Меня, как человека интересующегося и работающего с такой сложной системой как человеческая психика не может не беспокоить то, что наносит вред нашему психическому здоровью. Психика является сложной, но и хрупкой системой. Детская психика обладает особой восприимчивостью и, к сожалению, очень часто именно она подвергается воздействию тех неблагоприятных факторов, последствия которых мы проносим через всю жизнь.
Родители-наркоманы и дети, которые попрошайничали на улице, буйный алкоголик-отец, избивающий жену на глазах маленькой дочки, вечно работающие родители, которые не могли найти время на своего ребенка, мальчик, от которого все отказались, девочка, изнасилованная в пятилетнем возрасте, самоубийство лучшего друга, повлекшее за собой депрессию, семейные ссоры, социофобия, страх темноты, панические атаки, все эти и другие случаи, с которыми ко мне обратились за помощью.
То, что они пережили невозможно забыть, это то, что приносит боль и способно изменить всю жизнь. Это называется психотравмой.
В моем исследовании принимали участие 80 человек, в возрасте от 16 до 40 лет, мужчины и женщины. Выборка была поделена на две группы – контрольную и экспериментальную, по 40 человек в каждой группе. Экспериментальная группа имела независимую переменную в виде наличия психотравмы, а контрольная не обладала такой переменной.
Исследование проводилось на базе моей волонтерской частной психологической практике.
Применяемые методы:
1. Метод опроса
2. Метод беседы
3. Метод наблюдения
Для измерения глубины психотравмы мной был проведен метод беседы, в частности основное индивидуальное полустандартизированное интервью. Также была введена шкала, оценивающая глубину психотравмы, от 1 до 5 баллов, где 1 балл – травма, которая незначительно повлияла на респондента, а 5 баллов – оказала максимально сильное влияние. Выводы делались на основе оценивания своего состояния как самими респондентами, так и методом наблюдения, применяемом интервьюером.
Ниже я привожу вопросы интервью:
– Скажите, пожалуйста, присутствовало ли в Вашей жизни такое событие, которое нанесло вред Вашему психическому здоровью и/или оказало влияние на Вашу последующую жизнь?
– (ответ респондента)
– Расскажите, пожалуйста, об этом событии.
– (ответ респондента)
– Изменило ли это Вас и если да, то каким образом?
– (ответ респондента)
– Нуждаетесь ли Вы в психологической помощи?
– (ответ респондента)
В процессе интервью были опрошены 40 человек из экспериментальной группы. Было возможным заключить из результатов интервью, что все респонденты имели психотравму с различной глубиной эмоционального воздействия, также присутствовал посттравматический синдром, все 40 респондентов нуждались в психологической помощи.
Для исследования в личностных характеристиках, был проведен метод опроса. Для этого был использован пятифакторный личностный опросник «Большая пятерка». В опросе принимали участие экспериментальная и контрольная группы.
Для обработки данных была использована компьютерная программа для статистической обработки данных – SPSS Statistics.
Для определения статистически значимых различий в признаках, был применен непараметрический критерий Манна-Уитни. Значимые различия (p<0,05) были обнаружены в следующих двух факторах опросника «Большая пятерка:
1) Эмоциональная неустойчивость – Эмоциональная устойчивость, а конкретно в диспозиции Тревожность – Беззаботность.
2) Экспрессивность – Практичность, а конкретно в диспозиции Артистичность – Отсутствие артистичности.
Для того, чтобы понять, в какую сторону изменилась диспозиция, я применила вычисление одной из мер центральной тенденции, а именно среднее арифметическое, которое показало, что диспозиция тревожность – беззаботность у травмированных изменилась в пользу тревожности, а диспозиция артистичность – отсутствие артистичности у травмированных изменилась в пользу артистичности.
Для коррекции посттравматического стрессового расстройства были проведены следующие виды психологической помощи:
1. Психологическое консультирование
2. Индивидуальная психокоррекция
Мною было проведено экзистенциальное направление психологического консультирования, которое было нацелено на поиск клиентом собственного направления в жизни с использованием инсайтов. Данный процесс подразумевал осмысление целей и намерений человека, а также его общего отношения к жизни.
Также была проведена психокоррекция, а конкретнее методы усиления регулирующих функций психики, развитие эмоционального самоконтроля, улучшение психической саморегуляции. Этим задачам вполне отвечала арт-терапия, а конкретнее фототерапия, музыкотерапия, цветотерапия, кинотерапия.
Для фототерапии я делала снимки, на которых клиент специально позирует или делает это спонтанно. Данный метод показал хорошие результаты и помог клиентам в преодолении комплексов, а также помог более полно понять свои эмоции.
Для музыкотерапии была использована музыка Ф. Шопена (для вторичного переживания клиентом психотравмы), В.А. Моцарта (для расслабления и углубления внутрь себя), а также для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением использовалось: Моцарт «Дон Жуан», Лист «Венгерская рапсодия», Хачатурян «Сюита Маскарад». Для уменьшения раздражительности, разочарования: Бах «Кантата 2», Бетховен «Лунная соната», «Симфония ля-минор». Для общего успокоения и удовлетворения: Бетховен «Симфония 6», Брамс «Колыбельная», Шуберт «Аве Мария». Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшения самочувствия, активности: Чайковский «Шестая симфония». Также для общего поднятия настроения использовались жанры музыки: джаз, блюз и регги.
Для цветотерапии были использованы видеоролики, отвечающие требованиям цветотерапии.
Для кинотерапии были использованы фильмы, сюжет которых имел сходство с ситуацией в которую попал клиент и который предполагает продуктивный выход из нее. Для просмотра были использованы фильмы И. Бергмана, Т. Швайгера, Л. Кларка, К. Иствуда, Д. Кроненберга, Б. Бертолуччи и др.
В общем было проведено по 4 сеанса психологического консультирования и по 4 сеанса психокоррекции для каждого клиента.
Все методы психологической помощи показали очень хорошие результаты. И как всегда, конечно, очень важным остается желание психолога помочь и желание клиента найти свой жизненный путь не оглядываясь на прошлое. Все вместе это помогает справиться со всеми трудностями, обрести веру в самих себя и в дальнейшую счастливую жизнь.
Библиографический список
- Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. – СПб, 2001
- Как преодолеть психотравму и восстановить душевное равновесие. Под редакцией Л.В. Мищенко. – Пятигорск, 2012
- Психодиагностика стресса: практикум/ сост. Р.В.Куприянов, Ю.М.Кузьмина; М-во образ. и науки РФ, Казан. гос. технол.ун-т. – Казань: КНИТУ, 2012
- И. Г. Малкина-Пых Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – М., 2009
- Калшед Д. Внутренний мир травмы. – Деловая книга, 2001
Здравствуйте, Наталия-Нана Георгиевна! Ваша статья показалась мне очень интересной и практически значимой. Могу ли я пообщаться с Вами дополнительно по исследуемой Вами теме. Мой эл.адрес: l.zelenina0106@narfu.ru
Спасибо за сотрудничество.
с уважением, Зеленина Лариса Ивановна
Уважаемая, Лариса Ивановна, я пыталась Вам ответить на эл.адрес, но письмо не могло быть доставлено, т.к. такого адреса не существует.