УДК 37

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ

Алмагамбетова Динара Талаповна1, Гарипова Альбина Зуфаровна2
1Елабужский институт Казанского федерального университета, студентка 3 курса факультета русской филологии и журналистики
2Елабужский институт Казанского федерального университета, научный руководитель, ассистент кафедры физической культуры

Аннотация
данная работа посвящена изучению основ здорового образа жизни студенческой молодёжи. В ходе работы была выявлена взаимосвязь между понятиями «здоровый образ жизни» и «социальное положение» в контексте физкультурно-оздоровительной деятельности.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, социальный статус., спорт, физическая культура


HEALTHY LIFESTYLE AND SPORTS IN THE SOCIAL LIFE OF STUDENTS

Almagambetova Dinara Talapovna1, Garipova Albina Zufarovna2
1Elabuga Institute of Kazan Federal University, 3nd year student of the faculty of russian philology and journalism
2Elabuga Institute of Kazan Federal University, scientific adviser, assistant department of physical culture

Abstract
This work is devoted to the fundamentals of a healthy lifestyle student youth. In the course of the relationship was found between the concepts of "healthy lifestyle" and "social status" in the context of sports and recreational activities.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Алмагамбетова Д.Т., Гарипова А.З. Здоровый образ жизни и физкультурно-оздоровительная деятельность в общественной жизни студентов // Психология, социология и педагогика. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/04/4413 (дата обращения: 31.10.2023).

В наши дни успешный человек всегда находится в постоянном движении и чем-то увлечен: он успешно справляется с делами на работе, участвует в общественной жизни, а также обязательно занимается спортом. Существует понятие: «здоровый образ жизни — это система разумного поведения человека (умеренность во всём, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек) на фундаменте нравственно—религиозных и национальных традиций, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие…». Актуальность темы здорового образа жизни вызвана проблемой возрастания и изменения характера нагрузок, связанных с ухудшением внешних условий: экологических, социальных, психологических.

Именно молодые люди проходят важный процесс становления личности, усвоения знаний, социальных ценностей и норм. Именно в этом возрасте начинают зарождаться основные социальные ориентиры и установки. В ходе нашей работы, мы рассмотрели степень зависимости социального положения от занятий физической культурой и соблюдениями основных правил здорового образа жизни.

Понятие «здоровый образ жизни» включает в себя несколько составляющих: здоровые привычки и навыки, заложенные в раннем детстве; окружающая среда: стремление к благоприятным и безопасным условиям жизни, знания о влиянии окрyжающих предметов на здоровье; отказ от вредных привычек; питание; физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (например, гимнастика), с yчётом возрастных и физиологических особенностей, а также гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи; закаливание.
На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его умственных установок. Поэтомy некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты ЗОЖ: эмоциональное самочувствие, психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, сложными ситуациями; интеллектуальное самочувствие: способность человека yзнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах; дyховное самочувствие: способность yстанавливать действительно значимые, констрyктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.

Исследование, приведенное в данной работе, проводилось в декабре 2014 года среди студенческой молодёжи в возрасте от  18 до 23 лет. В опросе приняли участие 150 человек. Респондентам было необходимо ответить на следующие вопросы: 1) удовлетворены ли вы уровнем своего здоровья? 2) оцените место ЗОЖ в вашей жизни пол пятибальной шкале? 3) занимаетесь ли вы физкультурно-оздоровительной деятельностью в свободное от учебных занятий время? 4) оцените свой социальный статус по пятибальной шкале.

Среди 150 опрошенных на вопрос «Удовлетворены ли вы уровнем своего здоровья?» 55% ответили положительно: 20% (30 человек) – «Да, вполне» и 30% (45 человек) «Скорее да, чем нет». Оставшиеся сорок пять процентов ответили: «Трудно сказать» – 30% (45 человек), «Совсем не удовлетворен(а)» – 20% (30 человек).

Следующий вопрос касался занятий физической культурой, спортом. На вопрос: «Занимаетесь ли вы физкультурно-оздоровительной деятельностью в свободное от учебных занятий время?» студенты ответили следующим образом: 30% (45 человек) – «Да», 50%(75 человек) – «Иногда», 20% (30 человек) – «Нет».

Стоит отметить, что все опрошенные, ответившие на вопрос о состоянии своего здоровья «Совсем не удовлетворен (а)» ответили на вопрос «Занимаетесь ли вы физкультурно-оздоровительной деятельностью в свободное от учебных занятий время» вариантом ответов «Нет».

Опираясь на полученные результаты, мы разделили респондентов на две группы: не занимающиеся спортом, не удовлетворенные своим здоровьем (20% – 30 человек), сомневающиеся в уровне своего здоровья, иногда занимающиеся спортом (50% – 75 человек), удовлетворенные своим здоровьем и занимающиеся физкультурно-оздоровительной деятельностью часто или время от времени (30% – 45 человек).

Следующий вопрос был задан уже отдельным группам: «оцените место ЗОЖ в вашей жизни пол пятибальной шкале». В ходе опроса были получены следующие результаты: 1 группа (не занимающиеся спортом) – от 1 (12 человек – 40%) до 2 (18 человек – 60%) баллов, 2 группа (иногда занимающиеся спортом со средней группой здоровья) – от 2 (15 человек – 20%) до 3 (60 человек – 80%) баллов, 3 группа (активно занимающихся спортом) – от 4 (27 человек – 60%) до 5 (18 человек – 40%) баллов.

Последний вопросом был: «оцените свой социальный статус по пятибальной шкале». Первая и вторая группа респондентов оценили свой социальный статус от 3 до 6 баллов, третья группа отвечала по-разному: 5 баллов – 5 человек, 6 баллов – 10 человек, 7 – баллов – 7 человек, 8 баллов – 7 человек, 9 баллов -  16 человек.

В результате исследования нами была установлена связь здорового образа жизни с уровнем удовлетворенности состоянием здоровья, а также социальным статусом студентов. Физкультурно-оздоровительной деятельностью вне университета занимаются далеко не все студенты, и именно эта группа имеет низкий уровень социальных установок. Соблюдение основ здорового образа жизни в большей степени определено студентами, активно занимающимися спортом. Вследствие этого уровень удовлетворенности состоянием здоровья у студентов, активно занимающихся спортом, значительно выше, а это, в свою очередь, повышает самооценку социального статуса, что в особенности очень важно для молодых людей, ведь молодость является фундаментом для дальнейшего развития личности человека. Опираясь на результаты исследования, можно сделать вывод, что студенты, не занимающиеся спортом, чаще жалуются на состояние здоровья и низко оценивают уровень своего социального статуса в обществе. Таким образом, мы можем проследить некую взаимосвязь: соблюдение основ здорового образа жизни и регулярные занятия спортом напрямую влияют на формирование социальных установок и повышение социального статуса большинства представителей молодёжи.


Библиографический список
  1. Виноградов П.А., Физическая культура и здоровый образ жизни. Москва., 1990.
  2. Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры и здорового образа жизни. Москва., 1996.Большая советская энциклопедия. – 3-е изд. – Т. 16. – М., 1988.
  3. Сохань, Л. В. Образ жизни молодежи / Л. В. Сохань // Социология молодежи: энциклоп. словарь / отв. ред. Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. – М. : Academia, 2008.
  4. Римашевская, Н. М. Здоровье человека – здоровье нации / Н. М. Римашев-ская // Экономические стратегии. – 2006.- № 1.
  5. Лисицин, Ю. П. Концепция факторов риска и образа жизни / Ю. П. Лисицин // Здравоохранение РФ. – 1998. – № 3.
  6. Николаев, Ю. М. Физическая культура и основание сферы жизнедеятельности человека и общества в контексте социокультурного анализа / Ю. М. Николаев // Теория и практика физической культуры. – 2003. – № 1
  7. Научная библиотека КиберЛенинка: http://cyberleninka.ru/


Все статьи автора «Динара Алмагамбетова»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: