УДК 159.922.7

ВОСПИТАНИЕ – ТЕРРИТОРИЯ БЕЗ НАСИЛИЯ

Техтерекова Юлия Алексеевна
Межшкольный учебно-производственный комбинат, находящегося в коммунальной собственности Джанкойского городского совета, г. Джанкой, Республика Крым
педагог-психолог

Аннотация
Статья посвящена проблеме применения родителями насилия в отношении ребенка (от безобидного шлепка до жестокого избиения). Раскрываются особенности влияния физического насилия на психику ребенка. Затронут актуальный в нашей стране вопрос введения ювенальной юстиции.

Ключевые слова: воспитание, насилие в отношении ребенка


EDUCATION - THE TERRITORY WITHOUT VIOLENCE

Tehterekova Julia Alekseevna
Interschool educational industrial complex, located in the municipal property Dzhankoysky City Council, Djankov, Republic of Crimea
educational psychologist

Abstract
The article deals with the use of violence against the parents of the child (from harmless to slap brutal beating). The peculiarities of the effect of physical violence on the psyche of the child. Affect the actual issue in our country administration of juvenile justice.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Техтерекова Ю.А. Воспитание – территория без насилия // Психология, социология и педагогика. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/01/4370 (дата обращения: 28.10.2023).

Не раз мне приходилось слышать истории о том, как родители, узнав о плохой успеваемости своего ребенка, либо же о его недисциплинированности, прибегали к радикальным методам воспитания, то есть «брались за ремень», прибегали к физической силе. Однажды мне пришлось стать невольным свидетелем подобной сцены, которая разыгралась в стенах учебного заведения, где я работаю. Думаю, каждому педагогу, да и любому работнику образования приходилось сталкиваться с подобной ситуацией.

В связи с этим возникает множество вопросов: «Почему родители не пытаются выяснить причины происходящего? Почему не пытаются понять своего ребенка и помочь ему? Почему оставляют его наедине со своими проблемами? И наконец, «Задумываются ли они, к каким последствиям могут привести такие методы воспитания?

Давайте попробуем разобраться. Но для начала следует понять, что именно представляет собой процесс воспитания.

Так, согласно закону Российской Федерации «Об образовании», воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства [1].

Но, в педагогической науке, к сожалению, нет единого подхода к определению термина «воспитания», что вызывает множество противоречий. С моей точки зрения, наиболее полно суть данного процесса отражена в следующем определении: «Воспитание  – это целенаправленная, управляемая и открытая система воспитательного взаимодействия детей и взрослых, направленная на подготовку подрастающих поколений к жизни, развитие и саморазвитие человека в определенных культурных и социально-экономических условиях» [2].

Конечно же, воспитание ребенка начинается в семье. И, вряд ли, его родители хотят причинить ему вред. Стремясь, чтобы их чадо было самым лучшим, самым успешным, самым воспитанным, здоровым, умным, красивым, активным и прочее (так можно перечислять до бесконечности), родители прибегают к физическому наказанию за проступки, объясняя это следующим образом: «Только так из него получиться сделать человека», «Меня так воспитывали, и я так буду воспитывать», «По-другому он не понимает» и прочее. Судя по всему, подобные стереотипы воспитания детей навязываются нашими же родителями. То есть, та модель воспитания, которая реализовывалась в семье, затем, уже взрослым человеком, будет применена по отношению к собственным детям, как наиболее эффективная.

При этом, используя ремень или шантаж как средства воспитания, вряд ли кто-нибудь задумывается, как это действует на ребенка, на его психоэмоциональное состояние, что творится в этот момент в его душе.  Только представьте, что чувствует ребенок, когда, столкнувшись с той или иной проблемой, которая и стала причиной его отклоняющегося поведения, вместо поддержки родителей, получает полное непонимание с их стороны, угрозы и, вдобавок, физическое наказание либо моральную изоляцию. И тут он понимает, что никому нельзя доверять, утрачивает доверие по отношению к родителям и к окружающему миру в целом, нередко, его поведение становится еще хуже (как протест), а агрессия и жестокость проявляется все чаще в межличностных отношениях.

Ситуация усугубляется, когда поведение ребенка воспринимается родителями как «ненормальное» и наказывается только потому, что не соответствует их ожиданиям и их стремлениям. В результате чего форсируется тревожная, неуверенная в себе личность, не способная принимать решения и брать на себя ответственность, нередко с невротическими расстройствами.

Однако следует учитывать степень физического наказания ребенка, так как оно может выражаться как в виде безобидного шлепка, так и в виде избиения. Особенно актуальным данное уточнение является в свете введения в стране ювенальной юстиции, под которой понимается система норм права, регулирующих общественные отношения с участием несовершеннолетних и направленных на обеспечение их прав и интересов. При этом затрагивается и сфера семейных взаимоотношений. Так, согласно ювенальной юстиции, применение физического наказания, жестокость со стороны родителей в отношении ребенка будет наказываться лишением родительских прав. Справедливым это будет, с моей точки зрения, только в том случае, если подобное поведение родителей (жестокость, побои и прочее) будет носить системный характер и отрицательно сказываться на психическом и физическом здоровье ребенка. Но, к сожалению, как показывает практика ювенальной юстиции в странах Запада, очень часто дети из семей забираются без достаточного количества оснований, к тому же, что ювенальная юстиция является еще одной причиной роста коррупции среди чиновников.

Конечно же, выбор методов семейного воспитания – личное дело каждого. Но, прежде чем причинить боль своему ребенку, попробуйте поговорить с ним и посмотреть на мир его глазами, попробуйте понять его и поставьте себя его место, вспомните себя в этом возрасте и постарайтесь ему помочь, проявите мудрость и взаимопонимание, уважайте личную свободу и выбор своего ребенка. Задумайтесь, если используемая вами  (и скорее всего вашими родителями) модель воспитания не действует, может ее следует изменить, переосмыслить, проанализировав при этом возможные ошибки? Разумная любовь должна быть основой взаимных отношений между родителями и детьми. И, наконец, «помните, что дети ваши будут обходиться с вами так, как вы обходитесь со своими родителями» (Фалес)


Библиографический список
  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ «Март», 2005. – 448 с.


Все статьи автора «julija.galaido»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: