УДК 331.54

КРИТЕРИИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ И УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ АБИТУРИЕНТАМИ И СТУДЕНТАМИ СТРОИТЕЛЬНОГО ВУЗА

Романова Елена Валерьевна1, Власова Эмма Ивановна2
1Московский государственный строительный университет, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии
2Московский государственный строительный университет, старший преподаватель кафедры психологии

Аннотация
Выбор профессии является определяющим этапом профессионального самоопределения личности. и относится к числу активно разрабатываемых психолого-педагогических проблем. В статье представлен обзор результатов эмпирического исследования критериев выбора профессиональной деятельности абитуриентов и студентов первого курса МГСУ.

Ключевые слова: абитуриент, компетенции, профессиональное самоопределение, профессия, профориентационная работа, тестирование абитуриентов.


SELECTION CRITERIA FOR PROFESSION AND EDUCATIONAL INSTITUTIONS MADE BY ENTRANTS AND STUDENTS OF THE UNIVERSITY OF CIVIL ENGINEERING

Romanova Elena Valerevna1, Vlasova Emma Ivanovna2
1Moscow State University of Civil Engineering, Ph.D., assistant Professor of psychology
2Moscow State University of Civil Engineering, Senior Lecturer, Department of psychology

Abstract
Choosing a profession is a determining step of professional self-identity and refers to the number of actively developed psychological and pedagogical problems. The article presents an overview of the results of empirical research of occupational choice criteria made by entrants and first-year students of MGSU.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Романова Е.В., Власова Э.И. Критерии выбора профессии и учебного заведения абитуриентами и студентами строительного ВУЗа // Психология, социология и педагогика. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/07/3371 (дата обращения: 29.09.2017).

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение становится сегодня одним из главных решений в жизни каждого молодого человека. Не имея опыта принятия решений, не став самостоятельными, молодые люди должны определиться в столь важном вопросе.

В наше время, когда информационный поток сообщений, касающихся выбора учебного заведения, огромен, выпускнику, желающему продолжить свое образование, становится все труднее сделать свой выбор. Противоречия, с которыми сталкивается молодежь на этапах перехода из школы в структуру профессионального образования это расхождение понятий “работа” и “профессия”, расхождение между оплачиваемостью работы и собственными интересами. Часто не готовый психологически и морально к профессиональному выбору потенциальный абитуриент подает документы в несколько вузов с одной установкой – «лишь бы куда-нибудь поступить».

Выбор профессии это процесс согласования представлений и знаний. Надо знать, какие профессиональные сферы являются наиболее динамичными, какие специалисты востребованы, важно понимать, какими компетенциями обладают наиболее успешные представители данной профессии.

Сложность вхождения не только в профессию, но и в систему вузовского обучения, заставляет подумать о новых путях профессиональной ориентации абитуриентов и подготовки студентов. Без усиления профориентационной работы на подготовительном этапе, формированию уверенности в своих силах в период вузовского обучения, невозможно подготовить творческого, компетентного специалиста с адекватной профессиональной идентификацией.

Результаты опросов показывают, что, выбирая тот или иной вуз, абитуриент чаще всего ориентируется не на свое личное желание и стремление, а на совет родителей или других значимых взрослых. В этой ситуации пойти по стопам родителей – пожалуй, один из лучших вариантов.

Продолжая семейную традицию, абитуриент, а затем и студент, формирует представление о своей будущей профессиональной принадлежности не с чистого листа. У него, так или иначе, складывается определенный круг знаний о той профессиональной сфере, а иногда даже и о конкретной профессии, которую предстоит освоить. Поэтому и процесс обучения, и непосредственно начало профессиональной деятельности проходит для таких молодых людей относительно легко, а точнее сказать осознанно и целенаправленно.

Совсем по-иному обстоит дело у тех, кто выбрал профессиональную сферу по принципу престижности и оплачиваемости. Отсутствие первоначальных представлений о специфике труда очень быстро ставит студента перед вопросом о правильности выбора учебного заведения или, как минимум, специальности. Именно такая ситуация, по мнению Э.Фрома, разъединяет человека и его дело, часто ведет к серьезным внутренними противоречиям и в итоге делает человека несчастным. Ведь человеку приходится основную часть своего активного времени и творческих сил тратить на дело, которое само по себе для него чужое. [4, с.625]

В МГСУ с 2008 по 2013 г. проводилось анкетирование первокурсников направления подготовки 080200 Менеджмент. 678 студентов ответили на вопрос, «Почему вы выбрали данное направление?» Среди ответов (можно было выбрать несколько из предложенного списка) преобладали:

- престижно — 56,8%

- в семье есть менеджеры — 11,2%

- в будущем найду высокооплачиваемую работу — 68,3%

- мне посоветовали родители (родственники) — 25,2%

- мои друзья учатся на этой специальности — 12,4%

- хочу попробовать себя в этой должности — 8,6%

- случайно (расположение института ближе к дому)— 1,1%.

Так же при выборе учебного заведения абитуриенты отмечали следующие факторы, повлиявшие на их выбор:

- качество преподавания специальных дисциплин и материально-техническая база,

- наличие компьютерных классов и интернета,

- взаимоотношения преподавателей и студентов,

- организация внеучебной деятельности, возможность участвовать в различных исследовательских проектах.

Таким образом, при выборе направления обучения на первом месте для молодых людей стоят критерии престижности профессии и перспективы последующего трудоустройства. Мнения, опыт и личный пример других людей играют второстепенную роль. Хотя, это именно те источники, которые могут дать самую непосредственную информацию о будущей профессии. [3, с.1]

Оценка уровня осознанности выбора профессии (будущей или осваиваемой) проводилась на основе специально разработанной методики «Абитуриент» [3,с.1], учитывающей квалификационные требования, предъявляемые к выпускникам ФГОС-3. В тестировании приняли участие 218 абитуриентов и 52 студента МГСУ 1-5 курсов.

Цель тестирования абитуриентов – помощь в выборе направления обучения в МГСУ. Согласно обобщенным данным:

- 35 % абитуриентов показали осознанный выбор сферы и объектов будущей профессиональной деятельности,

- 58 % – условно осознанный выбор

- 7 % – неосознанный выбор.

Те же испытуемые по критерию «виды профессиональной деятельности» продемонстрировали:

- 53 % – осознанный выбор,

- 37 % – условно осознанный выбор,

- 10 % – неосознанный выбор.

Интересен тот факт, что у большей части абитуриентов наблюдается рассогласование между выбранными объектами профессиональной деятельности и ее видами. На основании чего следует предположение о недостаточном понимании будущими студентами специфики выбираемой профессии. Наиболее часто выбираемыми оказались объекты направления «Строительство», «Информатика и вычислительная техника», «Защита окружающей среды» и виды деятельности менеджерско-экономических специальностей, проектирование зданий, автоматизация технологических процессов и производств. В тех случаях, когда объект и вид профессиональной деятельности совпадали, в беседе с консультантом абитуриенты (всего лишь 12 %) подтверждают свою направленность на определенную с помощью теста профессию.

Тестирование студентов проводилось с целью оценки уровня овладения ими профессиональной сферой и деятельностью. Здесь наблюдалась следующие закономерности. Учебная дисциплина, освоению которой в настоящий момент уделяется много времени и внимания, оказывает влияние на выбор объекта профессиональной деятельности. У старшекурсников проявляются основы профессиональной специализации: 16 % испытуемых в качестве основного направления деятельности выбрали и смогли обосновать свой выбор «защиту окружающий среды», обучаясь при этом по профилям «проектирование зданий», «городское строительство», «технология производства строительных материалов и конструкций». Профессиональное самоопределение, завершившееся после начала обучения в вузе приводит к необходимости получения второго высшего образования. 5 % студентов, обучающихся строительным специальностям продемонстрировали ярко выраженный интерес к экономико-управленческим видам деятельности и сообщили о своем намерении или уже начале обучения по направлению «экспертиза и управление недвижимостью». Для остальных участников тестирования результаты мало отличались от результатов абитуриентов. [2, с.178]

Это последнее наблюдение позволило сделать вывод о том, что проводимых в рамках учебного процесса мероприятий по введению в профессию недостаточно для полноценного и адекватного профессионального самосознания. Следовательно, необходимо значительно расширить число занятий по введению в профессию, дополнив их новыми, более эффективными формами работы, такими как тренинги, активизирующие упражнения и деловые игры, профконсультации. Одной из задач данной работы должна стать помощь молодому человеку в профессиональном и личностном самоопределении через поиск смысла в выбираемой, осваиваемой или уже выполняемой трудовой деятельности. И чем раньше будет начата данная работа, тем более подготовленными к реальной профессиональной деятельности будут наши выпускники. [4, с.629]


Библиографический список
  1. Чернышёв А.Ю. Проблема формирования трудовой мотивации и навыков трудоустройства в соответствии с полученным образованием у молодого специалиста. // Интеграция, партнерство и инновации в строительной науке и образовании: сб.трудов Международ. научн. конф. (Москва 19-21 октября 2011 г.); в 2т. Т.2.- М.:МГСУ, 2011.- С. 625-630.
  2. Романова Е.В. Профессиональное самосознание студентов как исходный уровень профессионального становления специалиста строительной сферы в системе профориентации МГСУ. // Система дополнительного образования: структура, технологии, кадры. Труды международной научно-практической конференции «Система дополнительного образования: структура, технологии, кадры», посвященной 90-летию МГСУ-МИСИ; 1-3 ноября 2010 г. – М.:МГСУ, 2010. – С. 178-182.
  3. Воробьева В.Л. Митина Н.П., Романова Е.В. Программа для ЭВМ–Тест «Абитуриент» (свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2013612400. Зарегистрировано в Реестре программ для ЭВМ 26 февраля 2013 г.)
  4. Романова Е.В. Осознанность профессионального выбора: от студента к выпускнику // Гуманитарное сознание: проблемы, поиски, перспективы. Труды шестой Всероссийской и четвертой международной научно-практической конференции «Гуманитарные проблемы современности» 8-9 апреля 2009 г. В 2-х т. Т.1. / Под науч. Ред. З.И.Ивановой, Е.Г.Кривых, Н.Г. Милорадовой. – М.: МГСУ, 2009. – С. 154-157.


Все статьи автора «Власова Эмма Ивановна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: