УДК 796

ИЗМЕНЕНИЕ ИДЕАЛОВ И ЦЕННОСТЕЙ ОЛИМПИЗМА, ОТ АНТИЧНОСТИ К СОВРЕМЕННОСТИ

Круглик Иван Иванович1, Круглик Иван Петрович2, Курамшин Юрий Федорович3
1Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, Аспирант, магистр ФК, постоянный член Балтийской педагогической академии, старший преподаватель кафедры физического воспитания Санкт-Петербургского Гуманитарного университета физической культуры
2Балтийская педагогическая академия (Санкт-Петербург), Кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент, УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»
3Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, Доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ, Академик Балтийской педагогической академии (Санкт-Петербург)

Аннотация
Статья посвящена анализу феномена олимпизма. Под влиянием времени произошло изменение и переосмысление основных идеалов и ценностей олимпизма. Автором в процессе исследования определены и систематизированы основные особенности античного, кубертеновского, посткубертеновского олимпизма. Установлено изменение идеалов и ценностей под влиянием времени. Полученные результаты в ходе проведенного исследования использованы и внедрены в практику дисциплины «Олимпийское образование».

Ключевые слова: агонистика, аскеза, кубертеновский и посткубертеновский олимпизм, культура, олимпизм


CHANGE IDEALS AND VALUES OF OLYMPISM, FROM ANTIQUITY TO PRESENT

Kruglic Ivan Ivanovich1, Kruglic Ivan Petrovich2, Kuramshin Yuri Fedorovich3
1National State University of Physical Culture, Sport and Health. PF Lesgafta, St. Petersburg, Post-graduate student of the National State University of Physical Culture, Sport and Health. PF Lesgafta, St. Petersburg, Master FC, a permanent member of the Baltic Pedagogical Academy, Senior Lecturer, Department of Physical Education of St. Petersburg Humanitarian University of Physical Education
2Baltic Pedagogical Academy (St. Petersburg), Ph.D., Associate Professor,Corresponding member, Educational Establishment "Belarusian State Agricultural Academy»
3National State University of Physical Culture, Sport and Health. PF Lesgafta, St. Petersburg, Doctor of Education, Professor, Honored Worker of Higher Education of the Russian Federation, Academician of the Baltic Pedagogical Academy (St. Petersburg)

Abstract
This article analyzes the phenomenon of Olympism. Under the influence of the time there was a change and rethinking the basic ideals and values ​​of Olympism. The author of the research process are identified and systematized the main features of the ancient, kubertenovskogo, postkubertenovskogo Olympism. The change of ideals and values ​​under the influence of time. The results obtained in the course of the study are used and put into practice the discipline "Olympic education".

Keywords: agonistics, asceticism, Culture and kubertenovsky postkubertenovsky Olympism, Olympism


Рубрика: Общая рубрика

Библиографическая ссылка на статью:
Круглик И.И., Круглик И.П., Курамшин Ю.Ф. Изменение идеалов и ценностей олимпизма, от античности к современности // Психология, социология и педагогика. 2015. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/04/4898 (дата обращения: 26.05.2017).

В последнее время феномен олимпизма становится все более актуальным. Это обусловлено происходящими в мире спорта и в частности во всем мире многими событиями (допинговые скандалы, анти «фейр-плей, военные конфликты, терроризм). Однако, тема олимпизма, как отмечает известный молдавский ученый Н.Н. Визитей достаточна трудна, «большая наука» вообще фактически не интересуется ей. Спортивную науку больше всего интересует вопрос поиска новых технологий подготовки спортсменов, для того чтобы он быстрее пробежал дистанцию, больше поднял вес и т.д. Однако, ее менее всего интересует тот мировоззренческий смысл, которые носят данные результаты для спортсмена [2]. И в этих суждениях, трудно не согласится с Н.Н. Визитеем. Рассматривая олимпизм в историческом аспекте, можно выделить три этапа: античный, кубертеновский и посткубертеновский олимпизм. Все вышесказанное, натолкнуло нас на мысли проанализировать феномен олимпизма в различные исторические эпохи, охарактеризовать основные его особенности на каждом из этапов.

АНТИЧНЫЙ ОЛИМПИЗМ

            Если рассматривать зарождение олимпизма, то его починки следует искать в Древней Греции. Первые особенности этого феномена отражены в особенностях: культуры Древней Греции, религии, эллинской системы воспитания, античного спорта.

Культура Древней Греции это очень масштабное явление. Однако, одним из ее главных принципов является агонистика (состязательность). Под агонистикой понимается характерная черта древнегреческой культуры, принцип состязательности который пронизывал все сферы жизни древних греков. Человек эпохи античности должен быть художником и мудрецом, атлетом и поэтом, врачом и оратором. Выдающиеся ораторы боролись друг с другом за признание народом, авторы трагедий и комедий, а также их исполнители – за успех у зрителей. Из всего этого можно сделать вывод, о том, что в особенностях древнегреческого общества были заложены элементы физического, духовного и интеллектуального развития, основанные на принципе агонистики. Не случайно спорт принял свою классическую форму соревнований в Греции, начавшись с Олимпийских игр. Зарождение игр в Древней Греции совпало по времени, когда историю делали мифы и легенды. По дошедшим до нас произведениям древнегреческих историков, философов и поэтов, мы узнаем, что Древние Олимпийские игры связывают с именами народного героя Геракла, легендарного царя Пелопса, спартанского законодателя Ликурга и эллинского царя Ифита. Тренировка древних атлетов имела характер религиозной аскезы, и как всякая тренировка, ставила своей целью предельное развитие способностей обеспечивающих успех в состязании. У Древних Греков было особое мировоззрение, для них остается незыблемым, то понимание мира, что в целом он не подвластен человеку. Он глубоко безразличен и даже враждебен, так что человек отдан судьбе, и по сути обречен. Греки считали, что без покровительства богов не возможно стать Олимпиоником. Олимпийским чемпионам был особый почет и уважение. Так же греки, считали, что присутствие среди граждан полиса олимпионика давало основание полису надеяться на благословение богов. Когда атлет возвращался с наградами домой в свой полис, откуда он родом соотечественники разбирали крепостную стену, и через этот проход атлет торжественно вступал в родной город. Этим поступком давали понять, что городу, где живет герой, не нужны каменные стены, он сможет защитить свой город от любого врага [1, 2, 5].

Эллинская система воспитания включала в себя синтез умственного и физического совершенствования. Образование имело три части – физическую, интеллектуальную, музыкальную. Они имели одинаково важное значение для эллинов. Эта философия помогала обрести равновесие тела и духа, достичь идеала – единства красоты и добра. Древние греки особое внимание уделяли гармоничному развитию личности, через образование и воспитание им это удавалось. В Древней Греции города имели полисное устройство. Это привело к тому, что силой оружия необходимо было удерживать огромную массу физически сильных рабов. Порой количество рабов, превышало количество свободных граждан. С учетом этого предъявлялись особые требования к уровню физической, моральной и волевой подготовленности вольного населения полисов, которые считали себя войнами [1,5].

Античные Олимпийские игры являлись одной из важнейших частей эллинский цивилизации. Они проводились на протяжении с 776 г. до н.э. до 393 г. н.э., (394 г.н.э., 392 г.н.э.) тоесть более тысячи лет формировались идеи античного олимпизма. Следует отметить основные особенности античных Олимпийских игр:

– к участию допускались свободорожденные греки (первоначально в Олимпийских играх принимали участие только жители Пелопонесса. Затем в них стали участвовать и представители соседних государств – Коринфа, Спарты и др. В период с VI до II в. до н.э. в Олимпийских играх могли участвовать только свободнорожденные греки);

– в преддверии античных Олимпийских игр прекращались все войны и заключались перемирия (экехерия);

– рабам и женщинам запрещалось участвовать и присутствовать на состязаниях (женщины не только не участвовали в Олимпийских играх, но им и запрещалось их смотреть. Только одна женщина – жрица богини Деметры имела право наблюдать за ними из ложи. В случае нарушения этого запрета, виновную сбрасывали со скалы. За всю многовековую историю древних Олимпиад только одна женщина нарушила запрет и появилась в Олимпии во время Игр. Это была Ференика – дочь знаменитого кулачного бойца, которая руководила подготовкой своего сына к Играм. Когда юноша отправился в Олимпию, Ференика, переодевшись в костюм учителя гимнастики, последовала за ним. Ее сын одержал победу в кулачном поединке, и обрадованная мать, забыв об осторожности, бросилась его поздравлять. Все поняли, что перед ними переодетая женщина, Ференике грозила смертная казнь. Только просьбы зрителей спасли ее. Судьи помиловали женщину, но тут же постановили, что впредь тренеры, сопровождающих атлетов, должны во время Игр, сидеть обнаженными за особой оградой );

– каждый атлет в течении 10 месяцев готовился дома и еще месяц тренировался в Олимпии;

– эллинские судьи внимательно и строго следили за соблюдением традиционных ритуалов и правил состязаний;

– ради соблюдения нравственного принципа Олимпийских игр – состязаться честно, храбро, бескорыстно наказывали атлетов за подкуп, трусость, измену своему городу – вплоть до изгнания из Олимпии[5].

КУБЕРТЕНОВСКИЙ ОЛИМПИЗМ 

Как написано в преамбуле Олимпийской хартии Пьер де Кубертен, является основоположником разработки концепции олимпизма. Он внес неоценимый вклад в мировоззренческое понимание спорта с точки зрения гуманистического олимпизма.

Основные положения концепции Кубертеновского олимпизма отражены в следующих принципах: содействие гармоничному и всестороннему развитию личности; возможность самосовершенствования на пути к высшим спортивным результатам; принцип любительства как проявления самодисциплины и отказа от материальной выгоды, развитие спорта для удовольствия, а не для выгоды; этический кодекс спорта;

– укрепление мира между народами, установление международного взаимопонимания [3, 4, 5, 6].

Содействие гармоничному и всестороннему развитию личности. Пьер де Кубертен рассматривал спорт как многогранный фактор, оказывающий влияние на личность. Кубертен, считал, что занятия спортом должны быть объединены с культурой и образованием. Особенно важное значение Кубертен придавал обоснованию ценности спорта не только для физической подготовленности и здоровья, но также для совершенствования интеллектуальных, нравственных, эстетических и других способностей личности, для человека во всех его аспектах и отношениях. Он доказывал, что спорт способен формировать «характер и укреплять нравственные силы», а так же инициативность, стойкость, энергичность, стремление к самосовершенствованию и пренебрежению к возможным опасностям», а значит, содействовать не только физическому совершенствованию, но и «гармоничному развитию взрослого человека» [3, 5, 6].

Возможность самосовершенствования на пути к высшим спортивным результатам. Кубертен отдавал большое значение благородному соревнованию, в котором не главное победа, а велика победа над собой, борьба с самим собой для совершенствования. Соревнование с сильным соперником – сильнейший стимул для мобилизации способностей и наиболее полного их проявления. Он говорил, стремления соперников проявить свои способности в благородном соревновании друг с другом, взаимно стимулирует их на продвижение к совершенству. Великое мастерство защиты одного спортсмена (команды), стимулирует проявление великого мастерства атаки его соперником [5, 6].

Принцип любительства как проявления самодисциплины и отказа от материальной выгоды, развитие спорта для удовольствия, а не для выгоды. Кубертен отмечал, что занятия спортом должны быть доступны для всех, а не только для тех, кто способен показывать высокие результаты (любительство в спорте как главный принцип Кубертена). Пьер де Кубертен был, против каких либо поощрений занятий спортом. Эти положения подтверждают принцип бескорыстности. Использование занятий спортом для достижения любых неспортивных целей несовместимо с идеей олимпизма. При разработке концепции и философии олимпизма Кубертен учитывал возможные негативные явления, которые могут быть связаны со спортивными соревнованиями.

Этический кодекс спорта. Пьер де Кубертен отмечал, что спортсмен не должен стремиться к установлению рекорда, к победе любым способом. Он должен соревноваться честно, проявлять благородное поведение в соперничестве в духе честного соревнования. Существует определенная грань, которую нельзя переступать атлетам, как ни была бы ценна и желанна победа. Такой границей он считал этические нормы. Только тогда спорт будет выполнять воспитательную функцию. Если же нарушать нравственные и этические нормы спортивной борьбы, то это не позволяет соревнующимся полностью раскрыть свои способности. Победить соперника можно, говорил Пьер де Кубертен, но при этом исключается продвижение к совершенству, что лишает спорт его изначального смысла. Кубертен к участникам соревнований относил и спортивных судей создающих оптимальные и равные условия для реализации целей спорта. Он говорил о двояком влиянии спорта. Кубертен одновременно подчеркивал: «Сегодня, как и в прошлом, влияние спортивных соревнований может быть и положительным, и отрицательным, это зависит от их использования и направления развития. Спорт может вызывать как наиболее благородные, так и наиболее низменные чувства; он может развивать бескорыстие и алчность; может быть великодушным и продажным, мужественным и отвратительным; наконец, он может быть использован для укрепления мира или подготовки к войне» [1,6].

Укрепление мира между народами, установление международного взаимопонимания. Спортсмена не может никто принуждать к выступлению, в том числе и государство. На Олимпийских играх спортсмен представляет себя, а не свое государство. До сих пор Олимпийские игры исходя из Олимпийской хартии это соревнования среди спортсменов, но не среди стран. Медальный командный зачет, носит статус неофициального. Пьер де Кубертен был, против каких либо поощрений занятий спортом. Эти положения подтверждают принцип бескорыстности. Использование занятий спортом для достижения любых неспортивных целей несовместимо с идеей олимпизма. При разработке концепции и философии олимпизма Кубертен учитывал возможные негативные явления, которые могут быть связаны со спортивными соревнованиями [3, 4, 5, 6].

ПОСТКУБЕРТЕНОВСКИЙ ОЛИМПИЗМ

Под влиянием времени, постепенно происходила трансформация идеалов и ценностей античного олимпизма, идей Пьера де Кубертена. Современный спорт уже никак не может быть любительским, под влиянием времени произошла коммерциализация и профессионализация спорта, спорт для теперешних Олимпийских чемпионов, стал основным видом деятельности и возможностью зарабатывания денег. Современное спортивное зрелище стало товаром, за который болельщики, стали платить деньги. Коммерциализация спорта привела к изменению идеалов и ценностей концепции олимпизма сформированной Пьера де Кубертена [1, 2].

Выводы: Под влиянием времени и многих факторов, произошла трансформация мировоззренческого понимания олимпизма. С учетом произошедших изменений, требуется уточнение основных положение посткубертеновского олимпизма с учетом влияния факторов современной культуры общества.


Библиографический список
  1. Богданова М.А. Культурное содержание олимпизма: от античности к современности / М.А. Богданова // Вестн. Том. гос. ун-та . 2010. №336. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kulturnoe-soderzhanie-olimpizma-ot-antichnosti-k-sovremennosti (дата обращения: 16.11.2014).
  2. Визитей Н. Олимпизм: уроки античности / Н. Визитей, В. Манолаки // «Олимпийский спорт и спорт для всех», материалы международного научного конгресса. – Алматы: КазАСТ, 2014, – Т.1. С. 33-37.
  3. Кубертен, П. де. Олимпийские мемуары / Пьер де Кубертен. – Киев: Олимпийская литература, 1997. – 180 с.
  4. Müller N. Die Olympische Idee Pierre de Coubertin und Carl Diem in ihrer Auswirkung auf die IOA / N. Müller // Graz, 1975. – Doc. Dissertation.
  5. Платонов В.Н. Энциклопедия олимпийского спорта: в 5 т. Т. 1 / Междунар. олимп. комитет, Национальный ун-т физ. воспитания Украины; под общ. ред. В.Н. Платонова. – Киев: Олимп. лит., 2002. – 495 с.
  6. Столяров, В.И. Кубертеновский идеал олимпийца и его реализация в современных условиях / В.И. Столяров // Олимпийское движение и социальные процессы: Материалы 5 Всерос. науч. практ. конф., посвящ.100-летию МОК / РГАФК. – М., 1996. – С.8-18.


Все статьи автора «Иван Круглик»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: