УДК 372.853

МЕТОДИКА ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ КУРСОВ И ЗАНИМАЮЩИХСЯ САМООБРАЗОВАНИЕМ

Сухова Татьяна Александровна
Волжский политехнический институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Волгоградский государственный технический университет"
кандидат физико-математических наук, доцент кафедры "Прикладная физика"

Аннотация
В работе представлен один из вариантов проведения входного контроля по физике для учащихся подготовительных курсов и занимающихся самообразованием. Возможность определить уровень подготовки выпускника к предстоящей итоговой государственной аттестации с помощью указанной методики является простой и не требует больших временных затрат.

Ключевые слова: единицы измерения, математический аппарат физики, методика входного контроля., уровень знаний, физические величины, физические законы


THE METHOD OF INPUT CONTROL IN PHYSICS FOR STUDENTS OF THE PREPARATORY COURSES AND ENGAGED IN SELF-EDUCATION

Sukhova Tatyana Aleksandrovna
Volzhskiy Polytechnic Institute (branch) of the Federal state educational institution of higher professional education "Volgograd state technical University
candidate of physico-mathematical Sciences, associate Professor of the Department "Applied physics"

Abstract
The paper presents one of the variants of incoming inspection in physics for students of the preparatory courses and engaged in self-education. The ability to determine the level of preparation of graduates for the upcoming final state certification with the help of the specified technique is simple and not time-consuming.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Сухова Т.А. Методика входного контроля по физике для учащихся подготовительных курсов и занимающихся самообразованием // Психология, социология и педагогика. 2014. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/05/3139 (дата обращения: 30.09.2017).

На сегодняшний день сложилась непростая ситуация в программе курса физики средней школы (имеется в виду 10-11 классы). На изучение общего курса отводится 2 часа в неделю. При этом если ребенок желает сдавать экзамен по физике, то указанного числа часов становится недостаточно для качественной подготовки и успешной сдачи экзамена. Родители и сами школьники ищут пути получения знаний за счет репетиторов или подготовительных курсов. И в том и в другом случаях основным моментом для преподавателя дополнительного обучения является возможность определения уровня успеваемости потенциального ученика. Существует масса способов выявить недостатки знаний или умений по различным разделам физики, однако, большинство этих методов требуют затрат времени как со стороны учителя так и ученика. В данной работе предложен наиболее простой и не требующий больших затрат времени способ определения уровня подготовки учащихся, желающих получить дополнительное образование вне школы.

Методика основана на многолетнем опыте педагога, ведущего подготовительные курсы по физике при Волжском политехническом институте.

Метод состоит в следующем: учащемуся выдается на руки карта контроля, в которой представлены задания, которые он должен выполнить (см. Приложение 1). Задания разделены на три группы: при выполнении заданий первой группы раскрывается способность учащегося быстро и верно определять физическую величину и единицу ее измерения, знание системных, кратных и дольных единиц; при выполнении заданий второй группы определяется уровень знаний по математике (действие с дробями, правила для степеней, векторные величины, проекции вектора на заданную ось, действие над векторами); при выполнении задания третьей группы выявляется способность учащегося анализировать данные, составлять алгоритм решения и верно предсказать результат. Задание последней группы представляет собой задачу, решение которой должно быть выполнено учащимся в развернутом виде (в случае репетиторства ученик устно рассказывает, как он решал задачу; в случае курсовых занятий – проверка письменная).

Почему разделение заданий пришлось именно на такие группы? Всем известно, физика без математики никуда (в отличие от обратного). В связи с этим не все ученики полностью осознают, что знания математики не просто необходимы, они являются основополагающими при изучении курса физики, а уж тем более при решении физических задач любой сложности. Что касается выбора темы первой группы заданий, то здесь тоже все логично и предсказуемо. Учащиеся часто, читая задачу невнимательно, не замечают, что физические величины заданы не в системных единицах (например, объем равен5 л). Вследствие чего элементарная забывчивость или незнание единиц физических величин приводит к неверному ответу. Кроме того, знание единиц величин и умение выражать внесистемные единицы через системные позволяет произвести проверку размерности и дать ответ на вопрос: верно ли решена задача, даже без последующей подстановки числовых значений.

Таким образом, предложенная методика проведения входного контроля позволяет оценить уровень знаний учащихся в кратчайшие скоки (за 1 урок – 45 мин.). Как следствие педагог может формировать задания по уровню, разбивать учащихся подготовительных курсов на группы по выявленным способностям. Что, в сою очередь, облегчает участь как преподавателя, так и учащегося.

В Приложении 1 представлен вариант карты обследования учащегося 11 класса. Ученику выдается экземпляр указанной карточки, он должен выполнить предлагаемые задания, решение задачи представить в виде, соответствующем алгоритму.

Алгоритм решения задачи:

  1. Записать краткое условие задачи («Дано»).
  2. Перевести величины в системные единицы (если необходимо).
  3. Сделать рисунок.
  4. На рисунке обозначить все силы, действующие на каждое тело
  5. Указать направление ускорения для каждого тела.
  6. Записать уравнения движения каждого тела в векторном виде.
  7. Выбрать системы координат для каждого тела.
  8. Записать уравнения движения каждого тела в проекциях на соответствующие оси координат
  9. Решить полученную систему уравнений в общем виде (без подстановки числовых значений) относительно неизвестной величины.
  10. Произвести проверку размерности полученной величины.
  11. Подставить числовые значения.
  12. Записать ответ.

Вполне возможно составить аналогичную карту для учащихся любого класса.

Подобная методика успешно апробирована на учащихся подготовительных курсов, которые теперь являются студентами и занимаются научной работой, результаты которой представлены работами [1, 2]

Приложение 1

Карта контроля учащегося ________ класса

Часть I.

  1. 1.     Физические величины и единицы измерения физических величин (в СИ)

Физическая величина

обозначение

Ед. измерения в СИ Полное название единицы измерения
Путь (длина)

s

1 м метр
1 с
килограмм
Сила

А

1 В
Ампер
Мощность

q

1 м3
Паскаль

 

  1. 2.     Выразить в системных единицах

Часть II.

  1. 3.     Найти проекции векторов на оси координат

 

  1. 4.     Найти сумму векторов (правила треугольника или параллелограмма)

 



 

5. Выполнить арифметические действия

 

Часть III.

6. Решить задачу

Брусок массой m=500 г, находящийся на наклонной плоскости высотой h=60 см и длиной l=1 м, связан с бруском массой M=350 г невесомой нерастяжимой нитью, перекинутой через неподвижный блок, укрепленный в вершине плоскости (см. рис.). Определить ускорение системы грузов, если коэффициент трения груза массой m о плоскость равен 0,25.


Библиографический список
  1. Воронин А.А., Калюжный Д.А., Сухова Т.А., Суркаев А.Л. Исследование радиального механического возмущения в конденсированных средах при протекании импульсного тока // Успехи современного естествознания / Москва, 2012 с.31-32
  2. Калюжный Д.А., Воронин А.А., Сухова Т.А., Суркаев А.Л. Исследование механического возмущения в конденсированных средах при протекании импульсного тока разрядного контура // Успехи современного естествознания / Москва, 2012 с.37-38


Все статьи автора «Tines»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: