УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТА ЧЕРЕЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КРУЖКА “ПОЛИТОЛОГ”

Рябоконева Марина Геннадьевна
Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского
преподаватель, отделение СПО

Аннотация
В статье представлен обобщённый опыт работы студенческого дискуссионного клуба «Политолог». Деятельность клуба направлена на формирование личностных компетенций у студентов СПО.

Ключевые слова: клуба «Политолог», студенты


THE FORMING OF PERSONAL COMPETENCES THROUGH THE WORK OF THE DEBATE CLUB “POLITOLOGIST”.

Ryabokoneva Marina Gennadievna
Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod Arzamas Branch
educator, Department of vocational education

Abstract
The article presents generalized experience of the student’s work debate club “Politologist”. The work of the club refers to the forming of personal competences of the students of secondary professional education.
Key words and phrases: personal competences, active, topical, civil position, debate, patriot.

Keywords: club “Politologist”, students


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Рябоконева М.Г. Формирование личностных компетенций студента через деятельность кружка "Политолог" // Психология, социология и педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/11/3771 (дата обращения: 19.11.2016).

Деятельность преподавателя гуманитарных дисциплин в СПО всегда была   направлена не только на обучение, но прежде всего на воспитание студентов. Сейчас это приобретает особое значение. На современном этапе развития образования мы говорим о формировании личностных компетенций студента.

 

Под личностными компетенциями представляются способности восприятия, суждения и поведения личности, которые призваны обеспечить её эффективную интеграцию в окружающую действительность, и выступают основой для процесса самоопределения и самореализации.

Личностные компетенции позволяют:

•лучше понимать себя, осознавать свои мотивы в той или иной деятельности;

•чувствовать большую уверенность в своих силах;

•находить равновесие между личными целями и интересами окружающих;

•разрешать внутренние конфликты, лучше контролировать эмоции и поведение;

•преодолевать шаблоны и стереотипы мышления.[1]

Личностные компетенции отражают свойства человека, позволяющие ему интегрироваться с обществом.  Это его способности строить отношения с другими людьми, ставить перед собой цели и стремиться к их достижению, оперировать информацией, повышать свой уровень саморегуляции.

Современная жизнь требует от человека быть активным, энергичным, информационно осведомлённым, готовым постоянно менять себя и развиваться. При этом необходимо оставаться человеком с моральными устоями, а не становиться приспособленцем. Мы наблюдаем, насколько молодёжь бывает пассивна и безразлична к событиям, происходящим в нашей стране и во всём мире. По данным социологического опроса, проведённого студентами среди арзамасской молодёжи о событиях в Крыму и на Украине, более 50% респондентов ответили, что их мало интересует судьба Украины и всё, что там происходит. Это одна из проблем сегодняшнего общества – безразличие молодого поколения к важнейшим социально – политическим событиям и явлениям. При этом происходящее на Украине способствовало объединению российского народа, его сплочению, возрождению казалось уже утраченных ценностей взаимовыручки и поддержки. Но получается, что значительная часть российской молодёжи выпадает из процесса возрождения наших духовно –нравственных ценностей, на которых основывается наше общество. Кроме того, сейчас мы, педагоги, имеем дело с поколением детей, воспитанных на чужих ценностях, привнесённых нам с Запада. Например, традиционные ценности семьи заменены ценностью свободных отношений, а уважение к старшим и доверие к их опыту вытесняется знанием прав ребёнка. Но, как показывает история, народ, отвергающий свои традиции и устои, не имеет будущего. Решение подобных проблем в ходе образовательно – воспитательного процесса и представляет собой формирование личностных компетенций. Всё это требует от педагога поиска новых творческих подходов. Получение положительных результатов представляется возможным в кружковой работе. Хотелось бы поделиться опытом работы дискуссионного клуба «Политолог», который действует на протяжении нескольких лет в Арзамасском политехническом колледже им. В.А. Новикова.

В организации деятельности клуба «Политолог» поставлена следующая цель: помочь студенту сформировать свою гражданскую позицию и развить в себе социальную активность.

При участии студента в заседаниях клуба вырабатываются следующие компетенции:

-формирование своей позиции по какому-либо вопросу, умение отстаивать её, грамотно и корректно аргументируя;

-способность выявлять проблемы и противоречия современного общества, их причины и пути разрешения;

-развитие в себе устойчивого интереса к общественной жизни;

-способность ориентироваться в информационном пространстве;

-умение слушать и слышать другого;

-оценка и корректировка своей точки зрения;

-формирование патриотической позиции;

-осознание значимости наших традиций для дальнейшего развития российского общества.

В 2013 году «Политологу» исполнилось 10 лет. В марте 2003 года в разгар войны в Ираке на одном из классных часов состоялось обсуждение этой войны, что очень заинтересовало ребят. Они с особым увлечением прогнозировали развитие событий и итог войны, а затем в течение нескольких недель следили за происходящим. Так возникла идея о создании постоянно действующего дискуссионного клуба «Политолог». С того момента на обсуждение с ребятами выносилось множество различных вопросов.

При подготовке очередного заседания кружка одним из ключевых моментов является выбор темы. Она должна быть актуальной и вызывать интерес. Иногда мы берём для обсуждения острое, нашумевшее в данный момент событие. Например, противоречия на Украине и присоединение Крыма к России, война Грузии с Южной Осетией или скандальное выступление Пуси Райт в Храме Христа Спасителя. Иногда обсуждаем жизненно важные социальные вопросы, такие как: стоит ли служить в современной армии, влияют ли на психику компьютерные игры, что хотят заявить обществу представители молодёжных субкультур и другие. Чаще всего тему заседания выбирают сами студенты, а это значит, что она точно будет для них интересна. Но в любом случае, сформулировать её необходимо так, чтобы в самом названии звучали проблема или противоречие. Например, «Конец света: миф или реальность?», «Подвиги и герои: актуально ли это сегодня?», «Есть ли будущее у современной семьи?». Таким образом, создаётся почва для споров и размышлений. Тема последнего заседания звучала так: «Украинский вопрос: в западную демократию фашистским маршем». Тема «Современный нацизм и уроки второй мировой», обсуждаемая на «Политологе» несколько лет назад, сейчас стала ещё более актуальной, а потому требует серьёзной доработки и вынесения на очередное заседание. Тем более что националистические настроения присутствуют и в нашем городе. Проводя параллель с сегодняшней Украиной, необходимо показать крайнюю губительность и разрушительность национализма.

В организации заседаний кружка используется такой метод, как проведение социологического опроса. Его проводят сами ребята, затем обрабатывают результат и делают небольшое выступление на заседании. Так в нашей работе присутствует исследовательская деятельность. Соц. опрос всегда связан с темой дискуссии и как бы включает в неё более широкий круг людей. Опрос позволяет узнать, как думают в обществе об этой проблеме.

Так же в «Политологе» применяется метод анкетирования. Чаще всего он используется в начале заседания и даже не требует обработки. Анкета помогает сконцентрировать внимание ребят на основных вопросах, осознать свою позицию, заявить о ней.

Особенностью проведения диспутов является роль педагога, совершенно иная, чем на занятии. Педагог превращается в ведущего и одновременно в участника диспута, так же высказывает своё мнение, не навязывая его ребятам, так же участвует в голосовании. При этом студенты раскрепощаются и готовы к более глубокому осмыслению проблемы. Они с интересом и уважением относятся к мнению более опытного коллеги, а иногда и превращаются в оппонентов. Но при этом педагогу важно на протяжении всего заседания придерживаться той нравственной позиции, которую он хочет и должен донести до ребят.  Её нужно обязательно озвучить при голосовании, даже если не все с ней согласны. Главное, чтобы ребята задумались, не остались равнодушными к поставленной проблеме. Идея, преподносимая педагогом, должна всегда быть позитивной и побуждать студента к здоровой активной деятельности. Будь то вопрос о конце света или о засилье наркомании в стране.

Ещё одной особенностью работы «политологов» является возможность самим попробовать себя в роли ведущих диспута. Так как собираются активные ребята из разных групп, то они могут с помощью классного руководителя провести его на своём классном часе. Для этого они получают «Памятку политолога» и краткий план проведения заседания.  Таким образом, у ребят развиваются лидерские и организаторские способности.

Кроме того, на заседаниях часто используются сообщения, видеоролики, презентации, подготовленные самими студентами и раскрывающие тему дискуссии. Так студенты овладевают навыками работы с информацией. Они учатся ориентироваться в тех бесконечных потоках информации, которые выливаются на современного человека.

В итоге обсуждения чаще всего проводится голосование. На него выносится ключевой вопрос, заложенный в теме. Голосование позволяет ребятам сделать свой осознанный выбор, определиться в своём мнении. Это своего рода рефлексия для данного вида деятельности.

Конечно, самый главный момент любого заседания – это сама дискуссия. «Политолог» посещают студенты от первого до четвёртого курса. Тон дискуссии задают прежде всего старшекурсники, а младшие ребята с интересом слушают их высказывания, постепенно включаясь в обсуждение. Мнение старших товарищей им оказывается особенно интересно. При этом все участники диспута должны придерживаться главного принципа – уважение к собеседнику, даже если он становится оппонентом. Нередко бывает и так, что обсуждение друг с другом побуждает ребят корректировать свою точку зрения в положительную сторону, ведь именно мнение ровесников в этом возрасте особенно важно.

Итак, поскольку современная система общества выдвигает такие объективные требования к личности, как высокий уровень профессионализма, ответственность за результаты своей деятельности, требовательное отношение к себе, сформированность навыков межличностного общения, деятельность дискуссионного клуба «Политолог» направлена прежде всего на формирование личностных компетенций.  Участие в заседаниях помогает студенту становиться политически грамотным, социально активным, ориентирующимся в огромном информационном пространстве.  «Политолог» способствует формированию патриотизма, нравственных ценностей, уважения к своему народу и государству. Студент приобретает устойчивые навыки мыслить, анализировать, сравнивать, выявлять закономерности в актуальных общественно-политических событиях.


Библиографический список
  1. Цырендылыкова Н.Б. Формирование личностных компетенций выпускника бурятского лесопромышленного колледжа. // http: // physics. blpk-uu. // эксперимент


Все статьи автора «Ryabokoneva»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация