УДК 378.1; 371.3

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ, САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ПЛАВАНИИ

Коновалов Сергей Валерьевич1, Угольникова Ольга Александровна2, Васильев Дмитрий Сергеевич3
1Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк, доктор технических наук, профессор кафедры физики им. проф. В.М. Финкеля, директор центра коллективного пользования «Материаловедение»
2Сибирский государственный индустриальный университет, г. Новокузнецк, доцент, зав. кафедрой физ. воспитания, зам. директора института физической культуры, здоровья и спорта
3Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», г. Новокузнецк, студент

Аннотация
В статье представлены определения и модели социализации, самосовершенствования и самореализации обучающихся, занимающихся плаванием. Все категории педагогики физической культуры и спорта, непосредственно связанные с исследованием социализации, самосовершенствования и самореализации обучающихся, занимающихся плаванием, представлены в трех смыслах, – широком, узком и локальном.

Ключевые слова: культура самостоятельной работы, образование, обучение, плавание, самореализация, самосовершенствование, социализация


SOME FEATURES OF SOCIALIZATION, SELF-IMPROVEMENT AND SELF-LEARNING STUDENTS IN SWIMMING

Konovalov Sergey Valerievich1, Ugolnikova Olga Aleksandrovna2, Vasiliev Dmitriy Sergeevich3
1Siberian state Industrial University, Novokuznetsk, doctor of technical sciences, professor, director of the Center for collective use "Materials"
2Siberian State Industrial University, Novokuznetsk, candidate of pedagogical sciences, associate Professor, acting head the Department of physical education, Deputy Director of the Institute of physical culture, health and sport
3Novokuznetsk filial-institute by Kemerovo State University, Novokuznetsk, Student

Abstract
The article presents the definitions and models of socialization, self-realization and self-learners engaged in swimming. All categories pedagogy of physical culture and sports, directly related to the study of socialization, self-improvement and self-studying, swimming, presented in three ways - wide, narrow and local.

Keywords: education, self-actualization, self-culture, self-improvement, socialization, swimming, training


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Коновалов С.В., Угольникова О.А., Васильев Д.С. Некоторые особенности социализации, самосовершенствования и самореализации обучающегося в плавании // Психология, социология и педагогика. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/06/4886 (дата обращения: 20.11.2016).

Система современного профессионально-педагогического знания в структуре подготовки будущих педагогов по физической культуре немаловажное значение уделяет качеству и возможностям постановки и решения задач развития личности обучающегося в предметной области «физическая культура и спорт», детерминирующей и популяризирующей различные модели социализации и самореализации через формирование потребности в здоровом образе жизни, продуктивной самореализации личности, включении личности в систему занятий физической культурой и спортом, т.е. любые позитивные формы деятельностно-практических отношений, предопределяющих состоявшуюся возможность качественного развития личности и общественных отношений в ресурсах современной педагогической практики, частным случаем которой для современной школы является пример научно-педа­го­гической публикации [1], детализирующей возможность реализации модели А. Н. Леонтьева в решении мультисредовых противоречий и отношений, сводимых нами к модели «личность рождается в деятельности».

Выделим направление социализации, самосовершенствования и самореализации обучающегося в плавании в качестве детерминируемой и уточняемой модели будущего профессионально-педагогического исследования, где словесно-логические и структурно-логические модели системно оптимизируют возможности исследования и коррекции качества педагогических процессов, непосредственно связанных с социализацией, самосовершенствованием и самореализацией обучающегося в плавании, за основу примем работы [2-8], системно определяющие перспективность постановки и решения проблемы научно-педагогического исследования в модели детерминации и оптимизации условий социализации, самореализации и самосовершенствования личности обучающегося, занимающегося плаванием.

Современная научно-педагогическая практика позволяет уточнять понятийный аппарат педагогической науки в ресурсах полисистемного подхода [9-19] в трех направлениях или смыслах, – это широкий, узкий и локальный смыслы детерминируемых и реализуемых педагогических процессов.

Уточним понятия «социализация», «самореализация», «самосовершенствование» в общепедагогическом, акмепедагогическом и физкультурно-оздоровительном ракурсах изучения понятийного аппарата педагогики физической культуры и спорта, определив в качестве методико-дидактического обеспечения работы по оптимизации условий и качества педагогического моделирования в деятельности педагога по физической культуре [12-17].

Социализация в широком смысле – процесс определения и верификации, оптимизации и модификации качества ретрансляции социального опыта между различными социальными (профессиональными) группами современного социального (поликультурного, воспитательно-образовательного, культурно-исторического и пр.) пространства, включенными в активный процесс освоения и ретрансляции социальных норм; определения, детализации, коррекции качества развития личности в модели ведущей деятельности и общения, хобби и досуга, отдыха и восстановления организма после длительных нагрузок; реализации полисистемных условий для принятия социумом развивающейся личности в различных направлениях социальных отношений и масштабах, специфика которых сводится к двум диаметрально противоположным явлениям – 1) принятие личности через продукты ведущей деятельности высокого качества, 2) принятие личности на основе идей гуманизма и сострадания (инвалиды, сироты и прочие категории социально реабилитируемых лиц в современной системе социокультурных отношений), системно верифицирующих возможность устойчивого развития личности и сохранения мультисреды и поликультурных отношений в реализуемой модели антропосреды (ноосферы).

Социализация в узком смысле – процесс качественного решения задачи оптимизации условий взаимодействия и общения развивающейся личности в системе сотрудничества и сотворчества, исключающего из своих отношений деструктивные конфликты и практику разрушения объективных социальных ценностей и приоритетов научной, культурологической, спортивно-оздоровительной и прочих направлений деятельности и накопления опыта, предопределяющих оптимизацию или повышение качества жизни и устойчивое, продуктивное развитие общества.

Социализация в локальном смысле – процесс ситуативного позитивного включения развивающейся личности в систему социальных отношений, в структуре которых определяются и реализуются потребности в самовыражении и самореализации, детально характеризующие личность и общество с позиции современной практики гуманизма и толерантности, соблюдения гуманно-деятельностных основ включения личности в систему непрерывного профессионального образования и профессионального труда.

Социализация личности в широком смысле – процесс становления личности в иерархии определения, накопления, обновления, трансформации, модификации, оптимизации, применения и ретрансляции социального опыта в ресурсах микро-, мезо-, макро- и мегагрупповых отношений и приоритетов развития общества.

Социализация личности в узком смысле – процесс качественного решения задачи оптимизации условий взаимодействия и общения развивающейся личности в ресурсах акместановления и модификации акметраектории развития, определяющих оптимальные возможности получения высоких результатов в различных направлениях антропологически обусловленных процессов и явлений.

Социализация личности в локальном смысле – процесс оптимального решения задачи взаимодействия в социуме, предопределяющей позитивное принятие обществом личности как составного элемента в модели определения и оптимизации социальных функций антропосреды или ноосферы.

Социализация обучающихся, занимающихся плаванием, в широком смысле – процесс определения и верификации, оптимизации и модификации качества и возможности занятий плаванием в модели ретрансляции социального опыта между различными группами современного поликультурного пространства, включенными в активный процесс освоения и ретрансляции социальных норм; определения, детализации, коррекции качества развития личности в модели ведущей деятельности и общения, хобби и досуга, отдыха и восстановления организма после длительных нагрузок, непосредственно связанных с физической культурой и спортом, плаванием и отдыхом на воде (адаптивная физическая культура); реализации полисистемных условий для принятия социумом развивающейся личности в различных направлениях социальных отношений и масштабах, специфика которых сводится к двум диаметрально противоположным явлениям – 1) принятие личности через продукты ведущей деятельности высокого качества (акмепедагогика спорта), 2) принятие личности на основе идей гуманизма и сострадания (адаптивная физическая культура и параолимпийские соревнования), предопределяющими успешность и состоятельность реализации идей гуманизма как фундаментального явления современной ноосферы и антропосреды.

Социализация обучающихся, занимающихся плаванием, в узком смысле – процесс качественного решения задачи оптимизации условий взаимодействия и общения развивающейся личности, занимающейся плаванием, предопределяющих устойчивое развитие личности и социальных отношений, реализующих и пропагандирующих здоровый образ жизни и высокие достижения в плавании – основой всех изменений, в модели которых лежит нормальное распределение способностей и здоровья, системно верифицирующей возможности позитивной оценки качества достижений личности спортсмена социокультурной средой и различными социальными группами в выбранном им направлений деятельности, следствие которого и представляет собой нами описываемый процесс.

Социализация обучающихся, занимающихся плаванием, в локальном смысле – процесс ситуативного решения задачи взаимодействия в социуме, где плавание определяет возможность позитивного восприятия и распространения социальных отношений и норм культуры и этики, ценностей и моделей самореализации и самоутверждения личности.

Самосовершенствование в широком смысле – процесс постановки и решения задачи всестороннего развития личности и полифункционального продуктивного развития общества в контексте определения и решения перспектив самосохранения и оздоровления, фасилитации получения позитивного, социально востребованного результата и коррекции негативных последствий недопонимания важности продуктивного становления всех субъектов социального пространства, способности которых распределены априори нормально (в соответствии с законом распределения Гаусса), предопределяющих определенный уровень качества развития личности, оптимально высокий уровень качества создания продуктов ведущей деятельности личности, качество жизни и успешность реализуемых государственных, региональных и прочих программ.

Самосовершенствование в узком смысле – процесс реализации идей развития личности в выборе и верификации выбора продукта будущего самоутверждения и самореализации личности, способной адекватно и объективно оценить все составные мультисредовых противоречий «хочу – могу – надо – есть», предопределяющих в решении оптимизированную возможность самореализации и взаимодействия личности в социуме.

Самосовершенствование в локальном смысле – процесс частно детерминированного, сиюминутного решения задач(и) развития личности в различных направлениях и формах, социально и личностно востребованных идеальных продуктах ведущей деятельности.

Самосовершенствование личности в широком смысле – процесс многофункциональной и иерархически модифицируемой постановки задачи поливариативного становления и развития личности в системе социальных приоритетов и норм культуры, предопределяющих успешность личности в социально-профессиональных отношениях и мультикультурной презентации, распространении, модификации продуктов ведущей деятельности и хобби.

Самосовершенствование личности в узком смысле – процесс становления личности в решении задач полисистемного развития, где локально детерминированы и определены все составные мультисредовых противоречий «хочу – могу – надо – есть», предопределяющих качество всех педагогически номинированных явлений и процедур.

Самосовершенствование личности в локальном смысле – процесс получения качественного, ситуативного результата в решении задач всестороннего, многомерного развития личности.

Самосовершенствование обучающихся, занимающихся плаванием, в широком смысле – процесс постановки и решения задачи всестороннего развития личности обучающегося, занимающегося плаванием, в модели полифункционального продуктивного развития, системно визуализирующего и детерминирующего возможности определения и решения перспектив самосохранения и оздоровления личности, самоутверждения и самореализации личности в модели акмепедагогической практики получения высоких результатов в плавании, фасилитации получения позитивного, социально востребованного результата в системе занятий плаванием, основа которого построена на двух направлениях – 1) получение высоких достижений и 2) оздоровление субъектов социального пространства; коррекции негативных последствий недопонимания важности продуктивного становления всех субъектов социального пространства, способности которых распределены априори нормально (в соответствии с законом распределения Гаусса), предопределяющих определенный уровень качества развития личности, оптимально высокий уровень качества создания продуктов ведущей деятельности личности (награды и знаки отличия в соревнованиях и парасоревнованиях).

Самосовершенствование обучающихся, занимающихся плаванием, в узком смысле – процесс реализации идей развития личности обучающегося, занимающегося плаванием, в выборе и верификации выбора направления или продукта будущего самоутверждения и самореализации личности в модели определения перспектив и реализованной возможности верификации адекватности и объективности оценки в уточнении и решении мультисредовых противоречий «хочу – могу – надо – есть», непосредственно связанных с занятиями плаванием, предопределяющих в решении оптимизированную возможность самореализации и взаимодействия личности в социуме как социально-профессиональной проблемы.

Самосовершенствование обучающихся, занимающихся плаванием, в локальном смысле – это ситуативное решение задачи развития и повышения качества владения техникой спортивной подготовки и повышения спортивного мастерства.

Самореализация личности в широком смысле – процесс полисистемного поиска модели самосовершенствования и самоутверждения личности через продукты ведущей деятельности, предопределяющие возможность сохранения антропосреды и ноосферы, личности и объектов живой и неживой природы в оптимально корректной форме, фасилитирующей гуманное становление и развитие личности социокультурной (воспитательно-образовательной) среды.

Самореализация личности в узком смысле – процесс получения результата ведущей деятельности в контексте реализуемых условий и практики сотрудничества, сотворчества и взаимодействия, предопределяющих успешность личности и возможность ее дальнейшего развития в выбранном направлении.

Самореализация личности в локальном смысле – процесс сиюминутного решения задач продуктивного самовыражения личности в одной из номинируемых личностью моделей, сводимых нами к моделям «спорт», «наука», «искусство», «культура» и пр.

Самореализация обучающихся, занимающихся плаванием, в широком смысле – процесс определения перспектив развития и достижения их в выбранном виде спорта (плавание), детерминируемых и верифицируемых в модели современной культуры, определяющей возможность решения акмепедагогических и гуманно-личностных форм самовыражения как продуктов ведущей деятельности и механизма самозащиты социума от асоциальных форм взаимоотношений и самовыражения (Васильев Д. С., 2015).

Самореализация обучающихся, занимающихся плаванием, в узком смысле – процесс получения обучающимся определенного результата на конкретном уровне соревнований, предопределяющий дальнейшую тактику и практику решения задач продуктивного самовыражения (Васильев Д. С., 2015).

Самореализация обучающегося, занимающихся плаванием, в локальном смысле – процесс сиюминутного решения поставленной им задачи в структуре подготовки и участия в соревнованиях по плаванию (Васильев Д. С., 2015).

Выделим некоторые педагогические условия оптимизации качества социализации, самосовершенствования и самореализации обучающегося в плавании, реализуемые в современном воспитательно-образовательной среде ОУ (образовательного учреждения), выделяемые в соответствии с приоритетами моделирования системы принципов и педагогических условий [20-21] в рамках детерминации и решения задач оптимизации педагогических процессов, специфика которых нами может быть продолжена в русле соблюдения идей гуманизма и продуктивности (Васильев Д. С., 2015):

- Своевременное определение и коррекция модели решаемых противоречий развивающейся личности «хочу – могу – надо – есть» в направлении социализации и самореализации «плавание».

- Постановка и детализация возможностей формирования культуры самостоятельной работы обучающегося, включенного в систему занятий плаванием.

- Оптимизация модели единства развития личности в ресурсах «я – гражданин», «я – семьянин», «я – труженик».

- Учет нормального распределения способностей и здоровья в выборе перспектив развития и самоутверждения личности, включенной в активный поиск «я», предопределяющего успешность и состоятельность жизнедеятельности.

- Детерминация основ современного непрерывного образования в модели «образование через всю жизнь», сводимого нами к реализуемой возможности перехода обучающегося из одного вида спорта в другой, из одного направления социализации и самореализации в другой (имеется в виду направления «спорт», «наука», «искусство», «культура» и пр.).

Выделенные педагогические условия оптимизации качества социализации, самосовершенствования и самореализации обучающегося в плавании, реализуемые в современном воспитательно-образовательной среде ОУ, необходимо будет верифицировать в моделируемом продукте программно-педагогического обеспечения исследования качества социализации, самореализации и самосовершенствования обучающегося, занимающегося плаванием, системно сводимого нами к постановке и решению задач моделирования и апробации анкеты социализации, самосовершенствования и самореализации обучающегося в плавании и возможности участия обучающихся, занимающихся плаванием, в III заочной, научно-практи­чес­кой конференции обучающихся средних общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва «Портфолио как итог формирования культуры самостоятельной работы обучающегося» (сроки проведения конференции: 04-06 мая 2015 года, г. Новокуз­нецк, НФИ КемГУ, ФФК).


Библиографический список
  1. Пушинина А.А., Сукиасян А.А. Деятельность – основа развития личности // Современная наука: теоретический и практический взгляд: сб. стат. Междун. науч.-практ. конфер. (25 февр. 2015 г., г. Уфа). в 2 ч. Ч.2. Уфа: Аэтерна, 2015. С. 131-135.
  2. Редлих С.М., Козырева О.А. Современные методы продуктивной педагогики и проблема формирования культуры самостоятельной работы педагога // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2011. №1(3). С.49-62.
  3. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учебное пособие для педагогических вузов и системы дополнительного профессионального образования. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92 с. ISBN 978-5-7262-2006-2.
  4. Угольникова О.А., Зубанов В.П. Выпускная квалификационная работа будущего педагога по физической культуре как результат сформированности культуры самостоятельной работы // Современная педагогика. 2015. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/03/3273
  5. Козырева О. А. RP-технология педагогического взаимодействия в системе высшего и дополнительного профессионального образования: монография. Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2007.  385 с.  ISBN 5–85117–239–8.
  6. Козырева О. А. Технология системно-педагогического моделирования и качество формирования культуры самостоятельной работы педагогов : теоретический аспект // Europan Soucial Science Jornal. 2014. № 4-1. С. 136-142.
  7. Редлих С. М., Козырева О. А. Специфика и результативность формирования культуры самостоятельной работы будущего педагога по ФК как ресурс становления и профессионализма // Педагогическое образование и наука.  2014. №1. С.103-107.
  8. Редлих С.М., Козырева О.А. Культура самостоятельной работы учителя как вектор самореализации и самосовершенствования личности в педагогической деятельности // Педагогическое образование и наука. 2011. №11. С.58-65.
  9. Артамонова Е. И., Козырева О. А. Особенности полисистемного подхода в формировании культуры самостоятельной работы педагога // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. 2011. № 4 (33). С.11-19.
  10. Артамонова Е. И., О. А. Козырева Полисистемный подход в контексте общепедагогического и культурологического знания // Проблемы культуры в современном образовании: глобальные, национальные, регионально-этнические: сборник научных статей : в 2-х ч. Ч.1 ; под ред. Г. Л. Никоновой. – Чебоксары : Центр ИНТЕЛЛЕКТ, 2013.  С.3-10.
  11. Дробышев В.В., Похоруков О.Ю. Возможности исследования качества подготовки будущих педагогов по ФК в структуре изучения педагогических дисциплин // Научно-исследовательские публикации. 2014. № 12 (16). С. 5-10.
  12. Зубанов В.П., Руденко Е.Н., Шварцкопф Е.Ю. Некоторые особенности социализации и самореализации подростка в структуре занятий футболом // Психология, социология и педагогика. 2014. № 12 (39). С. 21-23.
  13. Козырев Н. А., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы педагога в контексте полисистемного понимания проблем современного образования // Проблемы культуры в современном образовании: глобальные, национальные, регионально-этнические: сборник научных статей : в 2-х ч. Ч.1 ; под ред. Г. Л. Никоновой. – Чебоксары : Центр ИНТЕЛЛЕКТ, 2013.  С.22-30.
  14. Козырева О. А. Методология формирования культуры самостоятельной работы педагога и методы ее исследования // Сибирский педагогический журнал.  2011. № 6. С.54-73.
  15. Козырева О. А. Социальная педагогика : учебное пособие для студентов педагогических вузов. – Новокузнецк : КузГПА, 2010.  217 с. [+прил. на CD]. ISBN 978–5–85117–495–7.
  16. Козырева О. А. Уровневое обучение : теория и практика в современной системе образования : учебно-методическое пособие. – Новокузнецк : МОУ ДПО ИПК, 2007.  427 с. [+приложение на CD].  ISBN 5–7291–0418–9.
  17. Козырева О. А. Феноменологические особенности формирования культуры самостоятельной работы педагога // Вестник СГУ. 2011. № 2 (73). С.109-117.
  18. Кошелев А.А., Козырева О.А. Портфолио школьника как результат формирования его культуры самостоятельной работы // Europan Soucial Science Jornal. 2011. №6. С.210-217.
  19. Макарова Т. В., Кошелев А. А., Козырева О. А. Культура самостоятельной работы обучающегося: типология, модель // Омский научный вестник. 2014. № 3 (129). С. 128-132.
  20. Козырева О.А. Возможность моделирования системы принципов педагогического взаимодействия как результат формирования культуры самостоятельной работы педагога // Молодой ученый. 2010. № 11-2. С. 127-131.
  21. Редлих С.М., Козырева О.А. Система принципов формирования культуры самостоятельной работы педагога как механизм реализации условий продуктивного педагогического взаимодействия // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2012. №1(5). С.27-29.


Все статьи автора «Факультет физической культуры НФИ КемГУ»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация