УДК 37.04-053

К ВОПРОСУ О МЕХАНИЗМАХ ЭТНИЧЕСКОЙ САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Татуйко Ирина Николаевна
Томский Государственый педагогический университет; аспирант

Аннотация
В статье в рамках психолого - педагогического анализа предлагается описание и классификация этапов этнической социализации младших школьников, выявляется их специфика и содержание, определяется структура гражданской идентичности, её компоненты, а также их роль в воспитании у младших школьников гражданских, этнических ценностей как основы формирования у обучающихся положительной этнической самоидентификации.

Ключевые слова: структура гражданской идентификации её компоненты., этапы этнической социализации, этническая социализация


TO THE ON MECHANISM OF YOUNG SCHJJLCHILDREN ETHNIC SCLFINDENTIFICATION

Tatuiko Irina Nikolaevna
Tomsk State Pedagogical University; post - graduate

Abstract
Annotation. In the article keeping the bounds of the psychological and pedagogical analysis the description and classification of the ethnic socialization stages are proposed, their specific character and contents are revealed, the structure of civil identification and its components as their role in young schoolchildren upbringing forming civil and ethnic values as the base for their positive ethnic self-identification are determined.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Татуйко И.Н. К вопросу о механизмах этнической самоидентификация младших школьников // Психология, социология и педагогика. 2013. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2013/10/2544 (дата обращения: 27.05.2017).

В постсоветский  период обозначились направления  переосмысления сущности процесса воспитания. Неслучайно, разработчики Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности на ступени начального общего образования возлагают большие надежды на возрождение в воспитании  традиционных национальных ценностей, которые формируют духовно – нравственное развитие личности ребенка в контексте национального воспитательного идеала – «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России,  принимающий судьбу Отечества как  свою личную, осознающий ответственность за настоящее, будущее своей страны,  укорененный в духовных и культурных традициях многонациональных народов РФ [7. с, 11].
В федеральных государственных образовательных  стандартах на основе национального воспитательного идеала нашли свое отражение:
- основная педагогическая цель [7,с.12], ступени духовно – нравственного  развития  воспитания личности [7, с.16], традиционные источники нравственности и человечности [7,c.18-19], базовые национальные ценности [7, с.6, 16]. Следовательно, перед педагогической общественностью и наукой   государство  ставит  задачу  решения ряда педагогических проблем в воспитании подрастающего поколения. Действительно, чтобы жить в обществе, человеку недостаточно того, что дает ему природа от рождения,  «он   должен овладеть тем, что было достигнуто в процессе исторического развития общества»[12,с.156.]. Поэтому сегодня в отечественной науке существуют различные подходы в определении процесса воспитания.  И.С. Кун   рассматривает процесс воспитания как  социализация личности ребенка, а А.А. Реан  сводит воспитание к формированию   потребностей личности  и социально приемлемых способов поведения, М.С. Каган видит в воспитании «восхождение к субъективности», совершено другой позиции  придерживается  И.Б. Лисютина, она  понимает под воспитанием становление каких – либо сторон (способностей, качеств) личности, происходящие на основе природоопределенной сущности человека и специально организованных условиях (этнокультурная  образовательная среда) [12, с.47-48].
Применительно к теме нашего исследования  мы будем рассматривать  процесс воспитания в двуедином  ключе  как  становление этнических ценностей  у обучающихся младшего школьного возраста, так и  формирование у них положительной этнической самоидентификации.  Поэтому центральное место в воспитании  младших школьников  мы отводим   базовым национальным ценностям и национальной культуре как среды, способствует духовному и нравственному развитию ребёнка. Мы возлагаем большие надежды, что  через  становление у младших школьников личных этнических ценностей  у них будет сформирована модель поведения личности в  как   социуме,  так  и своей этнической группе,   с положительной  эмоциональной оценкой своей принадлежности к своему  этносу (положительная этническая самоидентификация).
Осваивая национальную культуру и «передовая» её из поколения в поколения, народ сохраняет связь времен и нерушимость культуры. Поэтому вполне закономерно, что  воспитание  всегда осуществляется через преемственность поколений. Преемственность подразумевает  опору на традиционные подходы  к воспитанию.  Воспитательные традиции неразрывно связаны с национальной культурой. Осуществляя воспитание на основе преемственности и традиций, этнопедагогика позволяет  передавать подрастающему поколению все элементы национальной культуры.  Следовательно, при воспитании этнических ценностей у детей необходимо опираться на средства этнопедагогики: традиционность, преемственность, национальная культура и формы её существования.  Совокупность всех  выше перечисленных характеристик свидетельствуют об этнокультурном характере этнопедагогики, как науки. Сложное слово «»этнокультурный» имеет два корня «этн» и «культура». Первая составная часть слова объясняет этнический характер воспитания. Это и использование традиционных элементов содержания, форм и методов воспитания, взаимодействие  с семьей, осуществление воспитания в практической, общественно полезной деятельности. Это и опора на менталитет народности. Это учет врожденных задатков человека. Вторая часть признака «этнокультурный»  содержит в себе роль воспитания  как   передачи культурных ценностей  детям. Кроме того, воспитывается  и индивидуальная культура человека, что помогает ему социализироваться в обществе.  Вот почему этнопедагогика имеет этнокультурные признаки [12, с. 47-48].  Следовательно, одним из ключевых   компонентов   этнокультурного воспитания детей является  социализация личности. Р.И. Зинурова выделяет два этапа  социализации личности в процессе  освоения ею этнической культуры [8, с.89]:  первый этап предполагает освоение индивидом  жизненно необходимые  элементы своей культуры; второй этап предусматривает  формирование у индивида способности к самостоятельному освоению этнокультурного окружения. В рамках первого этапа у ребенка формируется навыки адекватного поведения в социуме, хотя этнокультурная социализация еще реализуется в  относительно управляемой форме, но уже имеет характер целенаправленного этнокультурного воспитания.  На втором этапе этнической социализации  индивид получает возможность самостоятельно  комбинировать полученные знания и навыки для решения собственных жизненных проблем и участвовать в составе своей этнической группе в действиях, результатом которых становятся культурные изменения [2, с.6].
Такие ученые как В.Ю. Хотинец, Ж Пиаже  не только не опровергают  позицию  Р.И. Зинуровой, по данному вопросу, они  доказывают, что одним из ключевых механизмов этнокультурной социализации и воспитания является этническая идентификация. Так Ж. Пиаже   отмечает,  что этническая идентичность формируется в возрасте от 6 до 11 том, а    полная этническая идентичность у детей формируется к 10 – 11 годам, когда ребенок понимает уникальность истории разных народов, специфические особенности  традиционных культур [15, с.114]. Кроме того, В. Ю.  Хотинец   в своих исследованиях выделяет два  базовых ( из четырех) возрастных этапов  в формировании этнической идентичности: начальный этап приходится на период дошкольного и начального школьного возраста. Для этого периода  характерны слабые этнические знания, а семья выполняет главную роль в приобщении ребенка к родной культуре; второй этап, приходится на детей  младшего школьного возраста, характеризуется осознанным отношением к своему этносу, проявлением интереса к истории и культуре своего и других народов [20, с.166].
Следовательно, этнокультурное воспитание младшего школьника можно обозначить как  структурный компонент   этнокультурной социализации. В свою очередь этническая идентификация является ключевым механизмом этнической социализации. Следовательно, осуществляя этнокультурное воспитание младших школьников, осуществляется их этническая социализация, благодаря которой ребенок усваивает этнокультурные социальные нормы поведения и одновременно формируется этническая  идентификация как ключевой механизм  процесса  социального развития личности, а также  её гражданской идентификации. Неслучайно в федеральных государственных образовательных стандартах «этническая принадлежность» обучающихся входит в структуру (является частью) их гражданского самоопределения – «гражданской идентичности» [12, с.15]. Структура гражданской идентичности, согласно этим стандартам, включает  следующие компоненты: когнитивный  (познавательный компонент);  «ценностно – смысловой (позитивное, негативное или двойственное отношение к принадлежности); эмоциональный (принятие или не принятие своей принадлежности); деятельностный (поведенческий – гражданская активность)»  [12, с. 18].
Для нашего исследования важно рассмотреть более подробно  каждый из компонентов гражданской социализации  с точки зрения  классификации  отечественными  учеными  ( Б.В. Вяткина, В.Ю. Хотинца) двух  базовых   этапов  этнокультурной  социализации младших  школьников [5, с.70; 20, с.165].
Когнитивный (познавательный компонент): -  на первом этапе  этнокультурной социализации, это дети 7- 8 лет,  они имеют слабые этнические знания, однако у них активно проявляется живой интерес к родной культуре; -  на втором этапе, это дети 9-11 лет, обучающиеся  проявляют стойкий интерес к национальной культуре, традициям, но обязательно под руководством взрослого [20,  с.166].
Ценностно – смысловой компонент:  на первом этапе этнокультурной социализации  обучающихся   1-2 классов активно идет   процесс  усвоения   детьми базовых национальных ценностей и этнокультурных норм поведения.  Как отмечает  В.Ю Хотинец, для детей 7-8 лет очень важно  непосредственное проживание национальных ценностных отношений во взаимодействии с реальной окружающей средой [20, с. 166]. Верность данной позиции можно найти в высказывании Л.С. Выготского, который  подчеркивал, что «ни одна форма поведения не является столь крепкой, как связанная с эмоцией <…> Ни одна моральная проповедь так не воспитывает человека, как живое чувство» [4, с. 113]. Второй этап этнокультурной социализации обучающихся 3-4 классов,   предполагает у детей   уже осознание своей этнической принадлежности и способности определять   её значимость для себя, что помогает обучающимся регулировать свое поведение  в рамках социальных и этнокультурных норм.
В результате  у обучающихся  формируется   эмоциональное  и ценностно – смысловое отношение к  этнической принадлежности (позитивное, негативное или двойственное отношение к принадлежности). На индивидуальном уровне  идентификация выступает как особая «Я- концепция» (субъективное причисление себя к референтной этногруппе), которая на уровне группы переходит в образ «Мы» [18, с.41]. Таким  образом,  формирование  положительной этнической идентификации индивида  происходит с  позитивным эмоциональным переживанием  перехода  «Я – концепции» в образ Мы [18, с.42]. Причем, критерием градуса переживания является  проживание Я как Я – наследник культурных ценностей своей этнической или социальной группы. На первом этапе  этнокультурной социализации  младшие школьники     позитивно принимают свою этническую принадлежность,   где проводником традиций и ценностей  выступает   семья. Второй этап  характеризуется  формированием  у младших школьников более устойчивого и осознанного принятия своей  этнической принадлежности, опираясь уже на знание  базовых национальных  ценностей, традиций, культуры и истории   своего этноса [20, с.165].
Деятельностный компонент  предполагает  включение ребенка в деятельность,  позволяет проявлять себя в качестве субъекта этноса. Закономерно, что для первого этапа этнокультурной социализации у детей этот компонент выражен слабо, однако дети 7-8 лет стремятся соблюдать традиции и обычаи, с удовольствием принимают участие в народных праздниках. Кроме того, для этого возраста характерен интерес к овладению видами декоративно – прикладного творчества своего народа. Для второго этапа,  обучающимся 9-11 лет  уже интересен опыт  социальной роли в этнической группе. У них формируется  модель поведения личности в   социуме и своей этнической группе.
На этнокультурное воспитание младших школьников, их этническую идентификацию и социализацию влияет многие обстоятельства и факторы.
Ряд отечественных ученых (А.В. Мудрик,  В.Н. Турченко, А.А. Реан)   дают классификацию   факторов влияющих на процесс воспитания и социализации (по степени их  воздействия): мегафакторы ( этносоциальные),  – мезофакторы (этнокультурные), микрофакторы (этнопсихологические). На основании данной классификации В.Ю. Хотинец вывел свою классификацию факторов этнокультурной социализации младших школьников. Рассмотрев их под углом зрения их объективности (неуправляемости) и субъективности (управляемости) [20, с. 168].  Следовательно, эти факторы воздействуют на этнокультурную социализацию школьника. «При этом мегофакторы выполняют функцию внешних регуляторов поведения ребенка как члена определенного этноса, микрофакторы – внутренних регуляторов». [20, с. 169]. На наш взгляд интересна по данному вопросу позиция Беличева С.А.. По его мнению,  мезофакторы   являются неким «переходным мостиком выполняющим функцию перцептивного фильтра, отбирающего из социальных норм и ценностей наиболее  значимые для ребенка»[1, с.3]. Кроме того,  В.Ю. Хотинец подчеркивает  неоднозначную роль влияния  всех  факторов на этническую социализацию и  положительную идентификацию детей младшего школьного возраста [20, с. 167].
Мы считаем,  что при создании благоприятных условий с учетом  степени влияния на процесс  этнической социализации и воспитания детей  всех факторов, можно  педагогически   сконструировать  «механизм» этнокультурного воспитания детей как управляемы  процесс приобщения ребенка к культуре своего народа, формированию этнических  ценностей, норм, образцов поведения, присущих данному обществу.
В основе действия данного механизма заложены этапы этнической социализации ребенка.
Таким образом,  обобщая   широкий спектр   различных точек зрения на проблемы воспитания, социализации и этнокультурного воспитания детей младшего школьного возраста можно сделать следующие выводы:
-  младший школьный возраст  является важным этапом в  процессе этнокультурной социализации. Именно  в  7-11 лет  у детей  складываются эмоциональные предпочтения  и устойчивые стереотипы, появляются национальные чувства, происходит этническая самоидентификация ребенка со своей этнической группой, мотивируемая национальностью родителей, местом проживания, языком, базовыми национальными ценностями, национальной культурой;
- при воспитании этнических ценностей у детей младшего школьного возраста  следует опираться на средства этнопедагогики: традиционность, преемственность, национальная культура и формы её существования. Данные признаки также  характерны и  для этнокультуры. Следовательно, этнопедагогика как наука   несет в себе все этнокультурные признаки;
- одним из ключевых   компонентов   этнокультурного воспитания детей является  социализация личности.  Ряд отечественных ученых, выделяют два  базовых этапа  социализации личности в процессе  освоения ею этнической культуры: первый этап предполагает освоение индивидом  жизненно необходимые  элементы своей культуры, второй этап предусматривает  формирование у  школьника способности к самостоятельному освоению этнокультурного окружения и своей гражданской и этнической  идентификации;
-  для более четкого понимания  механизмов этнической идентификации  и социализации  школьников  важно рассмотреть более подробно  каждый из компонентов гражданской социализации  с точки зрения  классификации  отечественными  учеными  ( Б.В. Вяткина, В.Ю. Хотинца) двух  базовых   этапов  этнокультурной  социализации младших  школьников: когнитивный  (познавательный компонент), ценностно – смысловой (позитивное, негативное или двойственное отношение к принадлежности), эмоциональный (принятие или не принятие своей принадлежности.
- необходимо создание благоприятных условий, для становления у младших школьников этнических ценностей и формирования положительной этнической идентификации, при этом  обязательно    принимать во внимание   степень влияния на процесс всех факторов: мегафакторы,  мезофакторы, микрофакторы.
-  педагогически  можно   сконструировать  «механизм» этнокультурного воспитания детей как управляемый  процесс приобщения ребенка к культуре своего народа, формированию этнических и ценностей.   моделей поведения присущих данному обществу.
-   в  основе действия данного механизма  должны быть заложены этапы этнической социализации ребенка и компоненты  гражданской социализации.


Библиографический список
  1. Белечева С.А.  Психологическое обеспечение социальной работы и превентивной практики в России  / С.А. Белечева. –  М., 2004. – 236 с.
  2. Вахтерев В. П. Национальное воспитание // Антология по истории педагогики в России (первая половина XX века) : учеб. пособие. – М., 2000. – Гл. 3. – С. 101-122.
  3. Волков Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н Волков. – М. : Издат. центр «Академия», 1999. – 168 с.
  4. Выготский Л. С. Детская психология // Собр. соч. : в 6 т. / Л. С. Выготский. – М., 1984. – Т.4 : Детская психология. – 432 с.
  5. Вяткин Б.А.  Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности / Б.А. Вяткин, В.Ю. Хотинец // Психологический журнал. 1996. –№5 – С. 69 -75
  6. Голуб Е.В. Развитие этнической идентичности как фактор социализации подростков полиэтнического региона [Электронный ресурс]: дис. … кан. педаг. наук. / Е.В. Голуб  – Ориенбург,  2011. –237с. – Электрон. версия печат. публ. – Доступ из „Электронная библиотека: Диссертации“.
  7. Данилюк А. Я. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2009. – 23 с. – (Стандарты второго поколения).
  8. Зинурова Р.И.  Этнос и личность / Р.И. Зинурова   психология и педагогика  : учебное пособие.  – Ч. 2. – Казань, 2005.  – с. 192.
  9. Иванова Э.А. Этнические особенности иерархизации ценностных ориентаций населения полиэтнического провинциального города [Электронный ресурс]: дис. … кан. соц. наук  / Э.А. Иванова – Казань , 2004. –  270с. – Электрон. версия печат. публ. – Доступ из „Электронная библиотека: Диссертации“.
  10. Кохичко А.Н. Педагогическая концепция осознания младшими школьниками российских национальных ценностей средствами русского языка [Электронный ресурс] : дис. … док. педаг. наук /А.Н. Кохичко. – Челябинск, 2011. – 319 c. – Электрон. версия печат. публ. – Доступ из „Электронная библиотека: Диссертации“.
  11. Крысько В. Г. Этническая психология / В. Г. Крысько. – М. : Академия, 2004. – 320 с.
  12. Лисютина И.Б.  Педагогическое содействие становлению у школьников народностей Севера этнических ценностей [Электронный ресурс] : дис. … кан. педаг. наук / И.Б.Лисютина.  – Москва, 2015. –204 c. Электрон. версия печат. публ. – Доступ из „Электронная библиотека: Диссертации“.
  13. Мудрик А. В. Социализация человека / А. В. Мудрик. – М. : Академия, 2004. – 456 с.
  14. Нездемковская Г. В. Становление этнопедагогики в России [Электронный ресурс] // Педагогика. – 2009. – № 7. – С. 17–27. – Электрон. версия печат. публ. – Доступ из «East View».
  15. Пиаже Ж. Моральные суждения у ребенка / Ж. Пиаже. – М., 2006 – 480 с.
  16. Реан А.А. Общая психология и педагогика : учеб. пособие. – Питер., 2000. –299с.
  17. Франк С. Л. Непостижимое // Соч. / С. Л. Франк ; выступ. ст., сост., подготовка текста и примеч. Ю. П. Сенокосова. – М., 1990. – С. 375-340.
  18. Фоменко В.Т. Система   ценностей   современного школьника / / Ученик в структуре личностно ориентированного образования – Ростов  : 1997. –  С.45 -56
  19. Хотинец В. Ю. О содержании и соответствии  понятий  этническая  самоидентификация и этническое  самосознание //  Социология – 1999. – № 9. – С. 69  – 90.
  20. Хотинец В. Ю. Этническое  самосознание  и его роль  в развитии  индивидуальности человека //  Социология –2013. – № 8. – С. 165  – 169.


Все статьи автора «Сартакова Елена Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: