УДК 316.3:316.35

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРОЦЕССА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ КОНЦА XIX НАЧАЛА XX В.

Черных Геннадий Андреевич
Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко
аспирант факультета социологии, специальность «теория и история социологии»

Аннотация
В статье дается критическая оценка проблемы интерпретации процесса индивидуализации, которая определяется в социологических теориях конца XIX начала XX в. в работах: Э. Дюркгейма, М. Вебера, Дж. Мида, Г. Блумера, Р. Линтона и других. Даны обоснование и интерпретация теоретического конструкта – «активность», понятий индивидуальной, социальной и коллективной активности, социального статуса и роли. Обоснована необходимость разработки социологического концепта индивидуальной активности.

Ключевые слова: активность, групповая активность, индивидуальная активность, социальная активность, социальное качество, социальное поведение


CONCEPTUAL INTERPRETATION OF THE PROCESS OF INDIVIDUALIZATION IN SOCIOLOGICAL THEORIES FROM THE END XIX-EARLY XX CENTURY.

Chernykh Gennady Andreyevich
Taras Shevchenko National University of Kyiv
graduate student of the Department of Sociology, specialty "Theory and History of Sociology"

Abstract
The article provides a critical assessment of the problem of interpreting the process of individualization, which is defined in sociological theories from the end XIX early XX century in the works: E. Durkheim, M. Weber, G. Mead, H. Blumer, R. Linton and others. Much attention is given to the interpretation and verification theoretical construct - "activity", concepts of individual, social and collective activity, social status and role. The need is stressed to employ developing a sociological concept of individual activity.

Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Черных Г.А. Концептуальная интерпретация процесса индивидуализации в социологических теориях конца XIX начала XX в. // Психология, социология и педагогика. 2014. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/03/2906 (дата обращения: 28.05.2017).

Актуальность исследования заключается в том, что на современном этапе развития социологии актуализируется проблема индивидуализации – проявления индивидуальной активности личности в обществе. Непрерывные трансформационные процессы в обществе, изменения во взаимодействии людей, развитие онтологических проблем социальной реальности, все это порождает ряд еще неисследованных проблем, связанных с трансформацией человеческой активности. Люди формируют новые сообщества, которые характеризуются новыми стратегиями поведения. Концептуализация способов и механизмов индивидуальной активности позволяет социологам выйти на новый уровень объяснения социального взаимодействия и деятельности людей в современных обществах. Исследование процессов индивидуализации и персонификации личности позволяют перейти к более основательному рассмотрению актуальной проблемы становления социальных практик в современных обществах. Рассмотрение тенденции развития индивидуальной активности конца XIX начала XX в. позволяет спрогнозировать способы и механизмы данной активности на современном этапе развития человечества.

Надо отметить, что проблема исследования процессов человеческой активности в социологии является касательной к проблеме исследования личности ее деятельности, ее социального статуса и роли, жизненных стратегий и индивидуализации и т.д. К рассмотрению данной проблемы обращались западные и отечественные социологи (работы Э. Дюркгейма, М. Вебера, Дж. Мида, Г. Блумера, Р. Линтона – в контексте исследования человеческой активности, работы С. Баумана, В. Бека, А. Брюса, Э. Тоффлера, Н. Элиаса, Э. Фромма, Ф. Хайека, В. Иноземцева, И. Мальковский – в контексте индивидуализации).

Цель данной статьи заключается в обосновании необходимости разработки социологического концепта индивидуальной активности в связи с особенностями эволюции и развития исследовательских стратегий концептуальной интерпретации способов и механизмов индивидуальной активности в социологических теориях конца XIX начала XX в.

Прежде всего, отметим, что исследователи акцентируют внимание на том, что понятие активности не имеет однозначного толкования в социологии, так как характеризует ряд контекстов связанных с различными социологическими категориями: социальная деятельность, социальное взаимодействие, социальное поведение, социальный статус и роль. Плюрализм идей и дефиниций затрудняют процесс точного определения теоретического конструкта «активность». Нами была предпринята попытка данного определения, об этом далее будет идти речь.

В целом, под активностью в социологии подразумевается – социальное качество личности, воплощенное в способности формировать общезначимые социальные действия, с помощью социального взаимодействия – через коммуникацию, в общении с другими, в общих и ими (или отдельно от них совершенных) поступках, делах, в творчестве. Но в то же время активность выступает как (от лат. Activus – деятельный) – деятельность, один из основных элементов человеческого поведения. Можно сразу увидеть, что смысл данного теоретического конструкта интерпретируется в двух формах: социальное качество личности и элемент человеческого поведения.

В философской энциклопедии понятие социального качества трактуется, как – концентрация человеческого опыта, общей и индивидуальной активности людей, всевозможные их комбинаций, композиций, как синтез. В отличие от философии, социология рассматривает социальное качество через фиксацию определенных характеристик личности, классов, социальных групп, которые невозможно представить без способа существования и деятельности исторических субъектов. Но, стоит отметить, что социальные качества не интерпретируются индивидуальными особенностями, какой бы сложностью они бы не обладали. Социальные качества отображаются в человеческой повседневности, в способностях людей, а также в: умениях, знаниях, потребностях и т.д. При развитии всевозможных человеческих взаимодействий, культурных обменов, экономических и других контактов между социальными общностями – происходит производство и распространение социальных качеств. Они могут усложняться или упрощаться в зависимости от их общего развития. Социальные качества могут “оживать” и “жить” только в социальном процессе, во взаимодействиях между людьми, людей и вещей, в динамике обновления и воспроизводства социального бытия. Итак, социальные качества – это общие, повторяющиеся качества, которые остаются устойчивыми в поведении различных групп и сообществ людей.

Другой формой интерпретации теоретического конструкта «активность» возникает понятие – «социальное поведение», которое характеризует определенный способ проявления индивидуальной активности. Социальное поведение рассматривают как относительно согласованную и последовательную совокупность социально значимых поступков личности. Поведение конкретной личности можно представить, как систему взаимосвязанных действий и поступков индивида, которые осуществляются для реализации определенных функций и требуют связи человека с социумом. Своеобразие поведения человека зависит от характера его взаимоотношений с другим собеседником или группой, к которой она принадлежит. На нее влияют также групповые нормы и ценности, статусно-ролевые предписания.

Итак, из вышесказанного можем сделать вывод, что понятие «активность» предстает сложным теоретическим конструктом, который интерпретируется через две формы: социальное качество и поведение. Данный конструкт выражается в контексте социального взаимодействия, групповых норм и ценностей, статусно-ролевой характеристики личности и т.д. Нами было сделано следующее определение теоретического конструкта «активность» – это понятие с помощью которого можно зафиксировать особый вид деятельности индивида, его социальные качества и поведение. Данное утверждение позволяет нам более корректно подойти к пониманию и обоснованию концепта «индивидуальной активности».

Для конструирования концепта «индивидуальной активности» следует обратиться к определению понятий: социальная активность и познавательно-творческая активность. Социальная активность – это характеристика образа жизни социального субъекта, заключается в целенаправленном преобразовании социальных условий в соответствии с интересами и потребностями, идеалами и целями, в реализации и выдвежении социальных инициатив, решении насущных социальных задач, формировании необходимых социальных качеств.

Предполагается, что с помощью социальной активности определенных индивидуальных и коллективных субъектов возможно и осуществим социальный прогресс социума. С помощью социальной активности индивид выражает уровень социальных потенций, культуру, навыки и знания, своей деятельностью изменяет окружающий мир и себя самого. В отличие от социальной пассивности, которая тормозит социальные реакции человека и отчуждает ее от общественных задач и проблем. Социальная активность отображает реакцию на трансформации в обществе. Она реализуется в индивидуальной, групповой, массовой деятельности, но основными видами считаются трудовая активность и общественно-политическая. Общественно-политическая активность представляет изменение или укрепление социальных отношений, трудовая характеризирует реализацию материальных отношений. Также необходимо выделять управленческую активность, которая позволяет индивиду оперативно изменять общественные структуры и сферы управления, адаптируя их под новые условия. Отдельно стоит выделить активность досуга, обеспечивающая человеческую самореализацию, развитие личности, трудоспособность.

Таким образом, понятие социальной активности включает в себя разнообразные характеристики образа жизни социального субъекта в групповой, индивидуальной, массовой формах деятельности. Она характеризует индивидуальную активность субъекта, которая помогает ему в социальных взаимосвязях – в укреплении социальных отношений и реализации собственного потенциала – самоорганизации и т.д.

Познавательно-творческая активность – характеризирует развитие квалификационного и общеобразовательного уровня индивида, демонстрирует формирование любознательности личности, утверждение её творческого начала в обществе и повседневной активности. Это активное участие в принятии решений и постановок задач, развитие передовых приемов и методов труда, усовершенствование трудового процесса новыми, прогрессивными элементами; рационализаторство и изобретательство направленные на повышение эффективности деятельности всего коллектива.

Итак, познавательно-творческая активность тоже выражает индивидуальную и коллективную форму деятельности, направленные на улучшение жизнедеятельности субъекта или коллектива. Она включена в индивидуальную активность личности – и является неотъемлемой частью ее деятельности.

В контексте социологических теорий конца XIX в. начала ХХ в. мы обратились к работам: Э. Дюркгейма, М. Вебера, Г. Блумера, Ч. Мида, Р. Линтона, чтобы установить, каким образом происходила эволюция взглядов на индивидуальную активность личности.

Интерпретация индивидуальной активности Э. Дюркгеймом обосновывается присущим ему дуализмом – характеризируя человека через проявление индивидуального, биологического и социального. Индивидуальное выражается через организм, определяя биологически обоснованную психику, оно формирует практическое отношение индивида к окружающему миру. Согласно Дюркгейму, материальное производство определяет человека, как изолированное существо. Индивидуальное сознание человека подвластно объектам внимания. Дюркгейм обозначал активность и разделение труда как один из основных механизмов создания общественных отношений. «Бесспорное и истина, что нет ничего в социальной жизни, чего не было бы в индивидуальном сознании; но все, что в ней находится, взято с общества», – отмечает Дюркгейм [1, c.23]. Французская социологическая школа отождествляет индивидуальное с биологическим, индивид характеризуется как организм, а общественное и индивидуальное сопоставляется с социальным и биологическим. Общество формирует в человеке социальное существо.

Итак, согласно с взглядами Э. Дюркгейма, можно говорить о том, что индивидуальная активность индивида обосновывается его биологической и социальной сущностью. Зависимость индивида от общества, направляет и формирует его деятельность, формирует самого индивида, интерпретирует индивидуальную активность – как непосредственное влияние общества на отождествление проблем социального и биологического. Разделение труда и активности возникает основным механизмом формирования собственно общественных отношений.

М. Вебер в отличие от Э. Дюркгейма, видел смысл индивидуальной активности – в деятельной сущности человека. То есть, М. Вебер интерпретировал критерии социальной деятельности, для того чтобы можно было выделить из всего комплекса других форм человеческой активности. Через категорию «социальное действие» можно провести описание структуры человеческой активности, на междисциплинарном уровне социологии и психологии. Возможно описание её составляющих, взаимозависимости, осмысление целесообразности человеческих действий как основы формирования поведения индивида. Социальное действие характеризует социальную деятельность человека, помимо структуры, имея свою тактику, стиль и т.п. Именно М. Вебер ввел в социологию это понятие характеризуя его, как простейший вид активности индивида связанный с ожидаемым поведением людей. Осмысление разнообразия поведения взаимодействующих индивидов Вебер считал важнейшей характеристикой социального действия [2, c 323]. М. Вебер расширил идею о распределении труда и активности Э. Дюркгейма, дополнив ее тем, что при данном распределении формируются не только общественные отношения, но и определенный социальный порядок.

Вклад немецкого ученого на взгляд человеческой активности также заключается в том, что он на основе сопоставления мировых религий выделил три общих способа отношения человека к миру, которые определяют вектор социальной деятельности людей, степень их активности. Первый из них соответствует конфуцианскому и даосистскому религиозно-философским учениям, получившего распространение в Китае. Второй – индуистскому учению, распространившийся в Индии. Третий – иудаистскому и христианскому взглядам, возникший на Ближнем Востоке и распространился в Европе, а позже и на Американском континенте. Соответственно каждый способ отношения к миру Вебер обозначил ключевыми формулами, отображающими действенную активность человека: 1) приспособление к миру, 2) бегство от мира, 3) овладение миром.

Итак, на основе идей М. Вебера можно сказать о том, что индивидуальная активность является составляющей социальной деятельности человека, формирует общественные отношения и социальный порядок, а также влияет на становление человеческого мировоззрения, детерминирует степень активности индивида.

Английский социолог Дж. Мид вносит весомый вклад в понимание понятия «индивидуальной активности», он рассматривает систему «Я» и её две подсистемы: “Ме” и “I”. “Ме” – характеризует свойственные индивиду установки “других” людей, ценности и нормы общества, это индивидуальное виденье себя и других индивидов своими глазами, усвоение обобщенных представлений о себе. “I” – демонстрирует автономный характер представления индивидом самого себя. Оно является источником спонтанного, непредсказуемого поведения, отражает специфику реакций индивида на социальные стимулы. “I” тождественно социальному процессу, как бы “сливается” с ним [3]. В целом, Дж. Мид наиболее акцентировал внимание отождествления “I” с социальным процессом и с автономностью, свободой человека, с возможностью позиционировать себя через выбор определенных социальных ролей.

То есть, Дж. Мид, как и Э. Дюркгейм, признает двойную природу структуры личности, связанную, с особенностями позиционирования личности для себя и для других. Данная трактовка личности демонстрирует источники социального взаимодействия, определяющиеся в его природе и структуре.

Социальное поведение, согласно Дж. Мид, позволяет рассмотреть поступки человека, основанные на коммуникационных моделях с другими людьми, в которых человек оценивает их действия и намерения. Таким образом Мид выделяет таки типы действий, как значимые и незначимые. Мотивы действий человека возможно осознать, представляя себя в роли другого. Символическое значение приобретается значимым событиями тогда, когда понятие, предмет или действие выражают смысл других понятий, предметов или действий. То есть, социальными действиями характеризуется реакция на других людей.Дж. Мид отмечал, что ключевой момент успешного социального действия – это адекватное “представление себе другого”, идентификация партнера, к которому обращено наше действие и которая должна оправдать наши ожидания.

Социальные взаимодействия индивидов возможны и достижимы именно потому, что существует общая перспектива и связь “обобщенного другого”. Данное понятие отражает и обобщает мнение социальной группы относительно общих объектов взаимодействия. “Именно в форме обобщенного другого, – пишет Мид, – социальный процесс влияет на поведение вовлеченных в него и поддерживающих его индивидов, то есть сообщество осуществляет контроль над велением своих индивидуальных членов, потому что, как раз в этой форме социальный процесс (сообщество) проникает в качестве определяющего фактора в мышление индивида”[3].

Итак, теоретическая концепция Дж. Мида определяет превосходство социального над индивидуальным. Социальное действие в отличие от обычного действия – производится среди минимум двух человек. Мид в основе своей теории выделяет понятие «активности личности», способностей индивида к восприятиям других людей. Ученый разработал концепцию «обобщенного другого». С помощью данного понятия можно проследить развитие общих ценностей и стандартов поведения, способствующие формированию у всех членов группы индивидуального Я-образа. Ролевое взаимодействие позволяет личности поставить себя на место другого человека.

Еще один весомый вклад в интерпретации способов и механизмов индивидуальной активности сделал Г. Блумер. Продолжая развивать мысли Дж. Мида, он выделил понятие «коллективного поведения», в которой интерпретируется понятие «групповой активности», которое противопоставляется индивидуальной активности. По Блумеру – коллективное поведение может мыслиться как групповая активность. «Групповая активность означает, что индивиды действуют вместе определенным образом, что между ними существует некое разделение труда и в наличии определенное взаимное приспособление различных линий индивидуального поведения» [4, c. 166]. Групповая активность детерминируется обычаями, традициями, условностями, правилами или институциональными регуляторами. Коллективное действие, по Блумеру, есть– фундаментальная, основная часть общества, в которой активное участие принимает индивид. В этом плане Блумер расходится с Дюркгеймом, для которого коллективные действия и коллективные представления выступали чем-то поверхностным и выше, определяющим применительно к отдельному человеку. Кроме того, коллективное действие у Блумера тоже рассматривается как процесс, в движении и изменениях.

Блумер обращает основное внимание не на статику, а на динамику человеческой жизни, постоянные изменения, которые в нем происходят. Он отмечает, что человеческая деятельность осуществляется по объектам на основе предоставленных индивидами значений. Иными словами, люди действуют по отношению к вещам на основании смыслов (meanings), которыми они обладают. Каждое человеческое действие характеризуется учетом специфического смысла соответствующих вещей. Однако смыслы чужды вещам сами по себе и не является чем-то индивидуальным, но при этом они являются социальным феноменом, благодаря индивидуальной интерпретации. Задача социологии состоит в то, чтобы исследовать способы практических осуществлений людьми демонстрации смысла объектов в рамках их повседневности.

Итак, рассмотрев идеи Г. Блумера, можно сделать вывод, что индивидуальная активность может быть обусловлена ​​коллективным поведением – групповой деятельностью людей, в основе которой существует разделение труда и приспособления различных линий индивидуального поведения. Индивидуальная активность в коллективной деятельности играет важную общественную значимую роль, и формирует у индивида чувства социальной востребованности.

Важно подчеркнуть, что Дж. Мид обостряет своё внимание в важности понимания и освоения ролей в процессах межличностного взаимодействия, а Р. Линтон характеризует социокультурный взгляд на ролевое поведение и взаимодействие людей. Статус выделяется им как структурная единица, определяющая расположение индивида в социальной структуре с множеством прав и обязанностей. Роль определяется как «динамический аспект статуса». Именно с помощью роли – можно обозначить статус личности. Это – классическое обозначение статуса и роли в науке.

Активность индивидов, направленная на реализацию функций, – это и есть социальная роль. Она является основой формирования соответствующих ожиданий со стороны других. В структурно-функциональной теоретической ориентации роль трактуется как сложное действие. Сложное, потому что, во-первых, активность индивида направлена ​​на достижение определенной цели, то есть имеет целевую ориентацию. Во-вторых, роль предлагает средства для адекватной реакции на ситуацию, складывающуюся, т.е. выполняет адаптивную функцию. В-третьих, роль интегрирует усилия по крайней мере двух индивидов в единое целое, способствуя установлению порядка. В-четвертых, роль выполняется в пределах институционализированной системы ценностей, контролируется и направляется ею.

Линтон обозначает статус как занимаемое индивидом место в конкретной системе. Различают врожденный или наследуемый социальный статус, и достигнутый, связан с активностью субъекта для его приобретения, а также личный, определяет субъектную позицию в межличностных отношениях с признанием его индивидуальных качеств. Понятие роль Линтон использует для детерминации суммы культурных образцов поведения, определяющие статус. Это обозначает то, что роль – это ценности, установки и само поведение, определяющиеся обществом, приписанные для каждого человека с определенным статусом.

Итак, рассмотрев теорию Р. Линтона, можно сделать вывод, что: индивидуальная активность индивида обуславливаются его ролью и статусом. Статус – можно охарактеризовать – индикатором индивидуальной активности индивида. Проследив за достижениями индивида (за достигнутым статусом) – можно определить насколько он индивидуально активный и сделать выводы о его личностном росте. Рассмотрев личностные качества индивида – можно предположить какой будет его индивидуальная активность, а также определить его статус. Данная практика присуща в процессе собеседования принятия на работу и т.д. Роль, выступая динамическим аспектом статуса, тоже обусловливает индивидуальную активность индивида, ведь формирует его деятельность – направленную на реализацию приобретенного статуса, или статуса, который достигается.

Выводы: 1. Осуществлённое в статье исследование концептуальной интерпретации процесса индивидуализации в социологических теориях конца XIX в. начала ХХ в. дает основания для формулирования следующего обобщающего положения: несмотря на то, что в пределах исследуемых теорий не существует формулировки концепта «индивидуальной активности», на основе обоснования основных познавательных стратегий социологической концептуализации данного концепта, можно сделать вывод о том, что концепт «индивидуальная активность» обосновывается фундаментальным социологическим категориями: социальная деятельность, социальное взаимодействие, социальное поведение, социальная активность, социальный статус и роль. 2. Концепт «индивидуальная активность» является абстракцией высокого уровня обобщения, еще точно не получила определенной концептуализации в социологических теориях, но является касательной к субъективистским социологическим парадигмам, структурно-функциональной теории и ролевой теории личности. 3. Концепт «индивидуальная активность» обосновывается теоретическим конструктом – «активность», который интерпретируется через две формы: социальное качество и поведение. 4. Проведенный анализ сущностных признаков понятий: «активность», «социальное качество», «социальное поведение», «социальная активность», «групповая активность», «социальный статус» и «социальная роль» служит основанием для выхода на более высокий уровень концептуализации понятия «индивидуальной активности». «Индивидуальная активность» – это социальное качество личности, способное воспроизводить значимые социальные действия, которые направлены на улучшение жизнедеятельности субъекта/коллектива и обосновывается его биологической и социальной сущностью, она является составляющей социальной деятельности человека, формирует общественные отношения и социальный порядок; обусловливается коллективным поведением – групповой деятельностью; детерминируется понятиями «социальная роль» и «социальный статус».


Библиографический список
  1. Дюркгейм Е. О разделении общественного труда. Метод социологии. М. : Наука, 1991. 576 с.
  2. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 808 с.
  3. Мид Дж. От жеста к символу. М.: Изд-во МГУ, 1994. 263 с.
  4. Блумер Г. Коллективное поведение. М.: МГУ, 1994. С. 535-588.
  5. Линтон Р. Статус и роль. К.: Ин-т социологии НАН Украины, 1999. С. 29–37.


Все статьи автора «Gennady Chernykh»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: