УДК 372.8

РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ТЕМЫ «ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ» В КУРСЕ «ИНФОРМАТИКА И ИКТ» 8 КЛАССА

Разина Марина Владимировна1, Баженов Руслан Иванович2
1Гимназия №9, г.Комсомольск-на-Амуре, учитель информатики
2Приамурский государственный университет имени Шолом-Алейхема, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой информатики и вычислительной техники

Аннотация
В статье приведена авторская методика преподавания темы «Передача информации» в курсе «Информатика и ИКТ» по учебнику Н.Д.Угриновича 8 класса. Рассматривается метод эффективного использования цифровых образовательных ресурсов на уроке. Показана методика разработки конспекта урока учителя. Разработка иллюстрируется примерами из практики.

Ключевые слова: информационный канал, источник информации, помехи, приемник информации


THE ELABORATION OF TEACHING METHODOLOGY OF THE THEME «THE TRANSMISSION OF INFORMATION» OF CURRICULUM «INFORMATICS AND ICT», GRADE 8

Razina Marina Vladimirovna1, Bazhenov Ruslan Ivanovich2
1Municipal Educational Institution Gymnasium № 9,Komsomolsk-on-Amur, science teacher
2Sholom-Aleichem Priamursky State University, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Head of the Department of Computer Science

Abstract
The article presents an author's methodology of teaching the theme «The Transmission of Information» of curriculum «Informatics and ICT» by textbook of N.D.Ugrinovich, grade 8. A method of the effective usage of digital educational resources in the classroom is explored. The methodology of the lesson synopsis elaboration is described. The elaboration is illustrated by examples from practice.

Keywords: information channel, information receiver, interference, source of information


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Разина М.В., Баженов Р.И. Разработка методики преподавания темы «Передача информации» в курсе «Информатика и ИКТ» 8 класса // Психология, социология и педагогика. 2014. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/11/3927 (дата обращения: 27.10.2023).

Важным объектом изучения раздела «Коммуникационные технологии» образовательной программы «Информатика и ИКТ» основной школы вы­ступает процесс передачи информации. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия такие понятия как: источник информации, информационный канал (каналы связи), помехи, приемник информации. Практическая часть раздела направлена на освоение школьниками навыков решения задач, где проверяется знание единиц измерения пропускной способности, умение определять скорость передачи информации. Знания по этому разделу проверяются во время ГИА (государственная итоговая аттестация) в 9 классе, и во время ЕГЭ (единый государственный экзамен) в 11 классе.

Методические проблемы обучения информационным технологиям описаны Р.И.Баженовым, Н.Г.Баженовой, В.А.Векслером, Д.В.Лучаниновом [1-7], О.Б.Голубевым, О.Ю.Никифоровым [8], Е.М.Каргиной [9], О.М.Киселевой [10], С.В.Козловым [11], И.Н.Мовчан [12], Р.И.Остапенко [13], А.А.Рыбановым [14], И.И.Раскиной [15], Ю.П.Штепа [16,17], М.В.Щербининой [18]. Проблеме разработки методики обучения теме «Передача информации» посвящены работы многих специалистов: М.П.Лапчик и др.[19], В.В. Малев [20], А.И. Бочкин [21], В.Н. Рыжов [22], Н.В. Софонова [23] и др. 

Методика обучения теме в 8 классе нашла отражение в работах Л.Л.Босовой [24], Л.М. Дергачевой и Д. С. Рыбакова [25], И.Г. Семакина [26], Н.Д. Угриновича [27] и др. 

Цель работы состоит в разработке методики преподавания темы «Передача информации» в курсе информатики и ИКТ по учебнику Н.Д. Угриновича [28] 8 класса.

Использование на уроке информационных технологий является одной из движущих сил процесса обучения. Они позволяют современному учителю модернизировать учебный процесс, повышают эффективность обучения, а также выполняют основные функции передачи и обработки информации.

Урок является одной из организационных форм учебно-воспитательного процесса в школе и основой классно-урочной системы обучения. Урок «Передача информации» является первым в системе уроков раздела «Коммуникационные технологии» по учебнику Н.Д. Угриновича 8 класс. На изучение темы «Передача информации» отводится один час. Сложность заключается в том, что за один урок учитель должен рассказать теоретический материал, а также заложить вычислительные навыки, необходимые для решения задач ГИА в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе по данной теме.

Представим разработку урока.

Разработанный урок классифицируется по дидактической цели тип урока как ознакомление с новым материалом, по способу проведения – комбинированный.

При проведении урока мы ставим следующие цели:
1) образовательные:ввести понятия коммуникационные технологии, каналы передачи информации, характеристики каналов передачи информации; 
рассмотреть различные примеры применения каналов передачи; 
использовать различные способы работы с информацией:2) развивающие:развивать познавательный интерес, творческую активность учащихся; 
развивать дружеское и деловое общение учащихся в совместной работе, умение слушать товарища, не перебивая;
развитие мыслительных операций, памяти, речи.3) воспитательные:воспитывать интерес к предмету, внимательность, дисциплинированность;
воспитывать общеучебные навыки.Реализация занятия возможна на оборудовании: компьютер, проектор, экран, презентация «Передача информации». На уроке применяются виды работы: беседа, работа с учебником, первичная проверка знаний учащихся.

Представленный урок организован следующим образом по этапам: организационный момент, актуализация знаний, постановка цели урока, изучение нового материала, подведение итогов урока, постановка домашнего задания.

Покажем реализацию разработки урока.
Структура и ход урока:
1. Организационный момент (1-2 мин)
2. Актуализация знаний (5-7 мин) 
Начиная изучение Главы 3 «Коммуникационные технологии», можно применить кроссворд на этапе актуализации знаний. Ответы на вопросы кроссворда активизируют мыслительные процессы, подготовят ребят к восприятию нового материала и они сами по ключевому слову смогут назвать тему урока – «Передача информации» (рис. 1).


Рисунок 1 – Слайд презентации с ключевым словом

3. Постановка цели урока (1 мин)
Записывается тема урока в тетрадь, определяется круг решаемых задач:
- познакомиться с технологией передачи информации
- определить, как осуществляется этот процесс
- записать единицы скорости передачи информации и соотношения между ними в тетрадь
- решить задачу по теме урока
- провести первичную проверку знаний в виде теста на ПК.
4. Изучение нового материала + первичная проверка знаний (30 мин)
Для объяснения материала урока используется презентация, созданная учителем, в которую включены элементы ЭОР:
1. обмен информацией с использованием различных физических принципов [29]: 


Рисунок 2 – ЭОР «Информация и ее носитель (электрический сигнал)»

Рисунок 3 – ЭОР «Информация и ее носитель (нервные импульсы)»

В ЭОР встречаются понятия:
- из курса физики - звуковые волны, электрический сигнал (рис. 2), радиоволны, световые импульсы
- из курса биологии - нервные импульсы (рис. 3)
Здесь же целесообразно продемонстрировать натуральные образцы (если таковые имеются: оптоволокно, коаксиальный кабель, витая пара)
2. понятие источника и приемника информации (рис. 4) [30] 


Рисунок 4 – ЭОР «Источник и приемник информации

Затем учащиеся чертят общую схему передачи информации в тетради (работа с учебником), приводят примеры:- источник информации один, а приёмников – несколько
- приёмник один, а источников несколько
- взаимный обмен информацией 
- понятие помех при передаче информации (рис. 5, 6) [31]


Рисунок 5 – ЭОР «Искажение информации» (звук без помех)

Рисунок 6 – ЭОР «Искажение информации (помехи при передаче информации)

Ниже представлены некоторые слайды презентации учителя (рис. 7-10):


Рисунок 7 – Слайд презентации учителя

Рисунок 8 – Слайд презентации учителя
Рисунок 9 – Слайд презентации учителя


Рисунок 10 – Слайды презентации учителя

Единицы измерения пропускной способности канала передачи информации записываются в тетрадь (слайд презентации, информация в учебнике), они будут применяться при решении задач.
Разбор и решение задачи из Задания для самостоятельного выполнения (слайд презентации учителя). Можно, по желанию, выбрать ученика, который в приложении Калькулятор произведет вычисления, необходимые в задаче.
Сделать заключение по изучению теоретического материала, попросив ребят назвать то новое, с чем они познакомились.
Далее идет этап первичного закрепления знаний, позволяющий выяснить, усвоены ли основные принципиальные, ключевые моменты новой темы. В качестве проверки используется тест, созданный учителем в MS Excel по изученным понятиям темы урока (рис. 8) 

Рисунок 8 – Фрагменты тестового задания

5. Подведение итогов урока (2-3 мин)Результатом деятельности учащихся на уроке является осознание важности полученных знаний, понимание сути процесса передачи информации, знание общей схемы передачи информации, основной характеристики каналов передачи информации (пропускная способность или скорость передачи информации), единиц измерения пропускной способности, вдумчивый подход к решению задач. Каждый учащийся оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм проведения урока. Учитель выставляет отметки.6. Постановка домашнего задания (2 мин)Домашнее задание состоит из двух частей:1) прочтение параграфа учебника и конспекта урока2) решение задачи из ДЕМО версии (выдаются карточки каждому ученику, например: «Скорость передачи данных равна 128000 бит/c. Через данное соединение передают файл размером 625 кбайт. Определите время передачи файла в секундах». 

Методика проведения урока по теме «Передача информации» была опробована на открытом мероприятии во время прохождения недели естественных наук в школе и дала положительный результат. Осуществлялось чередование разных видов деятельности, контроль за знаниями учащихся организовывался через первичное закрепление, что способствовало лучшему усвоению знаний.


Библиографический список
  1. Баженов Р.И., Баженова Н.Г. О методике разработки конспекта урока // Современная педагогика. 2014. № 9 (22). С. 89-98.
  2. Баженов Р.И., Дзиковский Ф.Г., Дубей О.Я. The teaching of object-oriented approach on programming language F# // Eastern European Scientific Journal. 2014. № 2. С. 254-259.
  3. Баженов Р.И. Об организации научно-исследовательской практики магистрантов направления «Информационные системы и технологии» // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 9-2 (41). С. 62-69.
  4. Баженов Р.И. О методике обучения проектированию информационных систем будущих менеджеров // Психология, социология и педагогика. 2014. № 8 (35). С. 30-38.
  5. Bazhenov R.I., Luchaninov D.V. Use of blended learning elements for formation of a humanitarian student’s creative initiative at learning modern information technologies // Life Science Journal. 2014. Т. 11. № 11s. С. 371-374.
  6. Баженов Р.И., Лобанова А.М. Обучение основам предпринимательства в компьютерной экономической игре «Капитализм 2» // Экономика и менеджмент инновационных технологий. 2014. № 4 (31). С. 35.
  7. Vexler V.A., Bazhenov R.I., Bazhenova N.G. Entity-relationship model of adult education in regional extended education system // Asian Social Science. 2014. Т. 10. № 20. С. 1-14.
  8. Голубев О.Б., Никифоров О.Ю. Особенности инновационной архитектуры учебного взаимодействия в цифровой школе//Инновационный Вестник Регион. 2012. № 4. С. 69.
  9. Каргина Е.М. Особенности профилизации образовательной среды на педагогическом уровне // Молодой ученый. 2014. № 5 (64). С. 513-515.
  10. Киселева О.М. Преподавание дисциплины «Социальная информатика» в вузе для направления подготовки «Социальная работа» // Современная педагогика. 2014. № 5 (18). С. 17.
  11. Козлов С.В. Анализ результатов экспериментальной деятельности по изучению основ объектно-ориентированного программирования в школьном курсе информатики // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 6-3 (38). С. 16.
  12. Мовчан И.Н. Цифровые образовательные ресурсы: современные возможности и тенденции развития // Сборник научных трудов Sworld. 2010. Т. 26. № 4. С. 36-38.
  13. Остапенко Р.И. Использование Интернет-ресурсов при решении математических задач студентами вузов спортивной направленности // Перспективы науки и образования. 2014. № 2 (8). С. 90-94.
  14. Рыбанов А.А. Видеоурок как средство эффективного обучения прикладному и системному программному обеспечению // Дистанционное и виртуальное обучение. 2009. № 11. С. 42-48.
  15. Раскина И.И., Штепа Ю.П. Обучение школьников информационному моделированию в контексте новых требований к образовательным результатам // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 2. С. 171.
  16. Штепа Ю.П. Оценка сложности учебных задач по информационному моделированию // Информатика и образование. 2014. № 2 (251). С. 66-67.
  17. Штепа Ю.П. Роль обучения решению задач по информационному моделированию для развития ИКТ-компетентности старшеклассников // Вестник Приамурского государственного университета им. Шолом-Алейхема. 2009. № 1. С. 28-44.
  18. Щербинина М.В. Вопросы изучения информационных технологий в профильных классах // Педагогическое образование на Алтае. 2002. № 3. С. 134-140.
  19. Теория и методика обучения информатике / М.П. Лапчик, И.Г.Семакин, Е.К. Хеннер, М.И. Рагулина и др. Под ред. М.П. Лапчика. М.: Академия, 2008
  20. Малев В.В. Общая методика преподавания информатики: Учебное пособие.  Воронеж: ВГПУ, 2005. 272 с.
  21. Бочкин А.И. Методика преподавания информатики: Учебное пособие. И.  М.: Высш. шк., 2008. — 431 с.
  22. Рыжов В.Н. Методика преподавания информатики. Саратов: УЦ «Новые технологии в образовании». 512 с.
  23. Софронова Н.В. Теория и методика обучения информатике: Учеб. пособие / Н.В. Софронова. М.: Высш. шк., 2004.  223 с.
  24. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 8-9 классов.  М: БИНОМ Лаборатория знаний, 2012.
  25. Дергачева Л.М., Рыбаков Д.С. Определение скорости передачи информации при заданной пропускной способности канала // Информатика и образование.  2011.  №5.  С. 23-29.
  26. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю.Преподавание базового курса в средней школе.  М: БИНОМ Лаборатория знаний, 2007.
  27. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе: Методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.  182 с.
  28. Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012
  29. Информация и ее носитель (N 134874) URL: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/5d9a3e71-9364-4549-9547-6c2606387971/?from=9916334c-3915-4f52-965d-f33da2f8638e&interface=catalog&class=50&subject=19
  30. Источник и приемник информации (N 135155) URL: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f530aee3-c82c-407c-b91d-d4c6637a3fb5/?from=9916334c-3915-4f52-965d-f33da2f8638e&interface=catalog&class=50&subject=19
  31. Помехи при передаче информации (N 134850) URL: http://school-collection.edu.ru/catalog/res/1ebf66d3-4675-46dc-ada4-47355808e0f4/?from=9916334c-3915-4f52-965d-f33da2f8638e&interface=catalog&class=50&subject=19


Все статьи автора «Разина Марина Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: