УДК 159.99

СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА У ПСИХОЛОГОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

Соболева Елена Владимировна
Южно-Уральский государственный медицинский университет
преподаватель кафедры психологии

Аннотация
В статье раскрывается проблема развития личностного потенциала у психологов, конкретизируются термины «личностный ресурс» и «личностный потенциал», раскрывается проблема профессионального становления психолога будущего психолога, дается анализ раскрытия проблемы в отечественной психолого-педагогической теории и практики.

Ключевые слова: личностный потенциал, личностный потенциал психолога, личностный ресурс, профессиональная деятельность, профессиональное становление


STATE OF THE PROBLEM OF DEVELOPMENT OF PERSONAL POTENTIAL PSYCHOLOGISTS IN DOMESTIC PSYCHO-PEDAGOGICAL THEORY AND PRACTICE

Soboleva Elena Vladimirovna
South Ural State Medical University
Department of Psychology, teacher

Abstract
In the article the problem of the development of personal potential psychologists, are specified, the terms "personal resource" and "personal capacity", devoted to the problem of professional formation of future psychologist psychologist analyzes the disclosure of problems in the national psycho-pedagogical theory and practice.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Соболева Е.В. Состояние проблемы развития личностного потенциала у психологов в отечественной психолого-педагогической теории и практики // Психология, социология и педагогика. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/07/3425 (дата обращения: 20.11.2016).

Актуальность проблемы развития личностного потенциала у психологов обусловлена, реализацией государственного заказа на совершенствование и обновление высшего образования. В настоящее время делается акцент на развитие личности, ее потенциалов, что скажется на изменении многих традиционных образовательных технологий. Рыночные условия предъявляют к выпускникам вуза не просто требования к готовому набору профессионально важных качеств личности, а деятельную мотивацию «расти» в профессии, умение давать когнитивную оценку своей деятельности, формировать профессиональные навыки, расширять профессиональный кругозор, грамотно решать профессиональные задачи, что возможно, на наш взгляд, за счет развития личностного потенциала.

Необходимо отметить, что профессиональное становление как этап развития личности рассматривается наукой – акмеологией, которая возникла на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и феномены развития человека до ступени его зрелости и, особенно, при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. У истоков формирования акмеологических идей в науке стояли выдающиеся русские ученые Б.Г. Ананьев, В.М. Бехтерев и Н.А. Рыбников, предложивший само понятие «акмеология», а на современном этапе активно развивают данное направление научная школа А.А. Деркача [1].

Наряду с понятием «личностные ресурсы» в психологической науке используется термин «личностный потенциал».

С. Хобфолл предложил актуализировать внутренние ресурсы личности при сопротивлении стрессу, а так же связал адаптационные возможности человека с наличием личностных ресурсов. Ресурсы – это то, что является значимым для человека и помогает ему адаптироваться в сложных жизненных ситуациях. Центром ресурсной концепции С. Хобфолла является принцип «консервации» ресурсов: человек стремится заполучить и сохранить то, что ценно для него, при этом он экономично использует свои ресурсы; вместе с этим человек стремится восстановить потерянные и приобрести новые ресурсы. Согласно данной концепции, психологический стресс и риск дезадаптации возникает при нарушении баланса между потерями и приобретениями личных ресурсов [2].

Н.Е. Водопьянова дает следующее определение ресурсов: это «внутренние и внешние переменные, способствующие психологической устойчивости в стрессогенных ситуациях; это эмоциональные, мотивационно-волевые, когнитивные и поведенческие конструкты, которые человек задействует во время воздействия стрессовых факторов, в  трудовых и жизненных ситуацях», это «средства (инструменты), используемые им для трансформации взаимодействия со стрессогенной ситуацией [3, c. 209].

Различают два класса ресурсов: личностные и средовые (иначе, психологические и социальные). Личностные ресурсы (психологические, профессиональные, физические) представляют собой навыки и способности человека, средовые ресурсы включают возможность личности получать поддержку (инструментальную, моральную, эмоциональную) в социальной среде (от членов семьи, друзей, коллег) и материальное обеспечение жизнедеятельности людей, переживших стресс или находящихся в стрессогенных условиях [4].

Т.О. Гордеева с коллегами соотносит личностный потенциал как потенциал саморегуляции личности с мерой личностной зрелости и считает, что успешность деятельности зависит от психологического здоровья, которая находится в зависимости от мотивации достижения (Хекхаузен), теории самоэффективности (А. Бандура), концепции жизнестойкости (С. Мадди и др.), позитивной психологии (А. Даквортс, М. Селигман и др.) [4].

Е.Ю. Мандрикова предполагает, что личностный потенциал помогает работникам строить свою профессиональный путь и карьеру, быть успешными и удовлетворенными, противостоять организационным стрессам и потенциальному эмоциональному выгоранию, достигать личных целей и целей организации, выстраивать рациональное взаимодействие в коллективе, привнося при этом свои мировоззренческие позиции, руководствуясь внутренними установками, сохраняя оптимальный уровень когнитивной оценки своей деятельности. Потенциал сотрудника способствует его продвижению по карьерной лестнице [6].

По мнению Б.Ф. Ломова, потенциал человека представлен его способностями, системой знаний, умений и навыков. Б.Г. Ананьев связывает потенциал со становлением личности человека как субъекта деятельности и определял потенциал человека во взаимосвязях различных уровней организации человека в системокомплексах [7].

Личностный потенциал подразумевает под собой особую форму мышления. Подразумевается не столько базовые личностные черты или установки, сколько особенности системной организации личности в целом, ее сложная архитектоника, опирающаяся на схему опосредствования [8].

Под личностным потенциалом понимается единая системная характеристика индивидуально-психологических особенностей личности, лежащую в основе способности личности исходить из стабильных внутренних установок и целей на своем жизненном пути и поддерживать устойчивую деятельность и мировоззренческую позицию в изменяющихся условиях внешней среды. Понятие личностного потенциала лежит в основе личностной автономии и самодетерминации и выражает «личностное в личности» [9].

В.Н. Марков под ресурсом личности понимает все то, что ей принадлежит, в частности, ее черты характера, способности, ценности, и т.д.Ученый так же указывает на совокупности внутренних ресурсов человека, представляющих собой единую, саморегулирующуюся систему, которая находится в состоянии постоянного обновления, детерминирующая профессиональное развитие и выступающая основанием понятия личностно-профессиональный потенциал [10].

Ш. Тейлор пишет о дополнительных личностных ресурсах и выделяет легкость характера (коммуникабельность, развитые социальные навыки) и религиозность, высокое самоуважение[11].

В исследованиях Т.О. Гордеевой, Д.А. Леонтьева, Е.Н. Осина описывается влияние умеренного и высокого личностного потенциала на творческую и профессиональную деятельность, повышая или понижая их уровень в зависимости от мотивации и интеграции личностного потенциала в деятельности [12].

Можно сказать, что личностный потенциал и сама личность развивается в процессе осуществления деятельности. Как отмечает В.А. Бодров, совокупность психических свойств, качеств субъекта в своей целостности, единстве, организованная для выполнения функций конкретной деятельности получила название психологической системы деятельности. Недоразвитие отдельных элементов психологической системы деятельности может привести к нарушению деятельности или снижению адаптации к выполняемой деятельности [13].

Профессионализация, профессиональное становление и развитие осуществляются в процессе профессиональной деятельности. Как отмечали древние философы (Аристотель, Спиноза), деятельность человека связана с самовыражением, реализацией потенциала и возможностей [14]. По А.Н. Леонтьеву [15], деятельность есть процесс, осуществляющий жизнь субъекта, и его целью является удовлетворение предметных потребностей субъекта.

Рассуждая об эффективной профессиональной деятельности, Э.Ф.Зеер выделяет следующие компоненты: 1) профессиональная компетентность как совокупность профессиональных знаний, умений, а также способов выполнения профессиональной деятельности;  2) социально-профессиональная направленность, включающая: мотивы (намерения, интересы, склонности, идеалы), ценностные ориентации (смысл труда, заработную плату, благосостояние, квалификацию, карьеру, социальное положение, и др.), профессиональную позицию (отношение к профессии, установки, ожидания и готовность к профессиональному развитию), социально-профессиональный статус; 3) профессионально значимые психофизиологические свойства (зрительно-двигательная координация, глазомер, нейротизм, экстраверсия, реактивность, энергетизм, и др.) 4) профессионально важные качестваопределяющие продуктивность (производительность, качество, результативность, и др.) деятельности; [16].

В последнее время связи с глобальными переменами общественно-экономической сферы актуальным является вопрос профессионального становления психолога, который мог бы не только сам соответствовать новым требованиям профессионала, но мог помогать людям постоянно развиваться в процессе адаптации в новых условиях жизни.

Э.Ф. Зеер отмечает, что проблемы профессионального становления актуализировались в начале XX в., так как происходило расширение профессий, орудий труда и технологий, возросла потребность в высококвалифицированных работниках. С 70-х годов шло переосмысления отношения человека и профессии, теперь это взаимодействие стали считать основой профессионального становления. В процессе профессионального становления происходят развитие личности, что влияет на профессиональную деятельность [17].

В основе профессионального становления лежит процесс становления личности, который трактуется как становление человека в целом, считая, что становление личности является длительным процессом, органически связанным с развитием трудовой деятельности. По  Э. Эриксону, это смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование  внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми [18].

Под профессиональным становлением Э.Ф. Зеер понимает «процесс прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление». Становление связано с потребностью в саморазвитии и самосохранении [19].

Анализируя вышесказанное, можно отметить, что профессиональное становление тесно связано с развитием не только знаний, умений, навыков, компетенций, но и с развитием самой личности, реализацией личностного ресурса, личностного потенциала. Личность развивается, когда пытается преодолеть трудности в освоении профессиональной деятельности, а также при расширении новых способов бытия. Завершающим этапом профессионального становления является профессионал, который обладает знаниями, умениями, навыками, компетенциями, ответственностью, умением находить проблемы и решать их, обладающий постоянной тенденцией к развитию.


Библиографический список
  1. Зазыкин В.Г. Краткий акмеологический словарь http://vocabulary.ru/dictionary/870 (дата обращения: 17.05.2014).
  2. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994
  3. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер, 2009. – 336 с.
  4. Бодров В.А. Психологический стресс: к проблеме его преодоления // Проблемы психологии и эргономики. – Тверь, 2001. – №4. – С. 28 – 33.
  5. Гордеева Т.О. Вклад личностного потенциала в академические достижения / Т.О. Гордеева, Д.А. Леонтьев, Е.Н. Осин // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2011. – С. 642-667.
  6. Мандрикова Е.Ю. Личностный потенциал в организационном контексте. // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2011.
  7. Ефанова М.И. Самореализационный потенциал и психологическая готовность психолога к осуществлению профессиональной деятельности / под ред. Л.С. Колмогоровой, Ю.В. Трофимовой /Материалы международной научно-практической конференции.– Барнаул : АлтГПА, 2009. – 406 с.
  8. Леонтьев Д.А. Личностное в личности: личностный потенциал как основа самодетерминации /Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В.Ломоносова / под ред. Б.С. Братуся, Д.А.Леонтьева – М.: Смысл, 2002. -с. 56-65.
  9. Леонтьев Д.А. Возможности эмпирического исследования личностного потенциала/Д.А. Леонтьев, Е.Ю. Мандрикова, Е. Осин, А.В. Плотникова, Е.И. Рассказова // Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России. Материалы межрегиональной научно-практической конференции. М:. 2005. -С. 259-260.
  10. Марков В.Н. Личностно-профессиональ-ный потенциал кадров управления: психолого-акмеологическая оценка и оптимизация: Авто-реф. дис. … д-ра психол. наук: М., 2004. 53 с.
  11. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: Дис. … д-ра психол. наук / Крюкова Т.Л. Кострома, 2005. С. 26.
  12. Гордеева Т.О., Леонтьев Д.А., Осин Е.Н. Вклад личностного потенциала в академические достижения // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А.Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 642−667.
  13. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов – М.. ПЕР СЭ, 2001 – 511 с.
  14. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2-е изд,, перераб. и доп. М.; Издательская корпорация “Логос”, 1996. 320 с.
  15. Леонтьев АЛ. Деятельность.   Сознание.  Личность.  М.:  Политиздат, 1972. 304 с.
  16. Зеер Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер. М.: Акад. проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. С. 52-55.
  17. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 с.
  18. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. — М.: Прогресс, б.г. (1996)
  19. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 с.


Все статьи автора «Соболева Елена Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация