УДК 378.1; 371.3

ВОЗМОЖНОСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ СПЕЦИФИКИ И КАЧЕСТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ НАСТОЛЬНЫМ ТЕННИСОМ

Юдинцева Полина Викторовна1, Петухова Надежда Александровна2
1Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, студентка
2Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, кандидат педагогических наук, доцент

Аннотация
В статье описывается возможность и специфика исследования качества социализации и самореализации обучающихся, занимающихся настольным теннисом, отражаются основные понятия, приводится анкета и статистические результаты исследования на примере одной выборки обучающихся, занимающихся настольным теннисом.

Ключевые слова: анкета, гуманизм, культура самостоятельной работы обучающегося и педагога, самореализация, социализация


TO INVESTIGATE THE SPECIFICITY AND QUALITY OF SOCIALIZATION AND SELF-REALIZATION OF STUDENTS INVOLVED IN TABLE TENNIS

Yudintseva Polina Victorovna1, Petuhova Nadegda Aleksandrovna2
1Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, student
2Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, Candidate of Pedagogics, associated professor of the department of Pedagogics associated professor of the department of Pedagogics

Abstract
The article describes the possibility and specific studies on the quality of socialization and self-learners engaged in table tennis. To reflect the main idea is the questionnaire and statistical results of the study on the example of one sample of students engaged in table tennis.

Keywords: humanism, questionnaire, self-depending living activities culture of the student and teacher, self-realization, socialization


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Юдинцева П.В., Петухова Н.А. Возможности исследования специфики и качества социализации и самореализации обучающихся, занимающихся настольным теннисом // Психология, социология и педагогика. 2014. № 9 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/09/3647 (дата обращения: 20.11.2016).

Система современного образования в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре и тренеров-преподавателей по определенному виду спорта содержит ресурсы верификации социально-педагогического знания в контексте изучения специфики возможностей и результативности тренировочного процесса, процессов социализации и самореализации личности в структуре занятий определенным видом спорта [1-13, 20, 22-25, 27-32], процессов и условий самосовершенствования и саморазвития личности [1, 3, 16, 21-25, 30] в структуре формирования профессионально-педагогической культуры [16, 17] и культуры самостоятельной работы [4, 14, 18, 31].

Попытаемся уточнить понятия «социализация», «самореализация», определить систему принципов педагогического взаимодействия с обучающимися, занимающимися настольным теннисом, отразить возможность исследования качества самореализации личности через анкету и наблюдение, привести анализ и результативность исследования качества социализации и самореализации обучающихся в настольном теннисе на выборке в 24 человека, занимающихся от одного месяца до 12 лет, выделить и объяснить качественное определение возможностей и личных интересов и пристрастий в структуре социализации и самореализации личности.

Под социализацией будем понимать педагогический процесс, верифицирующий возможности и условия включения развивающейся личности в социальные и социально-профессиональные отношения, располагающие общество и личность к определению возможностей сотрудничества и общения, где процесс ободрения или поощрения является значимым и решающим в продуцировании благ и ценностей, ресурсов и возможностей как личности, так и общества в целом.

Процесс социализации сложен и не однороден, его особенности непосредственно связаны с социальным климатом, нормами морали и этики в микро-, мезо- и макрогрупповых отношений, предопределяющих формирование мультисреды и личности, реализующей идеи многомерного становления и развития в структуре ведущей деятельности и общения, хобби и отдыха.

Социализация как форма принятия личности обществом уникальна, т.к. исторические особенности полисубъектных и межгрупповых отношений иллюстрируют нам свои и достижения (высоты), и деформации, необъективно преподносящие и визуализирующие заслуги и недочеты различных направлений деятельности и возможностей того или иного субъекта (личности) или группы лиц, включенных в процесс постановки и решения определенного класса противоречий.

Социализация и качество реализуемого контента в ресурсах социальных отношений зависит от внутренних факторов (наследственность, темперамент, характер, национальность, сформированные приоритеты, привычки, качества и пр.) и от внешних факторов (социальные требования, общественный нормы, этика, гуманизм и пр.).

Социализация осуществляется через институты социализации – семью, школу, внешкольные учреждения и пр. В нашем случае – это занятия в секции или спортивной школе по настольному теннису.

Под социализацией обучающегося, занимающегося настольным теннисом, будем понимать процесс и результат активного включения обучающегося в систему подготовки и соревнований по настольном теннису, располагающий личность к всестороннему анализу способов и форм самореализации и саморазвития, самосовершенствования и самодетерминации в структуре одного или нескольких направлений ведущей деятельности и хобби.

Кроме того, в нашем случае можно считать, что процесс социализации обучающегося в настольном теннисе определяет и верифицирует возможность формирования внутренней мотивации деятельности личности и продуктивность его становления.

Самореализация – продукт антропологической среды, предопределяющий самостоятельный поиск личностью в структуре ведущей деятельности и общения вершин своего становления и продуцирования определенных благ в различных направлениях культуры, искусства, науки, спорта, а также способов и средств достижения данных вершин, ситуативную оптимизацию всех процессов, непосредственно связанных с выбором и достижением поставленных высот жизнедеятельности как способов и форм верификации личностной активности, корректируемой социальными нормами и приоритетами, результативность данного явления (процесса) иллюстрируется различными продуктами самоидентификации, самосовершенствования и ведущей деятельности и общения, в структуре оценки которых есть объективное, субъектное и субъективное [5].

Под самореализацией будем понимать продукт жизнедеятельности личности, иллюстрирующий возможности и приоритеты, качество и специфику продуцирования благ и средств, ресурсов и идеальных объектов культуры, науки, искусства, спорта, а также специфические межкультурные и мультикультурные способы самовыражения в продуктах всех направлений антропологически обусловленных разделов наук, искусства, спорта, культуры, религии и пр.

Самореализация обучающегося, занимающегося настольным теннисом, – это верифицированный процесс включения личности спортсмена в тренировочно-соревновательный процесс, где все атрибуты и ресурсы достижений являются показателями качества определяемого нами процесса, а самочувствие и описание особенностей личностного становления – средствами рефлексии и здоровьесбережения, предопределяющих формирования механизмов личностной самозащиты и самосохранения в структуре ведущей деятельности и общения (Юдинцева П. В., 2013) [32].

Самореализация обучающихся, занимающихся настольным теннисом, – это процесс верификации постановки и решения субъектно-средовых противоречий, непосредственно и опосредованно связанных с занятиями настольным теннисом, построением и реализацией акметраекторий в структуре постановки, верификации и решения субъектно-средовых противоречий, предопределяющих развитие личности и системы отношений и связей в микро-, мезо-, макро- и мегамасштабах [5].

В таком понимании необходимо выделить основные положения планирования и организации педагогического взаимодействия с обучающимися, занимающимися настольным теннисом в структуре соблюдения и принятия возможностей и ограничений нормального распределения способностей.

Для определения возможностей социализации и самореализации мы использовали следующую анкету:

Анкета обучающегося, занимающегося настольным теннисом

Фамилия __________________Имя _______________число, месяц, год рождения_______

Чем интересен Вам настольный теннис?

Как Вы начали заниматься настольным теннисом?

Расскажите об истории настольного тенниса как вида спорта.

Опишите правила игры настольного тенниса.

Как долго Вы занимаетесь настольным теннисом?

Какие достижения есть у Вас как спортсмена, занимающегося настольным теннисом?

Какими видами спорта Вы занимались и как долго?

Что дает Вам занятие настольным теннисом?

Как относятся родители и друзья к тому, что Вы занимаетесь настольным теннисом?

Приведите самую интересную историю, которая связана с занятиями настольным теннисом и произошла с Вами.

Кем Вы планируете в будущем стать (род профессиональной деятельности)?

Посоветовали бы вы своему другу или брату (сестренке) заниматься настольным теннисом? Обоснуйте свои рекомендации?

Какие регалии и знаки отличия могут быть у спортсмена, если заниматься настольным теннисом? Перечислите в возрастающей последовательности.

Что Вы понимаете под самореализаций в настольном теннисе?

Как определить успешен или неуспешен спортсмен, занимающийся настольным теннисом?

Какую перспективу Вы себе ставите в будущем? Кем хотите стать? Какое место будет отведено настольному теннису?

В структуре анкетирования были выявлены следующие особенности социализации и самореализации личности спортсмена, занимающегося настольным теннисом, в качественной постановке и решении задач анализа выявленных условий и особенностей педагогически детерминируемых и верифицируемых процессов:

- в структуре выбора специфики занятий настольным теннисом были получены разнообразные ответы, зависящие от возраста обучающихся и уровня подготовки и достижений в настольном теннисе, спектр формируемых качеств указывался теми спортсменами, которые занимаются данным видом спорта более 10 лет, качественное определение необходимости и интереса в настольном теннисе выделили обучающимися, занимающееся более 4 лет (быстрая игра, помогает формировать характер, формулирует силу воли, включение в важные соревнования, улучшает меткость, формирует ловкость, развивает логику и пр.), двое обучающихся не смогли точно сформулировать причину интереса к настольному теннису (из выборки в 24 человека это нормально), общее качество ответов соответствует и возрасту, и возможностям выборки анкетируемых, и результатам, получаемым в настольном теннисе, и специфике изучения особенностей социализации и самореализации личности спортсмена в настольном теннисе;

- в структуре изучения источника, из которого узнали о секции настольного тенниса весь спектр возможных направлений представлен в исследуемой выборке: это и родственники (папы, мамы, бабушки, дедушки, сестры, братья и пр.), и объявления в газете, т.е. средства массовой информации, и агитация тренера, и переход из другого вида спорта, и совет знакомых и друзей;

- история настольного тенниса в выделенной выборке анкетируемых не у всех освещена, причина такого рода явления кроется в современной подготовке обучающихся к различным видам деятельности, в которых не требуется всестороннее рассмотрение явлений, событий, феноменов, возможностей и пр., а только узкое, сугубо специальное решение того или иного субъектно-средового противоречия, важность истории в формировании личности уникальна, интерес к результатам спортивных достижений и истории определенного вида деятельности является следствием формируемого кругозора и точности в выборе и решении той или иной задачи, здесь имеется в виду сформированность таких качеств, как ответственность, внимательность, уважение, гуманизм, дисциплинированность, продуктивность и прочие качества, которые не дают личности поступать плохо и переходить границы морально-нравственных отношений; об истории настольного тенниса можно было в анкете узнать от анкетируемых, занимающихся боле 10 лет, в данном случае можно сказать о хорошей адаптивной базе качеств, формируемых у спортсмена, формируемых настольным теннисом;

- с описанием правил игры справились все сообразно возрасту и решаемым задачам – это объясняется хорошей подготовкой, сформированностью и способов словесного самовыражения, и двигательной активностью, позволяющей формировать различные отделы и структуры в коре головного мозга и, как следствие, способы, формы, возможности интеллекта;

- в структуре достижений – перечень широк – от «ничего» до КМС, – это объясняется спецификой подготовки в ГОУДОД ОКСДЮСШОР и всей выборкой анкетируемых;

- в структуре детерминации и визуализации интересных историй некоторое замешательство – вроде и пытались что-то написать, да что-то сдерживало в формулировании мыслей и способов самовыражения, – это возможно из-за недоверия к будущему анкетного материала;

- структура и иерархия регалий в структуре занятий настольным теннисом наблюдалась у некоторых обучающихся путаница в последовательности ступеней и регалий спортсмена, занимающегося настольным теннисом; правильно отражали только те обучающиеся, которые сами имеет разряды, – это объясняется широтой видения перспектив занятий настольным теннисом;

- понятие самореализация было раскрыто не у всех, многие проигнорировали данный вопрос, некоторые обучающиеся, занимающиеся настольным теннисом более 6 лет давали четкий, лаконичный ответ, но и в данной выборке есть те, которые проигнорировали вопрос, в выборке до 6 лет давали ответ – сдать нормативы «КМС» или «МС», – это также объяснимо с позиции формирования личности и возможностей объяснения тех или иных особенностей саморазвития и самореализации личности в спорте;

- перспективы профессионального становления большей части лежат в области здравоохранения – обучающиеся хотят быть врачами, данная особенность может быть следствием формирования широких социальных мотивов, обеспечивающих реализацию идей гуманизма в структуре полисубъектных отношений, а возможно из-за микрогрупповой популярности данной профессии в семье.

Анкетирование не четко проиллюстрировало потребность социализации и самореализации личности в спорте, возможность которой реализуется у данной выборки через занятия настольным теннисом. Теория и практика анкетирования позволили сделать выводы, определившие структуру и содержание данной публикации.

В дальнейшем нам необходимо будет уточнить в структуре изучения особенностей и возможностей социализации и самореализации личности спортсмена, занимающегося настольным теннисом, методами наблюдения и бесед, интервью и портфолио возможности и качество самореализации, самосовершенствования и социализации личности в социуме.

Для этого следующим этапом необходимо создать условия для включения личности обучающегося, занимающегося настольным теннисом, не только спортом, но и научной работой обучающихся СОШ и ДЮСШ, одним из примеров которой является участие обучающихся ГОУДОД ОКСДЮСШОР по настольному теннису во II заочной, научно-практической конференции обучающихся средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва «Портфолио как итог формирования культуры самостоятельной работы обучающегося» (г. Новокузнецк).

Итоги участия обучающихся ГОУДОД ОКСДЮСШОР по настольному теннису в научно-исследовательской работе – 9 человек получили призовые места, – по три комплекта наград, т.е. три первых, три вторых и три третьих места.

Качество и возможности моделирования портфолио обучающегося ГОУДОД ОКСДЮСШОР по настольному теннису мы рассмотрим в следующей работе, обеспечив тем самым направление и обоснование необходимости моделирования программно-педагогического обеспечения курса «Настольный теннис» в структуре вузовской подготовки будущих педагогов по ФК. Таким образом, планируемое учебное пособие «Контрольно-измерительные материалы курса «Настольный теннис», фасилитирующее усвоение основных понятий (терминологического аппарата), формированию профессиональных компетенций и решению прочих педагогически обоснованных задач современной системы образования будет реализовывать связи всех направлений социализации и самореализации личности.


Библиографический список
  1. Баженова Т. С., Козырева О. А. Возможность самореализации, саморазвития, самосовершенствования и социализации молодежи через гандбол // Проблемы модернизации профессионального образования в XXI в. : матер. III Междун. науч.-практ. конф. Ч.2. – Новокузнецк, 2013. С.97-98.
  2. Баранова Е.А., Козырева О.А., Ерохин Е.Н. [и др.] Педагогические условия социализации и самореализации девочек-подростков в регби // Педагогическое мастерство (II):матер. Междун. науч. конф.- М.: Буки-Веди, 2012. С.4-6.
  3. Борисова М. Т., Цой В. В., Козырева О. А. Возможность социализации, самореализации, саморазвития, самосовершенствования личности в структуре занятий ФК //Проблемы модернизации профессионального образования в XXI в.: матер. III Междун. науч.-практ. конф. Ч.2. – Новокузнецк, 2013. С.98-99.
  4. Ведяпин К. С., Козырева О. А. Специфика и продуктивность социализации и самореализации подростков в боксе как результат формирования культуры самостоятельной работы //Теория и практика образ. в совр. мире (III): матер. Междун. заоч. науч. конф.- СПб.: Реноме, 2013. С.120-122.
  5. Грошев И. Л., Козырева О. А. Некоторые особенности самореализации обучающихся, занимающихся настольным теннисом, как условие их будущего профессионального роста // Теория и практика образования в совр. мире: матер. IV Междун. науч. конф.- СПб.: Реноме, 2014. С. 1-3.
  6. Дорофеев И. А., Козырева О. А. Специфика и возможность социализации и самореализации подростков в футболе // Россия и ВТО: новые вызовы и перспективы: матер. Междун. науч.-практ. конф. – Ч.2. – Новокузнецк: изд-во НГООО «Знание», 2013. С.72-74.
  7. Ельчанинова Е. Е., Похоруков О. Ю., Козырева О. А. Определение и специфика системы принципов социализации и самореализации воспитанников кёкусинкай каратэ // Наука и образование в современной конкурентной среде: матер. Междун. науч.-практ. конф. (Уфа, 15-16 февр., 2014) : в 3-х ч. Ч.1. – Уфа: РИО ИЦИПТ, 2014. С. 171-173.
  8. Зауэр Н. Г., Козырева О. А., Ситникова А. Ю. [и др.] Особенности социализации и самореализации молодежи в спорте и науке // Актуальные задачи педагогики (II) : матер. Междун. заоч. научн. конф. (г. Чита, июнь 2012 г.). – Чита : изд-во Молодой ученый, 2012. С.6-8.
  9. Зинин В. А., Козырева О. А. Особенности самореализации и продуктивная социализация юношей в пауэрлифтинге // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: сб. стат. Всеросс. науч.-практ. конф.- Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2014. С. 201-203.
  10. Зубанов В. П., Вавилина Е. Ю., Козырева О. А. Особенности самореализации девушек в волейболе // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры, спорта, туризма и олимпизма : инновации и перспективы развития: матер. Междун. науч.-практ. конф.: в 3-х ч. Ч. 1. – Челябинск: изд-во ЮУрГУ, 2011. С. 101-104.
  11. Зубанов В. П., Макринский И. С., Козырева О. А. Особенности самореализации и самосовершенствования студентов в баскетболе // Проблемы и перспективы развития образования: Междун. заоч. науч.-практ. конф. – Пермь, 2011. Т.2. С.92-95.
  12. Зубанов В.П., Козырева О. А. Невзоров П. П. [и др.] Особенности и проблема социализации и самореализации подростков, занимающихся хоккеем // Пед. мастерство: матер. Междун. заочн. научн. конф.: в 2-х. – Ч. 1. – М.: Буки-Веди, 2012. С.87-90.
  13. Козлова В. В., Козырева О. А. Некоторые особенности и модели социализации и самореализации подростков, занимающихся плаванием // Теория и практика педагогической науки в современном мире: традиции, проблемы, инновации: матер. Междун. науч.-практ. конф.: в 2-х ч. Ч.2. – Новокузнецк: изд-во КузГПА, 2014. С. 47-48.
  14. Козырева О. А. Моделирование категории ”социализация” как средство формирования культуры самостоятельной работы педагога // Актуальные проблемы современного общества: матер. межрег. науч.-практ. конф. 30 сент. 2010 г. – Владивосток: Мор. гос. ун-т, 2010. С. 43-46.
  15. Козырева О. А., Коншина Н. С., Кошелев А. А. Проблема формирования моделей воспитания и социализации у школьников // Проблемы эффективности реализации инноваций в учебном процессе: матер. регион. науч.-практ. конф. – Нижневартовск: НГГУ, 2011. С.145-149.
  16. Козырева О. А., Сушенцева Д. В., Скворцова А. Ю. Истоки и проблема социализации, самореализации и самосовершенствования обучающихся в спорте // Теория и практика педагогической науки в современном мире: теории, проблемы, инновации: матер. Междун. науч.-практ. конф.: в 3-х ч. Ч.2. – Новокузнецк, 2013. С. 238-241.
  17. Козырева О.А. Модели социализации в структуре социально-педаго­ги­чес­кого знания //Педагогическое образование : вызовы XXI века: матер. Междун. науч.-практ. конф., посв. пам. В.А.Сластенина. – М.: МПГУ: в 2-х ч. – Ч.1. – М.: МАНПО, 2010. С. 236-242.
  18. Козырева О. А. Профессионально-педагогический кейс и модели социализации в структуре формирования культуры самостоятельной работы педагога // Художественная педагогика XXI в.: опыт, проблемы, инновации: матер. Междун. науч.-практ. конф.- Курск: КГУ, 2010. – С.33-39.
  19. Кошелев А. А., Козырева О. А. Модели и особенности социализации и самореализации школьников и студентов // Вестник педагогических инноваций. Учредитель ГОУ ВПО Новосибирский государственный педагогический университет. 2011. №1. С. 90-106.
  20. Лапин И. А., Ерохин Е. Н., Козырева О. А. Специфика и педагогические условия социализации мальчиков-подростков, занимающихся регби // Молодой ученый. 2013. №5 (52). С. 733-736.
  21. Огурцова Т. М., Куликова Е. В., Козырева О. А. [и др.] Возможности социализации и самореализации обучающихся в спорте и физической культуре // Актуальные вопросы современной педагогики (II): матер. Междун. заоч. науч. конф.- Уфа: Лето, 2012. С.19-21.
  22. Орлова Л. В., Козырева О. А. Особенности и возможности социализации и самореализации подростков-горнолыжников // Personality and social development: materials of the II int. sc. conf. on March 29–30, 2014. – Prague : Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ». С. 108-109.
  23. Перелыгин А. В., Петров А. С., Козырева О. А. Специфика и возможности социализации и самореализации подростков, занимающихся рукопашным боем // Теория и практика образования в современном мире (III): матер. Междун. заоч. науч. конф. – СПб.: Реноме, 2013. – С.16-18.
  24. Проскуряков П. К., Карагаева Р. Р., Козырева О. А. [и др.] Особенности самореализации и социализации спортсменов в спортивной пулевой стрельбе // Педагогика: традиции и инновации (II): матер. Междун. заоч. науч. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2012. С.22-25.
  25. Радостев А. Н., Козырева О. А. Специфика и результативность социализации и самореализации подростков, занимающихся вольной борьбой // Педагогическая деятельность в режиме инноваций: концепции, подходы, технологии: матер.Всеросс. науч.-практ. конф. – Махачкала: Алеф (ИП Овчинников М. А.). 2014. С. 123-126.
  26. Устинова Л. А., Козырева О. А. Качество и специфика моделирования портфолио обучающегося в среднем звене // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: сб. стат. Всеросс. науч.-практ. конф.-Чебоксары : ЦНС «Интерактив плюс», 2014. С. 28-30.
  27. Хоменко С. М., Козырева О. А., Ерохин Е. Н. Возможности и специфика социализации подростков в СДЮСШОР «Буревестник» // Проблемы и перспективы развития образования: матер. V Междун. науч. конф.- Пермь: Меркурий, 2014. С. 164-166.
  28. Худышкина В. В., Козырева О. А. Легкая атлетика как средство социализации и самореализации девочек-подростков // Педагогика: традиции и инновации: матер. Междунар. заоч. науч. конф. (г. Челябинск, окт. 2011). Т. 1. – Челябинск: Два комсомольца, 2011.  С.10-12.
  29. Чирков М. М., Козырева О. А. Некоторые особенности социализации и самореализации подростков, занимающихся пауэрлифтингом, как социально-педаго­ги­чес­кая проблема /М.М. Чирков, О.А. Козырева // Информационные технологии в экономике, образовании и бизнесе: матер. V Междун. науч.-практ. конф. (20 февр. 2014 г.).- Саратов: изд-во ЦПМ «Академия Бизнеса», 2014. С. 133-135.
  30. Шалунов Н. В., Ермилин В. В., Козырева О. А. Педагогические условия самореализации и саморазвития подростков, занимающихся регби // Молодой ученый. 2013. №6. С.749-752.
  31. Юдинцева П. В., Козырева О. А. Практика моделирования определений категории «воспитание» как ресурс формирования культуры самостоятельной работы педагога по ФК //Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: матер. XXIII Междун. науч.-практ. конф. по проблемам физ. восп. уч.- Коломна: МГОСГИ, 2013. С. 529-531.
  32. Юдинцева П. В., Козырева О. А. Специфика изучения особенностей самореализации обучающихся, занимающихся настольным теннисом //Innovations and modern technologies in the education system: materials of the IV int. sc. conf. on Feb. 20–21, 2014. – Prague: Vědecko vydavatelské centrum «Sociosféra-CZ». P. 145-146.


Все статьи автора «Юдинцева Полина Викторовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация