УДК 37

ФОРМИРОВАНИЕ ОРИЕНТИРОВОЧНОЙ ОСНОВЫ ПРАКТИКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ЦЕЛЯМИ

Саргсян Тамара Ашотовна
Армянский Государственный Педагогический Университет им. Х.Абовяна
младший сотрудник Психологической научно-исследовательской лаборатории аспирант кафедры возрастной и педагогической психологии

Аннотация
Статья посвящена проблеме формирования ориентировочной основы практики – как определенного вида учебной деятельности студентов. На основе обобщений теории Гальперина, Пиаже, Блума, автором предлагается использовать предложенные Блумом глаголы для формулировки предметных действий во время практики.

Ключевые слова: деятельность, ориентировочная основа действия, профессиональная практика, цели образования


THE FORMATION OF ORIENTING BASIS OF INTERNSHIP BY LEARNING OUTCOMES

Sargsyan Tamara Ashotovna
Armenian State Pedagogical University
Junior employee of Psychological research laboratory, post-graduate student

Abstract
The article deals with the problem of formation of orienting basis of the internship - as a certain type of learning activities of students. On the basis of generalized theory of Galperin, Piaget, Bloom, the author suggests the use of the proposed Bloom verbs for the formulation of substantive action during practice.

Keywords: learning activity, learning objectives., orienting basis of action, professional internship


Рубрика: Общая рубрика

Библиографическая ссылка на статью:
Саргсян Т.А. Формирование ориентировочной основы практики образовательными целями // Психология, социология и педагогика. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/06/3296 (дата обращения: 28.10.2023).

Проблематике организации профессиональной практики студентов уделяется серьёзное место во всех ведущих вузах мира. В Армянском Государственном Педагогическом Университете им. Х.Абовяна она включена в стратегическую программу развития вуза.

В статье предлагается сформулировать ориентировочную основу практики, как вида профессиональной деятельности студентов с помощью определения образовательных целей. Теоретической основой для статьи стали теории П.Я.Гальперина, Ж.Пиаже и Б.Блюма.

Начнем с формулировки основных понятий статьи (практика, деятельность, ориентировочная основа действия).

1)                 Практику будем считать видом учебной деятельности в структуре профессиональной деятельности, которая функционально целенаправленна на решение учебных, исследовательских, научных, педагогических, творческих проблем в смысле формирования конкретных компетентностей.

2)                 Деятельность это динамическая система активных взаимодействий субъекта с внешним миром, целенаправленных на объект, который удовлетворяет его потребности. В соответствии с формированным психическим образом реализуются различные отношения субъекта в форме предметной действительности.

Общеизвестно, что в структуре любой деятельности выделяют: 1) мотивы — побуждающие субъекта к деятельности; 2) цели — как прогнозируемые результаты этой деятельности; и 3) операции, с помощью коих деятельность выполняется. [3, стр 100]:

Практическая деятельность состоит из тех же частей (цели и операции), которые фактически составляют  ориентировочную основу практики. По Гальперину, это система представлений о цели, плане и средствах осуществления предстоящего или выполняемого действия. Этот термин был введён его концепцией поэтапного формирования умственных действий [3, стр 93].

Выделяют 3 типа построения схемы ориентировочной основы действия: при первом типе индивид имеет дело с принципиально неполной системой условий и вынужден дополнять ее с помощью метода проб и ошибок; при втором – индивид ориентируется на полную систему ориентиров, которая либо предоставляется в готовом виде, либо составляется совместно преподавателем и учащимся; третий тип – это полная ориентация индивида уже не на условия выполнения конкретного действия, а на принципы строения изучаемого материала, на слагающие его единицы и на законы их сочетания. Ориентировочная основа такого рода обеспечивает глубокий анализ изучаемого материала и формирование познавательной мотивации [3, стр 93]:

Мы полагаем, что в процессе профессиональной практики еще сложно говорить о третьем виде ориентировочной основы. Он может формироваться в более поздние этапы профессионального становления. По нашему, в годы вузовского обучения лучше всего будут применимы ориентиры 2-ого типа. При этом, на учебно-познавательной практике студентам могут быть даны готовые схемы, а на прикладной и заключительно-оценивающей практике эти схемы могут быть созданы совместным трудом студентов и преподавателей.

Рассмотрим операции с позиций теорий Ж.Пиаже и П.Я.Гальперина. Пиаже в центре своей теории ставит тезис о взаимодействии или равновесии организма и окружающей среды. Достижение равновесия со средой возможно только в двух случаях: путем изменения среды, или же путем изменения себя. Субъект находит схемы операций, развитие которых происходит «через опыт ребенка совершать практические действия с предметами», за счет «интериоризации» предметных действий [2, стр. 53]. По Пиаже, существует два таких адаптационных механизма –ассимиляция[1] и аккомодация[2].

В работе «Психология как объективная наука» П.Я.Гальперин отмечает: «Отдельная мысль как психологический феномен, является тем же самым предметным действием, перемещенным во внутренний, психический план, и далее во внутреннюю речь» [1, стр. 272]: Этот переход является одним из необходимых условий для превращения предметных действий в психологические. Действие подвергается некоторым другим изменениям: 1) фактическое совершение операций, 2) полноценность операции (расширение и сокращение действия), 3) обобщение действия по материалу, видам и закономерностям (чистка действия от «шумов», конкретной разнообразности и постройки иерархии его связей), 4) освоение действия [1, 289-293].

Что можно вывести из этих двух теорий? Во первых и главным образом предпосылку, что любой вид действия, начиная от примитивной операции и заканчивая сложнейшим психическим действием, проходят этот этап формирования. И неизменно в основе этого этапа лежит выполнение предметных действий.

Рассмотрим сферу педагогической практики с точки зрения этого тезиса. Профессиональную практику можно разделить на множество действий, которые должен выполнять студент. Если сформулировать практику как целостность действий (ориентировочная схема практики), то их можно совершать на «предметном» уровне, а далее они перейдут в психический план.

Для того, чтобы сформулировать практику как составнляющие действия учебной деятельности, обратимся к теории Бенджамина Блюма.

В своей работе «Классификация образовательных целей» (1956г.) Блюм пишет: «Термином образовательные цели мы отмечаем четкую формулировку способов изменения мышления, чувств и действий обучающихся в процессе обучения» [4, стр. 25-26]. Отделяя 6 уровней обучения – знание, восприятие, применение, анализ, синтез и оценивание, Блюм формулирует образовательные цели для каждого из них, используя соответствующие названия действий. Эти действия формулируются с помощью глаголов (см. таблицу 1) [5].

Как можно воспользоваться этим списком действий? Мы полагаем, что с помощью этих действий можно составить целостную систему образовательных целей, которые, будучи сформулированы в форме предметных действий, станут логической предпосылкой для формирования внутренних психических образов.

Таким образом, мы считаем, что 1) практика – это вид учебной деятельности, 2) она состоит из тех же частей, что и любая деятельность, то есть мотивов, целей и операций (ориентировочной основы), 3) для построения ориентировочной основы практики предлагаем дать студентам схему предстоящих действий в виде системы образовательных целей, 4) предлагаем построить эту схему с помощью глаголов Б.Блюма, 5) на начальных курсах схема предоставляется студентам в готовом виде, а на высших составляются совместно с педагогами, 6) образовательные цели формулируются в виде предметных действий.

Таблица 1 – Цели образования по Блюму

Действия по Блюму

Название

Знание

Восприятие

Применение

Анализ

Синтез

Оценивание

Определение

Блюма

Помнит  информацию изученную раннее Понимает факты Применяет знания в реальных ситуациях Разделяет предметы и явления на простые части и находит факты для обобщений Соединяет составные части в новую целостность или предлагает альтернативные решения Делает и обосновывает суждения, построенные на доказательства или внешние критерии.

глаголы

•Организовать

•Определять

•Описать

•Повторить

•Обозначать

•Замечать

•Перечислять

•Запоминать

•Называть

•Упорядочить

•Очертить

•Распознавать

•Связывать

•Вспоминать

•Воспроизводить

•Выбирать

•Настаивать

 

•Классифицировать

•Видоизменять

•Защищать

•Описать

•Обсуждать

•Различать

•Оценивать

•Объяснять

•Выражать

•Расширять

•Обобщать

•Привести примеры

•Обозначать

•Указывать

•Заключать

•Устанавливать

•Парафразировать

•Предвидеть

•Узнавать

•Пере излагать

•Пересмотреть

•Выбирать

•Обобщать

•Трактовать

•Применять

•Изменять

•Выбирать

•Пересчитать

•Показать

•Выявлять

•Разыгрывать

•Использовать

•Выяснять

•Истолковать

•Манипулировать

•изменять

•Действовать

•Употреблять

•Предвидеть

•Приготовлять

•Создавать

•Связать

•Планировать

•Показать

•Решать

•Использовать

•Писать

 

•Анализировать

•Оценивать

•Расчленять

•Считать

•Классифицировать

•Сравнивать

•Противопоставлять

•Критиковать

•Очертить

•Разделять

•Отличать

•Изучать

•Экспериментировать

•Идентифицировать

•Выяснять

•Предполагать

•Моделировать

•Указывать

•Спрашивать

•Связать

•Выбирать

•Разделять

•Подразделять

•Пробовать

•Поставить

•Собирать

•Классифицировать

•Группировать

•Объеденять

•Исполнять

•Составлять

•Построить

•Создавать

•Проектировать

•Развивать

•Сочинять

•Объяснять

•Сформулировать

•Произвести

•Планировать

•Приготовлять

•Перелаживать

•Перестроить

•Связать

•Пересмотреть

•Пере излагать

•Регулировать

•Обобщать

•Сопоставлять

•Рассказать

•Написать

•Ценить

•Утверждать

•Оценивать

•Приложить

•Выбирать

•Сравнивать

•Заключать

•Противопоставлять

•Защищать

•Описать

•Различать

•Оценивать

(ставить отметку)

•Объяснять

•Судить

•Подправлять

•Комментировать

•Связать

•Предвидеть

•Расценивать

•Выбирать

•Обобщать

•Помогать

•Осмыслять

 

 


[1] Ассимиляция — процесс приспособления новой информации (ситуации, объекта) к существующим у индивида схемам действий (схема действия — это сенсомотор-ный эквивалент понятия), не изменяя их в принципе. Благодаря ассимиляции индивид уточняет, совершенствует имеющиеся у него схемы действия (понятия, умения) [2, 54].

[2] Аккомодация — пластичное изменение индивида, в ходе которого он перестраивает (модифицирует) старые схемы действий и вырабатывает[2, 54]:


Библиографический список
  1. Гальперин П.Я. «Психология как объективная наука», Москва-Воронеж 1998, 480с.
  2. «Психология человека от рождения до смерти»/ под общей редакцией А.А.Реана: СПб.: 2002, 656 с.
  3. «Словарь практического психолога» / Сост. С.Ю. Головин: Минск; 1998; 618 стр.
  4. Benjamin S. Bloom “Taxonomy of Educational Objectives: Handbook1”, USA, Michigan 1956, 207p.
  5. http://www.clemson.edu “Bloom’s Taxonomy Action Verbs”


Все статьи автора «Саргсян Тамара Ашотовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: