УДК 379.831

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И СЕМЬИ В ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ДОСУГА

Бауэр1, Людмила1, Сергеевна1
1Калужский государственный педагогический университет им. К.Э. Циолковского, магистр

Аннотация
Данная статья посвящена исследованию личности ребенка, как к субъекту деятельности и общения, учету его психофизиологических возрастных особенностей в ходе согласования специфики семейного воспитания и целостного педагогического процесса учреждения дополнительного образования.

Ключевые слова: взаимодействие учреждений дополнительного образования и семьи, досуг, ребенок, семья, социализация, учреждения дополнительного образования


INTERACTION OF ADDITIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS AND FAMILIES IN THE ORGANIZATION OF CHILDREN'S LEISURE

Bauer1, Lyudmila1, S.1
1Kaluga State Pedagogical University. KE Tsiolkovsky

Abstract
This article is devoted to the child's personality, as a subject of activity and communication, taking into account its age psychophysiological features in the negotiation specifics of family education and holistic educational process additional education establishments.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Бауэр , Людмила , Сергеевна Взаимодействие учреждений дополнительного образования и семьи в организации детского досуга // Психология, социология и педагогика. 2013. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2013/12/2667 (дата обращения: 29.09.2017).

Деятельность учреждений дополнительного образования протекает в рамках свободного времени ребенка, которое он может отдавать познавательному досугу или проводить его в неформальной компании сверстников. При этом, ребенок чаще всего находится в ситуации добровольного выбора той или иной формы организации досуга. В отличие от школы, в учреждениях дополнительного образования ребенок добровольно выбирает себе руководителя и детское сообщество, в котором чувствует себя наиболее комфортно.

Стратегия сотрудничества учреждений дополнительного образования и семьи не может быть определена без ясного представления о тех педагогических проблемах, которые можно решить только совместно. Среди таких проблем: совместная забота о здоровье детей; формирование и развитие интересов, ценностных ориентации в сфере культуры, досуга, самообразовательной деятельности; выявление одаренности и развитие способностей ребенка; содействие в достижении ребенком благоприятного статуса в группе ровесников или разновозрастном творческом коллективе; развитие культуры полоролевого поведения юношей и девушек; установление взаимопонимания междуразновозрастными поколениями семьи.

Для успешного взаимодействия специалистов учреждений дополнительного образования и семьи воспитанника необходимо: постоянное обновление содержания, форм, методов работы с родителями; пробуждение у родителей интереса к процессу самообразования в области психолого-педагогических знаний; расширение сферы совместной деятельности, общения педагогов и родителей с детьми.

Экспериментальное исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей “Детско-юношеский центр космического образования “Галактика” г. Калуги. (Краткое наименование МБОУ ДОД “ДЮЦКО “Галактика” г. Калуги). Центр располагается по адресу: г. Калуга, ул. Академическая, д.6.

Цель деятельности Центра – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных услуг и программ в интересах личности, общества, государства.

Одним из основных направлений работы педагогического коллектива Центра является работа с родителями, которая ориентирована не только на формирование у родителей позитивного отношения к деятельности учреждения, но также рассматривает семью как полноправного субъекта организации учебно-воспитательного процесса. В рамках данной работы используются различные коллективные, групповые и индивидуальные формы взаимодействия с семьей, которые строятся на принципах партнерства, конструктивно творческой, созидательной деятельности.

Процесс взаимодействия Центра с семьей, родителями направлен на активное включение родителей как в учебно-воспитательную, так и досуговую деятельность. В рамках такого взаимодействия проводится диагностическая работа по изучению семьи, психолого-педагогическое просвещение родителей (проведение родительских собраний, постоянно обновляющийся информационный стенд для родителей, проведение совместных мероприятий, индивидуальной работы, выставки совместных работ детей и родителей, привлечение родителей к организации оздоровления детей в каникулярное время и т.д.).

С 2011-2012 учебного года на базе ДЮЦКО «Галактика» реализуется проект «Семейные космические путешествия» как одна из форм работы с семьёй. В рамках данного проекта для детей и родителей каждое воскресенье методистами и педагогами проводились экскурсии по Центру, мастер-классы, творческие мастерские, конкурсы, соревнования и т.д.

Но, несмотря на все проводимые мероприятия для детей и взрослых было замечен недостаток семейного досуга со стороны взрослых по отношению к детям. Из бесед с воспитанниками Центра было выявлено, что большинство воспитанников проводят свое свободное время за просмотром фильмов, игрой в компьютерные игры и общению в социальных сетях. В качестве досуга родители устраивали для детей поездки по магазинам, поход на аттракционы и в кино. И только малая часть родителей воспитанников играют с детьми, путешествуют, собирают коллекции, занимаются совместно домашними делами и организуют праздники в семье.

Учитывая выше сказанное, Центр ставит цель – оказать помощь родителям в формировании грамотного взаимодействия с детьми в совместной деятельности, ориентировать их на выбор продуктивного стиля взаимодействия.

Перед составлением программы было проведено уличное анкетирования взрослых и детей «Семейные ценности» (Приложение 1). В анкетирование приняли  участие  дети и взрослые в возрасте от 14 до 30 лет в количестве 76 человек, из них 14 мужчин и 52 женщины.

Возраст участников опроса:

- до 18 лет – 26 чел,

- от 18-21 – 14 чел,

- от 21-25 – 14 чел,

- старше 25 – 22 чел.

Так же был проведен устный опрос воспитанников центра (Приложение 2).

По результатам анкетирования были сделаны следующие выводы:

  1. Для большинства опрошенных семья – это самые близкие и родные люди; семья – это то место, где всегда царит любовь, взаимоуважение, взаимопонимание и взаимоподдержка.
  2. Несмотря на такое количество реализуемых программ и законов, большинство опрошенных не смогли ответить на вопрос «По Вашему мнению, как развита  социальная политика по вопросам семьи в Вашем регионе?». Это говорит о не знании населения социальной политики в области семьи.
  3. На вопрос сколько вы планируете детей, большинство (63%) сказали двоих и по 20% пришлось на ответы «не более одного» и «3-4 ребенка».
  4. Порадовало, то что большинство опрошенных (72%) считаю своих родителей друзьями и будут воспитывать своих детей так, как воспитывали их.
  5. Средний возраст для вступления в брак составил – 24 года, а для рождения ребенка – 25 лет.
  6. Причины, по которым опрашиваемые поставили такие возрастные рамки:

- человек должен освоится во взрослой жизни и должен не сидеть на шее родителей, а самостоятельно уже зарабатывать деньги,

- нужно дорасти морально и материально , чтобы брать на себя ответственность в воспитании ребенка,

- ребенок – большая ответственность, к которой надо подойти серьезно,

- до создания семьи необходимо получить образование и начать строить карьеру.

Таким образом, можно сделать вывод, что семья занимает самое главное место в жизни каждого человека. Еще сильны традиции и устои в семье. Не радует, то, что все стремятся к материальному благополучию и тем самым отодвигают сроки создания семьи и рождение детей. Практически ни кто не хочет иметь большую семью, потому что от нее только минусы и трудности и самое главное- нищета. Пугает и то, что молодежь относится спокойно и даже положительно к «гражданскому браку», тем самым молодые люди снимают с себя ответственность и обязанность по отношению друг к другу.

Проанализировав и сопоставив результаты устного опроса воспитанников, были сделаны следующие выводы:

-  у детей высокая потребность в общении с родителями, желание участвовать вместе с ними в проведении праздников, экскурсий, походов, спортивных соревнований;

- в связи с повышением мобильности населения и бурным развитием средств массовой коммуникации (телевидение) и индивидуального досуга (компьютерные игры, аудиомузыкальные устройства и т. д.) существенным образом изменились и отношения между родителями и детьми;

- родители много времени проводят на работе и у них не остается времени на общение с детьми, на отдых на природе и прогулки в лес, посещение выставок и музеев;

- родители считают, что достаточно материально обеспечить детей, купить щедрые подарки, вещи, а вот свое свободное время они отдают детям неохотнее всего остального.

На основе проведенного анкетирования и опроса, а так же изученной нормативной документации была выдвинута гипотеза о том, что система семейного досуга влияет на гуманизацию детско-родительских отношений в семьях воспитанников.

Объектом исследования являются семьи воспитанников.

Предмет исследования – система семейного досуга как средство гуманизации  детско-родительских отношений в семьях воспитанников.

Цель исследования: изучение влияния системы семейного досуга на гуманизацию детско-родительских отношений в семьях воспитанников.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:

- ознакомить родителей с возрастными особенностями детей;

- ориентировать на позитивное изменение межличностных отношений в семье и создать более тесные и доверительные отношения;

- овладеть навыками организации детского досуга.

В программе приняло участие дети от 4- 12 лет и их родители. В исследовании учувствовало 20 семей из них 5 не полных семей.

Для решения сложившейся ситуации работниками центра было принято решение о создании и реализации программы для детей и семей «Семейные космические путешествия», которая бы содействовала гуманизации детско – родительских отношений через систему семейного досуга.

При реализации намеченных действий столкнулись со следующими проблемами и трудностями:

- при написании сценария сложность заключалась в том, что для каждого возраста необходимо предоставить в доступной форме информацию, поэтом было решено написать сценарий, ориентированный на детей с взрослыми, где возраст детей составлял от 4 до 12 лет;

-  так же хотелось создать обстановку, в которой родители с детьми могли максимально взаимодействовать;

- стал удивительным тот факт, что все говорили об отсутствии программ для совместного семейного отдыха,  но когда семья приглашали принять участие в программе в выходной день, семья отказывались, аргументируя тем, что сильно устают на неделе и хотели бы побыть дома и никуда не выезжать,

- для сценария было решено написать презентацию, долго обдумывали как лучше рассказать детям о семье, от ее важности,

- в каждом возрасте «семья» имеет свое значение, поэтому было решено спросить самых маленьких детей – первый класс, «Что такое семья?»,

-  если первые классы давали определение семьи, то для детей по старше, третьих и пятых классов было задание посложнее. Им задавали вопрос «Что ты любишь?» и если первоклассники и дошкольники чаще всего  на первое место ставили маму и родных, то дети по старше чаще всего маму и родных не называли, а ставили на первое место игры, еду и только у некоторых на последнем месте была мама,

- при проведении программы выходного дня для семей, сложность была в том, что детям было не интересно, им хотелось какого-то шоу и  даже игры были им не интересны, и родители злились на детей за их плохое поведение. Очень помог мастер-класс, здесь дети с родителями совместно делали поделку. Детям очень нравилось что–то мастерить своими руками, и родители как дети радовались своим трудам.

В ходе создания и реализации проекта стало понятно, что этот проект является долгосрочным и появились планы на перспективу развития данного проекта:

-  развитие эмоциональной сферы ребенка, воспитание чувства сопереживания к проблемам друзей из ближнего и дальнего окружения,

- развитие творческих способностей учащихся,

- улучшение сценария, то есть увеличение игровых моментов, мастер- классов, где дети не были отдельно от родителей, сделать акцент на более тесном взаимодействии детей и взрослых,

- сотрудничество с государственными учреждениями по реализации программ связанных с укреплением и содействием семей. Например с таким как, ГКОУ «Центр содействия семейному устройству детей, оставшихся без попечения родителей, и психолого-медико-социального сопровождения замещающих семей» и др.,

- во многих школах города Калуги реализуется проект «Уполномоченный по правам участников образовательного процесса», можно было бы добавить в их блок правового посвящения «Соблюдение прав ребенка в семье»,

- при изучении темы, было выявлено, что не достаточно в школах рассматриваются проблемы семьи,

- улучшить систему информирования населения в области действующих федеральных и региональных программ и другой нормативной документации в данной области.


Библиографический список
  1. Беляева М.А Клуб как организационная форма социокультурной деятельности с семьями детей инвалидов [Текст] / М.А. Беляева, О.Ю. Буторина // Пед. образование в России. – 2010. – № 1. – С. 39-46.;
  2. Болотова  М. И. Семья и учреждение дополнительного образования детей: грани сотрудничества [Электронный ресурс] / Болотова  М. И.  // ЗПУ. 2008.  №2. Режим доступа URL: http://cyberleninka.ru/article/n/semya-i-uchrezhdenie-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-grani-sotrudnichestva;
  3. Бочарова Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста [Текст] / Н.И. Бочарова. – М. : АРКТИ, 2003. – 94 с.;
  4. Дополнительное образование и воспитательная деятельность [электронный ресурс]: портал органов власти  Калужской области, – Калуга, 2013. – режим доступа http://www.admoblkaluga.ru/sub/education/obraz/dop/
  5. Журкина, А.Я. Взаимодействие социальных партнёров с целью достижения успеха дополнительного образования детей [Текст] / А.Я. Журкина // Профессиональные достижения педагогов – ресурс повышения качества образования. (Творческая мастерская работников системы дополнительного образования детей. Выпуск 2). Сборник статей. – Шуя: Изд-во Шуйского филиала ФГБОУ ВПО «ИвГУ», 2013.- С.10-19.;
  6. Шульга, И. И. Педагогическая анимация – новая профессия организатора досуга / И. И. Шульга // Вестник СГУТиКД. – 2011. – № 3 (17). – С. 145– 149.


Все статьи автора «bauerluda»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: