УДК 311; 316.6; 51-77

ИССЛЕДОВАНИЕ СПЛОЧЕННОСТИ ВОИНСКОЙ ГРУППЫ С ПОМОЩЬЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ

Остапенко Роман Иванович1, Небольсин Александр Александрович2
1Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю.А.Гагарина (Воронеж), Кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры математики
2Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю.А.Гагарина (Воронеж), Курсант

Аннотация
На основе данных социометрического опроса, проведенного среди курсантов военного вуза, изучается степень сплоченности коллектива. При обработке данных используется программа MS Excel и строится граф взаимных положительных выборов.

Ключевые слова: военный коллектив, граф, курсанты, математические методы, социоматрица, социометрия, сплоченность


THE STUDY COHESION OF MILITARY GROUP USING MATHEMATICAL METHODS

Ostapenko Roman Ivanovich1, Nebolsin Aleksandr Aleksandrovich2
1Zhukovsky–Gagarin Air Force Academy, PhD in Pedagogy, Lecturer of the Department of Mathematics
2Zhukovsky–Gagarin Air Force Academy, Cadet

Abstract
On the basis of the sociometric poll conducted among the cadets of the military Institute, examines the extent to team unity. Uses MS Excel and graph is built mutual positive elections.

Keywords: cadets, cohesion, graph, mathematical methods, military staff, sociomatrix, sociometry


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Остапенко Р.И., Небольсин А.А. Исследование сплоченности воинской группы с помощью математических методов // Психология, социология и педагогика. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/04/3029 (дата обращения: 29.09.2017).

В настоящее время военно-педагогическое образование как составная часть процесса профессионального становления офицера в военном вузе связано с формированием его систематизированных как военных, так и психолого-педагогических знаний [1]. Исследование социально-психологического климата в военном коллективе, знание как служебных, так и «личных» аспектов трудовых взаимоотношений между подчиненными очень важно для руководителя или начальника группы, курса, факультета и т.д. При решении подобных задач используются математические методы обработки данных, которые благодаря своей абстрактности успешно применяются в других областях, в частности, при анализе социальных процессов [2-7]. Вышесказанное подчеркивает актуальность выбранной темы работы.

В классических работах под руководством  известного социолога П. Лазарсфельда было установлено, что индивидуальное поведение военнослужащих более адекватно описывается не «личными» характеристиками, а групповыми и институциональными контекстами, в том числе родами войск, типами соединений и частей, где проходит службу солдат. Параметры личностной идентификации военнослужащего были соотнесены с параметрами групповых и институциональных структур. При этом исследователям удалось показать относительную несущественность прямой идентификации с тотальными символами военной организации как целого и государства (именно такая идентификация лежит в основе обычных приемов пропаганды). Более существенными оказались параметры, описывающие позицию личности в неформальной воинской группе на уровне подразделения, где особое значение имеет боевое товарищество. Отсюда следует вывод, что передача и исполнение приказов по формальным каналам власти могут быть эффективными лишь при условии, что они будут соответствовать нормам, сложившимся в неформальных воинских группах [8, с.59].

Цель работы: изучить степень сплоченности/разобщенности сплоченности военного коллектива.

Задачи: 1. Проведение социометрического опроса; 2. Обработка данных с помощью программы MS Excel; 3. Анализ результатов.

В исследовании приняли участие 30 курсантов, мужчины в возрасте от 18 до 22 лет. Методы исследования: социометрия, графы. Программное обеспечение: MS Excel.

Для сбора информации при социометрическом опросе использовалась социометрическая карточка, которая была роздана всем членам группы (см. Таблицу 1).

Пространство социометрической карточки занято 4 вопросами к респондентам (здесь же оставлено место для их ответов). Обращение в письменной форме помещается на самой карте, но оно также было произнесено и в устной форме. Полученные выборы были занесены в социоматрицу – квадратную таблицу, в горизонтальных строках которой указываются, кто выбирает, а в вертикальных столбцах – кого выбирают. Объем статьи не позволяет отразить социоматрицы по всем 4 вопросам, поэтому здесь мы ограничимся интерпретацией данных по первому вопросу: «С кем из курсантов группы вы предпочли бы выполнить служебное задание?».

Анализ полученных данных вручную для группы такой численности трудоемок, поэтому все сделанные курсантами выборы были занесены в программу MS Excel, причем, положительные выборы были закодированы числом 1, а отрицательные – 0. После ввода социометрических данных в программу решался ряд возникающих в ходе работы задач, например для того, чтобы подсчитать число взаимных выборов в матрице размерностью 30 х 30, нужно было разработать алгоритм в MS Excel для поиска ненулевых симметричных элементов, стоящих относительно главной диагонали социоматрицы.

Для анализа внутригрупповых отношений использовались групповые математические индексы характеризующие степень развития социально-психологической структуры группы, например индекс групповой сплоченности (психологической взаимности) рассчитывался по формуле [9]:

где Сгр – групповая сплоченность;

S+) – сумма всех взаимных положительных выборов в группе;

S(А) – количество всех сделанных выборов в группе.

Сгр пробегает значения от 0 до 1, причем если все выборы в группе взаимные, то Сгр = 1, а если в группе не будет сделано ни одного взаимного выбора, то Сгр = 0.

В нашем случае:

Индекс показывает, что 15% всех выборов, сделанных в группе, носят характер взаимности.

Социоматрицу удобно изображать в виде ориентированного графа (орграфа), состоящего из нескольких компонент связности (несвязанных между собой орграфов и невыбранных и невыбравших респондентов). В нашем случае мы изобразили все 13 взаимных положительных выборов в группе, где четко прослеживается лидерство некоторых членов группы (№2 – 4 выбора, №17 – 3 выбора, №10, 24, 13, 14, 23 – 2 выбора), а также траектории взаимного служебного сотрудничества.

Рис.1. Граф взаимных положительных выборов в группе (номер в кружке соответствует № по списку в журнале)

Математическое моделирование отношений в коллективе с помощью графов позволяет детально “картографировать” малую группу и одной из перспективных задач в этом направлении является разработка методов моделирования процесса “движения” мировоззренческих компонент от одного члена группы к другому, превращающего взгляды одних и не превращающие взгляды других в групповое мнение.


Библиографический список
  1. Зибров Г.В., Терещенко А.Г. Военно-педагогическое образование как составная часть военного образования // Вестник ВГУ: серия “Проблемы высшего образования”, 2013. – №2. – С.92-96.
  2. Остапенко Р.И. Латентное в социо-гуманитарном знании: понятие и классификация // Современные научные исследования и инновации, 2012. – № 7 (15). – С. 5.
  3. Остапенко Р.И. Формирование математической компетентности студентов-психологов в условиях самодиагностики по курсу «Математические основы психологии» // Перспективы науки и образования, 2013. – № 6. – С. 91-96.
  4. Остапенко Р.И. Методические аспекты формирования информационно-математической компетентности студентов гуманитарных специальностей // Современные научные исследования и инновации, 2013. – № 5 (25). – С. 29.
  5. Остапенко Р.И. Самодиагностика как условие формирования математической компетентности студентов психологических специальностей // Современные научные исследования и инновации, 2013. – № 10 (30). – С. 44.
  6. Остапенко Р.И. Структурное моделирование в науке и образовании: краткий обзор и перспективы развития // Современные научные исследования и инновации, 2013. – № 9 (29). – С. 30.
  7. Остапенко Р.И. Использование структурных уравнений в моделировании процессов управления образованием // Управление образованием: теория и практика, 2013. – № 4 (12). – С. 1-8.
  8. Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований [Текст] : учеб. для студ. гуманит. вузов и аспирантов / Г.С. Батыгин. – М.: Ас-пект Пресс, 1995. – 286 с.
  9. Марковская И.М. Социометрические методы в психологии: Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 1999.– 46 с.


Все статьи автора «Остапенко Роман Иванович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: