УДК 316

КУЛЬТУРНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Рихновец Александра Анатольевна
Амурский государственный университет
студент 5 курса факультета социальных наук, кафедра социологии

Аннотация
Данная статья посвящена проблеме культурно-нравственного воспитания студентов в рамках высшего учебного заведения. Проведенное исследование позволяет утверждать, что культурно-нравственное воспитание является одной из важнейших функций университета.

Ключевые слова: воспитание, культура, нравственность, студенты, ценности


CULTURAL AND MORAL EDUCATION OF UNIVERSITY STUDENTS

Rikhnovets Alexandra Anatol`evna
Amur State University
5th year student of the Faculty of Social Sciences, Department of Sociology

Abstract
This article is devoted to the cultural and moral education of students within higher education. The study suggests that cultural and moral education is one of the most important functions of the university.

Keywords: culture, education, morality, students, values


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Рихновец А.А. Культурно-нравственное воспитание студентов ВУЗа // Психология, социология и педагогика. 2014. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/02/2805 (дата обращения: 27.05.2017).

Внимание социологов всегда было обращено к изучению тех связей и интегрирующих взаимодействий, которые лежат в основе поддержания структуры общества, обеспечивают его порядок и продуктивное функционирование. Данной скрепляющей силой, поддерживающей упорядоченность системы, являются законы, система санкций, общепринятые правила поведения, и, что является не менее важным – нравственные ориентиры, характерные для общества в тот или иной временной период. На сегодняшний день, для отечественной социологии всё большую актуальность приобретает изучение трансформации нравственных ценностей в современном российском обществе, а также влияние данного процесса на формирование структуры потребностей, образ жизни и поведенческие установки различных категорий населения, в том числе и студенчества.

Под духовно-нравственной культурой личности понимается сложное образование, качественные характеристики сознания и самосознания личности, отражающие целостность и гармонию ее внутреннего мира, способность выходить за пределы себя и гармонизировать свои отношения с окружающим миром [2, с.261].

В прямой зависимости от выделенных условий находится проблема формирования духовно-нравственной культуры личности будущего специалиста в условиях вуза. Это объясняется тем, что современное поколение студентов живет в условиях быстрой смены событий общественной жизни, динамичных перемен и противоречивых тенденций в развитии общества, нарастающего потока информации [2, с.260].

В связи с этим воспитание, которое ориентировано на формирование духовно-нравственной культуры студентов, является одной из приоритетных целей современной системы воспитания в высшем учебном заведении.

Культурно-нравственное воспитание – это комплекс форм, средств, методов и принципов, стимулирующих развитие духовно-нравственной культуры студента, процесс повышения степени освоения личностью социального опыта, ценностей культурно-регионального сообщества, культуры, приобщение студентов к нравственным ценностям, развитие нравственных чувств; становление нравственной воли; побуждение к нравственному поведению. На практике это означает воспитывать у молодежи устремленность к творческому началу в любом деле и любой профессии, акцентируя внимание не только на материальной заинтересованности, но и на духовном воплощении своих интересов и потребностей [3].

Сегодняшняя система высшего образования не удовлетворяет в полной мере требованиям сохранения и развития интеллектуального и нравственного потенциала. Она все еще слабо ориентирована на самореализацию и саморазвитие личности. Рыночная же экономика в цивилизованном обществе требует, чтобы каждый человек выступал как субъект с широкими возможностями выбора. Отсюда следует, что система образования, с одной стороны, должна удовлетворять изменяющимся требованиям общества, а с другой, обеспечивать развитие личности с учетом ее запросов, способностей, интересов, ценностных ориентации. В условиях ВУЗа, стоит учитывать, что студенческий возраст является периодом активного развития культурно-нравственных структур личности [3].

Воспитательная система ВУЗа – это комплекс форм, средств, методов и принципов, стимулирующих культурно-нравственное развитие студента-будущего специалиста. В связи с эти, главной целью воспитания является формулирование общей и профессиональной культуры студентов, понимание ими истории цивилизации, возвышение духовных потребностей, приобщение к этическим нормам общения, а также осознание своего места в системе культуры, саморазвития и нравственного сознания [1, с. 131]. В процессе обучения ВУЗ должен активно содействовать саморазвитию и самообразованию личности, ее способности и готовности к освоению системы социальных ролей. Образовательный процесс в ВУЗе должен быть нацелен на создание условий для формирования культурно-нравственных, духовных ценностей личности.

Все эти обстоятельства делают необходимым разработку программ формирования системы культурно-нравственных ценностей у студентов. Культурно-нравственное воспитание студентов выступает одной из главных целей воспитательной программы учебного заведения.

Рассмотрим подробнее, как осуществляется программа культурно-нравственного воспитания на примере Амурского Государственного Университета.

Амурский Государственный Университет создает собственную систему культурно-нравственного воспитания студентов, реализуя её через программу культурно-нравственного воспитания студентов АмГУ 2010-2015. Данная программа направлена на воспитание нравственных качеств, духовности; на сохранение и приумножение историко-культурных традиций университета; приобщение к университетскому духу, формирование чувства университетской солидарности и корпоративности; создание оптимальной социально-педагогической воспитывающей среды, направленной на творческое саморазвитие и самореализацию личности; развитие умений и навыков управления коллективом с использованием различных форм студенческого самоуправления; содействие работе общественных организаций, клубов, объединений и коллективов университета, организация культурно-массовых мероприятий.

Все эти направления университет реализует, проводя следующие мероприятия: традиционные всероссийские праздники, организацию спектаклей театров АмГУ «Глобус» и «М. и. Р» , искусствоведческих гостиных (музыкально-литературной, художественной, театральной), создание инициативных студенческих сообществ, предоставление информации через сайт университета, телевизионный модуль и газету «Амурский университет», которыми занимаются сами студенты  и др.

Таким образом, Амурский Государственный Университет реализует одну из главных задач высших учебных заведений – формирование системы культурно-нравственных ценностей у студентов.

Процесс формирования духовно-нравственной культуры является важным и сложным направлением в процессе подготовки специалистов университета. Чем более высока духовно-нравственная культура будущего специалиста, тем выше его социальная востребованность, социальная значимость для общества.

В связи с этим необходимо использовать традиции, как средства нравственного воспитания, осуществлять воспитание студентов в научно-обоснованной логической последовательности, повышать эффективность нравственного воспитания студенческой молодежи. На пути осуществления этих целей существует множество противоречий. Во-первых, отсутствует система знания о сущности нравственного воспитания студентов. Во-вторых, недостаточно обоснованы процессы нравственного воспитания студентов. В-третьих, не до конца разработана логика программы социально-педагогической деятельности в формировании культурно-нравственного воспитания.

Все это свидетельствует о проблеме, состоящей в отсутствии целостного представления о нравственных приоритетах студенческой молодежи, и как следствие недостаточная эффективность программ культурно – нравственного воспитания.

В 2013 г. нами было проведено эмпирическое социологическое исследование. В качестве объекта исследования выступали студенты АмГУ, реализованная выборка составила 420 человек. Предметом исследования является культурно-нравственное воспитание студентов ВУЗа. Цель исследования – дать оценку системы культурно-нравственного воспитания АмГУ студентами ВУЗа. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1) Уточнить место и роль культурно-нравственных аспектов воспитания человека.

2) Выявить организацию культурно-нравственного воспитания в АмГУ глазами студентов.

3) Проанализировать динамику развития системы культурно-нравственного воспитания в АмГУ с 2007 по 2013 гг.

В процессе разработки программы социологического исследования были выдвинуты несколько гипотез:

1) Большинство студентов считают не нужным культурно-нравственное воспитание в системе образования.

2) Студенты АмГУ оценивают мероприятия, проводимые в вузе в рамках программы культурно-нравственного воспитания, выше среднего.

3) Динамика студенческого участия в системе культурно-нравственного воспитания (за период 2007-2013 г.)  является положительной.

Полученные в ходе исследования данные позволяют говорить о том, что по мнению студентов АмГУ, культурный человек прежде всего воспитанный и тактичный, порядочный и добрый, широко эрудированный, начитанный, высоконравственный, совестливый. Можно отметить, что для студенты АмГУ считают культурным человека, который обладает не только культурой, но и духовными, нравственными качествами.

Определяя образ студента Амурского Государственного Университета, чаще всего были отмечены следующие качества: в первую очередь – юмор и жизнерадостность, затем, энергичность, предприимчивость, деловые способности, терпение, выносливость, умение переносить трудности, отзывчивость и желание помочь. Полученный собирательный образ студента АмГУ получился в целом положительным. Лишь немногие приписали ему грубость, хамство, равнодушие, зависть. При анализе ответов на этот вопрос, была отмечена следующая зависимость: положительные качества отмечали в основном лица мужского пола, а та небольшая доля, которая подметила отрицательные качества – девушки.

За нравственное воспитание человека, по мнению большинства, несет ответственность семья. Учебное заведение отметили самая небольшая доля студентов.

Таблица 1 – Ответственность за нравственное воспитание

Варианты ответов Количество ответивших (чел.) Количество ответивших (%)
Сам человек

134

31,9

Семья

261

62,1

Государство

21

5

Уч. заведение

4

1

Всего

420 человек

100 %

Однако на вопрос о том, существует ли в АмГУ система культурно-нравственного воспитания практически половина опрошенных ответили, что да. Стоить отметить, что вариант «затрудняюсь ответить» выбрали 40 % студентов. Это связано с тем, что студенты мало осведомлены о том, что входит в систему культурно-нравственного воспитания, какие мероприятия, события проводятся и происходят для того, что бы повысить уровень духовно-нравственной культуры.

Что интересно, наиболее важными направлениями воспитания студенты АмГУ считают именно культурно-нравственное воспитание – 24,8 %, на втором месте правовое воспитание – 14,8, на третьем – профессионально-трудовое воспитание 14,6%.

Чаще всего из них отмечались следующие реализующиеся в нашем вузе системы воспитания:

1) Профессионально-трудовое (22,5 %)

2) Культурно-нравственное (16,5%)

3) Физическое (16,3%).

Вопрос «Хотели бы Вы заниматься каким-либо направлением общественной деятельности в ВУЗе»:

Таблица 2 – Желание заниматься общественной деятельностью в ВУЗе

1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс Всего
Да и уже занимаюсь

20

14

8

28

2

72

17,1%

Да, хотел бы

45

53

44

27

3

172

41%

Нет

30

29

22

23

12

116

27,6%

Затрудняюсь ответить

24

19

6

10

1

60

14,3%

Всего

119

28,3%

115

27,4%

80

19%

88

21%

18

4,3%

420

100%

Большинство ответили «да, хотел бы». 17 % – уже занимаются в вузе общественной деятельностью. Здесь прослеживается взаимосвязь с курсом, на котором обучается студент. На таблице видно, что после 2го курса у студентов желание заниматься общественной деятельностью сокращается.

Студенты, которые ответили, что хотели бы заниматься общественной деятельностью чаще всего выбирали творческие коллективы АмГУ (театры, вокал, КВН). На втором месте студенческое самоуправление.

Из тех, кто уже состоит в данных организациях, большинство являются членами студенческого актива факультета и студенческого актива общежития.

Полученные на подобные вопросы ответы в 2007 г. позволили проследить, что доля лиц, занимающихся спортом, упала с 46% до 2%. Из тех, кто еще ни чем не занимается, но хотел бы, спортивные секции не были отмечены ни разу. Это говорит о том, что популярность спортивной деятельности среди студентов сократилась.

На вопрос «Какие из перечисленных мероприятий проводятся в АмГУ» было получено следующие процентное соотношение:

1)организация и проведение творческих конкурсов «юниор-шоу», «мусорный бал», «мистер и миссис АмГУ». – 14,1 %

2)организация фестивалей КВН и АмГУ – весна – 12,5

3)организация традиционных праздничных вечеров «посвящение в студенты», «день факультета», «ректорский прием» и др. – 11,8

В 2010 г. 19% студентов ответили фестивали КВН; далее 16,6 % – организацию и проведение творческих конкурсов, 11% – праздничные концерты.

В этой сфере изменения не значительны, популярными и видимо самыми посещаемыми являются именно творческие мероприятия, имеющие непосредственное отношение к студенчеству и студенческой жизни.

На сегодняшний день студенчество принимает участие в данных мероприятиях в основном в качестве зрителя – 48%.  В 2010 г.  таких людей было 35%. Можно говорить о том, что количество  людей, посещающих такие мероприятия, увеличивается.

Оценивая уровень проведения данных мероприятий по 10ти бальной шкале, студенты в среднем дали оценку 8. По сравнению с 2010 годом оценка студентами данных мероприятий увеличилась. Тогда средний балл составил 6. Это объясняется повышением качества данных мероприятий, более высокой подготовкой, хорошей аппаратурой и т.д.

На вопрос о важности и нужности данных мероприятий 89% опрошенных ответили, что такие мероприятия нужны. И лишь 2,6 % заявили о ненужности данных мероприятий.

Что касается того, что студенты хотели бы изменить в организации мероприятий, то часто отмечались однообразие участников, сложность проникновения в студенческое самоуправление и то, что ВУЗ мало заинтересован в привлечении к системе культурно-нравственного воспитания новых лиц.

Таким образом, наша первая гипотеза о «ненужности системы культурно-нравственного воспитания по мнению студентов опровергалась. Студенты сознательно выделяют систему культурно-нравственного воспитания на первое место среди других видов воспитательной деятельности.

Вторая и третья гипотеза подтвердились. Студенты действительно высоко оценивают мероприятия, которые проводятся в рамках программы культурно-нравственного воспитания. Ежегодно количество студентов, принимающих в них участие, увеличивается, в основном растет зрительский интерес.

Однако существует проблема, которая состоит в том, что система культурно-нравственного воспитания в нашем ВУЗе ориентирована в основном на повышение уровня культуры студентов АмГУ, нравственные аспекты часто упускаются. Отсюда, и среди студентов мало кто разграничивает понятия «культура» и «нравственность».


Библиографический список
  1. Борытко Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания :  Монография / Научн. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград : Перемена, 2001. 214 c.
  2. Боташева Х.Ю. Духовно-нравственные ценности студента университета в зеркале социологического анализа // Известия РГПУ им. А.И. Герцена . 2008. №77, С. 259-265.
  3. Савотина Н.А. Социальная адаптация личности в условиях студенческой среды : дис. канд. психол. наук : 13.00.06. М., 1997. – 196 с.


Все статьи автора «Рихновец Александра Анатольевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: