УДК 371. 011

ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Николаева Н.А.1, Муртазина И.А.2
1Оренбургский государственный педагогический университет, кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии
2Оренбургский государственный педагогический университет, студентка факультета психологии

Аннотация
Данная статья посвящена обзору проблем молодежного экстремизма в России и Оренбуржье. Авторы приходят к заключению, что в старшем подростковом возрасте учащиеся наиболее сильно подвержены влиянию экстремистской идеологии, и предлагают некоторые рекомендации по коррекции экстремистского сознания и поведения молодежи.

Ключевые слова: гражданственность, молодежь, образовательная среда, патриотизм, подросток, экстремизм


Рубрика: Общая рубрика

Библиографическая ссылка на статью:
Николаева Н.А., Муртазина И.А. Проблемы молодежного экстремизма в образовательной среде // Психология, социология и педагогика. 2013. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2013/04/2119 (дата обращения: 29.09.2017).

Проблемы современного отечественного образования являются предметом нескончаемых дискуссий и дебатов, не только в средствах массовой информации, но и в общественных и государственных структурах. Радикальные социальные, политические и экономические перемены в стране и мире затрагивают и усложняют условия общественной жизни каждого человека, изменяют социокультурную ситуацию, влияющую на становление и развитие личности.

Так середины 80-х гг. XX века в России произошли значительные политические, экономические и социальные преобразования, которые оказали существенное влияние на появление в стране новых молодежных течений, движений и группировок.

Некоторые из них, возникшие в самом начале прошлого века как спонтанные, музыкальные или другие субкультурные сообщества, постепенно переродились в хорошо организованные агрессивные группировки. В начале 90-х гг. XX века они уже стали носить явно экстремистский характер, все более прогрессируя в этом направлении [3, с. 75].

В настоящее время тема экстремизма является чрезвычайно актуальной, особенно для полиэтнических и поликонфессиональных регионов нашей страны. В этой связи можно особо выделить Оренбуржье, на территории которого по последним данным проживают представители более 120 этнических групп [6, с. 6].

В России ежегодно совершается несколько сотен нападений и десятки убийств на почве этнической ненависти. Для того, чтобы  представить себе масштабы проблемы организованного насилия  на   почве  этнической вражды и  расовой   ненависти  достаточно взглянуть на статистику по материалам мониторинга Московского бюро по правам человека. За 2009 г. более  60 человек разных национальностей, в том числе и русских, были убиты и  более  250 пострадали [7, с. 12].

Существует ряд особенностей, характерных для современного российского экстремизма:

1. Членами неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности нередко становятся несовершеннолетние лица в возрасте 14 – 18 лет недавно окончившие школу. Именно этот возраст является наиболее оптимальным для «впитывания» радикальных националистических, ксенофобских и экстремистских идей.

2. Активное участие молодежи в возрасте от 14 до 30 лет в организованных массовых экстремистских акциях и их объединение в неформальные молодежные организации (группировки) экстремистско-националистической направленности и экстремистские сообщества.

Заметим также, что подростки все чаще выступают не только в качестве исполнителей, но и организаторов (главарей) молодежных экстремистских организаций (группировок) [2, с. 26]. Но так было не всегда.

Молодежный экстремизм как массовое явление начал проявлять себя лишь в последнее десятилетие нашей жизни.

Стоит задаться вопросом: почему у  молодежи сегодня возникают столь радикальные, экстремистские мысли?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо остановиться на том, что представляет собой подростковый возраст, с точки зрения процесса психосоциального становления, роста и развития личности в указанный период.

Для  молодежи  привлекательны такие установки, как жертвенность, романтика риска, возможность самоутвердиться, почувствовать себя “спасителем человечества”, и именно этого помогает добиться экстремистская деятельность, дающая столь важную для подрастающего поколения собственную, хотя и  «иллюзорную» значимость [5, с. 383].

Но не стоит забывать о том, что по мере формирования, таких новообразований, как потребность в самоутверждении и большей социальной активности, развиваются гражданские и патриотические чувства, которым, на наш взгляд, в последнее время не уделяется должного внимания, хотя именно гражданственность и патриотизм являются достойной альтернативой экстремизму.

Как уже было сказано, особенности психического развития подростка создают благоприятные предпосылки для ориентации на ценности гражданина и патриота. В них зарождается потребность анализировать и обобщать факты и явления, вырабатывать собственные взгляды на окружающую действительность, на нравственные требования и оценки. Интересы подростков становятся более устойчивыми, разнообразными, связанными с их деятельностным отношением к окружающему, выраженной потребностью участвовать во всех видах деятельности. Гражданская и патриотическая деятельность в связи с этим вызывает у них интерес [5, с. 24]. Однако, на сегодняшний день, в условиях общего падения культуры, отсутствия должного уровня духовного, гражданского, интернационального воспитания, современное российское общество, по нашему мнению, не в состоянии повсеместно предложить подрастающему поколению активное участие в гражданской и патриотической деятельности.

Кроме того, распространение этнического экстремизма и ксенофобии среди молодёжи Оренбуржья осложняется и рядом следующих обстоятельств: во-первых, приграничное расположение Оренбургской области ведёт к притоку дешёвых трудовых ресурсов из-за рубежа. В результате чего происходит некая конкурентная «борьба» за рабочие места, что естественно не способствует спокойной обстановке. Во-вторых, одним из условий развития противоправной деятельности может являться низкий уровень социально-экономического  развития приграничных районов [1, с. 8].

Таким образом, сложное положение  молодежи  в современном обществе, бескомпромиссность, свойственная этой возрастной и недостатки государственной молодежной политики России делает  экстремизм  молодежным явлением.

Министр культуры, общественных и внешних связей Оренбургской области Виктор Александрович Шориков (19 апреля2012 г.) озвучил результаты этнографического мониторинга, проведенного в области, согласно которому, по сравнению с2011 г., наблюдается некоторое снижение уровня этнической толерантности и увеличение количества экстремистки настроенной молодежи [8, с. 1]. В связи с чем, актуальным становится изучение уровня экстремистского сознания и поведения в среде обучающихся образовательных учреждений.

Поэтому целью нашего исследования стало определение уровня экстремистского сознания и поведения в образовательной среде колледжа. Эмпирическое исследование было проведено на  базе ГБОУ СГО «Оренбургский государственный колледж» г. Оренбурга в период с марта по апрель 2012  г.

Респондентами выступали учащиеся первого курса в возрасте от 15 до 17 лет в количестве 150 человек.

Исследование проводилось методом анкетного опроса. В качестве квотных признаков выступали: место жительства, пол и возраст учащихся.

Поскольку лишь незначительное число молодых людей включено в деятельность молодежных организаций экстремистского характера (их доля на сегодняшний день составляет менее 1 %), то полученные результаты позволяют утверждать, что в настоящее время состояние межэтнических отношений в «ОГК» не относится к числу наиболее острых проблем данного образовательного учреждения. Однако, несмотря на незначительную долю молодых людей в той или иной мере вовлечённых в экстремистские действия, были выявлены некоторые особенности молодёжного сознания, которые, не являясь экстремистскими по своей  сути, формируют предрасположенность к экстремизму и ксенофобии, так как содержат ряд установок, предрасполагающих к восприятию экстремистских мифов.

К примеру, на вопрос «есть ли нации с представителями которых Вы стараетесь не общаться?» более 30% учащихся ответили «таких наций немного, но они есть». В то же время 38% респондентов утвердительно ответили на вопрос о том, проявляли ли они нетерпимость к представителям другой нации или же веры, будь-то на словах, в мыслях или же на деле.

Так же, несмотря на спокойную обстановку в сфере межнациональных отношений в образовательном учреждении, более 20% опрошенных заявили, что сталкивались с проявлениями национальной нетерпимости. При чём, 34% респондентов отметили, что чаще всего встречались с неуважением к культуре или  обычаям своей национальности на улице, в общественных местах или  в школе. Это может свидетельствовать о распространенности бытового национализма.

Вместе с тем, результаты опроса показали, что уровень информированности и компетентности учащихся в вопросах экстремизма достаточно низкий, так к признакам экстремизма только 26% респондентов отнесли терроризм, менее 9% отметили возбуждение национальной и религиозной розни. Конституциональные же признаки экстремизма, такие  как нарушение целостности России и насильственное изменение основ конституционного строя отметили лишь 12%  опрошенных.

В целом полученные результаты подтверждают, что учащиеся «ОГК» в сфере межнациональных отношений  в достаточной мере толерантны и в своём большинстве сдержанно позитивно относятся к взаимодействию с представителями некоренной национальности в различных сферах общественной жизни. Тем не менее, низкая информированность и компетентность учащихся в вопросах экстремизма и распространенность бытового национализма могут  говорить о недостаточном внимании  к проблеме работы с молодежью в направлении профилактики экстремизма и формирования толерантного сознания.

Характерной особенностью современного этапа развития российского общества является значительный рост интереса к проблемам воспитания не только среди педагогов, но и широкой общественности. Стало очевидным, что решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, научного мировоззрения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважении к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России.

Важным направлением профилактики терроризма и экстремизма является создание единого информационного пространства для распространения идей толерантности, гражданской солидарности, уважения к другим народам, культурам, религиям. И особое внимание здесь должно быть уделено молодежи, так как довольно часто фиксируются случаи  насилия и агрессии в стенах общеобразовательных учреждений.

Отсутствие массовых проявлений экстремистского характера в молодёжной среде в Оренбургской области на сегодняшний день – свидетельствует об успешности предпринимаемой профилактической работы. Вместе с тем, текущие социально-экономические, миграционные, общественно-политические процессы и их возможные последствия ставят перед органами государственной власти и местного самоуправления,  новые задачи, которые необходимо решать и в рамках деятельности по профилактике экстремизма в молодёжной среде.


Библиографический список
  1. Амелин В.В. Научная деятельность по изучению этнической истории и этнографии народов Оренбуржья // Этнокультурная мозаика Оренбуржья, № 3. – 2005. С. 7 – 10.
  2. Бааль Н.Б. Молодежные экстремистские организации в России. – «История государства и права», издательская группа «Юрист», № 11, 2007. (0,3 п.л.)
  3. Бабинцев В.П., Заливанский Б.В., Самохвалова Е.В. Этнический экстремизм в молодёжной среде: диагностика и перспективы преодоления. // Мир России №1. –  2011. С. 74 – 87.
  4. Обухова Л.Ф.  Возрастная психология: учебник для вузов.- М.: Высшее образование; МГППУ, 2007. – 460 с.
  5. Основы военно-патриотического воспитания: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Преподаватель начального военного обучения и физического воспитания» Под ред. Средина Г.В. – М.: Просвещение, 1988. – 192 с.
  6. Региональная этнокультурная политика, межэтнические и этнокофессиональные отношения в Оренбуржье. Ежегодный доклад, 2011 год. Оренбург, 2011. С. 6.
  7. Тощенко Ж.Т. Фантомы общественного сознания и поведения. // Социологические исследования № 12. –  2009.  С. 3 – 15
  8. Пресс-служба Губернатора и Правительства Оренбургской области. Электронный ресурс: http://orinfo.ru/n/60984


Все статьи автора «MariaBagmet»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: