УДК 316

ВОЗВРАТ РЕБЁНКА В КРОВНУЮ СЕМЬЮ: УСЛОВИЯ, ТРУДНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Макарова Екатерина Евгеньевна
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
магистрант 1-го года обучения по направлению "Социальная работа"

Аннотация
В данной статье речь пойдет о социальной работе с семьей, в которой дети в силу различных негативных обстоятельств находятся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних. Особое внимание уделено значимости родительского воспитания и возможности сохранения семьи посредством возврата ребенка в кровную семью из детского учреждения.

Ключевые слова: возвращение ребенка кровным родителям, дети, дети-сироты, кровная семья, оставшиеся без попечения родителей, социальная работа с семьей, социально-реабилитационный центр


RETERNING CHILDREN HOME: CONDITIONALITY, PERSPECTIVE, DIFFICULTIES

Makarova Ekaterina Evgenievna
Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod
undergraduate of the first year in the direction of "Social work"

Abstract
This article is about significance of parenting care for children and about social work with families where parents who irresponsible towards their children. We talk about opportunity of returning children home from government care.

Keywords: orphanage, orphans, parental responsibilities., parenting care, returning children home


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Макарова Е.Е. Возврат ребёнка в кровную семью: условия, трудности и перспективы // Психология, социология и педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/11/3788 (дата обращения: 19.11.2016).

В России в настоящее время сложилась определенная система помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Наиболее распространенной формой государственной помощи является помещение ребенка в социально-реабилитационный центр. В данном учреждении основными направлениями социальной работы с семьей является сохранение целостности семьи, ее ресурсности и возможности воспитывать и обеспечивать детей. Детям создаются условия для формирования достойной жизненной перспективы их образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности. Но ни одно государственное учреждение не сможет заменить ребенку родительскую заботу.

Значимость родительского внимания на всех этапах взросления ребенка колоссальна, особенно на ранних этапах развития. Никакие другие институты социализации не смогут компенсировать отсутствие родительской заботы в детском возрасте. Общее физическое, психическое развитие детей, оставшихся без попечения родителей, отличается от развития сверстников, живущих в семьях, например, уровень интеллектуального развития ниже, беднее эмоциональная сфера и воображение.

Сам факт расставания ребёнка с кровной семьей наносит сильнейшую душевную травму. Детям  необходимо наличие значимых взрослых, которые бы оказали им поддержку. В связи с этим встает вопрос о проведении социальной работы с семьей и последующем возвращении ребенка кровным родителям [1-2].

Возвращение ребенка, оставшегося без попечения родителей, в кровную семью – это процесс, направленный на формирование позитивного образа кровной семьи, положительной мотивации ребенка и родителей на восстановление детско – родительских отношений, оценку их возможностей выполнять родительские обязанности, организацию работы по восстановлению в родительских правах совместно со всеми социальными службами.

Воспитание ребенка в кровной семье наиболее полно отвечает его потребностям и интересам, обеспечивая сохранность чувства родства, привязанности и постоянства отношений, что является основой полноценного развития личности.

Разлука с семьей приводит не только к разрыву отношений привязанности, но и к перемене социального и психологического статуса. С утратой основных ориентиров (семья и ближайшее окружение) нарушается восприятие себя и собственной жизни. Оно приобретает неустойчивый и фрагментарный характер, в результате чего создается ощущение неадекватности.

В семье ребенок общается с одними и теми же взрослыми и, соответственно, имеет дело с одними и теми же моделями поведения. В социально-реабилитационных центрах или детских домах характерно наличие сменяющихся взрослых с несовпадающими типами поведения и отношения к ребенку. У детей не формируется чувство привязанности, они не умеют доверять окружающим.

Во всех детских учреждениях у ребёнка нарушены личные границы. Большинство вещей принадлежат коллективу. Зачастую дети и решения принимают коллективно. Даже плохая семейная реальность позволяет сохранять индивидуальные границы и развивает самостоятельность.

Знания о своих предках и своей семье – «чувство корней» помогает человеку понять, каково его место в истории этой семьи и в жизни в целом, это знание тесно связано с понятиями «долг» и «смысл жизни», оно позволяет определить жизненные задачи и осознать значимость собственного жизненного пути.

В практике социальной работы специалисты не редко сталкиваются с ситуациями, когда помещение ребёнка в детское учреждение – необходимость. В таких случаях международные конвенции, национальное законодательство и руководства социальных служб требуют, чтобы социальная помощь была обеспечена так, чтобы дети могли возвратиться к их родителям и достичь необходимого уровня развития.

Воспитание ребенка в кровной семье наиболее полно отвечает его потребностям и интересам, поэтому организованная и последовательная помощь при воссоединении детей и родителей необходима для более быстрой адаптации к семье.

Решение о размещении ребенка в учреждении и вовремя начатая социальная работа оказывает влияние на вероятность успешного возвращения ребенка домой. Эти результаты также относятся к сопровождению семьи после прохождения реабилитации, когда существует риск для ребенка снова возвратиться в учреждение.

Результативность процесса возвращения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в кровную семью зависит от следующих условий:

  • создания в детском учреждении (детский дом, СРЦН и проч.) и вне его поддерживающей среды для возвращения ребенка в кровную семью;
  • наличие профессиональной подготовленности специалистов учреждений;
  • реализации индивидуальной для каждого ребенка программы восстановления детско-родительских отношений;
  • выявление и учет особенностей личностного статуса родителей, лишенных или ограниченных в родительских правах, степени их готовности и ресурсности к выполнению родительских функций при принятии решения о возвращении ребенка [3];

Для восстановления детско-родительских отношений специалисты уделяют внимание индивидуальной работе с ребенком и выстраивают тесное взаимодействие с кровными родителями.

В ходе работы специалистов социальной сферы с биологическими родителями необходимо изучить степень сохранности позитивных родительских ориентаций на будущее семьи. Изначально, приступая к работе с родителями, сотрудник социальной сферы должен оценить возможности родителей выполнять родительские обязанности и создавать условия для удовлетворения потребностей ребенка в семье. Родители должны стать быть активными участниками изменения своей жизненной ситуации.

Необходимо привлекать к работе всех членов семьи и ее ближайшее окружение. Во-первых, они выступают в качестве поддержки семье. Во-вторых, нельзя исключать возможность передачи ребёнка под опеку в случае неудачного возврата в кровную семью.

Важным направлением работы специалистов является взаимодействие с детьми.

В содержание работы с детьми входит:

  • подготовка их к жизни в реабилитированной семье;
  • осознание причин получения статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей;
  • формирование положительного образа биологических родителей и ближайших родственников;
  • отслеживание эмоционального состояния ребенка.

Также как и родители, дети должны ощущать поддержку в сложившейся ситуации и гарантированность защиты их прав и законных интересов.

До возвращения к кровным родителям у детей должны быть возможности сказать социальному работнику, что есть особые условия или факторы, которые могли бы помочь им адаптироваться, когда они вернутся к своим родителями. Например, продолжение реабилитации после возвращения детей домой или занятия со специалистами, которые бы повысили их благосостояние, когда они еще находятся в учреждении.

Если специалисты содействуют быстрому воссоединению ребенка с родными родителями, то вероятность комфортного возвращения, безусловно, становится выше. Вероятность возвращения в кровную семью детей, которые находились на попечении государства в течение  длительного периода, заметно снижается. Хотя, конечно, существуют примеры, когда дети возвращаются к родителям даже после длительного времени их разделения.

Для принятия решения в пользу воссоединения семьи необходимо проанализировать все существующие аспекты семейной ситуации. Ребёнок должен вернуться в семью, где решены текущие проблемы. Возвращение домой должно быть обдуманным поступком. Для этого должна быть проведена предварительная работа специалистов социальной сферы, как с родителями, так и с детьми.

Заранее должен быть разработан план поддержки семьи после возврата ребёнка в кровную семью. Необходимо учесть возможные сложности, с которыми столкнется семья в первое время после воссоединения.

В любой ситуации необходимо прогнозировать варианты и стремиться создавать наиболее комфортные условия для воссоединения кровной семьи.

Воспитание в кровной семье – неотъемлемое право каждого ребёнка. Забота и внимание родителей являются наиболее важными факторами развития гармоничной личности. Именно в этих условиях наиболее адекватно удовлетворяются жизненно важные потребности детей.

К сожалению, не все родители, которые были лишены прав, способны изменить трудную жизненную ситуацию. Многие изначально не обладают тем ресурсом, который позволил бы родителям, справиться с проблемой. Но всё чаще осознание материнских и отцовских чувств меняет взрослых, заставляет задуматься о необходимых переменах в жизни семьи. И тогда появляется шанс восстановить семью.

На данном этапе важно оказать комплексную помощь семье. В соответствии с законодательными документами, специалисты всех уровней должны работать на единую цель – воссоединение семьи. Разрабатывая социальные проекты, внедряя новые технологии работы, сотрудники социальной сферы должны ориентироваться на эффективную реабилитацию кровной семьи.

Возвращение ребенка в кровную семью – одно из самых важных направлений работы на сегодняшний день. Только семья может обеспечить ребенку необходимые знания, умения и навыки. Для восстановления семейных отношений крайне необходимо проводить своевременную социальную работу, как с родителями, так и с детьми. Специалисты должны учитывать различные особенности семейных ситуаций при возвращении детей. Каждый случай индивидуален и требует оригинального подхода.


Библиографический список
  1. Саралиева, З.Х. Система социальной работы: Монография. Н. Новгород: НИСОЦ, 2008.
  2. Саралиева З.Х. Семья – клиент социальной работы: уч.пособие для студентов вузов. Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 2003.
  3. Рындина Е.Н. Педагогические условия возвращения воспитанника детского дома в кровную семью: дис…канд.пед.наук: 13.00.01: защищена 22.10.07 Москва, 2007.
  4. Егорова Н.Ю., Курамшев А.В. Современная российская семья: основные тенденции // Социально-гуманитарные знания. 2008. №4. С. 106-118.
  5. Инновации в работе специалистов социально-психологических учреждений / Олиференко Л.Я., Чепурных Е.Е., Шульга Т.И., Быков A.B. Москва: издательство Полиграф сервис, 2001.
  6. Осипова И.И. Социальное сиротство: теоретический анализ и практика преодоления: Монография. Н.Новгород: НИСОЦ, 2009.
  7. Осипова И. И. Единое реабилитационное пространство как система профилактики социального сиротства // Отечественный журнал социальной работы. 2003. №1. С. 70-73.
  8. Черствая O.E. Педагогические аспекты влияния семейного уклада на воспитание детей: Монография. Вологда-Москва: Издательство «Русь». 2005.


Все статьи автора «Тимур Хусяинов»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация