УДК 159.913

ОТ ЗДОРОВОГО ДУХА – ЗДОРОВОЕ ТЕЛО

Кудашкина Наталья Петровна
ГБОУ СОШ №2091, г. Москва
педагог-психолог

Аннотация
Психика ребенка нежна и уязвима. Малыши очень чувствительны к негативу и агрессии со стороны общества, по этому, их психическое здоровье часто страдает. Поразмышляем о причинах и механизмах психических расстройств детей, а так же рассмотрим возможные позитивные установки, помогающие противостоять агрессии окружающего мира.

Ключевые слова: здоровое тело, здоровый дух


FROM A HEALTHY MIND - HEALTHY BODY

Kudashkina Natalya Petrovna
School №2091 Moscow
educational psychologist

Abstract
The psyche of the child is tender and vulnerable. Kids are very sensitive to negativity and aggression in society, on this, their mental health often suffers. Let us reflect on the causes and mechanisms of mental disorders of children and consider the possible positive attitudes that help to resist the aggression of the surrounding world.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Кудашкина Н.П. От здорового духа – здоровое тело // Психология, социология и педагогика. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/04/4824 (дата обращения: 01.10.2017).

Многие слышали о том, что стресс провоцирует болезнь. Это действительно так. Ученые давно занимаются изучением взаимосвязи психики и физиологии. Был проведен эксперимент. Двум крысам предлагалась одинаковая пища; при этом, одна из них жила и питалась в обычной клетке, а рядом с  другой, постоянно находилась кошка. В итоге, вторая крыса, получавшая хорошее питание, начинала болеть и погибала в короткие сроки. Нахождение в стрессовой ситуации просто убивало животное.

Большинство из нас, часто не задумываются о воздействии разнообразных психологических факторов. Самое не приятное, когда мы, в плену своего невежества и невнимательности, программируем своих детей на болезнь.

Рассмотрим основные психологические факторы, влияющие на сопротивляемость организма.

Самовнушение и Внушение.

Часто, на детской площадке, в поликлинике, магазине можно услышать родительские фразы, типа: «Отойди, а то упадешь!», «Не тронь, уколешься!», «Не кричи, успокойся!»…. Самые распространенные примеры родительских наставлений. Обычно, эти фразы, взрослые говорят автоматически и часто сами себя не слышат. Дети игнорируют такого рода наставления, но весь смысл в том, что, именно неосознаваемые фразы, воздействуют на психику с удвоенной силой.

Как – то раз, ко мне на консультацию, пришла бабушка с маленькой внучкой. Едва, зайдя в кабинет, она принялась охать и сокрушаться по поводу здоровья девочки. За минуту общения, я знала всю историю, несчастного появления на свет, включая сложные роды матери, болезненное детство. Со слов бабушки, бесконечные консультации и походы к лучшим докторам столицы, ежегодные лечения в санатории и прочие вещи, никак не поправили здоровье девочки. «Слабенькая и несчастная она у нас!» – таков был бабушкин приговор! За девочку, все уже давно было решено. Ребенок, находясь в заложниках «заботливого» бабушкиного авторитета, отказывался сопротивляться негативному воздействию мира! А нужно ли?

Внушаемость детей, пластичность их психики, позволяет нам, взрослым, программировать их жизнь так, как мы хотим. Родительские фразы типа: « ты – болезненный, слабый, жестокий, ни на что не способен, несамостоятельный, и т.д.», сделают ребенка именно таким. Естественно, что никто из родителей, не хочет для своего чада такой судьбы и наставления подобного рода, делаются только их благих побуждений. Конечно, критика и порицание в воспитании должны быть, но важно правильно формулировать фразы, обращенные к ребенку. Например:

  • Попробуйте использовать сказочные истории, где герой, похожий на ребенка, совершает не желательный поступок. Ребенок сможет посмотреть на ситуацию со стороны, вы вместе попробуете найти решение проблемы. Ребенку, младшего возраста очень близки сказки, он с легкостью идентифицирует себя с героем и перенесет сказочную ситуацию в свой мир.
  • Используйте игровой метод, в песочнице, с помощью разнообразных персонажей, проиграйте с ребенком то, что его волнует и дается с трудом. Постройте игровой сюжет так, чтобы потренироваться с ребенком в решении проблемы, мягко руководите игрой.

Негативные и позитивные установки.

«НЕ балуйся, НЕ кричи, НЕ дерись, Не молчи, НЕ бойся, НЕ нервничай и др.» – относятся к виду негативных родительских установок. Ребенок, из высказывания взрослых, воспринимает только, то, что запрещено  делать и совершенно не получает инструкции, что делать можно! Разберемся наглядно. Подберем  к негативной установке пару: «НЕ балуйся – играй спокойней», «НЕ кричи – говори тише», «НЕ молчи – я хочу тебя послушать», «НЕ бойся – будь смелым», «НЕ нервничай – успокойся». Таким образом, превращая негативные установки в позитивные, мы не только порицаем детей, но и развиваем умение позитивно мыслить и самостоятельно определять цели своей деятельности. Именно позитивные родительские установки формируют мотивацию достижения успеха у ребенка. Тогда, как негативные родительские установки, напротив, лишают ребенка свободы и поддержи, формируя мотивацию цели избегания (человек точно знает, то, чего не хочет, но затрудняется с выбором того, что ему нужно). Кроме того, негативные родительские установки,  воспринимаются бессознательным ребенка в противоположном значении: «НЕ плачь –  плачь!», «НЕ дерись – дерись!», «НЕ сутулься – сутулься!». Часто, негативные родительские установки, кроме своей информационной нагрузки, несут отрицательный эмоциональный заряд усталости, раздраженности, обиды, который переносится на ребенка.

Как это работает?

Психологическая установка – это короткое руководство к действию. Какие установки дают детям родители? Чаще всего, мы внушаем детям, то во что сами верим и чего хотим для себя, осознанно и не совсем. Таким образом, мы самостоятельно готовим пророчества для своих детей, часто даже не задумываясь об этом. Психологические установки могут быть позитивными и негативными. Яркий пример позитивной установки, описан  в книге известного педагога Макаренко, о том, как однажды, он доверил бывшему вору передачу денег и тот, справился с задачей. Негативные установки, напротив, лишают ребенка всякой уверенности и свободы, они способны наклеивать на ребенка ярлык, загонять его в рамки. Приведу пример из своей практики. Работая психологом, в детском саду, столкнулась с проблемой непослушания одного из детей. Со слов педагогов, ребенок всегда был таким: шумный, дерущийся, мешающий всем – это все, что могли сказать мне о мальчике. Изучая ситуацию, работая с ребенком, нам все же удалось немного стабилизировать его поведенческие реакции, помочь овладеть методами самоконтроля и саморегуляции, но этого было не достаточно. Пришлось  постараться, чтобы педагоги посмотрели на мальчика с другой стороны, попытались найти к нему подход, не сваливая все на проблемность характера ребенка. К сожалению, так часто происходит, негативные психологические установки выступают одни из защитных  механизмов психики. Нам легче и проще, переложить груз ответственности на особенности поведения ребенка, ссылаясь на его несостоятельность, чем признаться сами себе в том, что не смогли уделить достаточно внимания и гибкости в воспитании.

Я, как ты.

Малыши  учатся, подражая нам, взрослым. В игре, дети воспроизводят поведение, характер, привычки и манеры окружающих. Мир взрослых привлекателен для детей, он завораживает и манит. Процесс идентификации позволяет ребенку стать членом общества, жить и развиваться. Вот, двухлетний малыш, так же, как папа держит в руке телефон, копируя походку и позы. Девочка старательно красит губы пластмассовой помадой, широко открыв глаза, смотрит в зеркало – красиво! Кроме положительных качеств и характеристик, дети копируют и наши недостатки, этого не избежать. Совет тут один, давайте станем лучше, для наших детей!

Психосоматика?

Мама ведет  малыша в детский сад. Ребенок отчаянно сопротивляется, кричит и упирается: «Не пойду! Хочу домой!» Проходит день, малыш заболел! Совпадение? Нет. Это  пример  действия работы подсознательного. Ребенку плохо в детском саду, он страдает от недостатка внимания мамы и папы, привычная обстановка поменялась. Болезнь  возвращает его домой, он получает внимание мамы и ту заботу, которой ему так не хватало. Цель достигнута! В будущем, если ребенок будет чувствовать дискомфорт и находиться в состоянии стресса, бессознательное спровоцирует болезнь. Механизм психосоматики прост. Так как же быть? Оградить ребенка от мира, посадить под купол? Важно выстроить отношения с ребенком так, чтобы не возникало сильных стрессов и тяжелых психотравмирующих ситуаций, которые могут спровоцировать болезнь.

Как говорим, так и живем!

Так какова же одежда наших мыслей? В речи каждого из нас есть штампы, обороты, которые мы частенько употребляем, сами этого не замечая. Наши высказывания образны и метафоричны. Порой, нам кажется, что без них не получиться передать всю трагичность и важность собственного состояния.  Одним из первых, проблемами органической речи занялся немецкий психотерапевт Носсрат Пезишкиан. Он впервые выделил и научился обезоруживать  слова, вызывающие болезни. Приведем примеры нескольких популярных фраз: « Это, моя головная боль», «У меня сердце за него болит», «Глаза бы мои на тебя не глядели», «Ты у меня в печенках сидишь», «Я схожу с ума» и т.д.  Очень образно, не правда ли? Повторяя друг другу подобные фразы, мы призываем подсознание реагировать каким – либо физиологическим расстройством. Приведу пример. Моя родственница, очень сильно переживала развод сына, переезд его в другой город и часто жаловалась мне: «Сердце у меня за него болит». Как вы думаете, какие у женщины были проблемы со здоровьем? Только после проработки данной проблемы и замены органических высказываний на позитивные, удалось стабилизировать ее состояние.

В заключении.

Не сомневаюсь, что многие из вас знакомы с обсуждаемыми проблемами. Но все же, прислушайтесь к себе и окружающим. Вас поразит то количество психологического мусора, которое атакует нас ежедневно, причем нашими же стараниями! Для чего это нужно? Уверена, что психологическое здоровье дает почву здоровье телесному и хочется видеть вокруг счастливых детей и их родителей.


Библиографический список
  1. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. М., 2012.
  2. Пезишкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия  – практическое пособие. М., 2006 .
  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2010.


Все статьи автора «natalives»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: