УДК 372.87

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

Грицай Людмила Александровна
Рязанский заочный институт (филиал) Московского государственного университета культуры и искусств
кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики

Аннотация
Автор рассматривает актуальную проблему современного образовательного процесса в вузе: становление эстетической культуры будущих учителей. Обосновываются психолого-педагогические особенности данного процесса, рассматриваются перспективы становления эстетической культуры будущих учителей как основы их профессионального потенциала.

Ключевые слова: будущие учителя, педагогическое образование в вузе., эстетическая культура


PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF FORMATION AESTHETIC CULTURE OF THE FUTURE TEACHERS

Gritsai Lyudmila Alexandrovna
Correspondence Ryazan institute (branch) of Moscow State University of Culture and the Arts
PhD, Senior Lecturer, Department of Psychology and Pedagogy

Abstract
The author examines the challenges of the modern educational process in high school: the emergence of aesthetic culture of future teachers. Settle psycho-pedagogical features of this process are discussed prospects of becoming aesthetic culture of future teachers as the basis of their professional potential.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Грицай Л.А. Психолого-педагогические аспекты становления эстетической культуры будущих учителей // Психология, социология и педагогика. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2013/05/2206 (дата обращения: 28.05.2017).

В последние десятилетия в научной литературе достаточно широко обсуждается вопрос о профессиональном становлении личности. Данный факт объясняется многими причинами, главной из которых мы считаем потребность современного «информационного» общества в новом типе специалистов, обладающих развитыми профессиональными компетенциями. Качество профессионального образования во многом определяет развитие общества в целом, поэтому именно этот этап образовательной системы вызывает пристальный интерес у исследователей. Многие из них с прискорбием отмечают тот факт, что в настоящее время происходит углубление противоречий между требованиями, предъявляемыми к личности и деятельности специалистов, и фактическим уровнем готовности выпускников средних и высших учебных заведений к выполнению ими своих профессиональных обязанностей.

Не обошли стороной эти проблемы и педагогическую профессию, как полагает В.А. Сластёнин, технократический подход в педагогическом образовании последних десятилетий XX столетия вызвал «отчуждение учителя от общества и национальных культур, от школы и ученика» [1, с. 59]. Следствием этого стало резкое снижение социального статуса учительства, престижа и ценностной значимости самой профессии. Все это привело к необходимости новых подходов к профессиональной подготовке будущих педагогов в образовательном пространстве вуза. Данные инновационные подходы связаны с обновлением структуры и содержания образования, заключающейся в создании единого образовательно-воспитательного пространства вуза.

Новая модель образовательно-воспитательной деятельности активно осваивается многими российскими университетами, среди них – Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, в котором на основе гуманистического, личностно ориентированного, культурологического, системно-деятельностного подходов была разработана концепция целостной образовательно-воспитательной системы, включающая в себя следующие компоненты:

  1. Единство и целостность образования и воспитания, создающие внешние и внутренние условия для развития и саморазвития человека в процессе освоения им ценностей культуры.
  2. Гуманистические приоритеты образовательно-воспитательной деятельности.
  3. Культурологическая направленность системы воспитательной работы.
  4. Личностно ориентированное воспитание и образование.
  5. Профессионализм и творчество преподавателя.
  6. Педагогика успеха как условие личностных и профессиональных достижений будущих учителей [2, с. 108-109].

Как мы можем отметить, перечисленные компоненты направлены не только на формирование у студентов определенного комплекса знаний, но и на развитие их личностных качеств, эмоционально-нравственной, эстетической сферы. Ведь сам процесс образования – это формирование облика Человека в самом себе, складывающегося под влиянием духовных ценностей культуры.

Эстетическое воспитание всегда было одним из важнейших компонентов духовного развития личности, способствующим становлению его творческого потенциала, «формированию и развитию эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания и соответствующей ему деятельности под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов и явлений реальности» [3, с. 625] и, конечно же, становлению базовой культуры личности (О.С. Газман, В.А. Сластёнин) в целостном педагогическом процессе.

В современной научной педагогической литературе существует множество определений данного феномена, но мы, опираясь на труды виднейших исследователей в этой области (Э.А. Верба, М.С. Кагана, Л.П. Печко, Н.И. Киященко), предлагаем определять эстетическую культуру личности как интегральную философскую категорию, обладающую положительной семантикой, содержательной и сущностной стороной. И если в содержание эстетической культуры входят эстетические знания, переживания, суждения, оценки, ценности, нормы и идеалы поведения, эстетическое сознание, вкус и творческие способности, то сущностный аспект заключается в определении исходного начала, источника изучения. Таким исходным началом, на наш взгляд, является творческая эстетическая деятельность человечества по созданию прекрасного в жизни и осмыслению его, присущая людям с давних времен и не умирающая до сих пор.

Работа по созданию предпосылок для становления эстетической культуры студентов предполагает систематизированное представление о том, из чего слагается эта культура, какие психологические процессы лежат в ее основе, какие эстетические факторы влияют на личность. В этом случае, процесс становления эстетической культуры основывается на организации определенных педагогических условий, направленных на развитие целостной, гармоничной и творчески активной личности. Этот процесс может быть рассмотрен как поступательное развитие некой системы взаимообусловленных компонентов. Подобными условиями может стать эстетизация образовательной среды, организация творческой личностной и коллективно значимой деятельности, формирование системы ценностей, нравственных императивов, атмосферы эмоционального благополучия и профессионального успеха, содействие развитию связей между вузом и школой, вузом и учреждениями культуры. Реализация условий требует определение системы средств, способствующих эстетическому становлению личности. Среди них мы можем выделить: учебный потенциал предметов общекультурного цикла, активные формы учебных занятий, курс по выбору «Основы эстетической культуры», проведение занятий на базе социокультурных учреждений (театров, музеев и др.), выполнение студентами научных и творческих исследований в области эстетического воспитания, работа в школах и детских центрах по организации досуга детей, проведение детского городского праздника, участие в конкурсе профессионального мастерства.

Перечисленные педагогические условия и средства входят в содержание общекультурного блока многоуровневой структуры педагогического образования, обоснованного в работах В.А. Сластёнина и И.Ф. Исаева [1]. Данный блок, включающий в себя 25 % учебного времени, призван обеспечить развитие мировоззрения учителя, жизненное и профессиональное самоопределение, понимание им сущностных характеристик мира культуры.

Таким образом, мы предлагаем рассматривать становление эстетической культуры будущих учителей как одно из важнейших направлений работы современной образовательно-воспитательной системы вуза. С одной стороны, этот процесс напрямую связан с учебно-воспитательными задачами, которые ставит перед собою профессиональное образование, а с другой – он предусматривает свободный выбор студентов, ориентацию их на педагогическую деятельность, творческий компонент в обучении, возможный при проведении коллективно-творческих мероприятий с детьми, а также при посещении учреждений культуры: музеев, театров, художественных выставок.

Именно на этой основе нами была разработана концептуальная модель становления эстетической культуры будущих учителей, предусматривающая учебную и практическую виды деятельности. Стержнеобразующим содержанием данной модели является именно практическая педагогическая деятельность студентов, позволяющая им почувствовать интерес к общению с детьми, осознать свои возможности в профессиональной деятельности, развить ценностные ориентации и личностные качества.

Широко известен научный тезис о том, что в деле образования только учитель с высокоразвитыми личностными качествами может воспитать гармонично сформированную личность ученика. Процесс воспитания часто сравнивают с искусством. «Трудно переоценить роль личности учителя, его духовного облика в пробуждении и развитии способностей, наклонностей, талантов ученика» [4, с. 105], – писал В.А. Сухомлинский. В идеальном понимании учитель был и остается для своих учеников воплощением образца поведения. Через общение, взаимодействие с таким учителем дети принимают и стремятся воплотить в своей жизни его нормы и ценности поведения, личностные качества. Учитель с высокоразвитой эстетической культурой способен воспитать ее и в своих учениках. А это очень важное качество личности, в определении значения которого вспоминаются слова академика Д.С. Лихачева, сказанные им в адрес искусства:«Искусство освещает и одновременно освящает жизнь человека, она делает его добрее, а следовательно, и счастливее» [5, с. 80].

По нашему мнению, эстетическая культура является важнейшим компонентом общей педагогической культуры учителя [6].

 


Библиографический список
  1. Сластёнин В.А. Педагогика / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М. : Школьная пресса, 2004.
  2. Гребенкина Л.К. Воспитательный потенциал вуза в профессиональном становлении личности / Л.К. Гребенкина, Н.А. Жокина // Известия Российской академии образования. № 1. 2005. С. 108–109.
  3. Печко Л.П. Эстетическое воспитание / Российская педагогическая энциклопедия. М. Т. 2.
  4. Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1988.
  5. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М., 1985.
  6. Грицай Л.А Формирование эстетической культуры учащихся в современных условиях: дисс. … канд. пед. наук. Рязань, 2008.


Все статьи автора «Грицай Людмила Александровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: