УДК 378

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ВОЕННОМ УЧИЛИЩЕ

Гумелёв Василий Юрьевич1, Пархоменко Александр Викторович2, Юшин Виктор Сергеевич3
1Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) имени генерала армии В.Ф. Маргелова, канд. техн. наук
2Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) имени генерала армии В.Ф. Маргелова, доцент
3Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) имени генерала армии В.Ф. Маргелова, заведующий методическим кабинетом

Аннотация
В статье рассмотрены особенности обучения курсантов в военном высшем учебном заведении, в том числе связанные с обучением по индивидуальным планам.

Ключевые слова: военное училище, геополитика, индивидуальный план, курсант, обучение, офицерский корпус, профессионал


SOME FEATURES OF TRAINING IN A MILITARY SCHOOL

Gumelev Vasiliy Yuryevich1, Parhomenko Alexander Viktorovich2, Yushin Victor Sergeevich3
1Ryazan high airborne command school (the military institute) name of the General of the army V. Margelov, candidate of technical Sciences
2Ryazan high airborne command school (the military institute) name of the General of the army V. Margelov, associate professor
3Ryazan high airborne command school (the military institute) name of the General of the army V. Margelov, head of the methodical Cabinet

Abstract
The article considers the features of training of cadets in military higher educational institution, including related training according to the individual plans.

Keywords: a military school, cadet, geopolitics, individual plan, the officer corps, training


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В., Юшин В.С. Некоторые особенности обучения в военном училище // Психология, социология и педагогика. 2013. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2013/09/2442 (дата обращения: 26.05.2017).

В современном мире по-прежнему, как и за всю предыдущую историю человечества, только сила – военная сила – желательно подкрепленная развитой экономикой, способна решить те или иные противоречия, которые регулярно возникают в отношениях между различными государствами. Причем, зачастую, нет необходимости вступать в вооруженный конфликт или войну. Для отстаивания своих жизненно важных интересов стране достаточно иметь хорошо вооруженную и подготовленную армию, продемонстрировать ее боевые возможности и расчетливую решительность, основанную на ответственности государственного руководства перед народом.

Население Земли с каждым годом неуклонно растет. Поэтому в ближайшем будущем крайне вероятен простой и незатейливый дележ всех достаточно ограниченных ресурсов нашей планеты. При этом все так называемые общечеловеческие ценности и священные принципы демократии будут являться камуфляжем для наглой агрессии. Вооруженные Силы Российской Федерации должны быть полностью готовы к отстаиванию жизненных интересов многонационального великого российского народа.

Традиционно на протяжении многих столетий хребтом русской армии являлся и является им в наше время ее офицерский корпус. Великий русский ученый-кораблестроитель генерал-лейтенант по флоту Российской империи, начальник Морской академии (1919 – 1920 года) при Советской власти, лауреат Сталинской премии академик Алексей Николаевич Крылов (1863 – 1945 года) в своей работе [1] так определил фундамент качества учебной работы в военном училище:

«Постановка преподавания во всяком училище находится в самой тесной связи с условиями приема в это училище, ибо ими определяется степень подготовки и развития поступающих».

Проведенное недавно руководством страны повышение денежного довольствия военнослужащих серьезно способствует повышению престижа воинской службы. Высокое качество преподавательского состава училища также не вызывает никаких сомнений [2]. Но современные геополитические реалии постоянно требуют повышения качества обучения курсантов, будущих офицеров Российской армии.

Подготовка в военном училище высококвалифицированных профессионалов – офицеров ВДВ – процесс гораздо более сложный, чем подготовка специалистов для отраслей народного хозяйства в гражданских вузах. Кроме того, выпускник училища за пять лет обучения получает подготовку не только по специальности, определенной федеральными государственными образовательными стандартами, но и по военной специальности из перечня, определенного Министром обороны РФ.

Основные факторы, в ходе организации и осуществления образовательной деятельности военного вуза, формирующие из абитуриента, ставшего курсантом, офицера, представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Основные факторы, формирующие в ходе организации и осуществления образовательной деятельности из обучаемого (курсанта) офицера ВДВ

Следует отметить, что после принятия воинской присяги курсант становится военнослужащим и в связи с этим выполняет ряд специфических обязанностей и задач воинской службы. Вся служебная деятельность курсанта в течение суток жестко регламентирована требованиями воинских уставов. Также курсанты военного вуза могут привлекаться и привлекаются к ликвидации последствий стихийных бедствий, регулярно участвуют в различных мероприятиях государственного значения (например, курсанты РВВДКУ (ВИ) – в парадах войск Московского гарнизона на Красной площади).

Процесс воспитания в военном вузе должен отражать интересы военно-профессиональной подготовки. Воспитание курсанта проводится в ходе непрерывной воспитательной работы в вузе, как во время процесса обучения, так и при исполнении обязанностей воинской службы. Воспитательная работа осуществляется также в ходе ряда специальных мероприятий. Цель воспитательной работы проста и очевидна – за время обучения курсант должен стать не только военным специалистом, но и настоящим патриотом своей Родины. Даже для реализации этой благородной цели также требуется время.

Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что процесс обучения в военном вузе носит чрезвычайно интенсивный характер, так как имеет очень жестко ограниченный лимит времени. В стенах военного вуза обучение производится согласно основной образовательной программе в соответствии с утвержденным учебным планом. Учебный план должен быть стабильным и действовать по времени не меньше, чем полный срок подготовки офицеров по данной специальности. Но жизнь не стоит на месте и требования к выпускникам военных вузов постоянно повышаются. Поэтому, с целью подготовки высококвалифицированных специалистов для войск на основе утвержденного учебного плана вузом могут разрабатываться индивидуальные планы обучения курсантов. Эти индивидуальные планы должны быть рассмотрены на ученом совете и утверждены начальником училища.

Но при организации обучения отдельных курсантов согласно индивидуальному плану возникают серьезные противоречия. Суть этих противоречий в следующем: процесс обучения курсанта происходит в жестких условиях воинской службы. При этом все вопросы, связанные с основной образовательной программой, должны быть, безусловно, отработаны. Поэтому даже у самых подготовленных обучаемых может просто физически не хватать времени для углубленного получения знаний согласно индивидуальному плану обучения.

На кафедре эксплуатации вооружения и военной техники РВВДКУ (ВИ) все-таки нашли возможности ввести элементы индивидуального обучения наиболее подготовленных курсантов, имеющих четко выраженную личную мотивацию. Резерв времени для индивидуального обучения был найден при выполнении выпускной квалификационной работы (дипломной работы).

Так, например, курсанты (в настоящее время лейтенанты) Русецкий В.В. и Палутов Р.В., у которых руководителем выпускных квалификационных работ  был преподаватель кафедры эксплуатации вооружения и военной техники РВВДКУ (ВИ) Гумелёв В.Ю., в ходе выполнения своих выпускных работ углубленно изучили вопросы, связанные с эксплуатацией и устройством не только объекта военной техники, определенного основной образовательной программой. Они в своих работах также глубоко раскрыли ряд важных вопросов, связанные с эксплуатацией и устройством бронетранспортера БТР-80.

Русецкий В.В. над темой дипломной работы трудился с третьего курса обучения. Им было подано шестнадцать рационализаторских предложений, а также опубликовано порядка десятка статей в различных научных сборниках, в том числе в научно-практическом журнале «Современная техника и технологии» (в номерах журнала за февраль и март 2013 года). Русецкий В.В. заслуженно получил при защите выпускной квалификационной работы отличную оценку, а по итогам обучения в РВВДКУ (ВИ) ему был вручен диплом с отличием. Успехи и достижения Палутова Р.В. были несколько скромнее, но он также подал шесть рационализаторских предложений и опубликовал статьи в различных научных изданиях, в том числе работы [3, 4].

В настоящее время работа по индивидуализации обучения курсантов на кафедре эксплуатации вооружения и военной техники продолжается. Для выполнения выпускной квалификационной работы в 2014 году отобраны подготовленные курсанты, имеющие жесткую личную мотивацию для углубленного изучения особенностей эксплуатации бронетранспортера БТР-80. Планируется, что результаты их дипломной работы будут включены в учебное пособие, в котором рассматриваются особенности эксплуатации БТР-80 в войсковых частях и подразделениях ВДВ и морской пехоты.

Краткие выводы

В военном вузе в настоящее время по ряду причин производить обучение курсантов согласно индивидуальному плану весьма проблематично. Но этот вопрос в современное быстро изменяющееся время, особенно при освоении новых образцов техники, может стать крайне актуальным. Кафедра эксплуатации вооружения и военной техники РВВДКУ (ВИ) делает определенные наработки в направлении индивидуализации обучения. Если современные реалии сделают необходимым интенсифицировать процесс обучения курсантов согласно индивидуальных планов, то эта задача будет, безусловно, решена. Дорогу осилит только идущий.


Библиографический список
  1. Крылов А. Н. Мои воспоминания. – М.: Издательство Академии Наук СССР, 1963. [Электронный ресурс]. URL: http://militera.lib.ru/memo/russian/krylov_an/index.html
  2. Рязанское высшее воздушно-десантное командное училище (военный институт) имени генерала армии В.Ф. Маргелова. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rvvdku-vi.ru
  3. Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В., Палутов Р.В. Установка дублирующего выключателя для стартера дизеля бронетранспортера БТР-80. // Современная техника и технологии. – Февраль, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2013/02/1632
  4. Гумелёв В.Ю., Пархоменко А.В., Палутов Р.В. Пуск дизеля БТР-80 при неисправностях системы электростартерного пуска. // Современная техника и технологии. – Март, 2013 [Электронный ресурс]. URL: http://technology.snauka.ru/2013/03/1683


Все статьи автора «Гумелёв Василий Юрьевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: