УДК 37.02; 371

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Кириллова Алёна Ивановна
Казанский Государственный Университет Культуры и Искусств
ст. преподаватель кафедры иностранных языков

Аннотация
В статье рассматриваются некоторые методы интерактивного обучения.

Ключевые слова: дискуссия, интерактивные методы обучения, кейс-метод, метод проектов, мозговой штурм, тренинг


INTERACTIVE METHODS OF TEACHING

Kirillova Alena Ivanovna
Kazan State University of Culture and Arts
Foreign Languages Department

Abstract
The article considers some of the interactive methods of teaching.

Keywords: brainstorm, case-method, discussion, interactive training, project


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Кириллова А.И. Интерактивные методы обучения // Психология, социология и педагогика. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/04/2941 (дата обращения: 20.11.2016).

Современный практико-ориентированный подход к обучению предполагает привнесение в процесс обучения различных методик и технологий обучения. Основные методические новшества в настоящее время связаны с использованием интерактивных методов обучения.

Интерактивный  – взаимодействующий или находящийся в режиме диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Интерактивный учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся вовлечены в процесс познания. При совместной деятельности обучающихся в процессе изучения и освоения учебного материала, каждый вносит свой вклад, обменивается знаниями, идеями, способами деятельности и происходит это в атмосфере поддержки, что в свою очередь способствует формированию эмоционального интеллекта. Понятие эмоциональный интеллект включает умения различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями партнёров по коммуникации.[1]. Эмоции являются одной из форм отражения действительности и познания ее. Они выражают чувства, отношение человека к событиям и явлениям окружающего мира.[2]. Интерактивные методы обучения так или иначе связаны с эмоциональным компонентом. «Словарь справочник лингвистических терминов» Д.Э.Розенталь и М.А. Теленковой: определяет эмоциональный компонент как «относящийся к выражению чувств, настроений, субъективного отношения».[3].

К интерактивным методам относятся: лекция, дискуссия, «мозговой штурм», обучающие игры, кейс-метод, тренинги, дистанционное обучение, метод проектов, внеаудиторные методы, творческие задания, тестирования, групповая работа с иллюстративным материалом, обсуждение видеофильмов, использование общественных ресурсов и т.д.  Рассмотрим наиболее общие методы интерактивного обучения.[4].

В интерактивной форме проводятся практические занятия и лекции. Среди лекций  выделяют [5]:

Проблемная лекция начинается с постановки проблемной ситуации. Студенты вовлекаются в анализ и, решая противоречия  в проблемных ситуациях, самостоятельно приходят к  выводам и новым знаниям.

Лекция-провокация предполагает введение различных ошибок: содержательные, методические, поведенческие и др., которые студенты должны назвать в конце лекции.

Лекция вдвоем основывается на  работе двух преподавателей, читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих  между собой  и с аудиторией. Преподавателями и студентами ставится и анализируется проблемная ситуация, выдвигаются, опровергаются и доказываются гипотезы, разрешаются возникающие противоречия и ищутся решения.

Лекция-визуализация реализует показ различных рисунков, схем, диаграмм и т. п. с помощью ТСО и ЭВМ (видеозапись, слайды, дисплеи, интерактивная доска и т. д.).

Лекция «пресс-конференция» проходит  в режиме вопросов и ответов, в которой  студенты письменно в течение нескольких  минут задают преподавателю интересующий каждого из них вопрос по теме лекции, а затем, преподаватель систематизировав эти вопросы по их содержанию, читает лекцию, включая ответы на заданные вопросы в ее содержание.

Лекция-диалог заключается в передаче содержания лекции посредством вопросов, на которые студенты должны отвечать   во время лекции.

Дискуссия — это публичное обсуждение или обмен знаниями, идеями или мнениями по поводу какого-либо спорного вопроса. В дискуссии сочетаются диалог и обсуждение, сталкиваются различные точки зрения. Через заинтересованное, эмоциональное обсуждение обучающийся осмысленно усваивает новые знания, задумывается, меняет или пересматривает свои установки. Мозговой штурм — свободная форма дискуссии, в которую включаются все члены группы на основе свободного выражения своих мыслей, отбора идей и критической оценки по рассматриваемому вопросу. Данный метод применяется на различных этапах занятия: для введения новых знаний, промежуточного контроля качества усвоения знаний, закрепления приобретённых знаний. «Мозговой штурм»  стимулирует познавательную активность, формирует творческие умения обучающихся в малых и больших группах и умения выражать свою точку зрения, слушать оппонентов.

Игра— это форма деятельности людей, воссоздающая различные практические ситуации и взаимоотношения. Использование разных типов игр – деловых, имитационных, ролевых для разрешения учебных проблем  делает   образовательный процесс разнообразным, стимулирует активное участие обучающихся в учебном процессе и формирует положительную мотивацию к изучению данного предмета.

Метод проектов — система обучения, которая требует от учащихся самостоятельного планирования и выполнения практических заданий для приобретения знаний иумений в процессе выполнения проектов. Проект — это комплекс поисковых, исследовательских, расчетных, графических и других видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно, но под руководством преподавателя, с целью практического или теоретического решения проблемы. В ходе работы над проектом обучающийся активно вовлекается в  познавательный творческий процесс, закрепляет имеющиеся знания по предмету и получает новые.

Кейс-метод – это техника обучения, при работе с которой используются реальные проблемные ситуации (от англ. case – «случай») и обучающиеся осуществляют поиск, анализ информации из различных областей знаний, в том числе связанных с будущей профессией. Студенты, предварительно изучив информационный учебный материал (кейс), ведут коллективный поиск новых идей и определяют оптимальные пути их реализации. В результате  учащиеся получают знания  и формируют навыки профессиональной деятельности и профессионально-значимые качества личности.

Тренинг — метод обучения и социально-психологического развития личности. Тренинги состоят из комплекса упражнений и игр. Они разнообразны по своему целевому назначению, содержанию, формам.[].

Интерактивное обучение решает несколько задач, главной их которых является развитие коммуникативных умений и навыков, снимает нервную нагрузку с обучающихся,  помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей, повышает собственную активность обучающихся и их мотивацию к учебно-профессиональной деятельности. Интерактивные методы также развивают творческую составляющую учащихся. Без развития творческих способностей невозможно сформировать активную и креативную личность, способную эффективно и нестандартно решать поставленные перед ней задачи. [6].


Библиографический список
  1. Кириллова А.И. Формирование эмоционального интеллекта на занятиях иностранного языка // Современная педагогика. – Февраль 2014. – № 2 [Электронный ресурс]. URL:http://pedagogika.snauka.ru/2014/02/2130
  2. Крепкогорская Е.В. Эмотивный компонент коннотации // Гуманитарные научные исследования. – Апрель 2013. – № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2013/04/2692
  3. Розенталь Д.Э. Справочник по русскому языку. Словарь лингвистических терминов / Д.Э.Розенталь, М.А. Теленкова.- М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век»: ООО «Изд-во «Мир и Образование», 2003. – 623
  4. Гущин Ю.В. Интерактивные методы обучения в высшей школе //Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна» № 2, с. 1-18, 2012
  5. Аронова, Г. А. Методика обучения взрослых: особенности лекционной формы подачи материала по гуманитарным дисциплинам [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: [сайт]. – 2012. — Режим доступа:http://festival.1september.ru/articles/513950
  6. Устинина Г.Ф. Развитие творческих способностей студентов в рамках внеаудиторной деятельности на иностранном языке // Гуманитарные научные исследования. – Февраль 2014. – № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/02/6081


Все статьи автора «AlenaKirillova»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация