УДК 159.9.01

ПРОБЛЕМА САМОАКТУАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В СРЕДЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Чаплыгина Софья Сергеевна
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого
студентка 2 курса факультета искусств, социальных и гуманитарных наук

Аннотация
В данной стать рассматривается проблема самоактуализации личности в среде студенческой молодежи. Автор приводит подходы зарубежных психологических исследований по проблеме самоактуализации личности, а также обобщенный анализ синонимов понятия «самоактуализация», предлагаемых современными отечественными учеными. Студенческая молодежь определяется как особенная социокультурная группа, отличающаяся специфическими критериями, а также социально-психологическими особенностями личности.

Ключевые слова: самоактуализация личности, самовоспитание, самосовершенствование, студенческая молодежь


THE PROBLEM OF SELF-ACTUALIZATION AMONG STUDENT'S YOUTH

Chaplygina Sophia Sergeevna
Tula State Pedagogical University Leo Tolstoy
2nd year student of the Faculty of arts, social sciences and humanities

Abstract
In this article we can read about the problem of self-actualization among students. The author cites approaches foreign psychological research on the problem of self-actualization, as well as generalized analysis synonymous with "self-actualization", offers modern Russian scientists. Student's youth is defined as a special socio-cultural group, characterized by specific criteria, as well as socio-psychological characteristics of the individual.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Чаплыгина С.С. Проблема самоактуализации личности в среде студенческой молодежи // Психология, социология и педагогика. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/04/4822 (дата обращения: 21.11.2016).

Понятие «самоактуализация» традиционно связывают с одной из зарубежных теорий личности, развивавшейся в рамках гуманистической педагогики и психологии. Однако феномен самоактуализации изучается и в рамках философии, социологии, биологии, в связи с различными концепциями и на разных уровнях обобщения. Это отразилось в многообразии трактовок понятия «самоактуализация». В науке используются различные термины, близкие по значению к этому понятию: «самоутверждение», «самовыражение», «самораскрытие», «самодеятельность», «самовоспитание», «самосовершенствование», «самореализация», «трансценденция».

Впервые понятие «самоактуализации» появилось в работах нейрофизиолога К. Гольдштейна, который в начале двадцатого века занимался исследованиями повреждений мозга в результате ранения. Он понимал самоактуализацию как преобразование способностей личности после перенесенного ранения. Он писал о том, что организм человека управляется тенденцией актуализировать свои способности. И считал, что способности человека определяются его потребностями.

Рассматриваемое понятие было заимствовано у К. Гольдштейна его учеником А. Маслоу, который стал использовать термин «самоактуализация» как «полноценное развитие человека» [1], предопределенное биологически.

Самоактуализировавшийся человек представляется А. Маслоу не как человек, которому что-то добавлено, а как «обычный человек, у которого ничего не отнято» [1]. По его мнению, у среднего человека подавлены и блокированы способности и таланты в отличие от самоактуализирующегося человека, который реализует свою индивидуальность, так как имеет меньше различных психологических защит. Свои исследования А. Маслоу проводил с людьми, которые казались ему в жизни наиболее успешными: у них было любимое дело, они не были завистливы и работали на благо всего человечества. И у них было общим то, что они стремились к постоянному развитию своих способностей и талантов.

Зарубежные психологические исследования по проблеме самоактуализации личности акцентирую свое внимание на том, что:

-          самоактуализация присуща лишь психологически здоровым людям,

-          самоактуализация – это врожденная, изначально свойственная человеку тенденция к саморазвитию,

-          самоактуализация – это основополагающее свойство зрелой личности, стремящейся к полноценной реализации собственного потенциала,

-          показатели самоактуализации личности отражают всю полноту и богатство ее развития, заложенные потенции, развитие таких качеств как автономность личности, способность к личностному и профессиональному самоопределению и др. [2].

В отечественной психологической науке также разработано много идей и теорий, позволяющих понять сущность и механизм самоактуализации личности. В исследованиях многих современных ученых проанализированы синонимы понятия «самоактуализация»:

-                «самоутверждение» рассматривают в качестве стремления человека к самоосуществлению, к реализации себя в объективном мире, когда «Я» личности получает признание со стороны общества;

-                «самовыражение» определяется как активность субъекта, направленная на самореализацию, но при этом потребность в самореализации не подкреплена соответствующей способностью;

-                под «самораскрытием» понимается представление другим людям личной информации о себе, использование человеком различных стратегий и тактик поведения для того, чтобы произвести определенное впечатление на окружающих;

-                «самосовершенствование» – стремление человека к саморазвитию и обогащению своих внутренних сил с целью дальнейшей самореализации на более высоком уровне. Когда такое саморазвитие выступает в качестве самоцели, человек имеет дело со специфической деятельностью, направленной на самого себя, или «самодеятельностью» [2].

Наиболее важным направлением в плане развития потребности в самоактуализации является специальное обучение. Психология объясняет законы развития психики человека, а педагогика выстраивает конкретные теории о том, как целенаправленно можно руководить развитием человеческой личности. Проблема самоактуализации личности педагогической наукой рассматривается в контексте профессионального самосовершенствования, самоопределения, самореализации.

Таким образом, самоактуализация – это основополагающее свойство психологически здоровой, зрелой личности, стремящейся к полноценной реализации собственного потенциала, к саморазвитию, сохранению и максимальному проявлению своих лучших черт. Это процесс, предполагающий определенный выбор. Если личностный выбор делается каждый раз в пользу личностного развития, то это и является движением к самоактуализации и психологическому здоровью. Самоактуализирующимся людям свойственна устоявшаяся система личных ценностей, глубокая рефлексия и адекватный образ своего «Я». Ценности для актуализирующейся личности выступают в роли потребностей [3].

Студенческая молодежь является особенной социокультурной группой, отличающейся определенными критериями: социальным статусом, активностью социальных связей и общественной практики, множеством используемых социальных ролей и вытекающим из них прав и обязанностей, которые обеспечивают приобретение личностных и профессиональных качеств человека.

Студенты отличаются социально-психологическими особенностями: стремлением к самоопределению, самопознанию и самоутверждению. Они обладают высоким интеллектуальным уровнем и более сформированной мировоззренческой позицией. Однако, их личность может быть не достаточно определенной и устойчивой, т.к. у них нет сложившегося жизненного опыта. Социальная неопределенность связана также с особенностями нашего времени.

Современная студенческая молодежь живет в постоянно изменяющемся мире, в котором постоянно происходят социальные, политические, экономические и гражданско-правовые преобразования и повышается уровень требований к духовной, личностной и профессиональной сферам будущих специалистов с высшим образованием, как к психологически здоровой и самоактуализирующейся личности. Ответственность за формирование такой личности лежит не только на ней самой, но и на учебном заведении. Поэтому вузам необходимо обеспечивать учебно-организационные и воспитательные условия для более эффективной реализации студентами заложенных в них личностных потенциалов, развитию качеств, значимых для дальнейшей профессиональной деятельности, становлению ценностных ориентаций, расширению путей самопознания, самопринятия, саморазвития и самоактуализации личности.


Библиографический список
  1. Маслоу А. Самоактуализированные люди: исследования психологического здоровья // Маслоу А. Мотивация и личность / Пер. с англ. А.М. Татлыбаевой [Электронный ресурс]: Психологическая библиотека PSYLIB: [сайт]. URL: http://poznaisebya.com/psylib/books/masla01/txt11.htm. (Дата обращения 10.03.2015).
  2. Горячева Е.И. Идея самоактуализации в гуманистической психологии и ее реализация в педагогической практике: Дисс. … канд. пед. наук. Москва, 1996. 208 с.
  3. Забелина А.В. Проблема самоактуализации личности // Гуманитарные ведомости ТГПУ им.Л.Н.Толстого. – 2013. – № 7. с.-26-32. URL:http://elibrary.ru/download/52265450.pdf (Дата обращения: 12.03.2015).


Все статьи автора «ChapliginaS»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация