УДК 37.04-053

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМЕ РАЗРАБОТКИ УМК ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ОТДЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Татуйко Ирина Николаевна
МБОУ ДОД ДДиЮ "Факел" города Томска
аспирант Томского государственного педагогичекого университета

Аннотация
В рамках педагогического анализа дается описание различных точек зрения существующих в отечественной науке по проблеме определения понятия «учебно – методического комплекса», а также его отличий от понятия «учебно – методического комплекта». Рассматривается вопрос о составе и содержательном наполнении компонентов «учебно – методического комплекса», разновидностей УМК и общих функции характерных для всех разновидностей УМК. На основании изученного материала и из опыта работы автор предлагает описание неклассического типа УМК в условиях отдельного учреждения дополнительного образования детей с целью этнокультурного воспитания обучающихся.

Ключевые слова: «компоненты УМК», «неклассический тип УМК»., «учебно – методического комплекса», учебно – методического комплекта»


CONCERNING THE ISSUE OF THE DEVELOPMENT OF TEACHING MATERIALS FOR THE ORGANIZATION OF ETHNO-CULTURAL EDUCATION OF CHILDREN IN SEPARATE INSTITUTIONS OF FURTHER EDUCATION

Tatyuiko Irina Nikolaevna
MBOU DOD DDiYu "Torch" city of Tomsk
graduate student of Tomsk state pedagogical University

Abstract
The description of different native science opinions on the definition problem of concept called teaching and educational complex set is given and how it differs from the concept teaching and educational training set. The structure of the TECS, the contents of its main components, the varieties the TECS and their mutual functions are examined. Having learned some materials and guided by her own experience teaching. The author suggests the description of non- classical lied of teaching educational training set for a separate supplementary establishment to educate the students the ethno cultural way.

Keywords: non –classical TETS, teaching and educational complex set =TECS, teaching and educational training set = TETS, teaching and educational training set components


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Татуйко И.Н. К вопросу о проблеме разработки УМК для организации этнокультурного образования детей в условиях отдельного учреждения дополнительного образования // Психология, социология и педагогика. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/03/4522 (дата обращения: 20.11.2016).

В научно- методической  литературе  выработано понятие УМК, нашедшее отражение в ряде определений и трактовок различных авторов. Так Д.Д. Зуев пишет: «Учебный комплекс представляет собой систему дидактических средств обучения  по  конкретному предмету (при  ведущей роли учебника), создаваемую  в целях наиболее полной реализации воспитательных и образовательных задач, сформулированных программой по этому предмету и служащих  всестороннему развитию личности учащегося»[1, с.125]. Автор выделяет понятия: «учебный комплекс» и «учебно – методический комплекс». Последний включает в себя помимо учебного комплекса, создаваемого для учащихся, комплекс пособий для учителя -  предметника. А.В. Макаров, З.П. Трофимова выделяют из выше приведенного  определения Д.Д. Зуева ключевое положение  о УМК: «УМК – это система дидактических средств обучения по предмету (имеется в виду различных средств: учебник, пособие для учащихся и пособие для преподавателя и другие) » [2,с.3].  . Именно система, а не сумма. Это значит, что средства обучения как компоненты УМК представляют собой согласованную целостность, а не просто их набор» [2,с.4].  Таким образом,   авторы  учебно – методического пособия обращают наше внимание на принципиальное различие понятий «комплекс» и «комплект». Правда еще Д.Д. Зуев подчеркивал: «что понятие учебно – методического комплекса введено нами для обозначения открытой системы дидактических средств в отличие от термина комплект, который означает полный набор: комплект учебников такого – то класса, т.е. закрытую систему» [1,с.130] В. П. Беспалько и Ю.Г. Татур дают следующее определение УМК: «Учебно – методический комплекс – это модельное описание проектируемой педагогической системы, которая лежит в его основе» [3,с.143].  Следовательно,   все элементы педагогической системы в обобщенном виде можно свести к следующим: «цели», «содержание», «дидактические процессы», «организационные формы», описание которых дает представление о сущности и возможности этой системы. По мнению А.В. Макарова взаимосвязи между этими элементами отражает и материально воплощает глубинную сущность структуры УМК[2, с.3]. Кроме того,  ученые отмечают, что  такая взаимосвязь придает комплексу целостность и детерминирует состав и наполнение его компонентов.  Безусловно, указанные  элементы педагогической системы,  взятые сами по себе, не выступают в качестве компонентов УМК, но связанные между собой структурно – функциональным взаимодействием, детерминируют состав и наполнение компонентов комплекса, и их согласование. При этом нельзя забывать об основных функциях УМК. А.В. Макаров,  З.П. Трофимова и другие исследователи на основании анализа разновидностей УМК выделили общие функции характерные для всех разновидностей УМК:[2,с.4]. УМК выступает в качестве инструмента системно – методического обеспечения учебного процесса по взятой дисциплине, его предварительного проектирования. В этом его главная функция.

  1. УМК объединяет в единое целое различные дидактические средства обучения, подчиняя их целям обучения и воспитания.
  2. УМК не только фиксирует, но и раскрывает (развертывает) требования к содержанию изучаемой дисциплины, к умениям и навыкам выпускников, содержащиеся в образовательном стандарте, и тем самым способствует его реализации.
  3. УМК служит накоплению новых знаний, новаторских идей и разработок, стимулирует развитие творческого потенциала,  как учащегося, так и педагога.

На основании  изученного нами материала о  сущности,  структуре и функциям УМК,  мы пришли  к выводу,  что  классический состав УМК (под которым, обычно   понимается  такие компоненты: учебник, пособие для преподавателей, пособие для обучающихся, словарь) в   условиях дополнительного образования детей (да еще этнокультурной направленности образовательного процесса)  такого классического типа  учебно– методического комплекса  просто не существует (особенно учебников). В. Макаров подчеркивал, что УМК может иметь и вариативный состав, так как: «Наверное, возможны (нужны) и другие варианты» [2, с.5].  Поэтому перед  нами  встала  очень серьезная  задача – разработать УМК, который  стал бы новым вариантом целостного УМК в условиях этнокультурного пространства образовательного учреждения дополнительного образования. В состав,  которого не будет   входить учебник как таковой и ряд других привычных компонентов.  УМК, взятый в таком варианте, может,  как нам представляется,  выступать как: образовательная программа этнокультурной направленности, образовательные проекты, методические разработки занятий  как дидактическое пособие для педагогов, учебно – методичекие пособия для  учащихся,  словарь.  При этом все компоненты такого варианта УМК должны  иметь согласованную целостность и системность. А описание «цели», «содержания», «дидактических процессов», «организационных форм», помогут нам   представить   сущность и возможность педагогической системы  формирующей у учащихся положительную этническую самоидентификацию в условиях этнокультурного  пространства образовательного учреждения. Этнокультурное пространство образовательного учреждения в рамках нашего исследования выступает как отдельно взятое учреждение (место), где создано этнокультурное «окружение» как образовательная среда[4, c.15].

 В процессе разработки  (не классического варианта)  УМК мы учитывали особенности  и условия этнокультурного пространства образовательного учреждения дополнительного образования. Этнокультурное «окружение» как образовательная среда  по предметному  содержанию определено нами  как этнокультурное, а  по способу организации – искусственная среда. Поэтому нами неслучайно  был разработан и реализован образовательный проект «Изба как среда этнокультурного образования детей». В ходе реализации проекта были созданы необходимые  материальные условия, для этнокультурного образования детей. Реконструируя  внутренние убранство  крестьянской избы,  мы получили  возможность  наиболее емко передавать детям  не только  быт,  но и миропонимание русского человека  XIX начала  XX в.в.. Внутреннего убранство  избы  позволяет  педагогу  проводить занятия с детьми,   объясняя  им учебный  материал не «на  пальцах», а  демонстрируя детали  избы,  мебель, посуду «в живую». У детей есть возможность буквально «потрогать своими руками»  предметы,  которые  определяли быт наших предков,  воочию увидеть  организованное пространство избы, самим определить место и роль печи в жизни человека.

Далее перед нами встала задача   программного обеспечения  образовательного процесса этнокультурной направленности. В современной педагогической науке  решение данной проблемы еще мало  изучены и требуют не только теоретическо – методологического  обоснования, но и эмпирического материала (педагогической практики). Исходя из опыта воспитания у детей базовых национальных ценностей посредствам этнопедагогики, что способствует вхождению ребенка в культуру. Нами была разработана и успешно апробирована  общеобразовательная программа «Древо Жизни» мы  впервые  в условиях дополнительного образования моделируем этнокультурное пространство образовательного учреждения как  условия, способствующего формированию  у детей  базовых – национальных ценностей. Что  крайне актуально для   современней педагогики.

В результате  реализации программы  был   сформирован банк эмпирических фактов, на основе анализа,  которых можно делать выводы об эффективности выбранных нами способов и методов, что определяет новизну не только образовательной программы, но и способов её реализации. Направленность дополнительной общеразвивающей программы «Древо Жизни» определена нами как этнокультурная и социально-педагогическая. Так как учебный материал программы содержит воспитательный потенциал народной культуры и народной педагогики, которая  является объектом изучения этнопедагогики.

Кроме того, в качестве учебно – методического пособия для педагогов  мы предлагаем методические разработки занятий, а  для обучающихся   словарик терминов и дидактический материал «Народный календарь «Изо дня в день»».

Опытным путем мы пришли к пониманию  необходимости  разработки еще одного образовательного проекта «Народный праздник,  как средство этнопедагогики», который объединил  в единое педагогическое пространство всех участников проекта: обучающихся, родителей и  педагога дополнительного образования детей. 

Таким образом,  нами опытным путем был разработан учебно – методический  комплекс для организации этнокультурного образования детей. Согласно классификации разновидности  УМК (по  А.В. Макарову) данный учебно – методический комплекс можно  определить как неклассический тип [2, с. 4]. Структура и содержание УМК определены не только условиями, но  целями этнокультурного образования детей  в  учреждении дополнительного образования детей. Все компоненты такого варианта УМК   имеют  согласованную целостность и системность. В состав УМК входят следующие компоненты:  авторская (И.Н. Татуйко) общеобразовательная  программа этнокультурной   и социально – педагогической направленности  «Древо Жизни»; методические разработки занятий в качестве учебно – методического пособия для педагогов; словарик терминов и дидактический материал «Народный календарь «Изо дня в день»»; авторские образовательные проекты (И.Н. Татуйко): «Изба как среда этнокультурного образования детей», «Народный праздник, как средство этнопедагогики». Данный учебно – методический комплекс успешно апробирован  на базе МБОУ ДОД ДДиЮ «Факел», города Томска. В ходе реализации данного комплекса учреждению в 2010 году  был присвоен статус «Центра этнокультурного образования детей».

На основании  изученного нами материала о  сущности,  структуре и функциям УМК можно сделать следующие выводы;

- в современной отечественной педагогической науке не существует единого мнения на определение понятия «учебно – методического комплекса»; 

- понятие «учебно – методический комплекс» не идентичен понятию «учебно – методический комплект»;

-  при  разработке  УМК  необходимо учитывать, что учебно – методический комплекс имеет следующие характерные  признаки: системность,  целостность, согласованность между  структурными  компонентами;

-   в научной литературе   представлены различные типы УМК: классические, неклассические;

-  в условиях дополнительного образования детей   существует необходимость и возможность  разработки неклассического варианта УМК.   Компоненты неклассического УМК могут быть,  следующими: общеобразовательная программа(вместо классического учебника); методические разработки занятий  в рамках программы(для педагогов); в качестве дидактического материала, для обучающихся -  словарик и другие пособия; образовательные проекты. Главное, чтобы все компоненты УМК имели между собой согласованность и целостность отражая единство  цели, содержания и форм обучения.

- на базе МБОУ ДОД ДДИЮ «Факел», мы   разработали и апробировали УМК по этнокультурному  образованию детей. 


Библиографический список
  1. Зуев Д..Д. Школьный учебник /Д.Д.Зуев. М. : Педагогика, 1983.- 215с.
  2. Макаров А.В., Трофимова З.П.  Учебно – методичекий комплекс : модульная технология разработки : Учеб. метод. пособие / А.В  Макаров.,З.П. Трофимов  В.С. Вязовкин, Ю.Ю. Гафарова. – Мн. : РИВШ БГУ, 2001.  – 118с.
  3. Беспалько В.П.,  Ю.Г. Татур Ю.Г. . Системно – методическое обеспечение учебно – воспитательного процесса подготовки специалистов / В. П. Беспалько Ю.Г. Татур. М., 1989.- 203с.
  4. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры / В.И. Слободчиков // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. Инноватор–Bennet college. М. – 1997. – С. 177–184.
  5. Мертнес Е.С.   Развитие культурно – образовательной среды Смоленской губернии во второй половине XIX начале  XXв.в. : автореферат… кан. пед. наук – Смоленкс.-2006.- 25с.


Все статьи автора «Сартакова Елена Евгеньевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация