УДК 159.9

ИСХОДНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СИНДРОМА ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ЧЕЛОВЕКА

Дружилов Сергей Александрович
Научно-исследовательский институт комплексных проблем гигиены и профессиональных заболеваний Сибирского отделения Российской академии медицинских наук, Новокузнецк
кандидат психологических наук, доцент,
ведущий научный сотрудник отдела Экологии человека

Аннотация
Цель статьи – на основе анализа литературных источников достичь понимания того, какие свойства человека, а также какие внутренние факторы и внешние условия являются предпосылками профессионализма. Предпосылками профессионализма являются не только индивидуально-психологические профессионально важные качества, общие и специальные способности, но и свойства личности. Важное значение имеет социальный опыт человека, его конкурентоспособность, личностные ценности, смысловые факторы жизни и труда.

Ключевые слова: конкурентоспособность, обучаемость, общие и специальные способности, предпосылки, профессионализм, профессионально важные качества, психологический синдром, свойства личности, социальный опыт


BACKGROUND PSYCHOLOGICAL SYNDROME OF PROFESSIONALISM OF HUMAN

Druzhilov Sergei Aleksandrovich
Research Institute for Complex Problems of Hygiene and Occupational Diseases under Siberian Branch of the Russian Academy of Medical Sciences, Novokuznetsk
PhD of Psychological Sciences, Associate Professor,
leading scientific worker of the Department of Human Ecology

Abstract
The purpose of the article – based on analysis of of literary sources determine set of properties of the man, as well as internal factors and external conditions that are the prerequisites of professionalism. Preconditions of becoming of professionalism – are not only a individual psychological professionally important qualities, general and special abilities, but also the properties of the individual. Is essential social experience of the man, its system of the relations, competitiveness, personal values, meaningful factors of life and labor.

Keywords: competitiveness., general and special abilities, prerequisites, professionalism, professionally important qualities, properties of the person, psychological syndrome, social experience


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Дружилов С.А. Исходные предпосылки психологического синдрома профессионализма человека // Психология, социология и педагогика. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/08/3480 (дата обращения: 20.11.2016).

Профессионализм – это интегральное свойство человека систематически, качественно эффективно и надежно выполнять сложную (профессиональную) деятельность. Это свойство означает не только достижение человеком высоких производственных показателей, но и особенности его мотивации, ценностных ориентаций, отношений, профессионального самосознания [1]. Профессионализм следует рассматривать не как совокупность признаков (симптомов), а как психологический синдром. Ранее было показано, что макроструктура синдрома профессионализма включает следующие блоки: а) исходных предпосылок; б) особенностей человека; в) особенностей его профессиональной подготовки и деятельности; г) особенностей профессионального взаимодействия [2].

В статье раскрывается содержание первого блока – исходных предпосылок синдрома профессионализма. Цель статьина основе анализа литературных источников достичь понимания того, какие свойства человека, а также какие внутренние факторы и внешние условия являются предпосылками профессионализма.

Рассмотрим основные группы свойств человека, которые можно отнести к исходным предпосылкам синдрома профессионализма.

Профессионально-значимые качества

Спектр свойств человека, относимых к профессионально значимых свойствам, достаточно широк и во многом определяется позицией исследователя. М.А. Дмитриева с соавторами в качестве таковых выделяет индивидуально-психологические свойства (сенсорные, перцептивные, аттенционные, мнемические и др.) и систему отношений человека (к себе, к другим людям, к труду, к профессии и т.д.) [3]. В.Д. Шадриков использует понятие «профессионально важные качества» (ПВК), обозначая им индивидуальные свойства субъекта труда, влияющие на эффективность профессиональной деятельности и успешность ее усвоения [4]. Поскольку успешность труда специалиста определяется не только уровнем профессиональных знаний, умений и навыков, но и степенью сформированных способностей, то к ПВК относят свойства личности, которые «призваны обеспечить ее успешный трудовой старт и высокие производственные показатели» [5, с. 21].

В.А. Толочек, анализируя различные авторские подходы, считает необходимым рассматривать ПВК в широком и в узком смысле – как более или менее интегральные психологические единицы [6]. Примером широкой трактовки ПВК служит их оценка В.А. Бодровым: ПВК – это «вся совокупность психологических качеств личности, а также целый ряд физиологических, антропометрических, физиологических характеристик человека, которые определяют успешность обучения и реальной деятельности … Конкретный перечень этих качеств для каждой специальности специфичен (по их составу, по необходимой степени выраженности, по характеру взаимосвязи между ними)» [7, с. 223].

К широкой трактовке ПВК мы можем отнести и определение, даваемое А.В. Карповым: «ПВК – это индивидуальные свойства субъекта деятельности, которые необходимы и достаточны для ее реализации на нормативно значимом уровне и которые значимо и положительно коррелируют с одним (или несколькими) ее основными результативными параметрами – качеством, производительностью, надежностью» [8, с. 190]. По мнению исследователя, в качестве «профессионально важных могут выступать не только собственно психические, но и внепсихические свойства субъекта – соматические, биологические, морфологические, конституционные, топологические, нейродинамические и др.» [там же, с. 190]. Мы можем предполагать, что речь идет о необходимых свойствах человека (рассматриваемого на биологическом уровне – т.е. индивида), выполняющего трудовую деятельность. Тем более, что далее по тексту в качестве примера таких «вне-психохических» свойств исследователем приводится «элементарная физиологическая сила и выносливость – ярко выраженные ПВК для многих видов деятельности» [там же, с. 190].

С этим утверждением трудно не согласиться. Отметим, что и в определении ПВК, даваемом М.А. Дмитриевой (1979 г.) в учебнике по психологии труда (см. библиогр. список), и в нашей совместной ней публикации (2000 г.) говорится о том, что физическая тренированность на первых порах обеспечивает работоспособность в условиях учебной организации деятельности, затем адаптацию к профессиональной среде, устойчивость к экстремальным нагрузкам, а также быстрое восстановление после неблагоприятных воздействий.

Примером узкой трактовки служат определение ПВК как «качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности [9, с. 80]. В более расширенном и конкретизированном варианте предстает рассмотрение В.А. Толочеком ПВК как «способностей человека к деятельности … выступающие в роли тех внутренних психологических характеристик субъекта, в которых выражаются внешние специфические воздействия факторов трудового процесса как форма профессиональных требований к человеку» [10, с. 252]. Напомним, что В.Д. Шадриков писал, что «к профессионально-важным качествам относятся и способности, но они не исчерпывают всего объема ПВК» [11, с. 129].

ПВК не могут рассматриваться как нечто однозначно заданное и неизменное. По мере овладенияпрофессиональной ролью они развиваются, складываются приемы их компенсации, совершенствуется их структура.С одной стороны, ПВК являются предпосылкой успешной деятельности; с другой – они совершенствуются, «шлифуются» в ходе деятельности, поскольку человек в процессе труда изменяет и самого себя.

На этапе освоения профессии показатели деятельности в значительной степени зависят от имеющихся у человека профессиональныхспособностей. На последующих этапах профессионализации, характеризуемых достижением более высокого уровня профессиональной успешности и усложнением содержания труда, эффективная деятельность становится возможной только при наличии более высокого уровня развития определенных ПВК. Последние, по мнению В.Д. Шадрикова, в этом случае развиваются интенсивнее, а другие ПВК, уровень развития которых уже соответствует требованиям деятельности, могут не только стабилизироваться, но и даже регрессировать. При переходе на качественно более высокий уровень – уровень профессионального мастерства – происходит индивидуализация ПВК, изменение структуры связей между ними. По мере профессионализации успешность деятельности все в большей мере определяется всей структурой ПВК (а не отдельными свойствами). Возрастает роль свойств личности.

Исследователи выделяют внутренние и внешние условия формирования профессионализма человека. Спектр внутренних условий представлен врожденными и приобретенными особенностями индивида как потенциального субъекта деятельности и личности.А.К. Маркова выделяет ряд внутренних условий достижения высот профессионализма, но акцент делает на свойства личности [12]. В.Г. Горчакова делает акцент на индивидные качества: и темперамент, конституцию, базовый интеллект; набор потенциальных задатков и склонностей [13].

Профессионализм может быть сформирован в том случае, если внутренние психологические качества будут сочетаться с внешними условиями, значимыми для будущих профессиональных достижений.К таковым В.Г. Горчакова относит: а) наличие нетривиальной ситуации развития и контактов с яркими личностями как объектами идентификации и подражания; б) оптимальное разнообразие стимулов социальной среды; в) возможность удовлетворения потребности в самоактуализации, самосовершенствовании и самоуважении; г) наличие препятствий, укрепляющих человека в процессе их преодоления и жизненных трудностей как способов усиления творческой адаптации человека и активизации его духовного потенциала; д) наличие фрустрирующих ситуаций социальной среды как способов активации (или деактивации) профессионального роста человека.

Основы будущих профессиональныхдостижений могут быть заложены в семье. Приводятся следующие факторы семейного воспитания, способствующие будущим профессиональным достижениям детей:

 – разнообразие деятельности и впечатлений ребенка в процессе его индивидуального развития;

 – предоставление свободы волеизъявления;

 – укрепление мужества при разрешении проблем социализации;

 – использование инструктивного стиля воспитания в противовес тактике запретов и наказаний за неконформное поведение;

 – предоставление возможности экспериментировать с социальной средой и реализация инициатив как актуальных потенций при эмоциональной поддержке взрослых [Там же].

Общие, специальные способности и креативность

Высокий профессионализм невозможен без развития специальных способностей, которые как своим содержанием, так и формой были бы тесно «притерты» к требованиям конкретной деятельности. Как невозможен он и без соответствующих этим требованиям профессиональных знаний и умений. С другой стороны, важнейшим (и обязательным) условием достижения высокого профессионализма является наличие у человека общих способностей. Они необходимы для любой деятельности и, по мнению многих исследователей, вносят основной вклад в детерминацию профессиональной успешности.

В.Н. Дружинин в структуру общих способностей включал интеллект, креативность и обучаемость. Автор считал, что любой когнитивный акт включает в себя приобретение, применение и преобразование когнитивного опыта. Способность, ответственную за приобретение опыта отождествляют с обучаемостью, продуктивность применения опыта определяется общим интеллектом, а преобразование опыта связано с креативностью [14].

Исследователь обращается к концепции «порога интеллекта» для профессиональной деятельности. Согласно этой концепции, «для каждой профессии существует нижний пороговый уровень развития интеллекта. Люди с IQ ниже определенного уровня не способны овладеть данной профессией. Если же IQ превышает этот уровень, то между уровнем достижений в профессиональной деятельности и уровнем интеллекта нельзя проследить никакой существенной корреляционной связи» [Там же, с. 248-249]. М.А. Холодная обращает внимание на исследования У. Шнайдера (1993 г.), выдвинувшим гипотезу о «пороге», показателей IQ, свыше которого «интеллектуальные достижения в реальной деятельности определяются другими факторами, возможно некогнетивными по своей природе (настойчивостью, увлеченностью, поддержкой родителей и т.д.)» (цитируется по [15, с. 175-176]). По мнению В.Н. Дружинина, в таких случаях «успешность профессиональной деятельности начинает определять мотивация, личностные черты индивида, система ценностей и т.д.» [14, с. 249], но не различием в общих способностях, т.е. в интеллекте. Этот эффект, по мнению исследователя, относится к любой деятельности.

Вернемся к идее В.Н. Дружинина, согласно которой способность, ответственная за приобретение когнитивного опыта, связана с обучаемостью человека, продуктивность применения опыта – с общим интеллектом, а способность к преобразованию опыта – с креативностью. Исследователь ссылается на авторов концепции креативности Е.П. Торренса (1964 г.), Дж.П. Гилфорда (1965 г.), Д.Б. Богоявленской (1971 г.), которые считали, что креативность является общей особенностью личности и влияет на творческую продуктивность независимо от сферы проявления личностной активности.

Однако, как отмечал В.Н. Дружинин, поскольку креативность противостоит интеллекту как способности к универсальной адаптации именно по этому критерию (творчество антиадаптивно!), – то на практике проявляется эффект неспособности креативов (высокотворческих людей) решать простые интеллектуальные задачи. Исследователь приходит к следующему выводу: креативы спонтанно активны и снятие регламентации ведет к проявлению их способностей; внешняя мотивация на проявление их креативности не влияет. У низкокреативных людей отсутствие творческих качеств может быть скомпенсировано внешней мотивацией; однако отсутствие регламентации не проявляет того, чего нет.

Резюмируя, мы можем сказать, что творческие специалисты более эффективны в условиях отсутствия жесткой внешней регламентации их деятельности. На эффективность профессиональной деятельности специалистов, у которых творческие качества слабо выражены, более существенно влияет внешняя мотивация, если даже деятельность остается регламентированной жесткими правилами. Из этих соображений определяются вклад креативности и мотивационной сферы человека в содержание исходных предпосылок формирования синдрома профессионализма.

Ранее нами было показано, что исходными предпосылками синдрома профессионализма служат самые разнообразные факторы, существенные для его становления и поддержания. К ним относятся индивидные свойства, задатки, общие и специальные способности, ПВК, комплекс исходных знаний, умений и навыков, но определенные личностные качества человека, события его жизненного пути, включая ситуации успеха или неуспеха, предшествующий опыт индивидуальной и совместной деятельности [16].

Среди исходных предпосылок профессионализма будем выделять, смысл, ценности, профессиональный опыт, а также конкурентоспособность.

Смысловые и ценностные компоненты в структуре синдрома профессионализма

Очень образно о смысле сказал К.Г. Юнг: «Человеку со всей определенностью необходимы общие убеждения и идеи, которые придают смысл его жизни и помогают ему отыскивать свое место во Вселенной. Человек способен преодолеть совершенно невозможные трудности, если убежден, что это имеет смысл. И он терпит крах, если сверх прочих несчастий вынужден признать, что играет роль в “сказке, рассказанной идиотом”» (цитируется по [17]).

В. Франкл выделил «три триады» смыслов [18]. С точки зрения анализа профессиональной деятельности наибольший интерес представляет вторая триада, в которой смысл представлен ценностями творчества, переживаниями и отношениями. При этом автор ценностям отношения придает большее значение, чем ценностям творчества и ценностям переживания. Понятие «ценность» обычно используется для обозначения объектов (а также явлений, свойств, идей и др.), воплощающих в себе общественные идеалы. Социальные ценности, преломляющиеся через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности как личностные ценности и являются один из источников мотивации поведения и деятельности человека. Личностные ценности мы рассматриваем как важнейшую часть исходных предпосылок синдрома профессионализма.

Существует неразрывная связь профессионального самоопределения человека с его самореализацией в других сферах жизни. Сущностью профессионального самоопределения является самостоятельное и осознанное нахождение смыслов выбираемой или уже выполняемой работы и всей жизнедеятельности в конкретной социально-экономической ситуации, а также нахождение смысла в самом процессе деятельности. Мы согласны с Н.С. Пряжниковым, который определяет сущность профессионального и жизненного самоопределения как поиск смысла в выбираемой (осваиваемой или выполняемой) деятельности и своей жизни [19]. При этом мы исходим из понимания того, что смысл конкретной профессиональной деятельности определяется в контексте всей жизни.

Профессиональный опыт и конкурентоспособность

Одной из предпосылок синдрома профессионализма является социальный и профессиональныйопыт человека. Он складывается на протяжении длительного времени и оказывает влияние на различные сферы жизнедеятельности человека. Даже выбор профессии связан с прошлым опытом человека [20]. Профессиональный опыт рассматривается как часть жизненного (социального) опыта.

Профессиональный опыт является важной характеристикой человека-профессионала. Профессиональный опыт чаще всего описывается (и оценивается) руководителями как общий стаж работы и набор определенных знаний, умений, навыков. Но этим опыт не исчерпывается. В ходе выполнения той или иной деятельности (как профессиональной, так и непрофессиональной), да и жизненной активности в целом, в памяти человека, так или иначе, сохраняются сопровождающие ее чувства, переживания. Среди этих переживаний важное место, как подчеркивает Е.А. Климов, занимает так называемые «смысловые образования», связанные с ответом на вопрос: «Ради чего я это делаю?» [21, с. 287]. Исследователь отмечает, что ответ на этот вопрос связан, прежде всего, с «общим переживанием ценности творимого» [Там же]. При этом предметом оценки становится его содержание, пополнение опыта за счет событий профессионального прошлого.

Опыт обогащается не столько за счет приобретения новых знаний, сколько за счет смыслового накопления, при котором каждое усвоенное знание обретает собственный личностный смысл.Опыт – это, по сути, осмысленные значения, а процесс его накопления есть процесс осмысления.

Профессиональный опыт формируется в результате: а) специальных усилий человека, т.е. сознательно, целенаправленно; б) многократного выполнения профессиональных функций, т.е. бессознательно, стихийно; в) воздействияфакторовпрофессиональнойсреды, по типу «отпечатков». В течение профессиональной жизни соотношение между профессиональным опытом и профессиональной компетентностью изменяется.

Следующей исходной предпосылкой для синдрома профессионализма, связанной с профессиональным опытом, является конкурентоспособность. Под конкурентоспособностью специалиста понимается степень востребованности его как специалиста на рынке труда и в организации в силу имеющихся у данного специалиста преимуществ перед другими кандидатами [22]. Можно выделить следующие факторы, обеспечивающие конкурентныепреимущества специалиста в условиях рынка труда:

1. Сформированная у человека адекватная концептуальная (психическая) модель профессиональной и конкурентной среды и себя как профессионала. При этом под конкурентной средой понимается социально-экономическая обстановка, характеризующаяся двумя основными факторами: а) рынком соперничающих за трудоустройство специалистов; б) ограниченным числом вакантных рабочих мест, отвечающих потребностям претендентов на трудоустройство.

2. Необходимый уровень профессиональной компетентности, соответствующий требованиям профессиональной среды.

3. Готовность изменить свою профессиональную компетентность в соответствии с требованиями конкурентной среды и конкретного работодателя.

Конкурентоспособность предполагает активную позицию самого человека и зависит от его ресурсов. Конкурентоспособность рассматривается как характеристика профессионала в условиях рыночных отношений, которая определяется, прежде всего, индивидуальными особенностями специалиста и его поведением на рынке труда и в организации. При таком понимании конкурентоспособности специалист должен быть ориентирован на актуальные требования работодателя, обладать набором конкретных преимуществ и стремиться к их сохранению и усилению.

Конкурентоспособность должна рассматриваться в современной социально-экономической ситуации в качестве значимого признака специалиста. При этом важнейшим условием конкурентоспособности человека в условиях рыночной экономики является его профессионализм. Свою профессиональную конкурентоспособностьчеловек обеспечивает, прежде всего, за счет использования своих знаний, умений и профессионального опыта в соответствии с требованиями работодателя. Для этого человек должен управлять своими личностными ресурсами [23].

Таким образом, к исходными предпосылками синдрома профессионализма относятся самые разнообразные факторы, существенные для его становления и поддержания. Это не только ПВК, задатки, общие и специальные способности, комплекс исходных знаний, умений и навыков, так и определенные личностные качества человека, события его жизненного пути, включая ситуации успеха или неуспеха, предшествующий опыт индивидуальной и совместной деятельности. К исходным предпосылкам синдрома профессионализма относятся сформированные в ранний период жизни нормы и ценности [24], тип профессиональной и социальной идентификации, формирующее воздействие предшествующего, числе общего (допрофессионального) образования [25], наличие контактов с яркими личностями – Учителями (с большой буквы!) и Мастерами своего дела.


Библиографический список
  1. Дружилов С.А. Обобщенный (интегральный) подход к обеспечению становления профессионализма человека // Психологические исследования: электронный научный журнал. 2012. № 1(21). С. 2.
  2. Дружилов С.А. Профессионализм человека как психологический синдром // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 8(36) [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2014/08/7554
  3. Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология / Учеб. пособие; под ред. А.А. Крылова. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1979. 224 с.
  4. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональности деятельности. М.: Наука, 1982. 185 с.
  5. Каганов А.Б. Рождение специалиста: профессиональное становление студента. Минск: Изд-во Белорусского гос. ун-та, 1983. 111 с.
  6. Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности. М.: Смысл, 1999. 199 с.
  7. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности / Учеб. пособие. М.: ПЕР СЭ, 2001. 511 с.
  8. Карпов А.В. Понятие профессионально ванных качеств деятельности //Психология труда / Учебник; под ред. А.В. Карпова. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 352 с.
  9. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М.: Академия, 2001. 480 с.
  10. Толочек В.А. Стили профессиональной деятельности. М.: Смысл, 1999. 199 с.
  11. Шадриков В.Д. Способности человека. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. 288 с.
  12. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 312 с.
  13. Горчакова В.Г. Деловитость и женственность: Психологические особенности профессионализма женщин. Челябинск: РЕКПОЛ, 1999. 224 с.
  14. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999. 368 с.
  15. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002. 272 с.
  16. Дружилов С.А. Психология профессионализма: инженерно-психологические аспекты / Учеб. пособие. Новокузнецк: Изд-во СибГИУ, 2000. 157 с.
  17. Юнг К.Г. Душа человека //Юнг К.Г. Архетип и символ / Сборник. Сост. А. Руткевич. СПб.: Ренессанс, 1991. 304 с. [Электронный ресурс] URL: http://www.e-reading.ws/chapter.php/100252/9/Yung_-_Arhetip_i_simvol.html
  18. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 368с.
  19. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда / Учеб. пособие. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. 352 с.
  20. Боровикова С.А. Профессиональное самоопределение // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1991. С. 6-22.
  21. Климов Е.А. Путь в профессионализм (Психологический взгляд) / Учеб. пособие. М.: Моск. психол.-социальн. ин-т: Флинта, 2003. 320 с.
  22. Исмагилова Ф.С. Профессиональный опыт специалиста в организации и на рынке труда. – Екатеринбург: УрО РАН, 1999. 209 с.
  23. Дружилов С.А. Индивидуальный ресурс профессионального развития как условие становления профессионализма человека // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2010. № 5. С. 145–148.
  24. Дружилов С.А. Нравственные аспекты успеха человека в обществе // Ценности и смыслы. 2009. № 1. С. 90-102.
  25. Дружилов С.А. Двухуровневая система высшего образования: западные традиции и Российская реальность // Педагогика. 2010. № 6. С. 51-58.


Все статьи автора «Дружилов Сергей Александрович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация