Интерактивное обучение реализуется с учетом личного опыта участников и их прямого взаимодействия по поиску информации, необходимой для прохождения игровой ситуации с использованием разнообразных игротехнических средств. Интерактивные технологии предполагают развитие социальной, познавательной, коммуникативной,
аналитической активности обучающихся. Следует отметить, изменяющуюся роль преподавателя в системе интерактивного обучения. А именно, преподаватель-игротехник осуществляет управление процессом обучения и развития, через организацию взаимодействия участников на основе творческого поиска эффективных решений для каждой конкретной ситуации. В этом, заключается суть деятельностного обучения, которое направлено на
получение необходимого профессионального опыта в моделируемой игровой ситуации, и применения его в конкретных практических условиях. Игротехники, применяемые в учебном процессе позволяют студентам освоить навыки деловых коммуникаций и сотрудничества на основе эффективного и конструктивного взаимодействия, развить практические
умения и как следствие повысить уровень общей компетентности.
Следует отметить, отличительные особенности игровой модели от реальной производственной ситуации:
- Участники исполняют роль реальных сотрудников;
- Производственный процесс имитируется и заменяется имитационной моделью;
- В игре упрощается организационная структура предприятия и сжимается временной
масштаб.
Методика проведения имитационных интерактивных игр сводится к трем основным этапам.
- Первый этап – подготовительный. На нем участники знакомятся с игровыми материалами, получают инструкции, тестируются, «погружаются» в игру.
- Второй этап – игровой. Как правило, состоит из отдельных периодов, соответствующих
выбранному циклу – году, кварталу, месяцу и т.п. В перерывах между игровыми периодами с
участниками игры могут проводиться тренинги, семинары, мини лекции. Преподаватель-игротехник организует процесс игрового взаимодействия, создает игровое пространство, продумывает, когда и как будут осуществляться индивидуальная и групповая работы, организует презентационную часть игры (вербальную и невербальную). - Третий этап – заключительный. Это архиважный этап в игротехниках, т.к. здесь проводится анализ познавательного эффекта конкретной игры.
Существует несколько способов анализа проведенной игры:
- Послеигровая дискуссия – позволяет определить какие проблемы были при прохождении игровых ситуаций, какие были ожидания и удалось ли их реализовать, какие были намерения и удалось ли их осуществить, была ли какая некомпетентность и удалось ли ее восполнить, появились ли новые знания и какие уроки можно извлечь для
профессиональной деятельности. - Рефлексия – это наиболее сложный анализ (индивидуальный и коллективный), который проводится после того, как заканчивается имитационная или деловая игра. Участники вспоминают, что они чувствовали, что пережили, какие эмоции вызвали у них конкретные игровые действия.
- Дебрифинг – это процесс извлечения информации и инсайтов из анализа игрового занятия или отдельного вида деятельности. Этот вид анализа дает возможность определить, чему научились участники игры.
Результаты анализа затем фиксируются преподавателем-игротехником в отчете и используются для оценки образовательной результативности. Таким образом, владение игротехнической компетентностью в современном образовательном процессе способствует пониманию новой рыночной ситуации, когда максимально востребованы
те инновационные образовательные услуги, которые позволяют при минимальных затратах времени конструктивно решать задачи профессионального обучения и организационного развития обучающихся.