УДК 37.06

ПОНИМАНИЕ ПАТРИОТИЗМА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖЬЮ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ СГАУ)

Райзман Екатерина Михайловна1, Трафимова Галина Анатольевна1, Агуреева Алина Викторовна1
1Самарский государственный аэрокосмический государственный университет имени академика С.П. Королева (национальный исследовательский университет)

Аннотация
В статье рассмотрены аспекты влияющие на формирование и развитие патриотизма как политического, социального, психологического феномена. Выявлено отношение студентов СГАУ к патриотизму и вопросам его воспитания с помощью социологического исследования.

Ключевые слова: патриотизм, Россия


MODERN YOUTH'S PERCEPTION OF PATRIOTISM (ON THE EXAMPLE OF SSAU STUDENTS)

Raizman Ekaterina Mikhailovna1, Trafimova Galina Anatolevna1, Agureeva Alina Viktorovna1
1Samara State Aerospace University named after academician SP Korolev (National Research University)

Abstract
The article discusses aspects influencing the formation and development of patriotism as a political, social, psychological phenomenon. Revealed students' attitudes to patriotism and SSAU on his education with the help of sociological research.

Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Райзман Е.М., Трафимова Г.А., Агуреева А.В. Понимание патриотизма современной молодежью России (на примере студентов СГАУ) // Психология, социология и педагогика. 2014. № 12 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/12/4012 (дата обращения: 27.05.2017).

В настоящее время в связи с формированием новых общественных отношений в РФ становится особенно актуальным изучение различных аспектов такого явления, как патриотизм. Возникает настоятельная потребность в научном анализе тех процессов, которые влияют на формирование и развитие патриотизма как политического, социального, психологического феномена. Особое место занимает проблема отношения к патриотизму в среде молодежи.

Среди духовных качеств населения любого государства, в том числе России, патриотизм является одним из важнейших, а беззаветная любовь граждан к своей Родине, государству, народу, его историческим достижениям лежит в основе политических, экономических и культурных успехов общества.

Для России патриотизм в современном мире имеет особое значение. Однако его воспитание, носящее всегда конкретно-исторический характер, осложняется сегодня многими обстоятельствами, и прежде всего тем, что, с одной стороны, значительная часть общества, в том числе молодежь, стала негативно относиться к понятиям гражданского долга, ответственности за судьбу Отечества, а с другой – лжепатриотическими лозунгами, столь популярными среди некоторых групп молодежи [2].

С целью выявить отношение студентов СГАУ к патриотизму и вопросам его воспитания, было проведено социологическое исследование. В нем приняли участие 289 студентов СГАУ 2, 3, 5 и 7 факультетов.

Большинство опрошенных нами студентов (73,3%) поддерживают идею того, что в нашей стране не уделяется достаточно внимания патриотическому воспитанию молодежи. Противоположной точки зрения придерживаются 18,1% студентов, и, наконец, 23% затруднились дать ответ на этот вопрос.

Очень высокий процент опрошенных (75,3%) отметили пользу патриотического воспитания, и всего лишь 4,2% считают патриотизм не нужной чертой человека. 19,4% затруднились оценить патриотизм как пользу или вред.

Исходя из этого, мы попросили оценить необходимость советского опыта патриотического воспитания в современной России. Почти треть опрошенных нами студентов (34,7%) не смогли дать ответ на данный вопрос. Около половины респондентов, (46,2%) считают, что подобное воспитание патриотических чувств актуально и сейчас, и 18,1% – не видят в нем смысла в настоящее время.

Если говорить не  только о советском опыте воспитания патриотизма, а оценить и деятельность других государств в данном направлении, то необходимость использовать опыт других стран для улучшения ситуации приветствуется половиной опрошенных (47,6%), 37,8% равнодушны к такой идее, 13,9% затруднились ответить.

Не упуская из виду каналы воздействия на массовое сознание, мы опросили молодежь об эффективности воспитания патриотических чувств через средства массовой информации.

По мнению четверти опрошенных (25,3%) современные СМИ способствуют воспитанию чувства патриотизма. 61,8% не ощущают патриотического влияния СМИ, еще 12,2% не смогли его оценить.

Еще одним каналом патриотического воспитания, безусловно, является ВУЗ. Четверть студентов (26,7%) – замечают патриотическое воспитание в СГАУ, а более половины опрошенных (54,9%) – нет. Также 18,1% не дали ответа на данный вопрос.

Далее студентам был предложен вопрос о том, какие чувства к Родине патриот должен испытывать: только любовь к Родине, или же еще и гордость за нее. Большая часть респондентов (69,4%) воспринимают патриота, как человека, который должен любить Родину и гордиться ею, только 18,8% считают, что патриот должен только любить Родину, а гордиться ею не обязательно.

Мы попросили студентов дать определение слову патриотизм. Около четверти опрошенных (27,4%) понимают патриотизм как любовь к Родине. И меньше десятой части опрашиваемых (8,7%) полагают невозможность патриотизма без привития чувства гордости.

Далее студентам были предложены несколько открытых вопросов, на которые они могли дать развернутый ответ.

4,5% не представляют патриотизм без уважения к родному месту.
По мнению 4,9% составляющая патриотизма – это способность защитить свою страну или сделать какой-либо вклад во благо страны.
2,1% считают проявлением патриотизма – верность, благодарность и преданность своей стране. 6,9% считают, что воспитание подобных чувств должно быть основано на знании истории, ценностей и исторических личностей своей страны.
Более редкими выступили следующие определения патриотизма: «воспитание, которое редко дает повод стыдится государственной политики», «видеть не только плюсы, но и минусы», «надежда на светлое будущее», «поддержка действующей власти», «бережное отношение».
При ответах было отмечено, что патриотизм имеет функцию сплочения.

На вопрос о том, кого в настоящее время можно считать патриотом, ответило 200 студентов из 289 опрошенных.  Остальные 30,8% воздержались от ответа, либо ответили, что не могут их назвать.

Из 200 студентов, давших ответ на данный вопрос, 37% назвали политиков. Среди них лидерами стали: Жириновский, завоевавший симпатию 16 респондентов, Медведев, которого назвали 13 студентов и Путин – 10 респондентов. В свою очередь, Медведева и Путина вместе назвали 4 человека, Правительство России назвали 2 человека, Артякова – 2 человека, Азарова и Тархова – по одному человеку. Также называли имена Сарова, Абрамовича, Шойгу, партию КПРФ, – по одному респонденту. Из исторических политических деятелей студенты отметили Петра I  – 7 человек, Сталина – 3 человека, Екатерину II  – 2 человека, Ленина – 2 человека, Александра II – 1 человек и Че Гевару – 1 человек.

Среди опрощенных 27% назвали патриотами деятелей культуры и искусства. Маяковского, Пушкина  и Есенина назвали по 3 человека, Старикова, Высоцкого, Михалкова, Газманова, Некрасова и Солженицына назвали по 2 человека. Также называли Ахматову, Бабкину, братьев Стругацких, Бунина, Растеряева, Горького, Шевчука, музыкальную группу «Брет», Расторгуева, Щеглова, Соловьева.

Студенты не могли обойти вниманием героев России и СССР: патриотами назвали солдатов (6 человек), героев России и ветеранов Великой Отечественной войны (21 человек). Довольно много респондентов ответило, что патриотами являются пенсионеры и люди, воспитанные в СССР (8 человек).

Также высокую оценку в глазах молодежи получили спортсмены. Почти 10% респондентов ответили, что патриотами сегодня можно назвать спортсменов. Из них лидером стал Емельяненко (7 человек), Кузнецов (2 человека), члены сборных России (2 человека). Также назвали Занзова, Харитонова, Кочергина, Немова, Костомарова, Навка, Моня.

Двое опрошенных назвали патриотами тех талантливых людей (спортсменов и ученых), которые имеют возможность покинуть страну, но не делают этого.

Среди прочих, 7 человек ответили, что патриотом является любой человек, старающийся улучшить жизнь в стране. 3 опрошенных студента ответили, что патриоты – это те, кто отказался от алкоголя, курения и наркотиков.

Среди опрошенных студентов были те, кто считает себя патриотом – 11человек (5,5% от числа ответивших на вопрос). Также среди своих знакомых видят патриотов 8 человек (4% от числа опрошенных).

В ходе опроса респондентам был задан вопрос о том, как они понимают выражение Н.А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». На этот вопрос ответили 205 человек, а 41,0% затруднились дать ответ на данный вопрос.

Из числа ответивших студентов наиболее популярная версия трактовки фразы поэта была связана с тем, что каждый человек должен быть гражданином, исполнять гражданский долг. Такой ответ дали 79 респондентов (38,5%). Второй по популярности версией стала: «Каждый должен любить свою страну», «Человек должен любить страну, в которой он родился». Такие ответы были высказаны 35 опрошенными студентами (17,1%). 25 человек (12,2%) сказали, что фраза Некрасова означает, что каждый должен быть патриотом. «Человек должен уважать и ценить свою страну, ее историю, традиции и обычаи», – так трактовали выражение поэта 17 человек (8,3%). Популярной версией стала: «Каждый должен стараться улучшить жизнь в стране, или хотя бы не мешать ему», – такой ответ дали 15 опрошенных студентов (7,3%). «Каждый должен любить и уважать свою страну», – такой ответ дали 12 опрошенных (5,9%). 4 человека (2,0%) посчитали, что Н.А.Некрасов имел ввиду необходимость участие в политике, защиты прав, наличие гражданской позиции. 3 человека (1,5%) ответили, что «каждый должен гордиться своей Родиной», столько же человек ответили, что «каждый должен любить свою страну и гордиться ей». Такое же количество людей (1,5%) сказали, что «каждый должен любить и защищать свою страну». Столько же дали ответ, что «человек должен оставаться человеком». По 2 человека (1,0%) отметили следующие версии: «верность Родине», «ответственность за страну», «человек не должен оставаться равнодушным». Также опрошенные студенты высказывали такие версии (по одному человеку): «у человека должна быть свобода мысли в государстве», «человек должен любить и защищать свою страну», «поэты должны быть патриотами», «все находящиеся в России должны иметь российское гражданство», «человек – это часть страны, в которой он живет», «Родину не выбирают», «должно быть строгое советское воспитание» [3, с. 206].

Таким образом, хочется отметить, что высокая доля опрошенных ценит героев прошлого, а особенно, героев Великой Отечественной войны, считает настоящими патриотами людей, воспитанных в СССР. Также почти половина респондентов настаивает на необходимости использования опыта воспитания патриотизма, проводимого в СССР. Очевидно, что использовать его целиком сегодня невозможно и не нужно, но необходимо понимание того, что российское государство  в течение всей своей истории строилось на основе соединения этносов в единое государство, объединенное общими интересами, общей моралью, едиными ценностями. И сегодня мы стоим на пороге поиска новых интеграционных идей, способствующих сплочению нашего народа. Осознание миссии государства и светлая память о его прошлом, смелые шаги в будущее помогут молодому поколению почувствовать себя соучастниками истории великой страны, имя которой Россия.


Библиографический список
  1. Гуменная А.Н. Проблемы формирования патриотизма
    молодежи в современной России. Молодые исследователи России. http://mir.spbu.ru/index.php?option=com_k2&view=item&id=59:mns-15-5-07&itemid=32
  2. Исаков А.И. Российский патриотизм сегодня. Обозреватель. http://www.observer.materik.ru/observer/N7_2004/7_01.htm
  3. Трафимова Г.А. Молодежь, образование, культура: современные реалии и проблемы: М-лы Всеросс. научно-практ. конф. с международ. участием. – Самара: ООО “Книга”, 2011. С.202-207.


Все статьи автора «paradisenet»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: