УДК 378.046.4:371.113

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Василенко Надежда Владимировна
Винницкий областной институт последипломного образования педагогических работников, Украина
профессор кафедры методологии и управления образованием
Заслуженный учитель Украины, доктор пед. наук, доцент

Аннотация
В статье рассматривается теоретическое определение понятия методической компетентности педагога с точки зрения научных работников и исследователей. Выделены формы и компоненты данной компетентности. Приведена модель развития методической компетентности педагогов в условиях последипломного образования.

Ключевые слова: компетентность, компонент, методическая компетентность, педагог


MODEL DEVELOPMENT OF METHODICAL COMPETENCE OF TEACHERS IN TERMS OF POSTGRADUATE EDUCATION

Vasilenko Nadezhda Vladimirovna
Vinnytsia Regional Institute of Postgraduate Education, Ukraine
Professor of the Department of methodology and management education
Honoured teacher of Ukraine, doctor of pedagogical Sciences, associate Professor

Abstract
This article discusses the theoretical definition of methodological competence of the teacher in terms of academics and researchers. Select the form and components of this competence. A model of the development of methodical competence of teachers in terms of postgraduate education.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Василенко Н.В. Модель развития методической компетентности педагогов в условиях последипломного образования // Психология, социология и педагогика. 2014. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/07/3427 (дата обращения: 20.11.2016).

Проблема, которая решается. Подготовка учителя всегда занимала особое место в системе педагогического образования. И на современном этапе она не потеряла актуального значения. Так, Государственный стандарт базового и полного общего среднего образования, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 23.11.2011г. № 1392 очертил переориентацию образования на развитие личности ученика и результаты профессиональной деятельности в условиях компетентностного подхода. Следовательно, возрастает потребность в специалистах, которые способны обеспечить максимальную реализацию возможностей и талантов личности в процессе  ввода ее в мир национальной культуры.

С позиции компетентностного подхода уровень образования определяется способностью решать проблемы и профессиональные задачи различной сложности на основе имеющихся знаний и опыта.

Конечно, меняются подходы к развитию, организации обучения и воспитания личности, которые должны происходить не в традиционном понимании, а в контексте учебно-познавательной деятельности. Учитывая это, современный учитель должен быть способен владеть практическими навыками реализации современных педагогических технологий, заботиться о развитии профессиональной, в том числе методической, компетентности.

Анализ исследований  позволяет говорить о том, что многие ученые сосредотачивают свои научные поиски на изучении проблемы методической подготовки учителя для системы начального и среднего образования. Методические знания, по мнению О. Бигич, следует конкретизировать в соответствии с видами профессиональной деятельности учителя [2].

Мы должны отметить, что в исследовании понятия “профессиональная компетентность педагога”, его содержания, ее составляющих, уровневой организации, большинство украинских и зарубежных исследователей (Н. Кузьмина, И. Зимняя, А. Кузьминский,

Н. Тарасенкова, С. Скворцова, И. Малова, И. Акуленко, О. Лебедева, Т. Руденко, О. Зубков, Л. Митина и др.) выделяют в ее составе методическую компетентность как составляющую её  вида. Как показала предварительная разведка в контексте означаемого вопроса, значительная часть учёных (Т. Гущина,  Т.Загривня, И. Ковалева, Т.Кочарян, Т. Шамова и много других) занимались   изучением проблемы развития методической компетентности и подготовки педагогов к ней.  Однако в подавляющем большинстве работ речь идет, как правило, о профессиональной компетентности. Кроме того, в научных трудах, посвященных анализу профессионально-педагогической деятельности, методическая компетентность как составляющая профессиональной компетентности и мастерства только называется.

Постановка цели исследования. Исследования ученых свидетельствуют о том, что они посвящены общим аспектам подготовки учителей и не раскрывают особенности развития методической компетентности в системе последипломного образования. Недостаточно исследована и проблема теоретических основ развития методической компетентности педагогов . До сих пор не создана целостная модель развития методической компетентности педагога в условиях трансформации современных образовательных технологий как системы непрерывного их образования.

Мы предполагаем, что надлежащее  сопровождение и поддержка системы последипломного образования педагогов призваны обеспечить эффективность учебной деятельности, что и должно быть результатом развития методической компетентности.

В этой связи целью нашей статьи является осуществление теоретического анализа особенностей развития методической компетентности педагогов в системе последипломного образования. Соответственно цель нашего исследования отображена в следующих задачах: обозначить  определения понятий «методическая компетентность», «методическая культура», «методическое творчество» в контексте изучения педагогической деятельности в научной литературе; проанализировать содержание методической компетентности в контексте изучения профессиональной компетентности педагогов.

Изложение основного материала. В психолого- педагогической литературе понятие «методическая компетентность» рассматривается достаточно широко.  Дефиницию методической компетентности учителей начального звена образования исследовали:  Т. Ощепкова, Г. Пролигина, Н. Соколова,  Д. Старкова, И. Михалевськая та др. Теоретические и практические аспекты методической  компетентности педагогов большинство ученых рассматривают через овладение ими системою компонентов: знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных качеств личности (Л. Банашко,  О. Бигич,   А. Борзенкова, Н. Глузман,  И. Зимняя, Н. Кузьмина, И. Малова, Т. Мамонтова, Т. Руденко, С. Скворцова и др.) [5, с. 119-124].

Все ученые отмечают, что комплекс методических знаний, умений и навыков является основой для приобретения методической компетентности, которая, в свою очередь, является индикатором определения готовности учителя к реализации задач педагогического образования с учетом будущей сферы профессиональной деятельности и предмета специализации специальности.

Но существует и иная позиция ученых, по которой методическую компетентность следует понимать как готовность педагогов к проведению учебных  занятий  и  к  творческой  самореализации  (И. Ковалева,

С. Скворцова, и др.). Важность приобретения практического    опыта    подчеркнуто в трудах  И. Зимней, С. Скворцовой, Н. Цюлюпи и др. [5, с. 119-124].

Поэтому мы, в первую очередь, обращались  к взглядам ученых, которые исследовали сущность понятия “методическая компетентность” и определили ее как способность квалифицированно решать задачи педагогического образования.

Ряд авторов (Е.Азимов, А.Щукин и др.) трактуют понятия “методическая компетентность” как способность пользоваться языком в профессиональных целях, в процессе его обучения .

О. Бигич обозначает этим термином совокупность методических знаний, навыков, умений и индивидуальных, субъектных, личностных качеств учителя [2, c. 12-13].

Исследовали   определение      методической      компетентности по

Т. Гущиной. Вона характеризует методическую компетентность как интегральную многоуровневую профессионально значимую характеристику личности и деятельности педагога, обобщая результативный профессиональный опыт, как системное получение знаний, умений и навыков педагога в области методики и оптимальное соединение методов профессиональной и педагогической деятельности.

Ф.Терегулов справедливо отмечает, что педагогическая наука не сможет выполнить свою опережающую функцию развития методической компетентности без изучения и обобщения перспективного педагогического опыта. Учителям необходимо создать условия, поддерживающие исследовательскую работу.

И.Ковалева рассматривает методическую компетентность как интегральную характеристику деловых, личностных и моральных качеств педагога, что отражает системный уровень функционирования методологических, методических и исследовательских знаний, умений, опыта, мотивации, способностей и готовности к творческой самореализации в научно-методической и педагогической деятельности в целом.

В связи с этим возникла потребность обновить структуру развития методической компетентности современного  педагога в системы последипломного образования. Теоретический анализ научных источников позволил нам её обосновать. Анализ научной литературы дал возможность определить несколько подходов к определению структуры методической компетентности учителя. Первая группа ученых (А. Борзенкова, С. Ивашньова, А. Кузьминский, Н. Тарасенкова, И. Акуленко, Т.Руденко, А. Маркушевский, В. Адольф и др.) рассматривают структуру методической компетентности через систему взаимообусловленных компонентов.  Вторая группа – через составляющие методической компетентности (Т.Мамонотова, А. Красикова и др.). Третья группа ученых выделяют определенную совокупность элементов методической компетентности (А. Зубков, О.Нагрелли, Т.Кочарян, О.Лебедева и др.) [5, 6, 7]. Рассмотрим более подробно труды этих ученых.  В этой связи особое значение приобретает методическая компетентность педагога, которая структурно может быть представлена следующим образом. Нами учтено, что В. Адольф, рассматривая структуру методической компетентности воспитателя дошкольного учебного заведения,  выделяет следующие компоненты: личностный, деятельностный, познавательный (когнитивный) [1].

Личностный компонент методической компетентности соотносится с умениями, связанными с психологической составляющей личности педагога.

Деятельностный компонент содержит в себе накопленные профессиональные знания и умения, умения актуализировать их в нужный момент и использовать в процессе реализации своих профессиональных функций.

Познавательный компонент основывается на умениях, составляющие теоретическую подготовку: аналитико-синтетические (умение анализировать программно-методические документы, умение классифицировать и систематизировать методические знания); прогностические (умение прогнозировать эффективность выбранных средств, форм, методов и приемов, умение применять методические знания); конструктивно-проектировочные (умение обобщать процесс обучения, умение планировать методическую деятельность).

Дальнейший анализ научных исследований позволил выявить отличный взгляд на составляющие методической компетентности учителя. Автором этих исследований является А. Зубков, который выделил следующие элементы методической компетентности учителя: методическое мышление, методическую культуру и методическую творчество. Двум первым составляющим автор предпочитает в развитии методической компетентности учителя. По мнению автора, методическое мышление – это мышление, обеспечивающее умение преподавателя применять имеющиеся знания для реализации целей воспитания и обучения в соответствии с методической теории и конкретных условий обучения. Оно проявляется в способах постановки и решения педагогических задач стратегического, тактического и оперативного плана.

Методическая культура,  по  мнению  А.Зубкова, служит интегрированным показателем эффективности труда учителя. В свою очередь, ее нужно понимать как высшую форму активности и творческой самостоятельности, как стимул и условие совершенствования учебного процесса, как предпосылку для возникновения новых методических идей и путей их решения. Методическая культура учителя выступает как субъектный аспект его профессиональной деятельности, как способность обобщать методический опыт в своей деятельности. А методическое творчество рассматривается им как мастерство, и искусство, обусловленное индивидуальностью учителя, умением формировать и развивать знания, заинтересовать учеников наукой [4, c.89-92].

Наиболее важным направлением составляющих развития личностного компоненту методической компетентности учителя является развитие его методического мышления и методической культуры. О. Зубков, исследуя составляющие методической компетентности педагога, выделил следующие ее элементы: методическое мышление личностного компонента, методическую культуру деятельностного компонента и методическое творчество познавательного компонента. Двум первым составляющим автор предоставляет преимущество в развитии методической компетентности учителя.

Изучение психолого – педагогической литературы дало возможность проанализировать содержание составляющих. Ми установили, что методическое мышление – это мышление, что обеспечивает умение педагога применять имеющиеся знания для реализации целей воспитания и обучения в соответствии с методической теории и конкретных условий обучения. Под методическим мышлением педагога мы понимаем особенности мыслительной деятельности, обусловленные характером и видом профессионального труда. Методическое мышление педагога не следует отождествлять с философским, логическим и даже общепедагогическим.  Методическое мышление – это определенное видение педагогом процесса конструирования и организации обучения по своему предмету, видение обучающегося в контексте изучения им учебной дисциплины и т.п. Методическое мышление педагога – явление многоуровневое, т.к. в нем отражаются конкретные установки, психолого-педагогические знания, профессионально-личностные качества, способы умственных и практических действий.

При этом мы установили, что главное в методической работе – рациональная и эффективная организация деятельности учащихся с целью оптимального обучения, воспитания и развития личности каждого из них, что интеллект у человека един и едины механизмы мышления, но различны формы мыслительной деятельности, поскольку различны задачи, стоящие в том и другом случае перед умом человека.

Специфика методического мышления педагога определяется тем, что это не только познавательный, но и конструктивно-преобразовательный процесс. Важнейшей чертой этого вида мышления является осмысление каждой учебно-воспитательной ситуации, оперативный выбор и реализация оптимального варианта ее решения в рамках методичной культуры педагога.

Методическая культура, по мнению О.Зубкова, служит интегрированным показателем эффективности труда учителя. В свою очередь, ее нужно понимать как высшую форму активности и творческой самостоятельности, как стимул и условие совершенствования учебного процесса, как предпосылку для возникновения новых методических идей и путей их решения. Методическая культура учителя выступает как субъектный аспект его профессиональной деятельности, как способность обобщать методический опыт в своей деятельности. А методическая творчество рассматривается им как мастерство, и искусство, обусловленное индивидуальностью учителя, умением формировать и развивать знания, заинтересовать учеников наукой [4, c. 89-92].

Такие исследователи как Г.В. Абросимова, В.Л. Бенин, И.Ф. Исаев, Н.В.Седова и ряд других считают, что методическая культура формируется при максимальном проявлении творчества. Методическая культура: это и мастерство, и искусство, обусловленные индивидуальностью учителя, умением формировать и развивать знания, заинтересовать будущих учителей наукой.

Практика последипломного образования  показала, что важнейшей характеристикой личности является ее направленность, а наиболее существенным показателем профессиональной направленности педагога предстает осознание им своей деятельности как непрерывного процесса решения педагогических задач с целью развития личности обучающегося. Если иметь в виду методическую работу педагогов, то здесь особую роль играет сформированость методического мышления.

Поэтому наряду с такими качествами, как целенаправленность, концентрированность, гибкость, объективность, решительность, научность, диалектичность, логичность, особую роль в решении педагогом мыслительных задач играет творческий характер мышления. Анализ научных источников показал, что структура педагогического мышления включает производительное, аналитическое, репродуктивное, творческое и методическое мышление. Основными составляющими методической компетентности является творческое и методическое мышление. Практика и опыт показали, что основными показателями развития методической компетентности педагогов может служить уровень развития методического и творческого мышления, что проявляется в способах постановки и решения учебно-профессиональных задач управления обучения и воспитания личности.

На это указывал еще К.Ушинский, подчеркивая, что педагогическая деятельность – один из видов искусства, которое требует от педагога высокоразвитого творческого мышления.

Иначе говоря, особенности методического мышления обусловлены также общей стратегией педагогической работы, ее «сверхзадачей», которая заключается в том, чтобы включив обучающегося в деятельность и общение, сделать его субъектом этой деятельности.

Необходимо подчеркнуть, что понятие «методическое мышление» отражает не только особенности мыслительной деятельности педагога, но и профессиональную специфику его восприятия, внимания, воображения, памяти, а также особенности его эмоционально-волевой сферы. Уровень сформированности методического мышления позволяет охарактеризовать степень методической компетентности педагога.

Таким образом, педагог, сочетающий в себе методическое мышление, методическую культуру и методическую творчество, способен создавать новые инновационные методические продукты, необходимые педагогической общественности.  Сочетание всех этих качеств позволяет утверждать, что у учителя сформирована методическая компетентность, он ориентируется в изменениях, которые происходят в это время в образовании.

Это дало нам возможность обосновать, что именно в современных условиях развития образования в Украине происходит переоценка методической работы специалистов системы образования. Постепенно создаются новые модели методической службы, отвечающие запросам современного общества. Появляются новые направления и формы, качественно меняется содержание, выявляется такая тенденция, как вариативность и разноуровневость этой деятельности в зависимости от запросов и готовности учебных заведений.

В исследовании ми представили разные точки зрения учёных относительно составляющих методической компетентности педагога. Так,

Т. Загривня и ряд других исследователей выделяют методическую работу как приоритетный фактор становления методической компетентности,  что является важной составляющей профессиональной компетентности педагога [3]. Зато А.М. Столяренко, рассматривая методическую сторону работы педагога, указывает на то, что по старой традиции она сводилась к методам обучения, которую он  анализирует так : «Позже стали говорить о методике работы, методической работы, а в последнее время все больше о педагогичной технике, педагогических технологиях, методических системах» [8,с.15]. Учёный отмечает, что методическая система образовательно-педагогического процесса призвана предоставить возможность движения субъектов, средств и условий этого процесса, направить в нужное русло и эффективно их реализовать.

Это нам дало возможность проанализировать содержание учебного аспекта методического образования в системе последипломного образования и отметить, что оно реализуется в организационных формах обучения, которые характеризуются дидактическими целями, составом группы слушателей курсов повышения квалификации областных институтов последипломного педагогического образования, местом их проведения, продолжительности, содержаниям деятельности учителя и ученика.

Практика в контексте такого подхода в системе последипломного образования показала, что методическое образование педагогов предполагает его личностное и методическое развитие. Ведущими объектами личностного развития педагога является критическое мышление и личностные качества;  методического развития – методическая культура и образовательная самостоятельность.

Изучение и анализ психолого-педагогической литературы предоставил возможность прийти к определению, что методическая компетентность педагога является совокупностью его методических знаний, навыков, умений и индивидуальных, субъектных, личностных качеств, которая функционирует как способность адаптировать, организовывать, исследовать и контролировать обучающий, познавательный, воспитательный и развивающий аспекты учебно-воспитательного процесса.

Если рассматривать форму методической компетентности учителей в системе последипломного образования, то под ней понимается процесс развития личности учителей в методическом плане на основе обобщения коллегиального-методического опыта и профессиональной мобильности. Форма методической компетентности является процессом изменения ее в движении от одного уровня к другому, которая обосновывает следующие уровни: практико-имитирующий, комбинуючо - продуктивный, научно-творческий [6].

Практико-имитирующий уровень развития методической компетентности характеризуется достаточно высокой результативности педагогической деятельности, мобильностью психолого-педагогических знаний.

Комбинуючо-продуктивный уровень развития методической компетентности связан с предоставлением самим авторам возможности распространить свой опыт путем ознакомления с ним педагогической общественности. В плане развития методической компетентности именно общение и передача опыта выступает как стимул для приобретения перспективного педагогического опыта на основе интеграции теории и практики.

Научно-творческий уровень развития методической компетентности предполагает, что перспективный педагогический опыт выступает как образец эффективной работы по реализации проекта профессиональной деятельности, предложенного педагогической наукой.

Чем быстрее учитель адаптируется к ней, тем больше качественных методических продуктов он создаст для педагогической общественности. Если учитель открыт для ознакомления коллег со своим опытом, опытом освоения инноваций и сам готов знакомиться с инновационным опытом других коллег, то можно говорить о развитии профессиональной мобильности методической компетентности.

Итак, на основании изучения и анализа научных источников, мы рассматриваем методическую компетентность как главную составляющую профессиональной компетентности, что обеспечивает способность распознавать и решать методические задачи, возникающие в ходе педагогической деятельности педагогов. Ее структуру определяют методическое мышление, методическая творчество, методическая культура, яка формует методическую профессиональную мобильность педагогов.

Результатом развития методической компетентности педагогов должны стать достижение лучших результатов профессиональной деятельности, основанных на появление нового (личностного) опыта, потребности педагогов в непрерывном обучении в системе последипломного образования.

Перспективу дальнейшого исследования этой проблемы мы видим в определение  педагогических умов развития методической компетентности педагогов и сформованности её уровней в системе последипломного образования.


Библиографический список
  1. Адольф В.А. Профессиональная компетентность современного учителя: Монография / В.А. Адольф. – Красноярск : КГУ, 1998. – 310 с.
  2. Бігич О.Б. Теорія і практика формування методичної компетенції вчителя іноземних мов в початковій школі: навчальний посібник. / О.Б. Бігич. – К.: Ленвіт, 2006. – С. 11-32.
  3. Загривня ТА.Становление научно-методической компетентности педагогов в процессе профессиональной деятельности [Электронный ресурс]: Дисс. … канд. пед. наук. – СПб. : РГБ, 2006. – 178 с.
  4. Зубков О.Л. Развитие методической компетентности учителей в условиях модернизации общего образования. Автореф. Дис.. канд.. пед.. наук / А.Л. Зубков. – Екатеринбург, 2007 – 19 с.
  5. Кузьминський А. І. Наукові засади методичної підготовки майбутнього вчителя математики / Кузьминський А.І., Тарасенкова Н.А., Акуленко І.А. – Черкаси: Вид. Від.ЧНУ ім. Б.Хмельницького, 2009. – 320 с.
  6. Нагрелли О.А. Модель формирования методической  компетентности  учителей  в системе повышения квалификации [Текст] / Е. А. Нагрелли // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров : материалы IX Всеросс. науч.-практ. конф. : в 7 ч., Ч. 5 / Академия пов. квал. и проф. перепод. работ. образ.; Челяб. ин-т перепод. и пов. квал. работ. образ. – М.; Челябинск : Изд-во “Образование”, 2009. – С. 60-63.
  7. Скворцова С.О. Теоретична та практична готовність як складові методичної компетентності вчителя математики / С.О.Скворцова // Теорія та методика навчання математики, фізики, інформатики: збірник наукових праць. Випуск VIII; в 3-х томах. – Кривий Ріг: Вид.відділ НМеАУ, 2010. – Т.1: Теорія та методика навчання математики. – С. 119-124.
  8. Столяренко А.М.Психология и педагогика: Учеб.пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2004.- 423с.


Все статьи автора «Василенко Надежда»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация