УДК 159.9

СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К РУКОВОДЯЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У МЕНЕДЖЕРОВ

Кальной Дмитрий Александрович
Белгородский государственный национальный исследовательский университет

Аннотация
Исследование роли социального интеллекта в развитии психологической готовности к руководящей деятельности у менеджеров.

Ключевые слова: менеджмент, развитие психологической готовности, социальный интеллект, управленческая деятельность


THE SOCIAL INTELLECT AS CONDITION OF DEVELOPMENT IN PSYCHOLOGICAL READINESS OF MANAGER'S ACTIVITIES

Kalnoy Dmitriy Aleksandrovich
Belgorod National Research University

Abstract
Research of the social intellect condition of development in psychological readiness of managerial activities for managers.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Кальной Д.А. Социальный интеллект как условие развития психологической готовности к руководящей деятельности у менеджеров // Психология, социология и педагогика. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/01/4350 (дата обращения: 03.10.2017).

На современном этапе в управленческой практике проблема формирования резерва руководящих кадров, и связанная с этим необходимость проведения оценки управленческих умений и качеств менеджеров, обуславливает необходимость изучения вопросов, связанных с психологической готовностью к управленческой деятельности у менеджеров. В отечественной и зарубежной психологии управления накоплен достаточно большой объем знаний, связанных с изучением личности и деятельности руководителя, их влияния на эффективность управленческого взаимодействия.

Исследование влияния социального интеллекта на психологическую готовность к руководящей деятельности у менеджеров проводилось среди менеджеров среднего и высшего звена в количестве 92 человека. На формирующем этапе исследования было сформировано экспериментальная и контрольная группы менеджеров, в каждую из которых входило 15 человек: экспериментальную группу составили менеджеры с пониженным уровнем социального интеллекта, которые были включены в специально организованную группу социально-психологического тренинга для руководителей, направленного на развитие социального интеллекта в управленческой деятельности; контрольную группу сформировали менеджеры с пониженным уровнем социального интеллекта, которые не были включены в программу социально-психологического тренинга.

На констатирующем этапе исследования в ходе оценки социального интеллекта среди менеджеров компании в количестве 92 человека, были сформированы группы менеджеров с разным уровнем социального интеллекта: менеджеры с повышенным и высоким уровнем социального интеллекта в количестве 30 человек (имеют значения показателей 4 и 5 стандартных баллов); менеджеры с пониженным уровнем социального интеллекта в количестве 30 человек.

Анализ результатов исследования компонентов психологической готовности менеджеров к руководящей деятельности в зависимости от уровня социального интеллекта позволил сделать следующие выводы:

Операциональный компонент готовности к руководящей деятельности у менеджеров с высоким социальным интеллектом, в отличие от менеджеров с низким социальным интеллектом, характеризуется статистически значимым высоким умением разъяснять цели и задачи, обеспечивать конструктивную коммуникацию и обратную связь в ходе выполнения основных управленческих функций. Стиль взаимодействия с подчиненными характеризуется статистически значимым высоким уровнем ориентации на людей, на создание команды, на включенность в работу, сплоченность группы, а также на создание благоприятного климата в коллективе (разъяснение целей и задач (t = 3,9; p<0,01), взаимоотношения с подчиненными (t = 3; p<0,01) обратная связь (t = 3,1; p<0,01), ориентация на людей (t = 3,2; p<0,01), создание команды (t = 3; p<0,01), включенность в работу (t = 2,8; p<0,01), сплоченность группы (t = 3,4; p<0,01), отношение к людям (t = 3,8; p<0,01), климат (t = 3,6; p<0,01).

2) Личностный компонент готовности к руководящей деятельности у менеджеров с высоким социальным интеллектом, в отличие от менеджеров с низким социальным интеллектом, характеризуется следующими особенностями:

  • в отношении коммуникативных свойств личности – статистически значимым высоким уровнем самостоятельности, смелости, проницательности, низким уровнем доминирования в управленческом общении (смелость (t = 2,9; p<0,01), самостоятельность (t = 3,7; p<0,01), доминирование (t = 3,4; p<0,01), проницательность (t = 3,6; p<0,01);
  • интеллектуальные свойства как у менеджеров с высоким, так и у менеджеров с низким социальным интеллектом характеризуются повышенной способностью к аналитическому мышлению; в отношении интеллектуальных свойств личности статистически значимых различий не обнаружено;
  • в отношении эмоционально-волевых свойств личности − статистически значимым высоким уровнем эмоциональной устойчивости, самоконтроля над эмоциями и поведением, низкой тревожностью и напряженностью (эмоциональная устойчивость (t = 2,8; p<0,01), тревожность (t = 3,1; p<0,01), самоконтроль (t = 3,0;p<0,01), эмоциональная напряженность (t = 3,4; p<0,01).

На формирующем этапе были реализованы условия, заявленные в гипотезе исследования. Сформированы экспериментальная и контрольная группы руководителей с низким уровнем социального интеллекта в количестве 15 человек, всего 30 человек. В экспериментальной группе руководителей были реализованы занятия социально-психологического тренинга по теме: «Социальный интеллект в управлении персоналом». Определены цели тренинга (осознание роли социального интеллекта в управленческой деятельности, развитие способности понимать взаимоотношения людей, прогнозировать межличностные ситуации в управленческой деятельности). Организация занятий: занятий проводятся 1 раз в неделю в группе от 10 до 25 человек, время – 4 часа, количество занятий – 8, объем тренинга –16 часов. Методы социально-психологического тренинга: проблемные и воображаемые ситуации, ролевые игры и игровые ситуации, имитации, дискуссия и др.

На контрольном этапе исследования проводился анализ динамики социального интеллекта и компонентов психологической готовности к руководящей деятельности у менеджеров экспериментальной и контрольной групп до и после формирующего эксперимента.

В ходе реализации экспериментального воздействия по развитию социального интеллекта у менеджеров экспериментальной группы произошло статистически значимое повышение операционального компонента психологической готовности к управленческой деятельности, а именно:

  • статистически значимое повышение управленческих умений в отношении постановки целей и задач, делегирования полномочий и обеспечения обратной связи в управленческом взаимодействии (разъяснение целей и задач (U = 24,6; p<0,01), обратная связь (U =36,5; p<0,01), делегирование полномочий (U = 16,0; p<0,01);
  • статистически значимое повышение управленческих умений в взаимодействия с подчиненными по созданию команды, сплоченности группы и обеспечению благоприятного климата в коллективе (создание команды (U =50; p<0,01), сплоченность группы (U =42,5; p<0,01), климат (U =35,5; p<0,01).

Также в ходе реализации экспериментального воздействия по развитию социального интеллекта у менеджеров экспериментальной группы произошло статистически значимое повышение личностного компонента психологической готовности к управленческой деятельности, а именно:

  • в структуре коммуникативных свойств личности произошло статистически значимое повышение гибкости в построении своего поведения по отношению к другим (проницательность (U =30,5; p<0,01);
  • статистически значимое изменение эмоционально-волевых свойств личности в сторону повышения эмоциональной устойчивости, самоконтроля, снижения тревожности и эмоциональной напряженности (эмоциональная устойчивость (U =16,5; p<0,01), тревожность (U = 45; p<0,01), самоконтроль (U = 22; p<0,01), эмоциональная напряженность (U =38,5; p<0,01).

Включение менеджеров в заявленную в исследовании программу социально-психологического тренинга обеспечивает статистически значимую положительную динамику социального интеллекта, повышение способности предвидеть последствия и понимать логику развития взаимодействия в управленческой деятельности (способность предвидеть последствия поведения (U =22,5; p<0,01), способность понимать логику развития взаимодействия (U =38,5; p<0,01).

Сопоставление данных экспериментальной и контрольной групп менеджеров по исследуемым показателям показало, что статистически значимое повышение операционального и личностного компонентов психологической готовности к руководящей деятельности, а также показателей социального интеллекта обнаружено только в экспериментальной группе менеджеров.


Библиографический список
  1. Батрашев, А.В. Психодиагностика в управлении. Практическое руководство: учебно – практ. пособие /А.В. Батрпшев. – М.: Дело, 2005.
  2. Деркач, А.А. Акмеологические стратегии развития: монография / А.А. Деркач. – М.: Издательство РАГС, 2006.
  3. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд., перераб., доп. /Э.Ф. Зеер. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.
  4. Зникина, Л.С. Формирование профессионально-коммуникативной компетенции руководителей: монография / Л.С. Зникина, Г.В. Неупокоева. – Екатеринбург : Кузя ГТУ, 2004.
  5. Ковалев, А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства /А.Г. Ковалев. – М.: Проспект, 2001.

 



Все статьи автора «dmitriykalnoy»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: