УДК 159.9: 159.94: 159.923.3: 159.947: 159.99; 351.74

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЛИЧНОСТНОЙ НАДЕЖНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Малеев Денис Викторович
Частное высшее учебное заведение „Краматорский экономико-гуманитарный институт”
старший преподаватель кафедры психологии

Аннотация
В статье рассматривается проблема развития личностной надежности сотрудников органов внутренних дел. Представлена структура индивидуально-психологических особенностей личностной надежности персонала патрульно-постовой службы милиции, которая состоит из ценностно-смыслового, мотивационного, когнитивного, эмоционально-волевого и поведенческого компонентов.

Ключевые слова: личностная надежность, профессиональная деятельность, профессиональная надежность, работники органов внутренних дел


PSYCHOLOGICAL FACTORS PERSONAL RELIABILITY OF THE EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

Maleev Denis Viktorovich
Private Higher Educational Institution "Kramatorsk Institute of Economics and Humanities "
senior teacher of Department of psychology

Abstract
The article considers the problem of development of the personal reliability of the internal Affairs bodies. The structure of individual psychological characteristics of personality personnel reliability the patrol-sentry militia service which consists of value-semantic, motivational, cognitive, emotional-strong-willed and behavioral components.

Keywords: personal reliability, professional activities, professional reliability, the workers of organs of іnternal аffairs are


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Малеев Д.В. Психологические факторы личностной надежности сотрудников органов внутренних дел // Психология, социология и педагогика. 2014. № 8 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/08/3485 (дата обращения: 29.09.2017).

Сегодня в обществе складывается новая система социально-политических, духовно-нравственных ценностей личности [1]. Всевозрастающая динамика и многообразие социокультурных процессов как отличительная черта современности имеет следствием многочисленные деформации личностного становления. [2]. В обществе существенно изменились условия профессиональной социализации, произошли социокультурные изменения, повлиявшие на статус работников правоохранительных органов, социальные ценности, нормативную систему, смену моделей профессионального поведения, правовую культуру всего населения и сотрудников органов внутренних дел (ОВД) [1]. Подобная ситуация требует изменений в кадровом обеспечении, разработки и применения новых подходов и методов профессионального отбора, подготовки персонала, психологического сопровождения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, в частности сотрудников патрульно-постовой службы милиции (ППСМ).

Среди важнейших функций правоохранительной деятельности, которую осуществляют сотрудники ППСМ, является обеспечение общественного порядка, охрана важных государственных объектов, розыск и задержание правонарушителей, особо опасных и вооруженных преступников, пресечению групповых и массовых нарушений общественного порядка в населенных пунктах. В настоящее время к известным источникам угроз общественной безопасности добавляются относительно новые, специфические факторы экстремальности — это различные формы проявления экстремизма и терроризма. Подобная служебно-боевая деятельность сотрудников ППСМ проходит не просто в сложных, а преимущественно в экстремальных условиях, становится все более напряженной и стрессогенной (Г.М. Кудряшова) [3]. Что в конечном счете приводит к целому ряду негативных последствий: высокой текучести кадров (особенно на первом году службы сотрудников), постоянного увеличения дефицита новых сотрудников, высоким показателям дисциплинарных нарушений, злоупотреблений служебным положением, личностным трансформациям которые носят кризисный характер и ведут к деформации и даже регрессии в профессиональной деятельности (А.А. Волков) [4]. Преодоление этих негативных явлений и тенденций требует от личности высокого уровня развития профессиональной надежности, готовности, устойчивости, сформированности специальных способностей, качеств и свойств (Д. В. Швец) [5].

Учитывая данные обстоятельства, первоочередным вопросом является профессионально-психологическая подготовка работников милиции общественной безопасности (А.Н. Цильмак, С.И. Яковенко) [6]. Анализируя сегодняшнее состояние профессионально-психологической подготовки сотрудников ППСМ, можно выявить ряд противоречий между: требованиями государства относительно уровня готовности сотрудников к профессиональной деятельности в современных условиях обеспечение охраны общественного порядка и ее реальным состоянием; необходимым уровнем профессиональной подготовки работников милиции и недостаточной разработанностью мер по повышению ее уровня в процессе служебной деятельности; потребностью поддержания необходимого уровня укомплектованности ППСМ и значительным оттоком из ее рядов молодых сотрудников (Р.Т. Симко ) [7]. Также еще важно отметить, что сотрудники ППСМ относятся к классу тех социономических профессий, для работы в которых этап профессиональной подготовки и обучения осуществляется в короткие сроки, и поэтому знакомство с профессиональными функциями и становления профессиональных навыков происходит непосредственно в процессе работы.

Что касается рассмотрения категории «надежность» в личностной плоскости то можно отметить, что в психологических исследованиях ее описание осуществляется с помощью таких понятий как: морально-психологическая, нравственная, морально-правовая, морально-этическая надежность, данные понятия отражают содержательно-личностный уровень профессиональной надежности [8-11].

Г. С. Никифоров указывает на то, что дальнейшее расширение традиционного понятия надежности обусловлено применением личностного подхода. По мнению автора, не только профессиональное мастерство, но и нравственные качества работников влияют на безопасность, безаварийность и безошибочность их труда, эти качества и надежность профессиональной деятельности являются тесно связанными понятиями [8].

По мнению О.Л. Осадчук личностная надежность характеризует специалиста как социальную личность: характер и степень выраженности его потребностей, установок и мотивов профессиональной деятельности, индивидуальные стратегии и способы решения трудовых задач. Личностная составляющая выполняет ведущую роль в системе профессиональной надежности, является системообразующей и определяет уровень функционирования системы в целом. В личностной надежности проявляется отношение специалиста к содержанию целей и результатов профессиональной деятельности, индивидуальное своеобразие особенностей их достижения, а также значимость основных критериев надежности (безошибочности, своевременности и др.) [9].

По определению В. М. Крук, личностная надежность специалиста – это интегральное психологическое образование, детерминирующее динамическое соответствие наиболее значимых критериев, показателей нормативности и уязвимости поведения установленным требованиям и базируется на симптомокомплексе психофизического благополучия. В узком смысле слова она ограничена выполнением задач профессиональной деятельности, в широком – распространена на поведение вне профессиональной деятельности [10].

Личностная надежность, по определению И.А. Котик, это фундаментальный, атрибутивный признак личности, характеризующий ее способность к прогнозируемому ответственному поведению, связанный с реализацией социальных отношений в соответствии с менталитетом личности[11].

По мнению Г. А. Балл, личностная надежность  заключается в «равновесии между постоянством и изменчивостью», в сочетании «зависимости от ситуации с преодолением ее непосредственного воздействия» [12, с. 252].

Надежность личности Е. Ю. Стрижов определяет как психологическое свойство, позволяющее производить в сознании смыслы моральных норм, понимать общественное значение и необходимость соблюдения этих норм, учитывать эти нормы при определении способа своего бытия. Регулировать свои потребности, текущие и перспективные цели с учетом интересов других людей, осознавать свою ответственность перед нравственными ценностями и идеалами, длительно и непрерывно противостоять нормам узкогрупповой и эгоистической морали [13].

З.Р. Кисель рассматривает вопрос надежности личности через понятие “профессионально-личностный потенциал”, как способность к самопреобразованию и саморазвитию, характеризующую действенную позицию субъекта деятельности, направленную на творческое самовыражение; полноту представленности личностных свойств и качеств специалиста, обеспечивающих в системной совокупности его способность выступать в роли субъекта профессиональной деятельности. Указанный процесс протекает аналогично развитие любой интегральной способности личности, т.е. на основе единства общих (индивидуально-типологических, интеллектуальных), специальных (квалификационных, профессиональных) личностных свойств [14].

Л.М.  Балабанова рассматривая вопрос личностной эффективности в профессиональном росте специалиста органов внутренних дел МВД Украины отмечает, что надежность специалиста ОВД во многом определяется установками, убеждениями, «мотивационной полнотой», когда человек видит смысл всего, что происходит в его жизни, и берет на себя ответственность за все, что случается в его жизни. Осознание специалистом своей миссии в деятельности, наполнение ее новыми смыслами и мотивами, согласованными с ценностями личности, сегодня приобретают определяющее значение в феноменологии личностной эффективности и надежности [15].

Анализ литературы, посвященной разносторонним аспектам надежности человека, показывает, что эта проблема должна решаться прежде всего через изучение тех личностных структур, которые обеспечивают стабильность и оптимальный уровень личностно-функционально-деятельностных показателей человека на различных уровнях социокультурного пространства: социальном, субъектном и индивидном.

Для изучение индивидуально-психологических факторов, определяющих надежность деятельности работников ОВД, применялись: многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А. Г. Маклакова и С. В. Чермянина, 16 – факторный опросник Р. Кеттела (форма С), профессиографическая анкета «Правоохранительная деятельность сотрудников ОВД» С. Ю. Пояркова, «Личностный опросник нравственной надежности личности» (ЛОНН-80) Е. Ю. Стрижова. При изучении когнитивных механизмов использовался программно-технический комплекс «Психо-тест». При изучении мотивационного компонента использовались методика «Диагностика мотивационной структуры личности» В.Э.Мильмана, «Направленности личности» В. Смекала, М. Кучера. Ценностно-смысловой компоненте изучался с использованием теста «Смысложизненные ориентации (СЖО)» Д. О. Леонтьева, модифицированного варианта методики «Репертуарные решетки» Дж. Келли. Поведенческий компонент исследовался с использованием методики  «Копинг-тест» Р. Лазаруса и С. Фолкмана и методики «SACS» C. Хобфолла. При изучении эмоционально-волевой сферы использовались психодиагностические методики: «Диагностика самооценки тревожности» Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л. Ханина, тест самоактуализации (САТ) Э. Шострома, «Уровень субъективного контроля» (УСК)  Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной, Л. М. Эткинда.

Проведенний корреляционный анализ между показателями выраженности личностных факторов, профессионально важных качеств сотрудников ППСМ и уровнем их профессиональной надежности с помощью r-критерия Пирсона, позволил установить, что уровень надежности имеет тесную положительную связь со следующими показателями: стаж работы специалиста (r = 0,93, p ≤ 0,01); тип копинга «самоконтроль» (r = 0,91, p ≤ 0,05); семантическая близость конструктов «Я» и «Профессионал» (r = 0,90, p ≤ 0,05); моральная нормативность (r = 0,88, p ≤ 0,05); «активная» стратегия преодоления стресса (r = 0,84, p ≤ 0,05); локус контроля-Я (r = 0,88, p ≤ 0,05); направленность на задачу (r = 0,71, p ≤ 0,05); самопринятие (r = 0,69, p ≤ 0,05); ценность «Здоровье» (r = 0,67, p ≤ 0,05); концентрации внимания (r = 0,63, p ≤ 0,05); оперативная память (r = 0,59, p ≤ 0,05); творческая активность (r = 0,53, p ≤ 0,05); интернальность в области неудач (r = 0,33, p ≤ 0,05); самооценка (r = 0,29, p ≤ 0,05); интеллект (r = 0,26, p ≤ 0,05).  Также уровень профессиональной надежности имеет отрицательную связь с показателями: личностная тревожность (r = -0,44, p ≤ 0,05); конфронтационный копинг (r = -0,41, p ≤ 0,05); асоциальный тип копинг-стратегии (-0,36 p ≤ 0,05); семантическая близость конструктов «Профессионал» и «Неудачник» (-0,31 p ≤ 0,05); доверчивость-настороженность (r = -0,22, p ≤ 0,05).

Результаты проведенного исследования позволили обнаружить структуру индивидуально-психологических особенностей личностной надежности персонала ППСМ. В структуру личностной надежности сотрудников ППСМ, следует отнести такие содержательные компоненты, как: ценностно-смысловой, мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой и поведенческий.

Так ценностно-смысловой компонент профессиональной надежности характеризуется осознанием социальной значимости и личностной ответственности за результаты деятельности. Важной характеристикой динамики ценностно-смысловой составляющей профессиональной надежности есть мера осознание соотношения между «Я – реальное профессиональное» и «Я – идеальное профессиональное» на разных этапах профессионального становления. Данный компонент может быть представлен как процесс профессионального самопознания, который является содержательной основой профессиональной самооценки. Профессиональная самооценка, в свою очередь, задает модус самоотношения и способствует пополнению новыми профессиональными знаниями. Итогом работы ценностно-смыслового компонента во временном континууме выступает профессиональный образ «Я – милиционер», который является результатом объективного познания самого себя. Образ «Я – милиционер» – это обобщенная система представлений о себе, осознание своей принадлежности к юридической профессии, своей профессиональной умелости, это профессиональные намерения, которое, в конечном счете, и определяет его профессиональное поведение и ценностные ориентации.

Когнитивная составляющая надежности сотрудника ППСМ включает и определенный уровень профессионального развития познавательной сферы личности: профессиональное восприятие, память, мышление, воображение, внимание, что в совокупности составляет интеллектуально-познавательную составляющую профессиональной надежности специалиста. Это проявляется не только в накоплении информации о профессиональной деятельности и качественное овладение способов деятельности, но и в увеличении числа описательных категорий, в повышении уровня избирательности, сложности и интегрированности информации, в росте способности анализировать и продуктивно решать профессиональные задачи.

Эмоционально-волевой компонент надежности сотрудника ППСМ является отражением его отношения или в целом к профессиональной деятельности, или к отдельным профессионально значимым качествам своей личности и деятельности в связи с его потребностями и мотивами. Содержание эмоционально-волевого компонента профессиональной надежности сотрудника ППСМ представлен в виде профессионального интереса, профессионального самоотношения, профессиональной самооценки. Интерес мотивирует обучение, развитие навыков и умений, интеллект и творческие стремления. Будучи связующим звеном субъекта с выбранной деятельностью, он влияет на ее результаты, которые, в свою очередь, оказывают влияние на его развитие. Самоотношение выступает как мощный стимул профессионального и личностного саморазвития и самосовершенствования. В зависимости от характера отношений к различным объектам социальной действительности сотрудники ОВД проявляют моральные, интеллектуальные и эстетические чувства. Результатом «работы» эмоционально-волевого компонента профессиональной надежности является переживание субъектом своих достижений как успешных или не успехах, стремление к достижению целей той степени сложности, на которую милиционер считает себя способным.

Мотивационный компонент профессиональной надежности включает в себя мотивационную готовность к выполнению профессиональных действий, мотивация к соблюдению законности и служебной дисциплины, ответственность за правомерность и обоснованности правоохранительной деятельности. Субъектная активность персонала ППСМ связана с такими личностными качествами как сила воли, целеустремленность, энергичность, выдержка.

Поведенческий компонент включает в себя способности реализовывать приобретенные знания, умения, опыт для успешного овладения профессиональной деятельности. Поведенческий компонент осуществляет регуляцию персоналом своего поведения и деятельности в соответствии с правовыми нормами, определяет возможность саморегуляции поведения, способность принимать самостоятельные решения, управлять и контролировать свое поведение. Продуктивное решение профессиональных задач способствует появлению у сотрудника ППСМ новых целей, оценок, мотивов, установок, смыслов профессиональной деятельности. Реализация сознательной регуляции поведения и деятельности зависит от уровня развития воли субъекта. Волевая регуляция предусматривает преобразование заданного действия на личное, сочетание необходимого поведения с профессиональными мотивами и целями.

Эти содержательные компоненты, обусловливающие развитие и реализацию всех подсистем надежности, выделенных соответственно трем уровням ее изучения – личностный, деятельностный и функциональный. Выделены психологические компоненты надежности сотрудников ППСМ иерархически выстроены, имеют разную степень обобщенности и конкретизации на разных этапах профессионализации. Эффективность психологических компонентов на формирование профессионально надежности возрастает, когда они выступают единой взаимосвязанной системой.

Выводы

Теоретический анализ психологических исследований по проблеме личностной надежности позволяет сделать вывод, что под личностной надежностью понимается совокупность нравственных, мотивационных, ценностно-смысловых, когнитивных, регулятивных процессов личности, обеспечивающих ее надежное поведение основаннное на требованиях морали и закона; совокупность профессиональных знаний, умений, навыков, которые обеспечивают точное, безошибочное, адекватное восприятие ситуаций и успешное выполнение регламентированных функций и профессиональных обязанностей в различных режимах работ специалиста.

Надежность персонала ОВД предполагает оптимальное сочетание его индивидуальных психофизиологических свойств с моральными качествами, духовным миром личности, которые определяются социальными факторами. Это свойство личности, предвидящего результаты деятельности, максимально и по возможности безошибочно использующего свои личностные качества, резервы и способности в процессе общественного функционирования. Профессиональная надежность персонала ОВД тесно связана с его моральной ответственностью и во многом зависит от надежности общества.

Профессиональная надежность персонала ППСМ определяется нами как способность и готовность личности качественно и безошибочно выполнять служебные обязанности в соответствии с требованиями действующего законодательства, присяги, норм служебной дисциплины и корпоративной культуры, соблюдать стандарты профессиональной деятельности и этики, быть достойным членом коллектива, плодотворно работать в согласии с коллегами.

Значение конкретных психологических особенностей человека в обеспечении его надежности определяется многими факторами и прежде всего характером профессиональной деятельности, требованиями к уровню профессиональной пригодности субъекта труда и, следовательно, к совокупности его черт, качеств, их индивидуального своеобразия и неповторимости в уровне развития, степени актуализации, взаимной компенсации и тому подобное. Можно предположить, что некоторые из этих психологических характеристик (темперамент, когнитивные стили, личностная тревожность и др.) характеризуют склонность к проявлению высокой или низкой надежности, другие – как активационные, стимулирующие качества (ответственность, аккуратность, профессиональная направленность, воля и др.), формируют определенный стиль и организацию деятельности, а третьи качества и процессы (восприятие, память, мышление, преобразования информации, принятие решений, психомоторика, эмоциональная реактивность и др.) непосредственно регулируют, определяют характер конкретных действий, их нормативные или ложные проявления. Оценка и исследование надежности личности профессионала невозможны без раскрытия роли субъектной активности, влияния на деятельность самой личности, ее переживаний, структуру смыслов и ценностных приоритетов, реализуемых в труде.

Под влиянием внешних и внутренних детерминант надежность персонала ППСМ может расти или уменьшаться, она зависит от актуального состояния персонала, его индивидуальных особенностей и уровня подготовленности, продолжительности выполнения действий, степени их сложности. Поэтому поиск критериев надежности предполагает изучение не только существующих, но и потенциальных возможностей и внутренних резервов личности. На передний план выдвигаются задачи усилить профессиональный потенциал персонала ППСМ, обеспечить личностную надежность в условиях стрессовых ситуаций, а также умение вовремя отреагировать на ситуацию и тем самым защитить правопорядок.


Библиографический список
  1. Упорникова-Пивоварова И.В. Профессиональная социализация и самоидентификация личности сотрудника МВД: социокультурный контекст: автореф. дисс… к. соц.наук. – Ростов-на-Дону, 2003. – С 22.
  2. Шакурова М.В. Социально-педагогические условия становления социокультурной идентичности личности: монография [Текст] / М.В. Шакурова. – Воронеж: ВГПУ, 2006. – 200 с.
  3. Кудряшова Г.Н. Особенности психологической подготовки сотрудников патрульно-постовой службы ОВД к деятельности в условиях с риском для жизни [Текст] : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.06 – Юридическая психология / Г.Н. Кудряшова ; С.-Петерб. ун-т МВД РФ – СПб, 2008. – 28 с.
  4. Волков А. А. Трансформации ценностно-смысловой сферы сотрудников милиции общественной безопасности как психологические барьеры в их успешной профессиональной самореализации / А. А. Волков // Вестник ИДНК «Экономика и управление народным хозяйством». – Ставрополь: 2010, № 2 (14). – С.125-128.
  5. Швець Д.В. Підготовка майбутніх офіцерів мвс україни до охорони і забезпечення громадського порядку як актуальна проблема фахової підготовки [Электронный ресурс] / Д.В. Швець // – Режим доступа: http://www.asconf.com/rus/archive_view/473
  6. Цільмак О.М. Соціально-правова надійність персоналу ОВС як підгрунтя ефективної професійної діяльності [Электронный ресурс] / О.М. Цільмак, С.І. Яковенко // – Режим доступу:http://archive.nbuv.gov.ua/portal/SocGum/NiO/201045/psiholog/Tsyl_Y.htm
  7. Сімко Р. Т. Особливості прояву психомоторних якостей суб’єкта в екстремальних умовах діяльності  [Текст] : автореф. дис. на здоб. наук. ступ. канд. психол. наук : 19.00.01 – загальна психологія, історія психології / Р. Т.  Сімко  ; Ін-т психології ім. Г. С. Костюка НАПН України. — К., 2014. — 20 с.
  8. Никифоров Г. С. Надежность профессиональной деятельности / Г. С. Никифоров – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та, 1996. – 176 с.
  9. Осадчук О.Л. Модель профессиональной надежности педагога [Электронный ресурс] / О. Л. Осадчук // – Режим доступа: http://www.logosbook.ru/VOS/osadchuk.pdf
  10. Крук В.М. К вопросу о видах надежности и дисциплине персонала военных профессий / В.М. Крук // Вестник университета (Государственный университет управления), 2011. № 16. С. 58-61.
  11. Котик И.А. Психосемантическое измерение образа личностной надежности у будущих специалистов / И.А. Котик // Личность и ее жизненный мир: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 20-летию факультета психологии ОмГУ им. Ф. М. Достоевского (Омск, 3–4 октября 2013 г.) / под ред. Л. И. Дементий. – Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2013. – С. 142-147.
  12. Балл. Г. А. Психология в рациогуманистической перспективе / Г. А. Балл. – Киев: Основа, 2006. – 408 с.
  13. Стрижов Е.Ю. Нравственно-правовая надёжность личности: социально-психологические аспекты: монография / Е.Ю.  Стрижов – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2009. – 528 с.
  14. Кісіль З.Р. Психологічна надійність професіонала як фактор протидії деформації [Электронный ресурс] / З.Р. Кісіль // – Режим доступу: http://www.univer.km.ua/visnyk/1489.pdf
  15. Балабанова Л.М. Особистісна ефективність у професійному зростанні фахівця органів внутрішніх справ МВС України /Л.М. Балабанова // Проблеми екстремальної та кризової психології. Збірник наукових праць. Вип. 14. Частина IV – Х.: НУЦЗУ, 2013. – С. 28-34.


Все статьи автора «Малеев Денис Викторович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: