Деятельность преподавателя гуманитарных дисциплин в СПО всегда была направлена не только на обучение, но прежде всего на воспитание студентов. Сейчас это приобретает особое значение. На современном этапе развития образования мы говорим о формировании личностных компетенций студента.
Под личностными компетенциями представляются способности восприятия, суждения и поведения личности, которые призваны обеспечить её эффективную интеграцию в окружающую действительность, и выступают основой для процесса самоопределения и самореализации.
Личностные компетенции позволяют:
•лучше понимать себя, осознавать свои мотивы в той или иной деятельности;
•чувствовать большую уверенность в своих силах;
•находить равновесие между личными целями и интересами окружающих;
•разрешать внутренние конфликты, лучше контролировать эмоции и поведение;
•преодолевать шаблоны и стереотипы мышления.[1]
Личностные компетенции отражают свойства человека, позволяющие ему интегрироваться с обществом. Это его способности строить отношения с другими людьми, ставить перед собой цели и стремиться к их достижению, оперировать информацией, повышать свой уровень саморегуляции.
Современная жизнь требует от человека быть активным, энергичным, информационно осведомлённым, готовым постоянно менять себя и развиваться. При этом необходимо оставаться человеком с моральными устоями, а не становиться приспособленцем. Мы наблюдаем, насколько молодёжь бывает пассивна и безразлична к событиям, происходящим в нашей стране и во всём мире. По данным социологического опроса, проведённого студентами среди арзамасской молодёжи о событиях в Крыму и на Украине, более 50% респондентов ответили, что их мало интересует судьба Украины и всё, что там происходит. Это одна из проблем сегодняшнего общества – безразличие молодого поколения к важнейшим социально – политическим событиям и явлениям. При этом происходящее на Украине способствовало объединению российского народа, его сплочению, возрождению казалось уже утраченных ценностей взаимовыручки и поддержки. Но получается, что значительная часть российской молодёжи выпадает из процесса возрождения наших духовно –нравственных ценностей, на которых основывается наше общество. Кроме того, сейчас мы, педагоги, имеем дело с поколением детей, воспитанных на чужих ценностях, привнесённых нам с Запада. Например, традиционные ценности семьи заменены ценностью свободных отношений, а уважение к старшим и доверие к их опыту вытесняется знанием прав ребёнка. Но, как показывает история, народ, отвергающий свои традиции и устои, не имеет будущего. Решение подобных проблем в ходе образовательно – воспитательного процесса и представляет собой формирование личностных компетенций. Всё это требует от педагога поиска новых творческих подходов. Получение положительных результатов представляется возможным в кружковой работе. Хотелось бы поделиться опытом работы дискуссионного клуба «Политолог», который действует на протяжении нескольких лет в Арзамасском политехническом колледже им. В.А. Новикова.
В организации деятельности клуба «Политолог» поставлена следующая цель: помочь студенту сформировать свою гражданскую позицию и развить в себе социальную активность.
При участии студента в заседаниях клуба вырабатываются следующие компетенции:
-формирование своей позиции по какому-либо вопросу, умение отстаивать её, грамотно и корректно аргументируя;
-способность выявлять проблемы и противоречия современного общества, их причины и пути разрешения;
-развитие в себе устойчивого интереса к общественной жизни;
-способность ориентироваться в информационном пространстве;
-умение слушать и слышать другого;
-оценка и корректировка своей точки зрения;
-формирование патриотической позиции;
-осознание значимости наших традиций для дальнейшего развития российского общества.
В 2013 году «Политологу» исполнилось 10 лет. В марте 2003 года в разгар войны в Ираке на одном из классных часов состоялось обсуждение этой войны, что очень заинтересовало ребят. Они с особым увлечением прогнозировали развитие событий и итог войны, а затем в течение нескольких недель следили за происходящим. Так возникла идея о создании постоянно действующего дискуссионного клуба «Политолог». С того момента на обсуждение с ребятами выносилось множество различных вопросов.
При подготовке очередного заседания кружка одним из ключевых моментов является выбор темы. Она должна быть актуальной и вызывать интерес. Иногда мы берём для обсуждения острое, нашумевшее в данный момент событие. Например, противоречия на Украине и присоединение Крыма к России, война Грузии с Южной Осетией или скандальное выступление Пуси Райт в Храме Христа Спасителя. Иногда обсуждаем жизненно важные социальные вопросы, такие как: стоит ли служить в современной армии, влияют ли на психику компьютерные игры, что хотят заявить обществу представители молодёжных субкультур и другие. Чаще всего тему заседания выбирают сами студенты, а это значит, что она точно будет для них интересна. Но в любом случае, сформулировать её необходимо так, чтобы в самом названии звучали проблема или противоречие. Например, «Конец света: миф или реальность?», «Подвиги и герои: актуально ли это сегодня?», «Есть ли будущее у современной семьи?». Таким образом, создаётся почва для споров и размышлений. Тема последнего заседания звучала так: «Украинский вопрос: в западную демократию фашистским маршем». Тема «Современный нацизм и уроки второй мировой», обсуждаемая на «Политологе» несколько лет назад, сейчас стала ещё более актуальной, а потому требует серьёзной доработки и вынесения на очередное заседание. Тем более что националистические настроения присутствуют и в нашем городе. Проводя параллель с сегодняшней Украиной, необходимо показать крайнюю губительность и разрушительность национализма.
В организации заседаний кружка используется такой метод, как проведение социологического опроса. Его проводят сами ребята, затем обрабатывают результат и делают небольшое выступление на заседании. Так в нашей работе присутствует исследовательская деятельность. Соц. опрос всегда связан с темой дискуссии и как бы включает в неё более широкий круг людей. Опрос позволяет узнать, как думают в обществе об этой проблеме.
Так же в «Политологе» применяется метод анкетирования. Чаще всего он используется в начале заседания и даже не требует обработки. Анкета помогает сконцентрировать внимание ребят на основных вопросах, осознать свою позицию, заявить о ней.
Особенностью проведения диспутов является роль педагога, совершенно иная, чем на занятии. Педагог превращается в ведущего и одновременно в участника диспута, так же высказывает своё мнение, не навязывая его ребятам, так же участвует в голосовании. При этом студенты раскрепощаются и готовы к более глубокому осмыслению проблемы. Они с интересом и уважением относятся к мнению более опытного коллеги, а иногда и превращаются в оппонентов. Но при этом педагогу важно на протяжении всего заседания придерживаться той нравственной позиции, которую он хочет и должен донести до ребят. Её нужно обязательно озвучить при голосовании, даже если не все с ней согласны. Главное, чтобы ребята задумались, не остались равнодушными к поставленной проблеме. Идея, преподносимая педагогом, должна всегда быть позитивной и побуждать студента к здоровой активной деятельности. Будь то вопрос о конце света или о засилье наркомании в стране.
Ещё одной особенностью работы «политологов» является возможность самим попробовать себя в роли ведущих диспута. Так как собираются активные ребята из разных групп, то они могут с помощью классного руководителя провести его на своём классном часе. Для этого они получают «Памятку политолога» и краткий план проведения заседания. Таким образом, у ребят развиваются лидерские и организаторские способности.
Кроме того, на заседаниях часто используются сообщения, видеоролики, презентации, подготовленные самими студентами и раскрывающие тему дискуссии. Так студенты овладевают навыками работы с информацией. Они учатся ориентироваться в тех бесконечных потоках информации, которые выливаются на современного человека.
В итоге обсуждения чаще всего проводится голосование. На него выносится ключевой вопрос, заложенный в теме. Голосование позволяет ребятам сделать свой осознанный выбор, определиться в своём мнении. Это своего рода рефлексия для данного вида деятельности.
Конечно, самый главный момент любого заседания – это сама дискуссия. «Политолог» посещают студенты от первого до четвёртого курса. Тон дискуссии задают прежде всего старшекурсники, а младшие ребята с интересом слушают их высказывания, постепенно включаясь в обсуждение. Мнение старших товарищей им оказывается особенно интересно. При этом все участники диспута должны придерживаться главного принципа – уважение к собеседнику, даже если он становится оппонентом. Нередко бывает и так, что обсуждение друг с другом побуждает ребят корректировать свою точку зрения в положительную сторону, ведь именно мнение ровесников в этом возрасте особенно важно.
Итак, поскольку современная система общества выдвигает такие объективные требования к личности, как высокий уровень профессионализма, ответственность за результаты своей деятельности, требовательное отношение к себе, сформированность навыков межличностного общения, деятельность дискуссионного клуба «Политолог» направлена прежде всего на формирование личностных компетенций. Участие в заседаниях помогает студенту становиться политически грамотным, социально активным, ориентирующимся в огромном информационном пространстве. «Политолог» способствует формированию патриотизма, нравственных ценностей, уважения к своему народу и государству. Студент приобретает устойчивые навыки мыслить, анализировать, сравнивать, выявлять закономерности в актуальных общественно-политических событиях.
Библиографический список
- Цырендылыкова Н.Б. Формирование личностных компетенций выпускника бурятского лесопромышленного колледжа. // http: // physics. blpk-uu. // эксперимент