УДК 316

ВИРТУАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА КАК ОСОБАЯ ФОРМА СОЦИАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Соловей Алеся Петровна
Институт социологии НАН Беларуси
магистр, младший научный сотрудник

Аннотация
Актуальность выбранной темы связана с тем, что виртуальные сообщества в современном мире являются одним из лидирующих средств коммуникации. В статье исследуются виртуальные сообщества как особая форма социальной интеграции, а также структура виртуальных сообществ и особенности взаимодействия пользователей в виртуальных сообществах.

Ключевые слова: виртуальное сообщество, виртуальное сообщество пользователей, Интернет, общностное знание


VIRTUAL COMMUNITIES AS SPECIAL FORM OF SOCIAL INTEGRATION

Solovey Alesya Petrovna
Institute of Sociology NAS of Belarus
magister, junior research fellow

Abstract
Relevance of the chosen theme related to the fact that virtual communities in the modern world are one of the leading means of communication. The article researches the virtual community as a special form of social integration, as well as the structure of virtual communities and features of interaction among users in virtual communities.

Keywords: common knowledge, virtual community, virtual community of users


Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Соловей А.П. Виртуальные сообщества как особая форма социальной интеграции // Психология, социология и педагогика. 2014. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/06/3341 (дата обращения: 04.11.2023).

Среди сетевых ресурсов все большую роль играют виртуальные сообщества, основными функциями которых являются поддержка общения, обмен мнениями, получение информации. Формирование сообществ в сети Интернет обусловлено процессами глобализации, урбанизации, а также внутренними психологическими мотивами и социальными потребностями современного человека. Люди со временем во все больших масштабах организуются посредством виртуальных сообществ на основе компьютерной коммуникации. Индивидуумы строят свои онлайновые сети, основываясь на своих интересах, ценностях, склонностях.

Виртуальные сообщества способствуют как организации социальных коммуникаций между людьми, так и реализации их социальных потребностей. В наибольшей степени пользователей виртуальных сообществ привлекают такие возможности как установление более прочных дружеских, личных, профессиональных связей, выражение собственного мнения, социальная выгода от контактов, рекреация.

С появлением и развитием интернета как нового средства коммуникации можно говорить о новых моделях социального взаимодействия. Виртуальные коммуникации, основанные на интернете, повлияли на  изменение формы и содержания социальных взаимодействий, на расширение социальных интеракций. Понятие «виртуальных сообществ» привлекает внимание к появлению нового базиса социального взаимодействия [1, с. 151]. Учитывая то, что взаимодействие основано, прежде всего, на установлении контактов между субъектами взаимодействия, виртуальное сообщество способствует данному процессу, объединяя людей и давая возможность поддерживать постоянную связь между ними. Тем самым выступая новой формой социальной интеграции.

Следует отметить, что первые пользователи компьютерных сетей создавали «виртуальные сообщества». Термин введен Г.  Рейнгольдом в 1993 году в книге «Virtual Community», в которой обсуждаются различные примеры коммуникаций между членами социальных групп на основе электронных рассылок, многопользовательских сообществ, новостных списков. Профессор социологии из университета Торонто Б. Велман определяет понятие сообщества через понятие сети. «Сообщества – это сети межличностных связей, обеспечивающие социальное взаимодействие, поддержку, информацию, чувство принадлежности к группе и социальную идентичность» [2, с. 63].

Виртуальные сообщества – это своеобразная проекция социальных сетей в виртуальном пространстве, пространстве интернета. Виртуальное сообщество – это совокупность социальных связей и отношений, опосредованных интернетом, целью которых является установление межличностного общения между людьми, создание сети друзей для реализации различных социальных потребностей.

В целом для коммуникации в сети Интернет характерны такие признаки как: анонимность, добровольность, затрудненная эмоциональность, которая компенсируется специально разработанной знаковой системой для передачи эмоций, ролевость, связанная с презентацией личности, отличающейся от реальной жизни, множественность и изменчивость идентичности в пространстве коммуникаций, изменчивость социального статуса участников.  В некоторых случаях общение может быть ориентировано и на изменение стратегий представления пола в сети. Данные черты характерны и для взаимодействия в виртуальных сообществах. Но стоит указать и на некоторые особенности, специфичные только для взаимодействия в виртуальных сообществах, и не характерные для других форм коммуникации в интернете.

Виртуальные сообщества функционируют, основываясь на двух главных, общих для всех культурных ценностях. Первая – ценность свободной, горизонтальной коммуникации. Практика виртуальных сообществ – это практика глобальной свободы слова в эпоху господства медийных конгломератов и цензур государственной бюрократии. В целом, свобода для многих высказывать свое мнение и доводить его до сведения многих других – одна из фундаментальных ценностей интернета. Вторая ценность – это самонаправляемая организация, или возможность для каждого найти его (или ее) собственное место в интернете. А если не получится найти место, то возможно создать собственную информацию и, опубликовав ее, тем самым инициировать появление нового виртуального сообщества [3, с. 73]. Ведь, по сути, тема, вокруг которой строится виртуальное сообщество, определяется самими участниками. И в интернете вы будете тем, кем вы себя назовете, и именно на основе этого ожидания со временем создается виртуальное сообщество социального взаимодействия.

Первичной и важнейшей отличительной чертой виртуальных сообществ является виртуальность пространства, где осуществляются коммуникации, а все прочие особенности являются производными от этой основополагающей характеристики.  Виртуальные сообщества отличаются от прочих виртуальных форм социальной интеграции, тем что, во-первых, используют общий для всех членов канал коммуникации, во-вторых, имеют четкие границы (членство) и, в-третьих, характеризуются общностью целей/интересов своих участников [4].

В отличие от реального сообщества, виртуальное сообщество осуществляет коммуникацию и координирует действие посредством сетевых технологий. По мнению Г. Рейнгольда виртуальные практики изоморфны реальным (схожи по структуре, но функционируют в отличных условиях) – взаимодействие в виртуальной среде осуществляется через текстовые формы (или гипертекст). Существенным отличием является и возможность конструирования участниками виртуального сообщества новых правил социального (а также экономического и пр.) поведения и соответствующих институциональных механизмов, упорядочивающих отношения в виртуальном пространстве. Эта важная особенность объясняется широкими техническими  возможностями регулирования коммуникации в сетевом социуме [5]. Виртуальное сообщество, в отличие от блогов, построено не на общении через записи дневникового типа и их комментировании, а на более простых коммуникациях через личную переписку, фото, видео.

Стоит отметить, что некоторые участники, посетив виртуальное сообщество, удовлетворяют какую-либо частную потребность и в дальнейшем не склонны продолжать сетевую публичную жизнедеятельность. Тем самым, большинство онлайновых сообществ являются непрочными, временными, и редко онлайновое взаимодействие сопровождается физическим.

Главным субъектом взаимодействия в виртуальных сообществах является пользователь. Пользователь – человек, который имеет один или несколько профилей в разнообразных социальных сетях. Каждого пользователя следует рассматривать в контексте всей деятельности, которую он производит в режиме online. Виртуальное сообщество пользователей – совокупность пользователей, у которых интересы в течение некоторого времени близки, т.е. они получают доступ к одинаковым информационным объектам, размещенным на сайтах и предоставляющим интерес, при этом данная информация является полезной или развлекательной [6, с. 17]. В ходе своей активности пользователь может иметь несколько параллельных интересов. Интерес может проявляться активно – размещение или переработка информации. При пассивном проявлении интереса информация пользователем только потребляется. Сетевая жизнь пользователя после регистрации начинается с профиля, который содержит информацию о поле, возрасте, образовании, месте работы, месте жительства, семейном положении, интересах, вкусах, предпочтениях.

Особое внимание стоит уделить структуре виртуальных сообществ. Виртуальное сообщество может быть разбито по интересам на открытые или закрытые группы, клубы, у которых свои модераторы. Но не все виртуальные сообщества имеют механизм объединения по интересам и формирования групп.  Основанием социокультурного единства виртуального сообщества выступает общностное знание. Это связано с тем, что существование сообществ, членство в которых основано на индивидуальном интересе, становится возможным при условии разделения их членами общностного знания. Подобного рода знание о сообществе содержит представление о комплексе его смысловых значений, приемлемых способах их презентации, об условиях осуществления деятельности в рамках сообщества. Следовательно, общностное знание, в данном контексте, рассматривается в качестве интегративного элемента, который позволяет сохранять социокультурную целостность виртуального сообщества во времени и обеспечивает достижение членами сообщества своих целей.

В качестве центральной структурной характеристики виртуального сообщества выступает отсутствие общего пространства взаимодействия для ее участников. Виртуальное сообщество представлено как взаимосвязь отдельных звеньев – ячеек. Отметим, что виртуальное сообщество представляет собой сетевой объект с точки зрения как внешних, так и внутренних связей, и имеет внутреннюю сетевую структуру. В таких сообществах связи ее членов индивидуализируются, так как каждый выстраивает свою собственную сеть. Также можно выделить следующие отличительные признаки: возрастание количества участников (до нескольких миллионов человек), большая временная протяженность в организации взаимодействия, его индивидуализация [7, с. 13].

В виртуальных сообществах отсутствует «одновременность» (свойственная форумам, чатам), взаимодействие здесь растягивается во времени. Формализация индивидуального образа, например, в виде «личной страницы», дает возможность постоянного поддержания связей между членами сообщества. Форма, которая заполняется, опять-таки, в виде «личной страницы», обладает презентационной силой, с помощью которой индивид конструирует свой образ. И при этом достигается эффект постоянного «присутствия» в  сообществе. Тем самым, ценностно-смысловой уровень общностного знания индивидуализируется, так как транслируется через содержание личной страницы, предоставляемой пользователю при регистрации в сообществе. Личная страница является главной опорой в системе сетевых связей. Именно от степени, качества, способов подачи личной информации во многом зависит успешное включение индивида в сообщество в целом, так и его коммуникация с отдельными  членами.

Прямая связь всех со всеми в данных сообществах невозможна, скорее речь идет об опосредованной связанности. Личная страница выполняет работу посредника, соединяя несвязанных между собой участников сообщества. Следовательно, в виртуальных сообществах общностное знание реализуется через создание личностного пространства участников сообщества, обретает личностно-ориентированные черты, и направлено на создание условий для самопрезентации с целью оптимизации коммуникаций участников сообщества. Акцент делается на необходимости организации личного пространства пользователей, а не на организации общего социального пространство, характерного для чатов, форумов. Внутренняя структура виртуального сообщества дает возможность индивиду по собственному желанию выбирать аудиторию из своих друзей или просто знакомых для трансляции личностно-ориентированного знания о себе. Принадлежность индивида к тем или иным группам по интересам позволяет увеличивать динамику личностно-ориентированного знания.

Следует сказать об особенностях выражения своего мнения виртуальных сообществах, так как одна из причин, привлекающая пользователей социальных сетей, состоит в возможности выразить свое мнение – высказать свое суждение по какому-либо вопросу, свою оценку. Приведем некоторую классификацию мнений членов онлайновых социальных сетей. Мнение выражается в виде текста в личной переписке, в виде фактов о другом пользователе на его странице, в виде опроса. Оценки кого-либо и чего-либо могут выражаться в баллах, например, по пятибалльной шкале оцениваются фотографии пользователей в сети «Одноклассники»  или «В Контакте» [8, с. 7].

Что касается способов, с помощью которых пользователи наполняют информацией личное пространство, то можно выделить два основных. Первый связан  в основном с текстуальным наполнением личной страницы, к примеру «Живой Журнал», а второй – наряду с текстуальным наполнением используются  «нетекстуальные» средства, к примеру «В Контакте». Отметим, что формализованные средства презентации представляют собой готовые для заполнения формы, которые размещаются на личных страницах пользователей. Информационные данные об авторе, например, его фото, видео с участием автора, являются прямой презентацией. В свою очередь, опосредованная презентация–это интересы, предпочтения, представление о которых происходит через членство в различных группах, а также предпочтение различных культурных артефактов, таких музыка, книги, фильмы и т.д. [9, с. 18].

Можно сказать, что участники взаимодействия в виртуальных сообществах получают практически неограниченные возможности по представлению себя и управлению впечатлением о себе. Человек сам выбирает, кем он хочет быть, принимая различные образы. Однако, воспроизводство личностно-ориентированного знания имеет некоторые противоречия. С одной стороны, посредством виртуальных сообществ мы можем самоконструировать личность (создавать ее динамический образ), а с другой – наблюдается снижение уровня анонимности, так как в кругу участников виртуального сообщества есть знакомые и самопрезентация требует личной открытости. Таким образом, снижение уровня анонимности отличает виртуальное сообщество от других форм взаимодействия в интернете.

Таким образом, виртуальные сообщества представляет собой форму межличностного взаимодействия, так как обеспечивает контакт двух и более субъектов, ориентированных на достижение какой-либо цели. Тем самым способствуют как организации социальных коммуникаций между людьми, так и реализации их социальных потребностей. Виртуальные сообщества представляют собой площадки для максимально разнообразного общения, в которых в качестве основных объектов общения и поставщиков контента выступают сами пользователи, которые, формализуя индивидуальный образ в виде «личной страницы», постоянно могут поддерживать связь с другими пользователями и выражать свое мнение. Участие в виртуальных сообществах является разновидностью коммуникативной практики, реализующей потребность пользователей в свободном общении в интернете. Следует отметить, что формирование виртуальных сообществ восполнило дефицит коммуникаций, прежде ограничивающихся межличностным общением на уровне друзей, родственников и коллег. А также виртуальное сообщество как особая форма социальной интеграции является актуальной формой поддержания связей в XXI веке.


Библиографический список
  1. Кастельс, М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. – Екатеринбург: У – Фактория, 2004.
  2. А.В.  Назарчук Сетевое общество и его философское осмысление // Вопросы философии. – 2008. –  №7. – С.  61–75.
  3. Кастельс, М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе. – Екатеринбург: У – Фактория, 2004.
  4. Рыков, Ю.Г. Виртуальное сообщество как социальное поле: неравенство и коммуникативный капитал [электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.hse.ru/data/2013/09/26/1277559874/Рыков%20Ю.Г.%20статья.pdf. (дата обращения: 18.03.2014).
  5. Поправко, В. Н. Закрытое Интернет-сообщество как форма коммуникации в виртуальном пространстве // Вестник Томского государственного университета. – 2009. – № 322. – С. 52–54.
  6. Орлов А.Ю. Организация виртуального сообщества в сети Интернет // Информационные технологии. – 2008. – № 8. – С.  15 – 19.
  7. Кончаковский, Р.В. Сетевое интернет-сообщество как социокультурный феномен: автореф. дис. …канд. соц. наук: 22.00.06 / Р.В. Кончаковский; Екатеренбург, 2010. – 22 с.
  8. Губанов, Д.А. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства. М.: Издательство физико-математической литературы, 2010.
  9. Кончаковский, Р.В. Сетевое интернет-сообщество как социокультурный феномен: автореф. дис. …канд. соц. наук: 22.00.06 / Р.В. Кончаковский; Екатеренбург, 2010. – 22 с.


Все статьи автора «Соловей Алеся Петровна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: