В постсоветский период обозначились направления переосмысления сущности процесса воспитания. Неслучайно, разработчики Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности на ступени начального общего образования возлагают большие надежды на возрождение в воспитании традиционных национальных ценностей, которые формируют духовно – нравственное развитие личности ребенка в контексте национального воспитательного идеала – «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее, будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонациональных народов РФ [7. с, 11].
В федеральных государственных образовательных стандартах на основе национального воспитательного идеала нашли свое отражение:
- основная педагогическая цель [7,с.12], ступени духовно – нравственного развития воспитания личности [7, с.16], традиционные источники нравственности и человечности [7,c.18-19], базовые национальные ценности [7, с.6, 16]. Следовательно, перед педагогической общественностью и наукой государство ставит задачу решения ряда педагогических проблем в воспитании подрастающего поколения. Действительно, чтобы жить в обществе, человеку недостаточно того, что дает ему природа от рождения, «он должен овладеть тем, что было достигнуто в процессе исторического развития общества»[12,с.156.]. Поэтому сегодня в отечественной науке существуют различные подходы в определении процесса воспитания. И.С. Кун рассматривает процесс воспитания как социализация личности ребенка, а А.А. Реан сводит воспитание к формированию потребностей личности и социально приемлемых способов поведения, М.С. Каган видит в воспитании «восхождение к субъективности», совершено другой позиции придерживается И.Б. Лисютина, она понимает под воспитанием становление каких – либо сторон (способностей, качеств) личности, происходящие на основе природоопределенной сущности человека и специально организованных условиях (этнокультурная образовательная среда) [12, с.47-48].
Применительно к теме нашего исследования мы будем рассматривать процесс воспитания в двуедином ключе как становление этнических ценностей у обучающихся младшего школьного возраста, так и формирование у них положительной этнической самоидентификации. Поэтому центральное место в воспитании младших школьников мы отводим базовым национальным ценностям и национальной культуре как среды, способствует духовному и нравственному развитию ребёнка. Мы возлагаем большие надежды, что через становление у младших школьников личных этнических ценностей у них будет сформирована модель поведения личности в как социуме, так и своей этнической группе, с положительной эмоциональной оценкой своей принадлежности к своему этносу (положительная этническая самоидентификация).
Осваивая национальную культуру и «передовая» её из поколения в поколения, народ сохраняет связь времен и нерушимость культуры. Поэтому вполне закономерно, что воспитание всегда осуществляется через преемственность поколений. Преемственность подразумевает опору на традиционные подходы к воспитанию. Воспитательные традиции неразрывно связаны с национальной культурой. Осуществляя воспитание на основе преемственности и традиций, этнопедагогика позволяет передавать подрастающему поколению все элементы национальной культуры. Следовательно, при воспитании этнических ценностей у детей необходимо опираться на средства этнопедагогики: традиционность, преемственность, национальная культура и формы её существования. Совокупность всех выше перечисленных характеристик свидетельствуют об этнокультурном характере этнопедагогики, как науки. Сложное слово «»этнокультурный» имеет два корня «этн» и «культура». Первая составная часть слова объясняет этнический характер воспитания. Это и использование традиционных элементов содержания, форм и методов воспитания, взаимодействие с семьей, осуществление воспитания в практической, общественно полезной деятельности. Это и опора на менталитет народности. Это учет врожденных задатков человека. Вторая часть признака «этнокультурный» содержит в себе роль воспитания как передачи культурных ценностей детям. Кроме того, воспитывается и индивидуальная культура человека, что помогает ему социализироваться в обществе. Вот почему этнопедагогика имеет этнокультурные признаки [12, с. 47-48]. Следовательно, одним из ключевых компонентов этнокультурного воспитания детей является социализация личности. Р.И. Зинурова выделяет два этапа социализации личности в процессе освоения ею этнической культуры [8, с.89]: первый этап предполагает освоение индивидом жизненно необходимые элементы своей культуры; второй этап предусматривает формирование у индивида способности к самостоятельному освоению этнокультурного окружения. В рамках первого этапа у ребенка формируется навыки адекватного поведения в социуме, хотя этнокультурная социализация еще реализуется в относительно управляемой форме, но уже имеет характер целенаправленного этнокультурного воспитания. На втором этапе этнической социализации индивид получает возможность самостоятельно комбинировать полученные знания и навыки для решения собственных жизненных проблем и участвовать в составе своей этнической группе в действиях, результатом которых становятся культурные изменения [2, с.6].
Такие ученые как В.Ю. Хотинец, Ж Пиаже не только не опровергают позицию Р.И. Зинуровой, по данному вопросу, они доказывают, что одним из ключевых механизмов этнокультурной социализации и воспитания является этническая идентификация. Так Ж. Пиаже отмечает, что этническая идентичность формируется в возрасте от 6 до 11 том, а полная этническая идентичность у детей формируется к 10 – 11 годам, когда ребенок понимает уникальность истории разных народов, специфические особенности традиционных культур [15, с.114]. Кроме того, В. Ю. Хотинец в своих исследованиях выделяет два базовых ( из четырех) возрастных этапов в формировании этнической идентичности: начальный этап приходится на период дошкольного и начального школьного возраста. Для этого периода характерны слабые этнические знания, а семья выполняет главную роль в приобщении ребенка к родной культуре; второй этап, приходится на детей младшего школьного возраста, характеризуется осознанным отношением к своему этносу, проявлением интереса к истории и культуре своего и других народов [20, с.166].
Следовательно, этнокультурное воспитание младшего школьника можно обозначить как структурный компонент этнокультурной социализации. В свою очередь этническая идентификация является ключевым механизмом этнической социализации. Следовательно, осуществляя этнокультурное воспитание младших школьников, осуществляется их этническая социализация, благодаря которой ребенок усваивает этнокультурные социальные нормы поведения и одновременно формируется этническая идентификация как ключевой механизм процесса социального развития личности, а также её гражданской идентификации. Неслучайно в федеральных государственных образовательных стандартах «этническая принадлежность» обучающихся входит в структуру (является частью) их гражданского самоопределения – «гражданской идентичности» [12, с.15]. Структура гражданской идентичности, согласно этим стандартам, включает следующие компоненты: когнитивный (познавательный компонент); «ценностно – смысловой (позитивное, негативное или двойственное отношение к принадлежности); эмоциональный (принятие или не принятие своей принадлежности); деятельностный (поведенческий – гражданская активность)» [12, с. 18].
Для нашего исследования важно рассмотреть более подробно каждый из компонентов гражданской социализации с точки зрения классификации отечественными учеными ( Б.В. Вяткина, В.Ю. Хотинца) двух базовых этапов этнокультурной социализации младших школьников [5, с.70; 20, с.165].
Когнитивный (познавательный компонент): - на первом этапе этнокультурной социализации, это дети 7- 8 лет, они имеют слабые этнические знания, однако у них активно проявляется живой интерес к родной культуре; - на втором этапе, это дети 9-11 лет, обучающиеся проявляют стойкий интерес к национальной культуре, традициям, но обязательно под руководством взрослого [20, с.166].
Ценностно – смысловой компонент: на первом этапе этнокультурной социализации обучающихся 1-2 классов активно идет процесс усвоения детьми базовых национальных ценностей и этнокультурных норм поведения. Как отмечает В.Ю Хотинец, для детей 7-8 лет очень важно непосредственное проживание национальных ценностных отношений во взаимодействии с реальной окружающей средой [20, с. 166]. Верность данной позиции можно найти в высказывании Л.С. Выготского, который подчеркивал, что «ни одна форма поведения не является столь крепкой, как связанная с эмоцией <…> Ни одна моральная проповедь так не воспитывает человека, как живое чувство» [4, с. 113]. Второй этап этнокультурной социализации обучающихся 3-4 классов, предполагает у детей уже осознание своей этнической принадлежности и способности определять её значимость для себя, что помогает обучающимся регулировать свое поведение в рамках социальных и этнокультурных норм.
В результате у обучающихся формируется эмоциональное и ценностно – смысловое отношение к этнической принадлежности (позитивное, негативное или двойственное отношение к принадлежности). На индивидуальном уровне идентификация выступает как особая «Я- концепция» (субъективное причисление себя к референтной этногруппе), которая на уровне группы переходит в образ «Мы» [18, с.41]. Таким образом, формирование положительной этнической идентификации индивида происходит с позитивным эмоциональным переживанием перехода «Я – концепции» в образ Мы [18, с.42]. Причем, критерием градуса переживания является проживание Я как Я – наследник культурных ценностей своей этнической или социальной группы. На первом этапе этнокультурной социализации младшие школьники позитивно принимают свою этническую принадлежность, где проводником традиций и ценностей выступает семья. Второй этап характеризуется формированием у младших школьников более устойчивого и осознанного принятия своей этнической принадлежности, опираясь уже на знание базовых национальных ценностей, традиций, культуры и истории своего этноса [20, с.165].
Деятельностный компонент предполагает включение ребенка в деятельность, позволяет проявлять себя в качестве субъекта этноса. Закономерно, что для первого этапа этнокультурной социализации у детей этот компонент выражен слабо, однако дети 7-8 лет стремятся соблюдать традиции и обычаи, с удовольствием принимают участие в народных праздниках. Кроме того, для этого возраста характерен интерес к овладению видами декоративно – прикладного творчества своего народа. Для второго этапа, обучающимся 9-11 лет уже интересен опыт социальной роли в этнической группе. У них формируется модель поведения личности в социуме и своей этнической группе.
На этнокультурное воспитание младших школьников, их этническую идентификацию и социализацию влияет многие обстоятельства и факторы.
Ряд отечественных ученых (А.В. Мудрик, В.Н. Турченко, А.А. Реан) дают классификацию факторов влияющих на процесс воспитания и социализации (по степени их воздействия): мегафакторы ( этносоциальные), – мезофакторы (этнокультурные), микрофакторы (этнопсихологические). На основании данной классификации В.Ю. Хотинец вывел свою классификацию факторов этнокультурной социализации младших школьников. Рассмотрев их под углом зрения их объективности (неуправляемости) и субъективности (управляемости) [20, с. 168]. Следовательно, эти факторы воздействуют на этнокультурную социализацию школьника. «При этом мегофакторы выполняют функцию внешних регуляторов поведения ребенка как члена определенного этноса, микрофакторы – внутренних регуляторов». [20, с. 169]. На наш взгляд интересна по данному вопросу позиция Беличева С.А.. По его мнению, мезофакторы являются неким «переходным мостиком выполняющим функцию перцептивного фильтра, отбирающего из социальных норм и ценностей наиболее значимые для ребенка»[1, с.3]. Кроме того, В.Ю. Хотинец подчеркивает неоднозначную роль влияния всех факторов на этническую социализацию и положительную идентификацию детей младшего школьного возраста [20, с. 167].
Мы считаем, что при создании благоприятных условий с учетом степени влияния на процесс этнической социализации и воспитания детей всех факторов, можно педагогически сконструировать «механизм» этнокультурного воспитания детей как управляемы процесс приобщения ребенка к культуре своего народа, формированию этнических ценностей, норм, образцов поведения, присущих данному обществу.
В основе действия данного механизма заложены этапы этнической социализации ребенка.
Таким образом, обобщая широкий спектр различных точек зрения на проблемы воспитания, социализации и этнокультурного воспитания детей младшего школьного возраста можно сделать следующие выводы:
- младший школьный возраст является важным этапом в процессе этнокультурной социализации. Именно в 7-11 лет у детей складываются эмоциональные предпочтения и устойчивые стереотипы, появляются национальные чувства, происходит этническая самоидентификация ребенка со своей этнической группой, мотивируемая национальностью родителей, местом проживания, языком, базовыми национальными ценностями, национальной культурой;
- при воспитании этнических ценностей у детей младшего школьного возраста следует опираться на средства этнопедагогики: традиционность, преемственность, национальная культура и формы её существования. Данные признаки также характерны и для этнокультуры. Следовательно, этнопедагогика как наука несет в себе все этнокультурные признаки;
- одним из ключевых компонентов этнокультурного воспитания детей является социализация личности. Ряд отечественных ученых, выделяют два базовых этапа социализации личности в процессе освоения ею этнической культуры: первый этап предполагает освоение индивидом жизненно необходимые элементы своей культуры, второй этап предусматривает формирование у школьника способности к самостоятельному освоению этнокультурного окружения и своей гражданской и этнической идентификации;
- для более четкого понимания механизмов этнической идентификации и социализации школьников важно рассмотреть более подробно каждый из компонентов гражданской социализации с точки зрения классификации отечественными учеными ( Б.В. Вяткина, В.Ю. Хотинца) двух базовых этапов этнокультурной социализации младших школьников: когнитивный (познавательный компонент), ценностно – смысловой (позитивное, негативное или двойственное отношение к принадлежности), эмоциональный (принятие или не принятие своей принадлежности.
- необходимо создание благоприятных условий, для становления у младших школьников этнических ценностей и формирования положительной этнической идентификации, при этом обязательно принимать во внимание степень влияния на процесс всех факторов: мегафакторы, мезофакторы, микрофакторы.
- педагогически можно сконструировать «механизм» этнокультурного воспитания детей как управляемый процесс приобщения ребенка к культуре своего народа, формированию этнических и ценностей. моделей поведения присущих данному обществу.
- в основе действия данного механизма должны быть заложены этапы этнической социализации ребенка и компоненты гражданской социализации.
Библиографический список
- Белечева С.А. Психологическое обеспечение социальной работы и превентивной практики в России / С.А. Белечева. – М., 2004. – 236 с.
- Вахтерев В. П. Национальное воспитание // Антология по истории педагогики в России (первая половина XX века) : учеб. пособие. – М., 2000. – Гл. 3. – С. 101-122.
- Волков Г. Н. Этнопедагогика / Г. Н Волков. – М. : Издат. центр «Академия», 1999. – 168 с.
- Выготский Л. С. Детская психология // Собр. соч. : в 6 т. / Л. С. Выготский. – М., 1984. – Т.4 : Детская психология. – 432 с.
- Вяткин Б.А. Этническое самосознание как фактор развития индивидуальности / Б.А. Вяткин, В.Ю. Хотинец // Психологический журнал. 1996. –№5 – С. 69 -75
- Голуб Е.В. Развитие этнической идентичности как фактор социализации подростков полиэтнического региона [Электронный ресурс]: дис. … кан. педаг. наук. / Е.В. Голуб – Ориенбург, 2011. –237с. – Электрон. версия печат. публ. – Доступ из „Электронная библиотека: Диссертации“.
- Данилюк А. Я. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М. : Просвещение, 2009. – 23 с. – (Стандарты второго поколения).
- Зинурова Р.И. Этнос и личность / Р.И. Зинурова психология и педагогика : учебное пособие. – Ч. 2. – Казань, 2005. – с. 192.
- Иванова Э.А. Этнические особенности иерархизации ценностных ориентаций населения полиэтнического провинциального города [Электронный ресурс]: дис. … кан. соц. наук / Э.А. Иванова – Казань , 2004. – 270с. – Электрон. версия печат. публ. – Доступ из „Электронная библиотека: Диссертации“.
- Кохичко А.Н. Педагогическая концепция осознания младшими школьниками российских национальных ценностей средствами русского языка [Электронный ресурс] : дис. … док. педаг. наук /А.Н. Кохичко. – Челябинск, 2011. – 319 c. – Электрон. версия печат. публ. – Доступ из „Электронная библиотека: Диссертации“.
- Крысько В. Г. Этническая психология / В. Г. Крысько. – М. : Академия, 2004. – 320 с.
- Лисютина И.Б. Педагогическое содействие становлению у школьников народностей Севера этнических ценностей [Электронный ресурс] : дис. … кан. педаг. наук / И.Б.Лисютина. – Москва, 2015. –204 c. Электрон. версия печат. публ. – Доступ из „Электронная библиотека: Диссертации“.
- Мудрик А. В. Социализация человека / А. В. Мудрик. – М. : Академия, 2004. – 456 с.
- Нездемковская Г. В. Становление этнопедагогики в России [Электронный ресурс] // Педагогика. – 2009. – № 7. – С. 17–27. – Электрон. версия печат. публ. – Доступ из «East View».
- Пиаже Ж. Моральные суждения у ребенка / Ж. Пиаже. – М., 2006 – 480 с.
- Реан А.А. Общая психология и педагогика : учеб. пособие. – Питер., 2000. –299с.
- Франк С. Л. Непостижимое // Соч. / С. Л. Франк ; выступ. ст., сост., подготовка текста и примеч. Ю. П. Сенокосова. – М., 1990. – С. 375-340.
- Фоменко В.Т. Система ценностей современного школьника / / Ученик в структуре личностно ориентированного образования – Ростов : 1997. – С.45 -56
- Хотинец В. Ю. О содержании и соответствии понятий этническая самоидентификация и этническое самосознание // Социология – 1999. – № 9. – С. 69 – 90.
- Хотинец В. Ю. Этническое самосознание и его роль в развитии индивидуальности человека // Социология –2013. – № 8. – С. 165 – 169.