образование личности, которое в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. Анализируя содержание компонентов самоотношения мы опирались на предложение В. В. Столина рассматривать этот феномен как многомерную систему, измерения которой наиболее существенно характеризуют самоотношение как чувство в адрес собственного Я.
Таким образом, мы сформулировали проблему нашего исследования: каковы особенности самоотношения подростков из семей с разными стилями воспитания?
Цель заключается в следующем – изучить особенности самоотношения подростков из семей с разными стилями воспитания. Исходя из этого, объект исследования – самоотношение подростка; предмет – особенности самоотношения подростков из семей с разными стилями воспитания.
В качестве гипотезы мы предположили, что между стилем семейного воспитания и характеристиками самоотношения подростков существует связь. В частности, подростки, воспитывающиеся родителями с идентичным стилем воспитания обладают такими характеристиками самоотношения как открытость, самоценность; из семей, стиль в которых у родителей отличается – самоуверенность, самопринятие. Для подростков из неполных семей, наиболее характерна такая черта самоотношения как внутренняя конфликтность.
Исследование организовано на базе МОУ СОШ № 40, г. Белгорода. Выборку составили учащиеся 8-9х классов в количестве 78 человек и их родители в количестве 136 человек.
Для реализации нашей цели мы использовали комплекс методов, применение которых определялось спецификой предмета и задач исследования: организационные методы, эмпирические, методы обработки данных, интерпретационные методы.
В качестве основных диагностических процедур, в соответствии с задачами исследования, использовали следующие методики:
1. «Методика исследования самоотношения» (МИС), автор Пантилеев С.Р. (3, 115)
2. «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ), автор Эйдемиллер Э.Г. и Юстицкис В.В. (3, 142)
На первом этапе нашего исследования, мы изучили характеристики самоотношения подростков.
Для того чтобы увидеть структуру самоотношения подростков нашей выборки, а также выраженность отдельных компонентов самоотношения, мы выделили три группы по каждой характеристике самоотношения: высокие, средние и низкие показатели.
По всем характеристикам самоотношения преобладают средние показатели. Низкие значения встречаются крайне редко. Анализируя полученные данные, мы можем отметить, что чёткие характеристики самоотношения подростков нашей выборки выделить сложно. Это свидетельствует о том, что подросткам сложно выделить наиболее яркие черты отношения к себе, так как все характеристики самоотношения, выделенные С.Р. Пантилеевым встречаются одинаково часто, при этом одновременно самоотношение подростков включает в себя разнонаправленные характеристики, что говорит о противоречивости, неустойчивости самоотношения подростков. То есть можно сказать, что процесс формирования самоотношения находится на этапе становления, или самоотношение подростков ещё не сформировано.
Затем, согласно задачам нашего исследования, мы выделили три группы для того, что бы изучить особенности семейного воспитания:

• семьи, в которых стиль воспитания у родителей совпадает;

• семьи, стиль воспитания в которых у родителей различен;

• неполные семьи.

Рассмотрим подробнее, какие стили воспитания преобладают в данных группах и, соответственно, какие показатели самоотношения подростков являются доминирующими.
Охарактеризовав доминирующие стили воспитания в семьях подростков установили, что более половины родителей нашей выборки склонны использовать минимальность санкций. Данный стиль диагностируется у 55 % респондентов. Эти родители предпочитают обходиться либо вовсе без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они уповают на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний. Так же большой процент испытуемых практикуют гиперпротекцию как стиль семейного воспитания. Наличие характерных качеств диагностируется у 42% родителей выборки. При гиперпротекции родители уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, и воспитание его стало центральным делом их жизни.
Для того, что бы установить, имеются ли статистически значимые связи в показателях самоотношения подростков из семей разными стилями воспитания мы использовали метод Спирмена.
Наиболее тесная достоверная связь обнаружена по характеристике самоотношения «Открытость» в неполных семьях и семьях с идентичным стилем воспитания ρ=0,766. В этой же подгруппе тесная связь наблюдается по показателю «Саморуководство» ρ=0,647. Судя по этим данным, мы можем утверждать, что данные характеристики самоотношения подростков в неполных семьях и семьях, в которых родители согласованы в отношении стиля воспитания не отличаются.
Между группой семей с идентичным стилем воспитания у родителей и семьями с неидентичным стилем наблюдаем статистически значимую связь по характеристике «Самопринятие» ρ=-0,731. Кроме того, связь в данной группе наблюдается по значению самоотношения «Конфликтность» ρ=-0,612. Связь обратная, это говорит о том, что эти характеристики самоотношения подростков отличают группы семей с идентичным и не идентичным стилями воспитания.
Тот факт, что в 1 группе обнаружены статистически значимые прямые связи, а в группе 2 – обратные статистически значимые связи, и то, что в 3 группе таких связей не обнаружено еще раз доказывает, что согласованность стиля семейного воспитания формирует одни характеристики; а рассогласованность, неидентичность стиля семейного воспитания у родителей ведет к яркой выраженности внутренней конфликтности у подростка.


Библиографический список
  1. Возрастная и педагогическая психология /Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б. и др./ Под ред. Петровского, 2-е издание, 1979г.
  2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. М.: Изд-во УРАО, 1999.
  3. Основы психологии: Практикум (под ред. Столяренко), Феникс, 2000г., 565 стр.
  4. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Психология, Москва, 2000г., 512стр.
  5. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики, М., 1972г.


Все статьи автора «evgenia.ilienko»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: