УДК 159.9: 51.7

ВЗАИМОСВЯЗЬ КОНФЛИКТНОСТИ СПОРТСМЕНОВ И СТАЖА ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОПЫТ МОДЕЛИРОВАНИЯ СТРУКТУРНЫМИ УРАВНЕНИЯМИ)

Денисов Алексей Александрович
Воронежский государственный педагогический университет
соискатель кафедры психологии

Аннотация
В работе рассмотрена структурная модель взаимосвязи конфликтности спортсменов и стажа их деятельности. Модель манифестируется переменными как конфликтность спортсменов, возраст, разряд и стаж спортивной деятельности. Проверка представленной модели на соответствие экспериментальным данным была осуществлена с помощью конфирматорного факторного анализа.

Ключевые слова: конфликтность, профессиональная деятельность, спортсмены, стаж, структурное моделирование, факторный анализ


RELATIONSHIP CONFLICT ATHLETES AND EXPERIENCE OF THEIR PROFESSIONAL ACTIVITIES (EXPERIENCE OF STRUCTURAL EQUATION MODELING)

Denisov Aleksey Aleksandrovich
Voronezh State Pedagogical University
The applicant of the Department of psychology

Abstract
The paper considers structural model of the relationship conflict athletes and experience of their activity. Model manifestoes variables as conflict athletes, age, rank and experience sports activities. Validation of the presented model to match experimental data was carried out using confirmatory factor analysis.

Keywords: athletes, conflict, experience, factor analysis, professional activities, structural modeling


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Денисов А.А. Взаимосвязь конфликтности спортсменов и стажа их профессиональной деятельности (опыт моделирования структурными уравнениями) // Психология, социология и педагогика. 2014. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/10/3724 (дата обращения: 28.09.2017).

Одним из современных математических методов является структурное моделирование или моделирование структурными уравнениями (structural equation modeling). Структурное моделирование, базирующееся на корреляционно-регрессионном, путевом и факторном анализе, как метод моделирования причинно-следственных связей и латентных структур является популярным инструментом в работе психологов (Т. В. Корнилова [1], О. В. Митина [2], А. Д. Наследов [3], P. M. Bentler [4] К. А. Bollen [5] и др.), социологов (И. Ф. Девятко [6], Ю. Н. Толстова [7], H. M. Blalock [8], O. D. Dunkan [9] и др.) и других специалистов (А. А. Маслак [10], Р. И. Остапенко [11-17] и др.).

Для создания моделей и их анализа существует специальное программное обеспечение, среди которого наиболее популярны: AMOS на базе SPSS, EQS, Lisrel, Mplus, SAS, Statistica, а также свободно распространяемые программы работающие на базе среды R: Lavaan и OpenMx.

Далее приведем пример структурной модели, полученной авторами статьи в рамках психолого-педагогического исследования на тему: «Взаимосвязь конфликтности спортсменов и стажа их деятельности». Цель экспериментальной работы заключалась в выявлении связи между показателями конфликтности спортсменов их возрастом, разрядом и стажем спортивной деятельности. В исследовании принимало участие 198 спортсменов-легкоатлетов различной категории.

В результате эксплораторного факторного анализа (методом главных компонент) шкал «возраст» (извлеченная общность – 0.728), «стаж» (0.822), «разряд» (0.144), «соперничество» (0.656), «агрессивность» (0.470) и «конфликтность» (0.478) было выделено два фактора: первый фактор объяснял 28% дисперсии, второй фактор – 27% дисперсии переменных. Остальные извлеченные факторы имели собственные значения ниже единицы. После варимакс-вращения (см. табл.1) первый фактор стал иметь максимальные нагрузки по переменным «возраст» и «стаж», а второй фактор по переменным «соперничество», «агрессивность» и «конфликтность». Первый фактор интерпретировался как «спортивный опыт», а второй фактор – «спортивное соперничество».

 Таблица 1. Матрица компонент после варимакс-вращения

Компонента

1

2

Возраст

,848

-,090

Стаж

,903

-,083

Разряд

,340

,167

Соперничество

,048

,808

Агрессивность

-,061

,683

Конфликтность

,067

,688

Факторы представлены в виде комбинаций: F1 – «Спортивный опыт» = 0.903 · «Стаж» + 0.848 · «Возраст»; F2 – «Спортивное соперничество» = 0.808 · «Соперничество» + 0.688 · «Конфликтность» + 0.683 · «Агрессивность».

Связи между наблюдаемыми переменными и факторами представили графически в виде диаграммы путей с помощью инструментов модуля AMOS (см. рис.1). В модель не вошла переменная «стаж» имеющая низкую общность  с извлеченными факторами и возможно имеющая связь с другими переменными, не учтенными в исследовании.

Рис.1. Предполагаемая измеряемая модель связи «спортивного соперничества» и «спортивного опыта»

Оценка соответствующей факторной структуры производилась методом максимального правдоподобия с помощью AMOS SPSS 18.0.

χ² = 0.104, p = 0.981; GFI = 0.998; RMSEA = 0.000.

Рис.2. Расчетная модель «спортивного соперничества» и «спортивного опыта»

В нашем случае (см. рис.2) показатель χ² = 0.104 (p = 0.981) статистически не значим, что указывает на хорошую согласованность модели с данными. Показатели GFI = 0.998 > 0.95 и RMSEA = 0.000 < 0.1. Таким образом, предложенная факторная модель обеспечивает хорошее согласие с экспериментальными данными.

Несмотря все на достоинства метода структурного моделирования: наглядность; возможность работы с данными, не соответствующими нормальному распределению, с пропущенными данными; возможность допущений о связях между ошибками; возможность модификации модели до наилучшего соответствия данных предложенной исследователем теоретической модели следует учитывать ряд описанных Е. Л. Григоренко [18] предостережений. Прежде всего, это: учет причинно-следственных связей, являющихся следствием теоретических представлений исследователя; качество собираемых данных; необходимость большой выборки в исследовании; дальнейшая возможность содержательной интерпретации результатов моделирования.


Библиографический список
  1. Корнилова Т.В. Основные тренды в развитии методов психологических исследований // Экспериментальная психология в России: Традиции и перспективы. 2010.
  2. Митина О.В. Моделирование латентных изменений с помощью структурных уравнений // Экспериментальная психология. 2008. №1.
  3. Маслак А.А. Измерение латентных переменных в социально-экономических системах: теория и практика: Монография. СГПИ, 2007.
  4. Наследов А.Д. Структурное моделирование каузальных гипотез: исследование педагогических стереотипов оценивания младших школьников // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер.12. Вып. 1. СПб., 2011.
  5. Bentler P.M. EQS, Structural Equations, Program Manual.C.A., 1995.
  6. Bollen K. Latent Variables in Psychology and the Social Sciences // Annual Review of Psychology. 2002. № 53.
  7. Девятко И.Ф. Диагностическая процедура в социологии: очерк истории и теории. М., 1993.
  8. Толстова Ю.Н. Социология и математика: Сборник избранных трудов. 2003.
  9. Blalock H.M., Blalock A.B. Methodology in Social Research. N.Y., 1968.
  10. Duncan O.D. Path Analysis: Sociological Examples // The American Journal of Sociology. 1966. Vol. 72. No. 1.
  11. Остапенко Р.И. Основы структурного моделирования в психологии и педагогике: учебно-методическое пособие для студентов психолого-педагогического факультета. – Воронеж.: ВГПУ, 2012.
  12. Остапенко Р.И. Формирование математической компетентности будущих педагогов-психологов: Дис. …канд. пед. наук. [Текст] / Р. И. Остапенко. – Воронеж, 2009 – 199 с.
  13. Остапенко Р.И. Структурное моделирование в психологии и педагогике: проблемы науки и образования // Перспективы науки и образования. 2013. № 2. С. 49-60.
  14. Остапенко Р.И. Структурные связи ценностных ориентаций и поведенческого стиля в конфликтной ситуации работников организации // Перспективы науки и образования. 2013. № 1. С. 23-35.
  15. Остапенко Р.И. Краткий обзор и перспективы развития методов структурного моделирования в отечественной науке и практике // Перспективы науки и образования. 2013. № 5. С. 56-59.
  16. Остапенко Р.И., Остапенко А.И. Использование методов моделирования структурными уравнениями в области управления образованием // Государственный советник. 2013. № 4. С. 112-118.
  17. Остапенко Р.И. Особенности моделирования латентных изменений с помощью AMOS SPSS // Перспективы науки и образования. 2014. № 1 (7). С. 89-95.
  18. Григоренко Е.Л. Применение статистического метода моделирования с помощью линейных структурных уравнений в психологии: за и против // Вопросы психологии. 1994. № 4.


Все статьи автора «Остапенко Роман Иванович»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: