УДК 159.9

ВЛИЯНИЕ ФИЛЬМОВ УЖАСОВ НА ПСИХИКУ ЧЕЛОВЕКА

Муромова Юлия Владимировна
Забайкальский государственный университет

Аннотация
В данной статье рассматривается проблема влияния фильмов ужасов на психику человека. Прослеживаются как отрицательные, так и положительные стороны. А также зависимость от фильмов данного жанра.

Ключевые слова: внушение, кино, сознание, страх


THE IMPACT OF HORROR FILMS ON THE HUMAN PSYCHE

Muromova Yuliya Vladimirovna
Transbaikal State University

Abstract
This article discusses the problem of the influence of horror films on the human psyche. Traced both negative and positive sides.And depending on the movie of this genre.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Муромова Ю.В. Влияние фильмов ужасов на психику человека // Психология, социология и педагогика. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/05/2957 (дата обращения: 26.05.2017).

Фильмы, демонстрирующие  агрессивное и устрашающее поведение всегда привлекали к себе повышенное внимание,  как простых кинозрителей, так и узкого круга специалистов, что объясняется спецификой их влиния на массовое сознание [1]. Среди фильмов, вызывающих наибольшую тревогу, одно из первых мест занимают «фильмы ужасов и мистики», которые включаютв свой сюжет насилие, кровавые сцены, убийства и персонажей отвратительноговида – вампиров, оборотней, зомби и т.д. Первый фильм жанра «хоррор» ( с англ. – «ужас») «Замок дьявола» снял Жорж Мельес в 1896 г. Сейчас же в XXI в. смотреть фильмы ужасов можно и в домашней обстановке с помощью ноутбука или компьютера с доступом в интернет, в кинотеатре, а также на носителях. Считается, что ужасы действуют на психику человека. Рассмотрим как отрицательные, так и положительные cтороны их влияния на человека.

Фильмы ужасов представляют собой жанр художественного фильма. К ним относят киноленты, которые имеют своей целью напугать зрителя, вселить чувства тревоги, страха, создать напряжённую атмосферу ужаса или мучительного ожидания чего-либо ужасного – так называемый эффект «саспенс» (с англ. suspense – неопределённость). Но поэтому поводу существуют другие точки зрения. К примеру Кристофер Ли., утверждал, что термин «horror» неверен, т.к. условность таких фильмов делает их безвредными, он настаивал на употреблении термина «filmdufantastique» (фильм фантазии).

Чудовища, мертвецы, зомби, призраки и вампиры влияют на человеческое воображение, вызывают бурю эмоций, находящиеся в глубинах нашего сознания, и вызывают ощущение непонятного и панического внутреннего беспокойства, тревоги. Страх, шок, адреналин, трепет, встряска – это основные эмоции фильмов ужасов. Они заставляют задуматься об отдалении от общества, о различных фобиях и даже о смерти. Как говорил  Н.А. Бердяев – русский философ: «Высочайший, истинный страх, или экзистенциальный ужас, человек способен ощущать не перед реальными опасностями обычной, повседневной жизни, а лишь перед вечной тайной бытия». Альфред Хичкок же выражался так: «Я слыхал, что давно слыву сущим монстром, потому что рассказываю о преступлениях. А между тем вряд ли сыщешь человека, который боялся бы всего этого в жизни больше меня». Учитывая тяжелое детство режиссера, можно предположить, что снимая ужасы, он переживал свои страхи «оживляя» их в кино, то есть, кинематограф он использовал как средство преодоления фобий. К примеру, психолог Дэвид Радд при помощи фильмов жанра «хоррор» избавляет своих пациентов от разных видов фобий. В основе его психологической практики лежит следующая теоретическая основа: при регулярном воздействии на психику человека чего-либо внушающего ему чувства страха (фильмы, книги), он начинает привыкать и, в конце концов, перестает испытывать негативные чувства.  В работе «Молодежь и кнематограф: манипуляция сознанием» Н.П. Романова и М.В. Скрипкарь отмечают, что фильмы ужасов способны снять психическое напряжение, таким образом выполняя функцию стимулятора нервной системы [2]. Отсюда можно сделать вывод о том, что фильмы жанра «хоррор» смотрят люди, которые хотят преодолеть свои собственные страхи и фобии.

Желание «пощекотать нервишки» и посетить какой-нибудь кровавый фильм про маньяков с топорами несет опасность не только для психики человека, но и для всего организма в целом.Так, в 2009 г. в «РБК daily» (ежедневная аналитическая газета)обнародовали результаты эксперимента, проведенного биохимиками из Вашингтона. Это исследование показало то, что просмотр устрашающих фильмов влияет на человека не только психически, но и физически.Ученые склонны объяснять поведение организма тем, что сильный страх и внутренняя тревога человека при просмотре насыщенного насилием фильма являютсядля организма сигналом об опасности.Но так как человек не пытается остановить этот процесс и отреагировать на инстинкт самосохранения, т.е. «спастись бегством», организм считает, что «очаг инфекции» находится внутри. На его поиск направляются антитела, начинающие уничтожать здоровые клетки организма.Обобщение медицинских материалов позволило врачам сделать вывод, что такой стресс вызывает у человека не только временные биохимические изменения, но и способствует появлению различных заболеваний. Так, невозможность снять агрессию приводит к тому, что у человека развиваются гипертоническая и язвенная болезни, повышается вероятностьинфаркта, инсульта и даже появляется мигрень.

В 2011 г. с участием автора было проведено исследование о влиянии мультфильмов жанра «хоррор» на психику детей.  В ходе него испытуемым предлагалось вместе с родителями в течение  недели каждый день по 30 минут просматривать дома фильмы ужасов.Целью данного эксперимента было выявление влияния мультипликационных фильмов ужасов  на учащихся 3 класса в возрасте 8-9 лет.

После просмотра фильмов  родителям надо было записывать, как вели себя дети во время сеанса, после сеанса и ночью. До испытания они никогда не смотрели мультфильмы такого жанра. После трех дней киносеансов, больше половины родителей в классе запретили смотреть каки嬬-либо ужастики. В это же время, мы вели наблюдение за испытуемыми на переменах в школе. В конце недели были собраны наблюдения и записи родителей. По завершению испытания были сделаны следующие выводы:

  1. после просмотра ужасов испытуемые становятся нервными, раздражительными, более агрессивными, т.е. начинают применять насильственные методы в реализации своих собственных идей и целей, избегая дипломатических путей решения проблем; к примеру, одна из девочек взяла без спросу пенал, а когда её попросили вернуть его, то она начала кричать, плакать и размахивать руками;
  2. испытуемые отдают предпочтение насильственным играм, подражая героям из мультфильмов, во время игр на перемене они постоянно ударяли других детей;
  3. сон становится беспокойным, испытуемые боятся засыпать; они просыпались ночью в слезах, жаловались родителям на плохой сон;
  4. стала стираться грань между плохими и хорошими поступками, испытуемые называли других детей разными ругательствами;

Вывод из вышесказанного вполне очевиден: родители должны по возможности ограничить просмотр данных мультфильмов.

Интересно то, что в последние годы всё больше количество людей смотрит ужасы. Просмотры фильмов жанра «хоррор» выросли на 65 %(1970 г. – 3%, 2010 г.– 68%). Это связано с тем, что подобные фильмы обладают высокой степенью манипулятивного воздействия на сознание [3], а также тем, что людям не хватает адреналина. Раньше условия для существования были тяжелыми, человек постоянно сталкивался с опасностью в виде хищников, смертельных болезней. Сегодня этого практически нет. Медицина развивается, люди живут в домах с центральным отоплением, а самых опасных хищников мы можем встретить только в зоопарке или цирке, и лишь в клетке. И поэтому люди ищут адреналин искусственным путём. Это походы в горы, прыжки с парашютом, а также фильмы жанра «хоррор».

Оказывается, что у этих фильмов есть не только отрицательные стороны, но и положительные.

Во-первых, это то, что ужасы являются отличным тренингом для человеческих нервов, людей, смотрящих «хоррор», труднее вывести из себя, т.к. человек переживает вместе со своим героем ту или иную ситуацию, справляется со страхом.

Во-вторых, это отличный способ получения адреналина. Ведь есть много людей, имеющих адреналиновую зависимость. Как утверждалось выше, профессор клинической психологии Дэвид Радд, утверждает, что при просмотре фильмов ужасов человек получает некое удовольствие, т.к. наш мозг при этом адекватно оценивает реальность/ирреальность опасности. Понимая, что на самом деле реальная угроза отсутствует, кинозритель испытывает волнующие ощущения от выброса гормона адреналина.

В-третьих, по мнению техасских ученых, этот факт может оказать незаменимую помощь в лечении фобий и прочих психических расстройств. При просмотре данных фильмов, организм перестаёт реагировать на угрозу. И это может оказать большую помощь в лечении фобий и прочих психических расстройств, т.е., фильмы ужасов, могут использоваться в клинической медицине.

Опасность получить психическое расстройство не очевидна, поэтому любители ужастиков продолжают смотреть их, не обращая внимания на все негативные стороны «хоррора».

В целом, влияние фильмов ужасов зависит от возраста (детям лучше воздержаться от просмотра, этот вывод мы сделали на основе исследования), особенностей психики каждого конкретного кинозрителя, его склонностью поддаваться внушениям, а также от типа кинематографических предпочтений. Так, при иллустрипетальном типе (характеризуется склонностью к просмотру легких кинолент со спецэффектами), который чаще всего встречается у молодежи в возрасте 14-19 лет [4], влияние кинокартин подобного жанра наиболее существенно.


Библиографический список
  1. Скрипкарь М.В. Воздействие манипулятивных технологий кинематографа на процесс социализации и формирование ценностных ориентаций молодежи: автореф. … канд. социол. наук дис. – Чита, 2009. 24 с.
  2. Романова Н.П., Скрипкарь М.В. Молодежь и кинематограф. -Чита: ЧитГУ, 2010. -181 с.
  3. Скрипкарь М.В. Манипулятивные технологии кинематографа // Вестник Бурятского государственного университета. 2009. № 6. С. 288-291.
  4. Скрипкарь, М. В. Воздействие манипулятивных технологий кинематографа на процесс социализации и формирование ценностных ориентаций молодежи: дис.. канд. социол. наук. Чита, 2009. 187 с.


Все статьи автора «Dari»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: