УДК 37

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕРАПИИ ИСКУССТВОМ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ КОНСУЛЬТАЦИЙ С РОДИТЕЛЯМИ В ДЕТСКОМ САДУ

Газеева Алсу Фарсыевна
МАДОУ «Детский сад № 379» г.Казани, Республика Татарстан
педагог-психолог

Ключевые слова: терапия искусством


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Газеева А.Ф. Использование элементов терапии искусством при проведении консультаций с родителями в детском саду // Психология, социология и педагогика. 2013. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2013/01/1618 (дата обращения: 17.11.2023).

Индивидуальное консультирование – одно из важных направлений работы педагога-психолога в детском саду. Большая часть проблем ребенка связана с проблемами взрослых членов семьи, с ситуацией в семье, со спецификой контакта между ребенком и родителями (контакт-слияние, контакт-отвержение, отсутствие эмоционального контакта).

В ходе проведения консультации необходимо донести о трудностях ребенка родителям, чтобы они поняли и приняли это. Итогом всей консультации должно стать проявление у родителя готовности, прежде всего к изменениям самого себя, а потом уже ребенка. В процессе консультирования родителя важно расширить его внутренние ресурсы. Этому способствует «поддерживающая», а не обвиняющая позиция психолога в беседе, что может выражаться и вербально и через невербальные средства. Можно поискать ресурсы в прошлом (чего достиг в воспитании ребенка) и в будущем (помечтать о том, как проявит себя ребенок).

Очень большую поддержку оказывает педагогу-психологу в проведении консультации, в поиске ресурсов при решении проблем использование элементов искусства, в частности изотерапия.

С данной темой я познакомилась в студии «Психология искусства, психотерапия искусством» под руководством профессора Сибгатуллиной Ирины Фагимовны, где интересные методики и возможность их применения на практике представила на своих занятиях доцент Лушпаева Ирина Игоревна, кандидат психологических наук, и, конечно, известный немецкий психолог, профессор Гертруда Шоттенлоэр (совместно с профессором Ричардом Скотти), автор книги «Рисунок и образ в гештальттерапии».

Почему обращение именно к искусству, к изобразительным средствам раскрывает новые возможности перед психологом?

Для психолога рисунок (скульптура, аппликация и т.д.) – это материал для диагностики, а для родителей это путь к самокоррекции и саморазвитию, уверенность в том, что проблемы можно преодолеть собственными силами.

Если исходить из определений искусства, то одно из многочисленных определение гласит, что искусство (Иску́cство (от церк.-слав. искусьство (лат. eхperimentum — опыт, проба); ст.-слав. искоусъ — опыт, реже истязание, пытка[1][2]) — – это образное осмысление действительности; процесс или итог выражения внутреннего или внешнего мира творца. 

Кроме того, изображение, рисование, лепка и т. д. связаны с детством, с положительными эмоциями, это творческий акт, позволяющий клиенту ощутить и понять
самого себя и раскрыться для самого себя, выразить свободно свои мысли и чувства, освободиться от
конфликтов и сильных переживаний, быть самим собой, свободно выражать надежды.

В качестве примера можно вспомнить известную проективную методику «Кинетический рисунок семьи», а также менее распространенную методику «Три дерева», которая рисуночной форме она была предложена швейцарским психотерапевтом R.J. Corboz, а немецкий психотерапевт Эдда Клессманн ] разработала тест “Три дерева” в контексте Кататимно-имагинативной психотерапии (символдрамы), опыт применения в России описан в статье Обухова. Консультируемым предлагается нарисовать три дерева, затем подписать деревья и выбрать дерево, которое “больше всего нравится”. Затем задаются следующие вопросы:

- Какое дерево самое большое?
- Какое дерево самое маленькое?
- Какое дерево самое молодое?
- Какое дерево самое старое?
- Какое дерево самое красивое?

Последовательность задаваемых вопросов подобрана таким образом, чтобы вначале предлагались наиболее легкие и приятные вопросы. Все ответы записываются на рисунке, если запись ведет психолог, то спрашивает разрешение. Затем психолог предлагает представить себя «садовником» и описать родителям, как бы они ухаживали за деревьями, затем деревья соотносятся с членами семьи и происходит анализ рисунков.
Приведу еще один интересный пример использования изобразительных средств из практики психологов г.Оренбурга, которые указали, что ими эффективно использовалась невербальная процедура «Совместное рисование семейного счастья», где каждый член семьи рисует недоминантной рукой, с закрытыми глазами свое представление о счастье. После этого все вместе складывают фрагменты в целостную картину и обсуждаютчто получило.

Отмечу, что творческим продуктом при использовании элементов искусства могут быть различными, в данном случае речь шла больше о рисунках, также используются и различные изобразительные материалы , способствующие творческому самовыражению и снятию эмоционального напряжения (например,краски, карандаши, восковые мелки, пастель, цветная бумага, глина, пластилин, тесто для лепки и т.д.)
Применение данных методик, которые основаны на использовании элементов искусства в процессе консультирования, дает возможность родителям не просто проанализировать ситуацию в семье, но и рассмотреть и прочувствовать, каким образом она влияет на ребенка, снять собственную тревожность, отреагировать свои отрицательные эмоции. Очень часто родители получают неожиданную информацию для себя и уже в ней могут найти ответы на свои проблемные вопросы.

В заключении хочу отметить, что такая работа очень эффективна и интересна для самого психолога, но она требует хорошей подготовки, постоянного развития и трепетного профессионального отношения к тем людям, которые обратились к нам как к специалистам и к продуктам их творческой деятельности.

 

 


Библиографический список
  1. Гадаев А.Изобразительное искусство в психологическом консультировании. chitalnya.ruwork/514981/
  2. Кормушина Н.Г. использование современных психотехнологий в семейном консультировании.psyvoren.narod.rust_kormushina1.htm
  3. Кудрина А.В. Методы арт-терапии в практике психологического консультирования // Психологический журналМеждународного университета природы, общества и человека «Дубна». 2009. № 3. http://www.psyanima.ru/.
  4. Новикова Л.М., Самойлова И.В. Настольная книга школьного психолога.- М.: Эксмо, 2008.
  5. Обухов Я.Л. Диагностика внутрисемейных отношений при помощи проективной методики «Три дерева». г. Москва
  6. slovari.yandex.ru
  7. Шоттенлоэр Гертруда. Рисунок и образ в гештальттерапии. Пер. с нем/ СПб.: Издательство Пирожкова, 2001fb2lib.net.rubook/108836

 



Все статьи автора «alsugazeeva»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: