УДК 37.062.1

ТЕХНОЛОГИЯ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ ТРЕВОЖНОСТИ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Коларькова Алена Валерьевна
Нижнетагильская социально-педагогическая академия

Аннотация
Раскрываются вопросы возникновения тревожности у младших школьников, специфика факторов, детерменирующих тревожность у детей данной возрастной группы.
Статья освещает технические нюансы внедрения в воспитательный процесс начальной школы программы по борьбе с тревожностью. Рассматривается необходимое техническое обеспечение процесса, а также направления работы и формы отчетности.

Ключевые слова: адаптация, арт-терапия, арттерапия, младший школьник, начальная школа, профилактика тревожности, тревожность


DETERMINANTS OF FORMATION OF ANXIETY IN PRIMARY SCHOOLS

Kolarkova Alena Valerievna
Nignetagilsky socio-pedagogikal academy

Abstract
Considers the questions of occurrence of anxiety in primary school, the specific factors determinarea anxiety in children of this age group.
The article highlights the technical details of implementation in the educational process of the primary school programme for combating anxiety. Is considered necessary technical support process, and also areas of work and reporting forms.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Коларькова А.В. Технология внедрения программы профилактики тревожности в воспитательный процесс начальной школы // Психология, социология и педагогика. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/06/3289 (дата обращения: 26.05.2017).

Исходная проблема исследования заключается в недостаточном внимании к вопросу возникновения тревожности у детей, обучающихся в младших классах общеобразовательной школы. Возраст 6-10 лет является периодом наиболее интенсивного личностного и умственного развития ребенка, но вместе с тем, дети в этом возрасте наиболее расположены к возникновению эмоциональных расстройств, таких как тревожность. [1, с.29] Начало обучения в школе, неправильно распланированный режим дня, необходимость включиться в жизнь нового коллектива, взаимодействовать со сверстниками и преподавателем, участвовать в общественной жизни школы — все эти необходимые нюансы обучения могуть стать для ребенка стрессогенными факторами. Тревожность, возникающая в процессе школьного обучения, мешает школьнику правильно выстроить свои социальные связи, найти свое место в коллективе, она отрицательно влияет на социальную активность и способствует повышенной утомляемости, а, следовательно, и падению успеваемости. [2, с.153]
Существует множество программ, способствующих адаптации первоклассников к обучению в школе, но при этом все они направлены на общую коллективную работу с детьми без учета индивидуальных особенностей и потребностей. В свою очередь, в послеадаптационный период также многие факторы могут вызвать возникновение тревожности. Это и смена учителя, и изменение отношений в семье, неприятие сверстниками в школьном коллективе. В ходе исследования нами была проведена диагностика уровня тревожности среди учеников третьих классов школ города Серова. В эксперименте приняло участие 46 учеников. По результатам исследования почти половина (47%) школьников имеют высокий и повышенный уровень тревожности, что свидетельствует о необходимости активной работы педагогов и школьных психологов в направлении борьбы с этой проблемой.
На основе диагностических данных была разработана программа профилактики тревожности у школьников начального звена обучения средствами арт-терапии. Арт-терапия была выбрана нами как наиболее комфортный способ отреагирования переживания для детей данного возраста. Она может включать в себя терапию художественными методами, психодраму, танцевальную и музыкальную терапию, а так же сочетание этих методов — в зависимости от специфики выборки детей, с которой будет реализована.
Условия реализации программы — во-первых, это мотивационные условия, связанные с заинтересованностью в результате всех участников процесса. Преподаватель, реализующий программу, может участвовать в конкурсах методических проектов, а так же в ходе программы пройти курсы повышения квалификации. Родители должны понимать, что тревожность является серьезным фактором, ухудшающим успеваемость ребенка и его эмоциональное состояние, поэтому необходимо с ней бороться. Дети заинтересованы в участии, поскольку занятия включены в учебный процесс и не занимают дополнительные учебные часы, к тому же на занятиях они могут познакомиться с разнообразными интересными художественными методами. Администрация учебного заведения заинтересована в снижении уровня тревожности у школьников, поскольку от этого зависят показатели их успеваемости.
Второй важный аспект — это кадровые условия. В реализации проекта участвует преподаватель изобразительного искусства.  Для него желательно владение техниками арт-терапии, по возможности перед тем, как приступать к реализации, преподаватель  проходит курсы повышения квалификации. Кроме того, в процессе участвует педагог-психолог/психолог, контролирующий эмоциональное состояние детей в ходе занятия, а так же оценивающий эффективность работы.
Следует уделить внимание также материально-техническим условиям — в зависимости от используемого арт-терапевтического направления они могуть меняться, но в целом необходимо:  наличие отдельного кабинета, где обстановка не будет ассоциироваться у детей с учебным классом; борудование для демонстрации слайдов и видео, проигрывания музыкальных композиций; необходимые канцелярские принадлежности, что особенно актуально применительно к терапии изобразительным искуством.
Итоговыми и текущими мероприятиями программы по борьбе с тревожностью могут стать:

  1. семинар для родителей по вопросам борьбы с тревожностью;
  2. выступление на педагогическом совете психолога с отчетом об уровне тревожности учеников младшего звена;
  3. семинар для преподавателей по вопросам применения в работе средств арт-терапии.

Библиографический список
  1. Медведева Е.А., Левченко И.Ю. Комиссарова Л.Н., Добровольская Т.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании. М. – 2001
  2. Аметова Л.А. Педагогическая технологияспользования арттерапии в начальной школе. М. – 2003


Все статьи автора «grayson»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: