УДК 37.04-053

БАЗОВЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Татуйко Ирина Николаевна
Томский Государственый педагогический университет
аспирант

Аннотация
Анализ классификации базовых национальных ценностей в отечественной науке, раскрытие специфики духовно - нравственных ценностей русских в отечественной науке, актуальность духовно - нравственного воспитания младших школьников на основе базовых национальных ценностей, определение стратегических направлений воспитания школьников на основе базовых национальных ценностей, механизмы формирования у младших школьников положительной этнической самоидентификации.

Ключевые слова: базовые национальные ценности, гражданская и этническая идентификация, соборность, стратегические направления воспитания, этнокультурное воспитание


BASIC NATIONAL VALUES ​​AS A MEANS TO CREATE A POSITIVE ETHNIC IDENTITY IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN

Omsk State Pedagogical Universi; typostgraduate
Tatuiko Irina Nikolaevna
postgraduate

Abstract
Analyze of classification of basic national values, in Fatherland science, discovering of specific spiritual-moral, values russians in Fatherland science, actuality of spiritual -moral brining up of young schoolchildren on the foundation of basic national values, definition of strategist directions of brining up schoolchildren on the foundation of national values, instruments of forming young schoolchildren positive ethnic selfindification.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Татуйко И.Н. Базовые национальные ценности как средство формирования положительной этнической самоидентификации у младших школьников // Психология, социология и педагогика. 2013. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2013/09/2488 (дата обращения: 30.09.2017).

В  90- е г.г.XX в.в. в России  произошёл   быстрый «демонтаж»  советской идеологии с  поспешным копированием западных форм жизни.  Соответственно  эти процессы отразились  и на  воспитательной системе, через переориентацию «воспитания с коллективисткой на индивидуалистическую модель» [26, с.34],  в результате сформировалась идея свободной в своем самоопределении и развитии личности, «освобожденной» от национальных традиций и обязательств перед обществом» [18, с.11].
На современном этапе развития Российская Федерация имеет полиэтнический состав населения: нерусское население составляет 18% и включает представителей более 170 этносов. Самый большой этнос на территории России – русские – насчитывает 120 мил. человек, самая маленькая этническая группа – керки – около 100 человек  [28,  с.65].
Идентификационная матрица социологического среза (полиэтнического современного города)  по данным Ивановой Э.А.  показывает следующую  картину: 45.05% идентифицируют  себя как  русские, 45.8% идентифицируют  себя  как представители других этнических групп [21, с.122]. Понимают смысл обрядов и традиций  из ½ всех опрошенных  65 % русских  и 16.2%  представители   нерусского населения. Понимают и иногда соблюдают  национальные традиции: 37. 85 % русских и 29.8 %  другие этносы  [21,  с.124].
Неслучайно, разработчики Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности на ступени начального общего образования возлагают большие надежды на возрождение в воспитании  традиционных национальных ценностей, которые формируют духовно – нравственное развитие личности ребенка в контексте национального воспитательного идеала – «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,  принимающий судьбу Отечества как  свою личную, осознающий ответственность за настоящее, будущее своей страны,  укорененный в духовных и культурных традициях многонациональных народов РФ [18.с, 11].
В федеральных государственных образовательных  стандартах на основе национального воспитательного идеала нашли свое отражение:
- основная педагогическая цель [18, с.12; 43, с.12], ступени духовно – нравственного  развития  воспитания личности [18, с.16], традиционные источники нравственности и человечности [18, c .18-19; 43, с.15], базовые национальные ценности [18, с. 6, 16].
Однако, представленная разработчиками  Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности в  классификации ценностных категорий, не учитывают психолого – педагогических основ социализации  ребенка и смешивают различные виды ценностей (гражданские, гуманистические, демократические, интеллектуальные, личностные, нравственные, общечеловеческие, социальные, эстетические, ценности безопасного и здорового образа жизни).
При систематизации  базовых национальных ценностей  необходимо учитывать не только области общественных отношений деятельности и сознания [18, с.18] – категорию наднациональную, но и  отражающую своеобразие и глубину русской национальной этнической ментальности, принципы отношения человека к миру в целом – категорию национальную.
Таким «системообразующим началом», «исходной ценностью» по мнению ряда ученых (Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова,  А.В. Гулыгина, В.И. Иванова, И.А. Ильина, А.Ф. Лосева, В.Н. Сагатовского, С.Л. Франка и др.) является  соборность [27, с.77]. Так и в Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России «в качестве ценности и смыслов жизни» упоминается и соборность [18, с.10].
Исторические   и  психологические корни соборности   можно отследить еще в дохристианскую эпоху, как  гармоничное единение людей в пространстве и времени, как единение человека с миром [4, с. 89]. Начиная с А.С. Хомякова, введшего  понятие соборность (цельность, внутренняя полнота) [59, с. 608]. Ученый подчеркивал,  что суть соборности заключается в «идеи единства и свободы, неразрывного соединения в нравственном законе взаимной любви» [59, с. 609]. По мнению М.М. Бахтина соборная личность  берет на себя ответственность через поступок – деяние, не только как факт бытия, но и со – бытия, сотворчество Человека с Миром, в котором  совершенствуется Мир, и сам Человек [3, с. 64].
В.Н. Сагатовский  указывает, что соборность способствует «самореализации личности через её неповторимый вклад в Общее дело, при этом сохраняя свою самоценную уникальность и в тоже время, образуя новую целостность [45, с.80]. Более того,  ученый подчеркивает, что солидарная общность (целостность), сплачивает людей гораздо более сильными скрепами, чем формальные нормы общества [44, с.83].    Эта позиция  не противоречит взглядам С.Ф. Франка. Он  считал,  что самореализация личности возможна при соборном понимании категории МЫ. Когда Мы распространяется на все общество, когда Мы, как антипод Я,  против не – Я, мыслится как Я вместе с Ты [54, с. 378]. Многие отечественные ученые (К.С. Аксаков, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков,  В.И. Иванов, И.А. Ильин, А.Ф.Лосев, В.В.Розанов, К.Д. Ушинский,  Н.Л. Худякова и др.)   сошлись в едином мнении  в определении     фундамента  соборных отношений между человеком и миром. Согласно их исследованиям   таким фундаментом является любовь [27, с. 92].  И.А. Ильин  заметил, что Человек определяется, тем, что он любит и как он любит, следовательно «главное в жизни есть любовь» и «именно любовью строится совместная жизнь на земле, ибо из любви родится вера и вся культура духа [22,  с. 739]. Его позиция по данной проблематике   была  близка  Н.Л. Худяковой, она  рассматривала любовь как ценность, объединяющую все отдельные группы ценностей в систему. Следовательно,  воспитание  любви является  стратегическим  направлением  в  воспитании  личности и её развитии [62, c. 254].
Данные  научные воззрения  по проблеме особенностей  русских национальных духовных ценностей   были  изучены и учтены разработчиками  Программы духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени общего образования. Поэтому  в федеральном документе  акцентирована  ценностная категория любви как «любовь к Родине, к своему народу  и к краю» [43,  с.16]. В свою очередь интересна и на наш взгляд заслуживает  особого внимания принципиальная позиция  А.Н.Кохичко. Который  считает, что любовь как системаобразующая  ценностная категория должна рассматриваться более шире,  чем это представлено  в Программе [27, с. 89]. С этой целью им была предпринята попытка анализа  классификаций  национальных  базовых ценностей существующих в современной отечественной науке [27 ,с. 90-92]:
- общеродовые ценности: человек и природа; человек и семья; человек и история (М.Ю. Новицкая) [40, с. 153-155];
- ценности малой родины: окружающий социум, природа, край его традиции  (В.Т. Фоменко, И.Ю. Кулагина,) [60, с. 56];
-  ценности родного очага: родители,  братья, сестры,  отношения в семье (В.Т. Фоменко, И.Ю. Кулагина) [60, с.46];
- национальные ценности ( Л.В. Трабайчук) [52, с. 126];
- жизненные ценности: Семья, Любовь,  Природа, Мир, Отечество
( Е.А. Воронова) [14, с. 3];
- общечеловеческие ценности: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек ( В.А. Караковский, Н.Е. Щуркова) [24, с. 11 ].
На основании анализа классификации базовых национальных ценностей ученый  доказал, что  достижение национального воспитательного идеала гражданина России,  должно осуществляется не только  по критериям «источника нравственности и человечности, т.е. области общественных отношений, деятельности, сознания (наднациональной категории), но прежде всего на категорию любви как проявления соборного отношения  Человека к Миру (категории национальной, этнической) [27, с.96].
В связи  с выше изложенным, весьма актуальной  для нашего исследования,   является осознание младшими школьниками российских национальных ценностей средствами  этнокультурного воспитания и формирование у них  положительной  этнической самоидентификации (идентичности, тождественности, осознание индивидуум принадлежности к определенной этнической группе) [41, c.168].  Мы считаем, что важным фактором формирования  у обучающихся этнических (национальных ценностных отношений, «отношений к миру» и этнической  самоидентификации,  является  непосредственное проживание этих отношений во взаимодействии с реальной окружающей средой.  В свое время Л.С. Выготский подчеркивал, что «ни одна форма поведения не является столь крепкой, как связанная с эмоцией <…> Ни одна моральная проповедь так не воспитывает человека, как живое чувство» [15, с. 113]. Следовательно,  в процессе этнокультурного воспитания на основе базовых национальных ценностях необходимо  учитывать  не только  познавательный аспект, но и  эмоционально – смысловой.
Неслучайно в федеральных государственных образовательных стандартах «этническая принадлежность» обучающихся входит в структуру (является частью) их гражданского самоопределения – «гражданской идентичности» [43, с.15].  Структура гражданской идентичности, согласно этим стандартам, включает  следующие компоненты:
- «ценностно – смысловой (позитивное, негативное
или двойственное отношение к принадлежности);
- когнитивный (знание о принадлежности к данной социальной общности);
- эмоциональный (принятие или не принятие своей принадлежности);
-деятельностный (поведенческий – гражданская активность)»
[43, с.15-18].
З.В. Сикевич отмечает, что  принадлежность личности (группы) к этносу оценивается через понятие  «этничность», которое  закрепляется самоидентификацией [48, с.40]. Идентификация,  по мнению В.Ю. Хотинеца выражается в уподоблении себя значимому другому, т.е. самооценке индивида с точки зрения того, как другие, по его мнению, оценивают его в сравнении с собой  и в рамках типологии [61,  с. 69].  На индивидуальном уровне  идентификация выступает как особая «Я- концепция» (субъективное причисление себя к референтной этногруппе), которая на уровне группы переходит в образ «Мы» [54, с.41]. Следовательно, социально – психологический механизм  этнической идентификации несет в себе как структурный элемент и самоидентификацию, которая в свою очередь  всегда  имеет ценностно – смысловой характер (позитивное, негативное или двойственное отношение к принадлежности) [40, с.153].
Таким  образом,  формирование  положительной этнической самоидентификации индивида  происходит с  позитивным эмоциональным переживанием  перехода  «Я – концепции» в образ Мы [54, с.41]. При чем, критерием градуса переживания является  проживание Я как Я – наследник культурных ценностей своей этнической или социальной группы. На  уровне становления самосознания индивид не просто выделяет себя из окружающего мира,  но и начинает сравнить себя с другими,  отождествляя и выступая не как человек вообще, а как представитель конкретной группы. Он выступает в роли носителя специфических черт этой группы, что позволяет, на уровне обыденного анализа, сделать вывод о своей непохожести на представителей других групп или общностей [42, с.89]. Связь индивида с определенной группой осуществляется не только на уровне совместного производства и проживания, но и на основе возникновения незримых духовных связей и духовной близости. Внутреннее эмоциональное единство порой становиться более сильным чувством, чем внешние формальные показатели единства группы.
Таким образом, сохранение национальной культуры невозможно без этнокультурного воспитания детей с акцентом на национальный (этнический) компонент. В основе базовых русских национальных ценностей,   лежат,   как отмечалось выше,   особенности  взаимодействия  Я и Ты и перевод этих отношений  в соборное понимание Мы [54, с.118]. Следовательно,  педагогически систему этнокультурного воспитания можно выстраивать с учетом  данной категории и определить стратегическое  направление – воспитание через  принятие  обучающимися  высшей  ценности – любви, как  ядра  объединяющего  все отдельные группы ценностей в систему, которая способствует формированию гражданских и личностных этнических ценностей  у обучающегося. Как отмечает Кривцова Е.В.  “самым оптимальньным путем для развития нравственной стороны личности, отвечающий природосообразности  ребёнка,  – это воспитание этнических ценностей” [28,  с.215].
Таблица №1
Направлений воспитания  младших школьников  на основе базовых национальных ценностей
Национальные ценности    Направления
воспитания    Гражданские ценности    Личные этнические  ценности
любовь к Родине     воспитание гражданственности, патриотизма     патриотизм, уважение к правам, свободам и обязанностям человека, гражданская идентификация    самоуважение, достоинство толерантность, честь

любовь к семье
воспитание чувства долга, ответственности и заботы о старших и младших в семье и роде
уважение родителей,
уважение  достоинства человека, права и обязанности, гражданская и этническая идентификация
ответственность, уважение к старшим,  забота о младших милосердие, честь, справедливость
любовь к жизни     формирование ценностного отношения к жизни и здоровью    уважение к жизни, здоровью. Здоровье  физическое, нравственное и социально психологическое     стремление к здоровому образу жизни, положительное отношение к жизни и социуму
любовь к  труду    воспитание уважительного отношения к труду, учебе и  созиданию    уважение  к труду, созидание, творчество, стремление к познанию и истине, настойчивость     бережливость, трудолюбие, целеустремленность
любовь к прекрасному    эстетическое воспитание, формирование духовного мира    эстетические идеалы и ценности, духовность    самовыражение, развитее творческого потенциала, индивидуальность
любовь  к людям, единение людей (соборность)      формирование гуманистического отношения  к людям, уважение достоинства других  людей    единение, свобода, многоединство, гражданская идентификация и этническая идентификация     милосердие, достоинство, уважение, принятие,
стремление помочь другому человеку, поддержка
любовь к истории и культуре и традициям  своего народа    формирование  положительной гражданской и этнической самоидентификации    ценностное отношение к традициям и  культуре, гражданская  и этническая самоидентификация    положительная   гражданская, этническая самоидентификация на основе перехода от «концепции –Я» к образу «Мы» от «Мы» к «концепции Я – наследник»

Принятые учащимися национальные ценности,  становятся их личными ценностями. Личные этнические ценности человека, <…>   можно определить <…> через  значение чего – либо для человека как представителя этноса и человеческой общности, характеризующиеся аксиологическим отношением человека к объектам окружающего мира и к нормам жизни,  проявляющимся в сфере социально – этнических отношений человека с другими людьми [6, с.  45].
На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы:
-  через обобщение  признаков   личных этнических ценностей, а  это, прежде всего то,  что оценивается человеком, как представителем этноса, положительно (то, что  полезно и важно в его жизни) идет процесс  формирования  не только гражданской, но  и положительной  этнической  самоидентификации (как структурного элемента);
- механизмы формирования  положительной этнической самоидентификации у младших школьников определяются содержанием направлений воспитания личности  ребенка;
- содержание  всех направлений воспитания личности ребенка  основываются на базовых национальных ценностях, ядром объединяющим всю систему воспитания личности гражданина России является формирование любви (положительного отношения) к Родине, семье, людям, традициям,  труду ит.д.);
- национальная или этническая культура проявляется не только в материальных объектах и духовных ценностях, её носителями являются сами люди, сохраняющие и приумножающие национальную культуру;
- на основе индивидуальной культуры, его  положительной этнической самоидентификации осуществляемой    в  процессе  опредмечивания (освоения) национальной культуры, этнос  не только сохраняется, но  и обогащается,  и развивается.
В заключение хочется  подчеркнуть,  что  ребенок осваивает культуру через процесс распедмечивания (освоение ценностей). Здесь культура – это предмет образования и воспитания, цель, средство и результат образовательной деятельности человека.  Кроме того,  культура  является продуктом деятельности (созидательной и образовательной), включает в себя  соответствующие виды деятельности, которая отождествляется или близка по сути его образованности и воспитанности [21, с. 145]. Распредмечивание (преимущественно через образовательную деятельность и воспитание) является способом перевода культуры в индивидуальную культуру человека. Отсюда  смело можно  говорить о том, что в форме индивидуальной культуры человек сохраняет общую национальную (этническую) культуру.


Библиографический список
  1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные действия в начальной школе от действия к мысли / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская.  – М.  : Просвещение, 2010 –  152 с.
  2. Батурина И. Н. Народная педагогика и воспитании дошкольников / И. Н. Батурина, Т. Ф. Кузина. – М. : Педагогика, 1995. – 158 с.
  3. Бахтин М. М. Человек в мире слова /М.М. Бахтин / сост., предисл. и примеч.О.Е. Осовского. – М., 1995. –144 с.
  4. Бердяев Н. А. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности / Н. А. Бердяев. – М. : Мысль, 1990. – 207 с.
  5. Бороноев А. О. Этническая психология / А. О. Боронев, В. Н. Павленко. – Л., 1994. – 150 с.
  6. Вакаев В. А. Этнопедагогика русской нации: социально – филосовский анализ [Электронный ресурс] : дис. … кан. филос. наук / В. А. Вакаев. – Барнаул, 2002. –  186 с. – Электрон. версия печат. публ. – Доступ из „Электронная библиотека: Диссертации“.
  7. Васильцова З. П. Мудрые заповеди народной педагогики / З. П. Васильцова. – М. : Педагогика, 1983. – 158 с.
  8. Вахтерев В. П. Национальное воспитание // Антология по истории педагогики в России (первая половина XX века) : учеб. пособие. – М., 2000. – Гл. 3. – С. 101-122.
  9. Весна М. А. Идея домостроительства и воспитание самосознания детей русский науки // Социально – экономические проблемы образования в Западно – Сибирском регионе России : материалы междунар. конф. «Образовании в поликультурном обществе». – М., 1995. – Т. 2. – С. 224 –256.
  10. Великая дидактика / А. Я Коменский [и др.] // Педагогическое наследие. – М., 1989. – С. 75-90.
  11. Виноградов В. Народная педагогика // Сибирская живая старина : этнографический сб. – Иркутск, 1926. – Вып.1. – C. 183 – 198.
  12. Волков Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н Волков. – М. : Издат. центр «Академия», 1999. – 168 с.
  13. Волков Г. Н. Этнопедагогизация современного образования // Миробразования. – 1997.  – № 2. –  С. 66 –71
  14. Воронова Е. А. Воспитать патриота / Е. А. Воронова. – М., 2008. –282 с.
  15. Выготский Л. С. Детская психология // Собр. соч. : в 6 т. / Л. С. Выготский. – М., 1984. – Т.4 : Детская психология. – 432 с.
  16. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 1960. – 598 с.
  17. Данилевский Н. Я. Россия и Европа / Н. Я. Данилевский. – М. : Книга, 1991. – 574 с.
  18. Данилюк А. Я. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2009. – 23 с. – (Стандарты второго поколения).
  19. Дрожева Л. М. Национальное самосознание: база формирования и социально – культурные стимулы развития // Современная этнография. – 1985. – № 5. – С. 3–16.
  20. Егоров С. Ф. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой Октябрьской социалистической революции) / С. Ф. Егоров, И. Ганелина. – М. : Педагогика, 1974. – 250 c.
  21. Иванова Э.А. Этнические особенности иерархизации ценностных ориентаций населения полиэтнического провинциального города [Электронный ресурс]: дис. … кан. соц. наук  / Э.А. Иванова – Казань , 2004. –  270с. – Электрон. версия печат. публ. – Доступ из „Электронная библиотека: Диссертации“.
  22. Ильин И. Путь к очевидности / И. Ильин. – М., 1998 – 846 с.
  23. Каптерев П. Ф. Современные задачи народного образования в России // Антология по истории педагогики в России (первая половина XX века) : учеб. пособие. –2000. – Гл. 4. – С.123 –135.
  24. Караковский В. А. Стать человеком / В. А. Караковский. – М., 1993. – 215с.
  25. Кожахметова Т. Ж. Этнопедагогическое знание как  предмет методологического исследования // Становление этнопедагогики как отрасли педагогической науки : материалы Междунар. науч.-практ. конф. – М., 2003. – Ч. 1. – С.–103–115.
  26. Комарова И. И. Трансформация традиционных ценностей у русских социально – педагогический анализ : дис. … кан. пед. наук. / И. И. Комарова. – Самара, 2007. – С. 34–67.
  27. Кохичко А.Н. Педагогическая концепция осознания младшими школьниками российских национальных ценностей средствами русского языка [Электронный ресурс] : дис. … док. педаг. наук /А.Н. Кохичко. – Челябинск, 2011. –319 c. – Электрон. версия печат. публ. – Доступ из „Электронная библиотека: Диссертации“.
  28. Кривцова Е. В. толерантность личности как фактор ее ценностного самоопределения [Электронный ресурс]: дис. …кан. псих. наук / Е. В. Кривцовой. – Кемерово, 2010. – 201c.– Электрон. версия печат. публ. – Доступ из „Электронная библиотека: Диссертации“.
  29. Крысько В. Г. Этническая психология / В. Г. Крысько. – М. : Академия, 2004. – 320 с.
  30. Крысько В. Г. Введение в этнопсихологию / В. Г. Крысько, Э. А. Саракуев. – М., 2004. – 320 с.
  31. Лапин  Н. И. Модернизация базовых ценностей россиян / Н. И Лапин // Социологические исследования. – 1996. – № 5. – С.3-23.
  32. Леонтьев А. А. Национальные особенности коммуникации как междисциплинарная проблема. Объем, задачи и методы этнопсихологии // Национально – культурная специфика речевого поведения. – М., 1977. – С. 5-14.
  33. Леонтьев Д. А. Ценность как дисциплинарное понятие многомерных реконструкций // Вопросы философии. – 1996. – № 3. – С. 15 -25.
  34. Мудрик А. В. Социализация человека / А. В. Мудрик. – М. : Академия, 2004. – 456 с.
  35. Макаренко А. С. Педагогическая поэма / А. С. Макаренко. – М., 1979. – 250 с.
  36. Мид М. Культура и мир детства / М. Мид. – М. : Наука, 1988. – 180 с.
  37. Мусин – Пушкин А. А. О национальных задачах средней школы // Антология по истории педагогики в России (первая половина XX века) : учеб. пособие. – М., 2000. – Гл. 2. – С. 40 –44.
  38. Нездемковская Г. В. Этапы становления и особенности развития этнопедагогики [ Электронный ресурс] // Педагогика. – 2008. – № 5. – С. 20 -27. – Электрон. версия печат. публ. – Доступ из «East View».
  39. Нездемковская Г. В. Становление этнопедагогики в России [Электронный ресурс] // Педагогика. – 2009. – № 7. – С. 17–27. – Электрон. версия печат. публ. – Доступ из «East View».
  40. Новитская М. Ю. Комплексное освоение традиционной отечественной культуры – путь к целостному познанию общечеловеческих и национальных ценностей  // Проблемы гуманитарного знания. –  Архангельск  :  Изд-во Поморского ГУ, 1999. –  С. 153 – 155.
  41. Оценка  достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий : в 2 ч. / М. Ю. Демидова [и др.]. –  М. : Просвещение, 2010. – Ч. 1. – 215 с.
  42. Платонов Ю. П. Этническая психология / Ю. П. Платонов. – СПб. : Речь,  2001. – 320 с.
  43. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Е. С. Савинов. – М.¬, 2010. – 191с. –  (Стандарты второго поколения).
  44. Сагатовский В. Н. Системный подход к классификации ценностей // Научные исследования и человеческие потребности : материалы к симпозиуму ЮНЕСКО. – М., 1979. – 119 с.
  45. Сагатовский В. Н. Что такое гуманитарное развитие общества? // Социально – гуманитарные знания. – 2002. – № 3. – С. 64 – 83.
  46. Семенов Ю. И. На заре человеческой истории / Ю. И Семенов. – М., 1989. – 319 с.
  47. Сухомлинский В. А. Родительская педагогика // Избр. пед. соч. : в 3 т. – М., 1981. – Т. 3. – С. 395
  48. Синкевич З. В. Национальное  самосознание русских / З. В. Синкевич. – М., 1996. – 208 с.
  49. Толстой Л. Н. О народном образовании // Педагогическое наследие. – М., 1989. – С. 113–115.
  50. Торосян В. Г. Культурология. История мировой и отечественной культуры / В. Г. Торосян. – М., 1997. – 320 с.
  51. Тишков В. А. Очерки теории и политики этничности в России / В. А. Тишков. – М., 1997. – 532 с.
  52. Трубайчук Л. В. Теоретические основы развития и становления личности младшего школьника в образовательном процессе [Электронный ресурс]: дис. … док.  пед. наук /Л. В. Трубайчук. – Челябинск, 2000. – 337с. – Электрон. версия печат. публ. – Доступ из „Электронная библиотека: Диссертации“.
  53. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения / К. Д. Ушинский. – М. : Педагогика, 1988. – Т. 1. –584c.
  54. Франк С. Л. Непостижимое // Соч. / С. Л. Франк ; выступ. ст., сост., подготовка текста и примеч. Ю. П. Сенокосова. – М., 1990. – С. 375-340.
  55. Франк С. Л. Этика негилизма (К характеристике нравственного мировоззрения русской интеллигенции). Вехи. Интеллигенция в России : cб. ст. 1909 -1910 / С. Л. Франк ; сост., коммент. Н. Казаковой ; предисл. В. Шелохаева. – М., 1991. – 462 с.
  56. Франк В. Человек в поисках смысла / В. Франк. – М., 1990. – 368 с.
  57. Фролов А. С. Проблемы соборности в русской культуре // Русская цивилизация и соборность : сб. ст. – М ., 1994. – С. 158– 169.
  58. Филлипов В. Н. Россия и русская нация: трудный путь к самопознанию / В. Н. Филлипов. – Алтай, 1999. – 438 с.
  59. Филосовский энциклопедический словарь / под ред. : С. С. Аверинцев, Э. А.  Араб – Аглы, Л. Ф. Ильичев. – 2-е изд. – М. : Сов. Энциклопедия, 1989. – 815 с.
  60. Фоменко В.Т. Система   ценностей   современного школьника / / Ученик в структуре личностно ориентированного образования – Ростов : 1997. –  С.45 -56
  61. Хотинец В. Ю. О содержании и соответствии  понятий  этническая  самоидентификация и этническое  самосознание //  Социология – 1999. – № 9. – С. 69  – 90.
  62. Худякова Н. Л. Развитие Человека и воспитывающая функция образования / Н. Л. Худяков. – Челябинск, 2002. – 398 с.


Все статьи автора «Сартакова Елена Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: