УДК 159.9

SELFIE – КАК СПОСОБ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ МУЗЫКАНТОВ И НЕ МУЗЫКАНТОВ

Погонцева Д.В.1, Гринькова Е.А.1
1Южный федеральный университет

Аннотация
В статье рассматривается современные социо-культурный феномен selfie с точки зрения его социально-психологической роли. Сам феномен selfie – представляет собой автопортрет сделанный камерой мобильного телефона или компьютера – для самопрезентации в виртуальном пространстве. Приводится количественный анализ самопредставления в виртуальном пространстве при помощи selfie фотографий музыкантов и не музыкантов.

Ключевые слова: автопортрет, виртуальное пространство, самопрезентация, экспрессия человека


SELFIE - AS A WAY OF SELFPRESENTATION OF MUSICIANS AND NON-MUSICIANS

Pogontseva D.V.1, Grinkova E.А.1
1Southern federal university

Abstract
The article deals with modern socio-cultural phenomenon selfie in terms of its socio-psychological role. The phenomenon selfie - is a self-portrait made ​​by a camera phone or computer - for self-presentation in the virtual space. Provides a quantitative analysis of self-representation in the virtual space using selfie photos of musicians and non-musicians.

Keywords: selfie


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Погонцева Д.В., Гринькова Е.А. Selfie – как способ самопрезентации музыкантов и не музыкантов // Психология, социология и педагогика. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/04/2974 (дата обращения: 01.10.2017).

В современном мире наблюдается активное развитие информационных технологий, которое приводит к формированию новых технических и психологических феноменов. Обращение современной молодежи к самопрезентации через интернет предполагает сформированный процесс  направленный на создание определенного впечатления о себе и его внешнем облике у аудитории, в качестве которой может выступать как отдельный человек, так и группа людей, способствующий ее успешности.

В 2013 году сотрудники Оксфордского университета, назвали selfie словом года, в связи ростом использования термина. В русском варианте его называют «самощелк» или «авторпортрет». Особенность данного автопортрета заключается в том, что чаще всего он выполняется с расстояния вытянутой руки или через зеркало, и является способом самопрезентации себя в интернет пространстве и таких социальных сетях как facebook, vk, myspace и instagram.

Если мы будем говорить об истории данного феномена, мы можем отметить, что одни из первых автопортретов относятся к началу 20 века. Так существует автопортрет молодой Анастасии Николаевны (дочери последнего русского царя), который она сняла через отражение в зеркале, снимок датирован 1914 годом [15]. Начало ХХ века охнаменовалось интересом к фотографии и появлению автопортрета (с использованием треноги или зеркала), однако начало XXI века, развитие цифровых фотоаппаратов, появление мобильных телефонов со встроенными камерами – вывели автопортрет на новый уровень, придали особое значение таким фотографиям. В тоже время за последний год в Instagram появилось более 34 миллионов фотографий с тегом «selfie», такие автопортреты размещают в сети как подростки, так и звезды эстрады разных стран и даже космонавты. И M.Garber говорит о том, что существует «Национальная галерея Selfie» [15], поскольку практически у каждого пользователя социальной сети есть хотя бы один – автопортрет.

Заголовки зарубежных изданий, таких как NewYork Magazine, Time и другие, все чаще обращаются к данному феномену, описывая его как яркое проявление нарциссизма, а также одиночества человека (у него нет друга, который мог бы сделать его портрет). Так J.Wortham отмечает, что selfie – это борьба человека за то, что бы предъявить себя окружающему миру, при этом, важно именно отразить себя «здесь и сейчас», донести до зрителя определенный момент своей жизни и свое отношение к нему, поскольку «фотография зачастую лучше любого текста» [16]. Кроме того N. Berlatsky [14] отмечает, что selfie, являясь автопортретом, по сути всего лишь жанр фотографии, который, как и любой жанр не может быть плохим или хорошим, но может быть выполнен плохо или хорошо; и также как и любой популярный жанр не может быть симптомом для какого либо диагноза человека, но может быть симптомом для определения современной культуры и социума.

Рассматривая автопортрет как культурное явление и его психологический смысл, можно отметить, что автопортрет – это прежде всего «форма, представляющая собой  выработанный сознание образ, в основе которого лежит собственный опыт прошлого, настоящего и будущего» [1]. В работе О. Конфедерат [4] проблема автопортрета рассматривается с позиции Р. Барта отраженного в работе Camera Lucida, автор приходит к выводу о том, что «в силу технической природы фотографии и самого акта фотографирования, экранный образ содержит необъективируемый элемент, придающий изображению характер речи от первого лица».

Другой аспект, связанный с автопортретом в целом и феноменом selfie связан именно с аспектом презентации себя для Другого, это запечатленный невербальный образ, связанный с рассказом другим (друзьям, знакомым, не знакомым людям) о себе и о событиях свой жизни. Как отмечают О.А. Герасимова и В.А. Лабунская [3] «конструирование внешнего облика, трактуемое как конструирование образа для других или переконструирование образа о себе у других и у самого себя о себе, является всегда связанным с определенными жизненными событиями». Авторы отмечают, что внешний облик не только формирует социально-психологический образ человека, раскрывает его гендерную, возрастную идентичность другим, указывает на стратификационные характеристики, но отраженный самим субъектом, интерпретируемый и оцениваемый им, внешний облик раскрывает «Я» личности для нее самой, а отношение к своему внешнему облику, его оценка становятся показателями отношения к себе личности, показателями ожидаемых отношений со стороны. Е.В. Белугина [2] отмечает что, внешний облик формирует образ гендерной идентичности партнера по общению, конструирует гендерную идентичность субъекта вовне, выступает регулятором гендерных отношений в общении, является репрезентацией социальных конструктов маскулинности – фемининности. Как отмечает В.А. Лабунская [5], «внешний облик – становится одним из важнейших средств построения типологий, выделения и распознания определенных социальных групп, страт, описания стилей жизни. … Внешний облик человека становится способом визуальной коммуникации и стратификации».  Кроме того существует определенная потребность в преобразовании внешнего облика и его презентации во вне [8]. Таким образом и презентация себя в форма авто-фотопортрета является одним из способом визуальной коммуникации, способом рассказа о себе, а также регуляции взаимодействия с другими членами виртуального сообщества. А также как составляющая «фотовизуализации жизненных событий», которая дает возможность создания «визуальной социально-психологической» истории отдельного человека[6, 7, 9, 11].

Как мы отмечали ранее [11, 12, 13], в процессе формирования образа Я в виртуальном пространстве мужчины и женщины искажают информацию о себе с целью изменить, откорректировать свой образ или с целью скрыть свой настоящий облик. Однако, наиболее интересным, на наш взгляд, является тот факт, что мужчины чаще, чем женщины, искажают информацию о себе, в тоже время женщины чаще являются объектами исследований посвященных телесному перфекционизму и формированию телесного облика (диеты, пластическая хирургия и т.д.). Таким образом, можно говорить о том, что виртуальное пространство и самопредъявление себя в этом пространстве мало изучено именно с позиции гендерных особенностей представления себя и формирования самовосприятия мужчинами.

Рассматривая феномен selfie как способ самопрезентации и самопредъявления в виртуальном пространстве

Говоря о профессиональной деятельности музыканта, следует отметить, что в своей повседневной жизни ему приходится часто выступать на концертах и мероприятиях. Основываясь на теоретическом анализе, мы предполагаем, что концерты, как специфическая деятельность и форма самовыражения музыкантов, в которой они презентируют себя через музыку, реализует их потребность в самопрезентации и потребность в публичности. А не музыкантам необходимо реализовывать себя в интернет-пространстве через фотографии селфи чтобы реализовать потребность в публичности .

Следовательно, мы предполагаем, что особенности презентации будут различаться у музыкантов и не музыкантов. Что бы проверить выдвинутую гипотезу, мы провели анализ 200 анкет– 100 мужских анкет (50 музыкантов, 50 не музыкантов) и 100 женских анкет (50 музыкантов, 50 не музыкантов), представленных в пространстве социальной сети vk.com, возраст респондентов от 19 до 24 лет (средний возраст 22 года). На первом этапе мы проанализировали количество фотографий в целом, количество портретов и портретов-селфи. Портрет селфи – это автопортрет выполненный на камеру мобильного телефона с расстояния вытянутой руки или через отражение в зеркале. Данный термин (селфи) был введен в оксфордский словарь в 2013 году, и является специфическим видом экспресс-презентации в виртуальном пространстве. В среднем на страницах социальных сетей размещено 330 фотографий, из них 133 портрета и 43 селфи-портрета (среднее по всей выборке).

На первом этапе нами был проведен корреляционный анализ, который показал прямую корреляционную связь между возрастом и количеством портретов (r=0,145; при p< 0,05), Кроме того имеется прямая корреляционная связь между количеством фотографий и количеством портретов (r=0,61; при p< 0,05), количеством фотографий и селфи (r=0,63; при p< 0,05), а также количеством портретов и селфи (r=0,48; при p< 0,05). Исходя из этого, мы можем говорить, что чем больше фотографий на странице пользователя, тем больше у него портретов и селфи-фотографий. Кроме того мы можем говорить о том, что чем старше пользователь, тем больше у него фотографий с его изображением, но не фотографий в целом или селфи-портретов.

Мы сравнили  группу музыкантов и не музыкантов  при помощи Т-критерия Стьюдента и выявили, что существуют значимые различия в количестве портретов, размещенных на страницах в социальных сетях (t=2,56; при p< 0,05) при этом у не музыкантов значительно больше портретов, чем у музыкантов. На следующем этапе мы сравнили данные в группе девушек музыкантов и не музыкантов и не обнаружили значимых различий. В тоже время, при анализе  группы мужчин  музыкантов и не музыкантов нами были получены значимые различия. Так нами было выявлено, что у мужчин не музыкантов значимо больше фотографий, чем у мужчин-музыкантов (t=2,18; при p< 0,05), а также значимо больше селфи-портретов (t=2,28; при p< 0,05). Таким образом, у не музыкантов мужчин больше портретов и селфи, чем у мужчин музыкантов.

Проанализировав полученные данные, мы частично подтвердили нашу гипотезу и выявили, что мужчины не музыканты размещают больше портретов и селфи-портретов, чем мужчины музыканты. И чем больше фотографий в целом размещено на странице в социальных сетях, тем больше у него размещено портретов и селфи-портретов.

Основываясь на теоретическом и практическом анализе проблемы, в дальнейшем мы планируем более подробно проработать данный аспект, как с позиции теоретического анализа в российской и зарубежной психологии, так и провести эмпирическое исследование, включающие различные социально-психологические аспекты презентации в интернет пространстве.


Библиографический список
  1. Апасова И. Первобытие автопортрета как интенция к самопознанию // Вестник Тюменского государственного университета №5, 2008. С.268-273
  2. Белугина Е.В. Самооценка гендерно-возрастных и ролевых характеристик внешнего облика в период середины жизни // Северо-кавказский психологический вестник, № 2, 2004. с.105-111.
  3. Герасимова О.А., Лабунская В.А. Влияние выраженности феминности-маскулинности на самооценки компонентов внешнего облика на различных этапах жизненного пути //Северо-кавказский психологический вестник. № 2. 2004. стр. 131 – 137.
  4. Конфедерат О. В. Модификации «Я» в экранном образе и проблема фотографического автопортрета // Вестник Челябинского государственного университета.  Филология. Искусствоведение. Вып. 72. № 36 (290). 2012. С. 82–88.
  5. Лабунская В.А. «Видимый человек» как социально-психологический феномен // Социальная психология и общество. № 1/2010, стр. 26-39.
  6. Лабунская В.А., Шкурко Т.А. Развитие личности методом танцевально-экспрессивного тренинга // Психологический журнал. 1999. № 1. С. 31.
  7. Лабунская В.А. Интерпретация невербального поведения в межличностном общении // автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук / Москва, 1989
  8. Лабунская В.А., Наровская Я.Б. Типы преобразования внешнего облика как отражение направленности преобразовательной активности субъекта в социальном общении // Мир психологии. 2006. № 4. С. 96-104.
  9. Лакосина Н.В. Динамика удовлетворенности жизнью в результате фотовизуализации жизненных событий // Российский психологический журнал. Т.6, №3, 2009. С. 65-67;
  10. Лакосина Н.В. Возрастная динамика показателей отношения к жизни в результате фотовизуализации жизненных событий // Северокавказский психологический вестник. Т.8, № 1, 2010, С. 42-45.
  11. Погонцева Д.В. Презентация в социальной сети как создание виртуальной татуировки // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2013. № 1. С. 92-98.
  12. Погонцева Д.В. Самопрезентация в киберпространстве // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2012. № 2 (4). С. 66-72.
  13. Погонцева Д.В. Формирование впечатления средством виртуального общения // Научно-методический электронный журнал “Концепт”. 2013. № 1 (17). С. 135-141.
  14. Berlatsky N. Selfies are art // The Atlantic, Nov 22 2013 [Электронный ресурс] http://www.theatlantic.com/entertainment/archive/2013/11/selfies-are-art/281772/

15.           Garber M. And Now There Is a «National Selfie Portrait Gallery» //The Atlantic, Oct 17 2013 [Электронный ресурс] http://www.theatlantic.com/technology/archive/2013/10/and-now-there-is-a-national-selfie-portrait-gallery/280651/

16.           Wortham J. My Selfie, Myself // NY Times, Oct 20 2013 [Электронный ресурс] http://www.nytimes.com/2013/10/20/sunday-review/my-selfie-myself.html?pagewanted=all&_r=0



Все статьи автора «darinana»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: