УДК 37

САМООЦЕНКА И УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА КАК ФАКТОРЫ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Успенский Илья Викторович
Алтайский Государственный Университет
магистр, 2 курс «Факультет психологии и педагогики»

Аннотация
В статье рассматривается самооценка и уровень притязаний студентов колледжа как факторы успешности обучения.

Ключевые слова: колледж, самооценка, студенты, успешность обучения


SELF-ESTEMATING AND CLAIMS LEVEL OF COLLEGE'S STUDENTS AS FACTORS OF THE TRAINING SUCCESS

Uspenskiy Ilya Viktorovich
Altai State University
Master 2nd year "Faculty of Psychology and Pedagogy"

Abstract
This article is about self-estemating and claims level of college's students as factors of the training success.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Успенский И.В. Самооценка и уровень притязаний студентов колледжа как факторы успешности обучения // Психология, социология и педагогика. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/06/3251 (дата обращения: 26.05.2017).

Период обучения в колледже является очень важным в процессе будущего становления личности. В колледже студенты получают среднее профессиональное образование, которое является переходным звеном от начального школьного образования к высшему образованию в институте. То, как студенты справляется с проблемами, возникающими в процессе обучения, значительно влияет на протекание их дальнейшей жизни. А. Маслоу рассматривает обучение как процесс, продолжающийся всю жизнь и не ограниченный стенами учебной аудитории. [4,  c. 313].

Как индивидуум видит себя в этой жизни, как ставит цели, достигает их, справляется  с трудностями, во многом определяется периодом обучения в колледже, как среднем образовательном звене. В основе неуспеваемости может лежать несколько взаимосвязанных причин. Основными причинами неуспеваемости психологи (Менчинская, Степанов) считают, во-первых, разного рода недостатки познавательной деятельности; во-вторых, недостатки в развитии мотивационной сферы учащихся. [5, с. 216, 7, с. 146]

Самооценка, т.е. оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, являясь регулятором поведения человека, влияет на эффективность его деятельности. Потенциальную самооценку часто называют уровнем притязаний. Уровень притязаний формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности.

Изучением уровня притязаний занимались такие ученые как К. Левин, Дж. Фрэнк, Ф. Хоппе и другие, а изучением самооценки: У. Джемс, К. Левин, А.В. Захарова, Г.К. Валицкас и другие.

Термин «уровень притязаний» был введен в школе немецкого психолога К.Левина. (Gardner, 1940; Рейковский, 1979; Бороздина, 1985; Зейгарник, 2003 и др.). Дж. Фрэнк понимал под ним уровень трудности в знакомом задании, который индивид определенно берется достигнуть, зная уровень своего предыдущего выполнения в этом задании. [8, с. 47]

Для Е.А. Серебряковой уровень притязаний – это потребность в известной самооценке, принимаемой и одобренной человеком. [6, с. 26]

Согласно У. Джеймсу самооценка бывает двух родов: самодовольство и недовольство собой. [2, c. 13] Он понимал под самооценкой сложное образование, являющееся производным элементом развития самосознания которое формируется в онтогенезе (возникает на определенном этапе).

На формирование самооценки студента влияют сверстники, внешний и внутренний стандарт достижений, уровень собственных требований. [1, c. 23] Относясь к ядру личности будущего специалиста, самооценка студента, вероятно, является важным регулятором его поведения и учебной деятельности. Под влиянием самооценки студента в зависимости от направленности, характера, способностей складывается или правильное, или неправильное отношение к себе, вследствие чего самооценка студента может стать либо стимулом, либо тормозом развития личности. Самооценка студента тесно связана с уровнем его притязаний. Вероятно, что расхождение между притязаниями и реальными возможностями студента ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение и учебная деятельность становятся неадекватными.

Аспект влияния самооценки и уровня притязаний студентов на успешность обучения в колледже освещён слабо, вследствие чего тема данного исследования является актуальной.

Цель  исследования: выявление взаимосвязи самооценки, уровня притязаний и успешности обучения студентов  в колледже.

Объект  исследования: самооценка и уровень притязаний студентов колледжа.

Предмет исследования: взаимосвязь самооценки, уровня притязаний и успешности  обучения студентов колледжа.

Гипотеза: существует взаимосвязь между самооценкой, уровнем притязаний и успешностью обучения студента. Предполагается, что высокий уровень самооценки и притязаний способствуют  успешному обучению учащихся.

Методы  организации исследования: эмпирическое исследование.

При исследовании самооценки и уровня притязаний студентов колледжабыла использована методика Т.Дембо-С.Я.Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан. В качестве показателя “успешности” обучения был взят средний балл академической успеваемости студентов за последний семестр.

В пилотажном исследовании приняли участие 60 человек – студенты Алтайского государственного музыкального колледжа (АлтГМК). Возраст испытуемых от 18 до 24 лет, из них 23 человека имеют высокую успеваемость, 31 – среднюю и 6 – низкую.  

При обработке данных использовался статистический пакет SPSS 19.0. Применялись следующие методы обработки: корреляционный анализ (метод ранговой корреляции Спирмена).

Результаты анализа корреляционных связей между самооценкой, уровнем притязаний и успешностью обучения представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты анализа корреляционных связей между самооценкой, уровнем притязаний и успешностью обучения

Correlations

     

Ср. балл

Самооценка

Ур. притязаний

Spearman’s rho Ср. балл Correlation Coefficient

1,000

,401

,501*

Sig. (2-tailed)

.

,079

,024

N

20

20

20

Самооценка Correlation Coefficient

,401

1,000

,815**

Sig. (2-tailed)

,079

.

,000

N

20

20

20

Ур. притязаний Correlation Coefficient

,501*

,815**

1,000

Sig. (2-tailed)

,024

,000

.

N

20

20

20

*. Correlation is significant at the 0.05 level (2-tailed).      
**. Correlation is significant at the 0.01 level (2-tailed).      

 

Анализ результатов корреляционного анализа показал наличие значимых связей между успешностью обучения и  уровнем притязаний (r=0,501 p≤0,05) и между уровнем притязаний и самооценкой (r=0,815  p≤0,01). В то же время между успешностью обучения и самооценкой студентов отсутствовала выраженная зависимость. Вероятно, самооценка оказывает опосредованное влияние на успешность обучения.

Таким образом, можно говорить о том, что выдвинутая гипотеза подтвердилась. Существует взаимосвязь между успешностью обучения, самооценкой и уровнем притязаний. Студенты с высоким (60-74 балла по методике Т.Дембо-С.Я.Рубинштейн) и завышенным уровнем самооценки (более 75 баллов) имеют успеваемость выше среднего (более 4 баллов) и высокую (4,5-5 баллов). Соответственно, высокий уровень самооценки и притязаний способствуют  успешному обучению учащихся.


Библиографический список
  1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности/ Под ред. Д.И.Фельдштейна. 2-ое изд. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК»,1997.
  2. Джеймс У. Личность // Психология самосознания: Хрестоматия / Под. ред. Д.Я. Райгородского. Самара: БАХРАХ-М, 2000.
  3. Левин К. Уровень притязаний / К. Левин, Т. Дембо, Л. Фестингер, Р. Сирс // Общая психология. Субъект деятельности; отв. ред. В.В. Петухов. – М.: УМК «Психология», Московский психолого-социальный институт, 2004. Т. 2, кн. 2.
  4. Маслоу А. Мотивация и личность. 3-е изд./ пер. с англ. – СПб.: Питер, 2007.
  5. Менчинская Н.А. Проблемы обучения и психологического развития ребенка / под ред. Е.Д.Божович. – М: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж : НПО «МОДЭК»,1998.
  6. Серебрякова, Е. А. Уверенность в себе и условие ее формирования у школьников // Ученые записки Тамбов, пед. института. — Вып. 10. — Тамбов, 1956.
  7. Степанов С.С. От кнута к прянику// Школьный психолог.-2003.-№40.
  8. Frank J. Individual differences in certain aspects of the level of aspiration / Frank J. // American Journal Psychology. – 1935.


Все статьи автора «Успенский Илья Викторович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: