УДК 37.013

ОСТОРОЖНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ КУЛЬТУРЫ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Мошкин Владимир Николаевич
Алтайская академия экономики и права
доктор педагогических наук, профессор кафедры физической культуры

Аннотация
В статье на основе анкетирования подростков и старшеклассников изложены эмпирические данные об осторожности школьников на дороге. Сделаны выводы об отсутствии статистически значимых признаков взаимосвязи между полом, возрастом школьников и их осторожностью при выборе места для перехода дороги, при неоправданном риске товарищей на дороге, при переходе дороги.

Ключевые слова: взаимосвязь, воспитание, гендерные особенности, девочки, культура транспортной безопасности, мальчики, обеспечение безопасности, осторожность, подготовка, подростки, психологическая готовность, старшеклассники, школьники, юноши


CAUTION SCHOOL STUDENTS AS A COMPONENT OF CULTURE TRANSPORT SECURITY

Moshkin Vladimir Nikolaevich
Altai Academy of Economics and Law
Doctor of Education, Professor, Department of Physical Education

Abstract
In the article on the basis of a survey of teenagers and school students presented empirical evidence about caution students on the road. The findings about the lack of statistically significant indication of the relationship between gender, age of students and their caution when choosing a place to cross the road, when undue risk companions on the road, when crossing the road.

Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Мошкин В.Н. Осторожность школьников как составляющая культуры транспортной безопасности // Психология, социология и педагогика. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/06/4986 (дата обращения: 20.11.2016).

Специалисты по теории и методике подготовки школьников к обеспечению безопасности в транспортной сфере Р.Ш. Ахмадиева [1], А.Ф. Белобородов [2; 3], Р.Н. Минниханов [4], М.Л. Форштат [5], А.М. Якупов [6; 7] и другие исследователи раскрывают  различные признаки низкого уровня готовности школьников к соблюдению правил дорожного движения (ПДД), к обеспечению безопасности на дороге. При наличии исследований особенностей становления психологической культуры учащихся [8], субъективных ценностей современной молодежи в сфере безопасности [9], готовности молодежи к обеспечению безопасности жизнедеятельности [10], публикаций о результатах тестирования и анкетирования школьников по проблемам безопасности дорожного движения [2; 3; 11], следует отметить, что до настоящего времени  в педагогике к недостаточно изученным относится психологическая готовность школьников к обеспечению безопасности в транспортной сфере, которая является важнейшей составляющей культуры транспортной безопасности [12; 13; 14; 15; 16; 17; 18].

Для определения оснований для анализа эмпирических данных изложим теоретические положения о психологической подготовке к обеспечению безопасности. В статье, опубликованной нами в 1999 г. (электронная версия статьи опубликована на сайте www.мирбжд.рф/?page_id=44), раскрыта роль психологической подготовки в становлении культуры безопасности. С учетом психологической структуры деятельности человека в опасных ситуациях важно осуществление следующих направлений психологической подготовки: формирование опыта планирования действий по предотвращению и преодолению опасных ситуаций, интеллектуальная подготовка к опасным ситуациям, коммуникативная подготовка к личной безопасности, волевая подготовка к опасным ситуациям, формирование готовности к самоконтролю в процессе предупреждения и преодоления опасных ситуаций [19].

В процессе воспитания школьники присваивают психологическую культуру [8]. Одна из функций каждого из компонентов культуры – способствовать безопасности человека и общества. В нашей монографии 2002 г. издания дана характеристика содержания психологической составляющей культуры безопасности по параметру – компоненты культуры: 1) знания, представления, образы; 2) умения, навыки, практический опыт, готовность к творчеству; 3) взгляды, убеждения; 4) привычки, способности, личностные качества. Основное содержание данных компонентов психологической культуры в аспекте безопасности следующее. 1) Система знаний о деятельности в опасных и экстремальных ситуациях (видах, опасных факторах и т.д.), личностных качествах, способствующих безопасности. 2) Опыт успешного поведения в опасных ситуациях, угрожающих жизни, здоровью, материальным интересам и т.д. Владение приемами аутотренинга, ресурсного якорения в опасных ситуациях. 3) Уверенность в готовности к профилактике и преодолению опасных и экстремальных ситуаций. 4) Смелость, осторожность, готовность к разумному риску, уверенность в себе, рефлексия [20].

Цель исследования – на основе анкетирования выявить эмпирические характеристики осторожности учащихся 5-11 классов общеобразовательной школы в транспортной сфере как составной части культуры транспортной безопасности.

В нашем исследовании была использована анкета, отвечая на вопросы которой школьники выражали свое мнение, выбирая 1 вариант ответа из трех (2 варианта ответов, содержательно раскрывающие положительное или отрицательное мнение опрашиваемых об изучаемых явлениях, и вариант «Затрудняюсь ответить»). Анкетирование было проведено в2009 г. в общеобразовательных учреждениях № № 107,108,83 г. Барнаула с использованием электронного варианта анкеты (создана в Microsoft Office Excel). При статистической обработке результатов анкетирования использована программа Microsoft Office Excel. Всего в опросе приняли участие 246 человек, из них – 125 мальчиков и 121 девочка. При статистической обработке полученных эмпирических данных 5-11  классы разделены на 2 группы: 5-8 классы (подростки) и 9-11 классы (старшеклассники).

В изложенных далее фактических данных приводятся как дословные, так и сокращенные варианты утверждений. В связи с этим приведем полные формулировки вопросов и утверждений анкеты, на основе которой подготовлена настоящая статья (в перечне ниже номера вопросов сохранены как в использованной при опросе анкете).

1. Какое место ты выбираешь для перехода через проезжую часть дороги? 1. Перед тем, как перейти дорогу, я выбираю безопасное место. 2. При переходе дороги я не выбираю безопасное место. 3. Затрудняюсь ответить.

2. Наблюдаешь ли ты за обстановкой при переходе дороги? 1. Переходя дорогу, я наблюдаю за тем, что происходит вокруг. 2. При переходе дороги я не наблюдаю за тем, что происходит вокруг. 3. Затрудняюсь ответить.

3. Как ты поступишь, если твои товарищи побегут через дорогу перед близко идущим транспортом? 1. Я побегу вместе с ними через дорогу. 2. Я останусь стоять на обочине дороги. 3. Затрудняюсь ответить.

Основой психологической составляющей культуры транспортной безопасности является способность к успешной деятельности в опасных и экстремальных ситуациях (готовность к смелым, решительным действиям, разумному риску, проявлению осмотрительности, осторожности и т.д.). Данная составляющая включает мотивационную, коммуникативную и интеллектуальную готовность к прогнозированию, предупреждению и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности. Проанализируем ответы школьников на вопросы 1-3 анкеты. Согласие или несогласие с данными утверждениями анкеты свидетельствует об уровне мотивации школьников к безопасности жизнедеятельности и дает возможность определить уровень осторожности школьников по отношению к различным опасным факторам в транспортной сфере.

Прежде всего выясним, проявляют ли школьники осторожность при выборе места для перехода дороги. Ответы учащихся 5-11 классов о выборе места для перехода представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Ответы школьников о выборе места для перехода дороги

Варианты ответов

5-11 классы

1

1. Перед тем, как перейти дорогу, я выбираю безопасное место.

213

2

2. При переходе дороги я не выбираю безопасное место.

21

3

3. Затрудняюсь ответить.

12

4

Итого:

246

5

Варианты ответов

5-11 классы

6

1. Перед тем, как перейти дорогу, я выбираю безопасное место.

87%

7

2. При переходе дороги я не выбираю безопасное место.

9%

8

3. Затрудняюсь ответить.

5%

9

1

2

Как видим из таблицы 1, большинство (87%) школьников выбирают безопасное место для перехода дороги. Следует признать, что 87% осторожных при выборе места перехода дороги школьников – это признак неблагополучного положения с формированием культуры транспортной безопасности школьников. Скорее всего, ответы 13% школьников, которые признали, что не выбирают безопасное место для перехода дороги или затруднились в ответе, раскрывают одну из причин возникновения ДТП на дорогах с участием несовершеннолетних.

Выясним, имеются ли гендерные отличия в уровне осторожности школьников при выборе места для перехода дороги. Для этого используем данные о том, как школьники разного пола выбирают место для перехода дороги. Ответы мальчиков и девочек о выборе места перехода представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Ответы мальчиков и девочек о выборе места для перехода дороги

Варианты ответов

Мальчики

Девочки

1

1. Перед тем, как перейти дорогу, я выбираю безопасное место.

106

107

2

2. При переходе дороги я не выбираю безопасное место.

11

10

3

3. Затрудняюсь ответить.

8

4

4

ИТОГО:

125

121

5

Варианты ответов

Мальчики

Девочки

6

1. Перед тем, как перейти дорогу, я выбираю безопасное место.

85%

88%

7

2. При переходе дороги я не выбираю безопасное место.

9%

8%

8

3. Затрудняюсь ответить.

6%

3%

9

1

2

3

Как видим из таблицы 2, большинство девочек (88%) и мальчиков (85%) выбирают безопасное место для перехода дороги, т.е. процентная доля мальчиков и девочек, не выбирающих безопасное место для перехода, практически одинаковая. Не выбирают безопасное место для перехода дороги 9% мальчиков и 8% девочек. Поскольку не обнаружено статистических данных о различии (разница составила всего 1%) в ответах мальчиков и девочек, постольку не выявлено гендерных отличий осторожности школьников при выборе места для перехода дороги. Из материалов анкетирования следует, что мальчики и девочки одинаково осторожны при выборе места перехода дороги.

Выясним, имеются ли отличия в уровне осторожности школьников разного возраста при выборе места для перехода дороги. Для этого используем данные о том, как школьники подросткового  и юношеского возраста выбирают место для перехода дороги. Ответы учащихся 5-8 и 9-11 классов на вопрос 1 анкеты представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Ответы подростков и юношей о выборе места для перехода дороги

Варианты ответов

5-8 классы

9-11 классы

1

1. Перед тем, как перейти дорогу, я выбираю безопасное место.

158

55

2

2. При переходе дороги я не выбираю безопасное место.

12

9

3

3. Затрудняюсь ответить.

6

6

4

Итого:

176

70

5

Варианты ответов

5-8 классы

9-11 классы

6

1. Перед тем, как перейти дорогу, я выбираю безопасное место.

90%

79%

7

2. При переходе дороги я не выбираю безопасное место.

7%

13%

8

3. Затрудняюсь ответить.

3%

9%

9

1

2

3

Как следует из таблицы 3, процентная доля школьников, положительно оценивающих их готовность выбирать безопасное место для перехода дороги, немного отличается в 5-8 и 9-11 классах (90%, 79% соответственно). Для выяснения статистической значимости выявленных различий эмпирических данных здесь и далее в статье использован сервис автоматического расчета углового преобразования на сайте http://www.psychol-ok.ru/statistics/fisher. Для проверки достоверности различий, зафиксированных в таблице 3, ответов используем данные об абсолютных цифрах (данные об ответах учащихся 5-8, 9-11 классов) в столбцах 2, 3 и строках 2, 3. Выясняем, что φ*эмп = 1.568, полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. Таким образом, не выявлены статистически значимые признаки связи между возрастом и самооценкой школьниками их осторожности при выборе места для перехода дороги.

Выясним, как школьники проявляют осторожность при переходе дороги (наблюдают за тем, что происходит вокруг). Ответы учащихся 5-11 классов о наблюдении за обстановкой при переходе дороги представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Ответы школьников о наблюдении за обстановкой при переходе дороги

Варианты ответов

5-11 классы

1

1. Переходя дорогу, я наблюдаю за тем, что происходит вокруг.

193

2

2. При переходе дороги я не наблюдаю за тем, что происходит вокруг.

35

3

3. Затрудняюсь ответить.

18

4

Итого:

246

5

Варианты ответов

5-11 классы

6

1. Переходя дорогу, я наблюдаю за тем, что происходит вокруг.

78%

7

2. При переходе дороги я не наблюдаю за тем, что происходит вокруг.

14%

8

3. Затрудняюсь ответить.

7%

9

1

2

Как видим из таблицы 4, большинство (78%) школьников утверждают, что при переходе дороги наблюдают за тем, что происходит вокруг. Показательно, что 21% опрошенных школьников утверждают, что не наблюдают за обстановкой на дороге или затрудняются ответить. Есть основание предположить, что такого рода фактические данные отражают одну из причин несчастных случаев на дороге с участием несовершеннолетних.

Выясним, имеются ли гендерные отличия в уровне осторожности школьников при переходе дороги. Для этого используем данные о том, как школьники разного пола ответили на вопрос о наблюдении за обстановкой при переходе дороги. Ответы мальчиков и девочек на вопрос 2 анкеты представлены в таблице 5.

Таблица 5 – Ответы мальчиков и девочек о наблюдении за обстановкой при переходе дороги

Варианты ответов

Мальчики

Девочки

1

1. Переходя дорогу, я наблюдаю за тем, что происходит вокруг.

96

97

2

2. При переходе дороги я не наблюдаю за тем, что происходит вокруг.

22

13

3

3. Затрудняюсь ответить.

7

11

4

ИТОГО:

125

121

5

Варианты ответов

Мальчики

Девочки

6

1. Переходя дорогу, я наблюдаю за тем, что происходит вокруг.

77%

80%

7

2. При переходе дороги я не наблюдаю за тем, что происходит вокруг.

18%

11%

8

3. Затрудняюсь ответить.

6%

9%

9

1

2

3

Как видим из таблицы 5, большинство девочек (80%) и мальчиков (77%) наблюдают за обстановкой при переходе дороги. Не наблюдают за обстановкой при переходе дороги 18% мальчиков и 11% девочек. Как видим, есть признаки более высокой осторожности девочек по сравнению с мальчиками. Для проверки достоверности различий используем данные об абсолютных цифрах (данные об ответах девочек и мальчиков) в столбцах 2, 3 и строках 2, 3. Выясняем, что φ*эмп = 1.434, полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. Таким образом, не выявлены статистически значимые признаки взаимосвязи между возрастом и самооценкой школьниками их осторожности при переходе дороги.

Выясним, имеются ли отличия в уровне осторожности школьников разного возраста при переходе дороги. Для этого используем данные о том, как школьники подросткового  и юношеского возраста наблюдают за обстановкой при переходе дороги. Ответы учащихся 5-8 и 9-11 классов на вопрос 2 анкеты представлены в таблице 6.

Таблица 6 – Ответы подростков и юношей о наблюдении за обстановкой при переходе дороги

Варианты ответов

5-8 классы

9-11 классы

1

1. Переходя дорогу, я наблюдаю за тем, что происходит вокруг.

136

57

2

2. При переходе дороги я не наблюдаю за тем, что происходит вокруг.

27

8

3

3. Затрудняюсь ответить.

13

5

4

Итого:

176

70

5

Варианты ответов

5-8 классы

9-11 классы

6

1. Переходя дорогу, я наблюдаю за тем, что происходит вокруг.

77%

81%

7

2. При переходе дороги я не наблюдаю за тем, что происходит вокруг.

15%

11%

8

3. Затрудняюсь ответить.

7%

7%

9

1

2

3

Как следует из таблицы 6, процентная доля школьников, положительно оценивающих их усилия по наблюдению за обстановкой при переходе дороги, незначительно отличается в 5-8 и 9-11 классах (77%, 81% соответственно). Как видим, есть признаки более высокой осторожности старшеклассников по сравнению с подростками. Для проверки достоверности различий используем данные об абсолютных цифрах (данные об ответах учащихся 5-8, 9-11 классов) в столбцах 2, 3 и строках 2, 3. Выясняем, что φ*эмп = 0.838, полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. Таким образом, не выявлены признаки взаимосвязи между возрастом и самооценкой школьниками их осторожности при переходе дороги.

Выясним, насколько школьники склонны побежать через дорогу перед близко идущим транспортом вместе с товарищами. Для этого используем результаты обработки ответов школьников на третий вопрос анкеты (Как ты поступишь, если твои товарищи побегут через дорогу перед близко идущим транспортом?). Ответы учащихся 5-11 классов о склонности к повышенному риску (неосторожному поведению) на дороге представлены в таблице 7.

Таблица 7 – Ответы школьников о том, как они поступят, если их товарищи побегут через дорогу перед близко идущим транспортом

Варианты ответов

5-11 классы

1

1. Я побегу вместе с ними через дорогу.

18

2

2. Я останусь стоять на обочине дороги.

205

3

Затрудняюсь ответить

23

4

Итого:

246

5

5-11 классы

6

1. Я побегу вместе с ними через дорогу.

7%

7

2. Я останусь стоять на обочине дороги.

83%

8

Затрудняюсь ответить

9%

9

1

2

Как видим из таблицы 7, большинство (83%) школьников заявляют о готовности воздержаться от повторения неосторожных действий товарищей, т.е. выбирают безопасный вариант перехода дороги.

Выясним, имеются ли гендерные отличия в уровне осторожности школьников при переходе дороги. Для этого используем данные о том, как школьники разного пола ответили на вопрос о склонности к коллективному риску при переходе дороги. Ответы мальчиков и девочек на вопрос 3 представлены в таблице 8.

Таблица 8 – Ответы мальчиков и девочек о склонности к неоправданному риску при переходе дороги

Варианты ответов

Мальчики

Девочки

1

1. Я побегу вместе с ними через дорогу.

9

9

2

2. Я останусь стоять на обочине дороги.

104

101

3

Затрудняюсь ответить

12

11

4

ИТОГО:

125

121

5

Варианты ответов

Мальчики

Девочки

6

1. Я побегу вместе с ними через дорогу.

7%

7%

7

2. Я останусь стоять на обочине дороги.

83%

83%

8

Затрудняюсь ответить

10%

9%

9

1

2

3

Как видим из таблицы 8, большинство (83%) школьников, независимо от пола, заявляют об отказе участвовать в  групповых неосторожных действиях при переходе дороги. Таким образом, не выявлено гендерных отличий осторожности школьников в ситуации наличия примера неоправданного риска их товарищей на дороге.

Выясним, имеются ли отличия в уровне осторожности школьников разного возраста при наличии примера неоправданного риска их товарищей на дороге. Ответы учащихся 5-8 и 9-11 классов о готовности остаться на обочине (когда товарищи побегут через дорогу перед близко идущим транспортом) представлены в таблице 6.

Таблица 9 – Ответы подростков и юношей о готовности остаться на обочине при наличии примера рискованного поведения товарищей

Варианты ответов

5-8 классы

9-11 классы

1

1. Я побегу вместе с ними через дорогу.

10

8

2

2. Я останусь стоять на обочине дороги.

149

56

3

Затрудняюсь ответить

17

6

4

Итого:

176

70

5

5-8 классы

9-11 классы

6

1. Я побегу вместе с ними через дорогу.

6%

11%

7

2. Я останусь стоять на обочине дороги.

85%

80%

8

Затрудняюсь ответить

10%

9%

9

1

2

3

Как следует из таблицы 9, процентная доля школьников, положительно оценивающих их готовность воздержаться от неоправданного риска, незначительно отличается в 5-8 и 9-11 классах (85%, 80% соответственно). Как видим, есть признаки более высокой осторожности подростков по сравнению со старшеклассниками. Для проверки достоверности различий используем данные об абсолютных цифрах (данные об ответах учащихся 5-8, 9-11 классов) в столбцах 2, 3 и строках 2, 3. Выясняем, что φ*эмп = 1.452, полученное эмпирическое значение φ* находится в зоне незначимости. Таким образом, не выявлены признаки взаимосвязи между возрастом и самооценкой школьниками их осторожности при рискованном поведении их товарищей на дороге.

На основе проведенного анализа фактических данных сформулируем выводы об основных особенностях проявлений осторожности школьников на дороге. Расположим действия и ситуации, в которых обнаружены признаки осторожного поведения школьников по убыванию от наиболее часто встречающихся к наименее часто встречающимся в ответах школьников.

1. Осторожность при выборе места для перехода дороги. Утверждение: «Перед тем, как перейти дорогу, я выбираю безопасное место». С этим вариантом ответа согласились 87% школьников из числа опрошенных.

2. Осторожность при неоправданном риске товарищей на дороге. Утверждение: «Я останусь стоять на обочине дороги» (если твои товарищи побегут через дорогу перед близко идущим транспортом). С этим вариантом ответа согласились 83% школьников из числа опрошенных.

3. Осторожность при переходе дороги, проявляющаяся в наблюдении за обстановкой. Утверждение: «Переходя дорогу, я наблюдаю за тем, что происходит вокруг». С этим вариантом ответа согласились 78% школьников из числа опрошенных.

Выявленные фактические данные о более высоком уровне осторожности девочек (по сравнению с мальчиками) при выборе места перехода дороги и при наблюдении за обстановкой во время перехода дороги оказались статистически не значимыми.

Представленные в статье данные свидетельствуют о незначительных отличиях в ответах подростков и юношей, в ответах девочек и мальчиков (процентные доли положительных и отрицательных ответов на вопросы анкеты). Вместе с тем, не выявлено статистически значимых признаков взаимосвязи между полом, возрастом школьников и их осторожностью при выборе места для перехода дороги (выбор безопасного места), при неоправданном риске товарищей на дороге (отказ от повторения опасных действий), при переходе дороги (наблюдение за обстановкой).

Из материалов статьи следует, что нами не обнаружены признаки совершенствования у школьников осторожности на дорогах при переходе от подросткового к юношескому возрасту. Эти данные могут рассматриваться как признак низкой эффективности учебного процесса в общеобразовательной школе (изучение ОБЖ, ПДД, классные часы и внешкольные мероприятия по ПДД и т.д.). Отсюда следует вывод о необходимости дальнейшего исследования путей и средств повышения эффективности воспитания культуры транспортной безопасности различных категорий участников дорожного движения.

Изложенные материалы об эмпирических характеристиках осторожности школьников в транспортной сфере затрагивают только часть больших и малых проблем, связанных с изучением уровня развития культуры транспортной безопасности школьников. Проведенный анализ результатов исследования явится основой для дальнейшего изучения характеристик психологической готовности учащихся к обеспечению транспортной безопасности. Результаты такого рода исследований будут изложены в последующих наших публикациях.


Библиографический список
  1.  Ахмадиева Р. Ш. Принципы и закономерности процесса обучения и воспитания участников дорожного движения // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2010. – № 10. – С. 12-21.
  2. Белобородов А. Ф. Результаты тестирования знаний школьников по правилам дорожного движения /  А. Ф. Белобородов  // Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал. – 2012. – № 5 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/105-7185.
  3. Белобородов А. Ф. Отношение школьников к факторам совершенствования культуры транспортной безопасности /  А. Ф. Белобородов  // Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал. – 2012. – № 6  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/106-7350.
  4. Научно-педагогические основы формирования безопасности жизнедеятельности личности на дорогах : Учебно-методическое пособие / Науч. ред. Минниханов Р. Н. – Казань: ГУ “НЦ БЖД”, 2011. – 160 с.
  5. Форштат М. Л. О культуре дорожной безопасности // Основы безопасности жизни. – 2005. – № 12 . – С. 24-29.
  6. Якупов А. М. Транспортная культура школьников и проблемы ее формирования // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2007. – № 9. – С. 48-53.
  7. Якупов А. М. Формирование транспортной культуры школьников как педагогическая система. – Магнитогорск: МаГУ, 2008. – 243 с.
  8. Колмогорова Л. С. Возрастные возможности и особенности становления психологической культуры учащихся : дис. докт. псих. наук / Л. С. Колмогорова. – Барнаул, 2002. – 489 с.
  9. Каширский Д. В. Субъективные ценности современной молодежи [Текст] : монография / Д. В. Каширский. – Барнаул : Изд-во ААЭП, 2012. – 224 с.
  10. Жарикова Л. И. Ценностное отношение к непрерывному образованию как фактор безопасности жизнедеятельности молодежи // Дети, молодежь и окружающая среда: здоровье, образование, экология : материалы международной научно-практической конференции, 5-9 июля2012 г. / под. ред. С. Д. Каракозова, П. Г. Воронцова. – Барнаул : АлтГПА, 2012. – С. 88-90.
  11. Тошева Л. Итоги тестирования учащихся по ПДД // Основы безопасности жизни. – 2004. – № 9. – С. 50-53.
  12. Мошкин В., Измайлова О. Как стать грамотным пассажиром. Обучение обобщенным способам безопасного поведения на транспорте // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2001. – № 5. – С. 18-24.
  13. Белобородов А. Ф. Воспитание культуры транспортной безопасности как педагогическое явление /  А.Ф. Белобородов  // Вестник АлтГПА : Психолого-педагогические науки. – 2010. – № 5. – С. 66-70.
  14. Белобородов А. Ф. Цели воспитания культуры транспортной безопасности школьников /  А. Ф. Белобородов  // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2011. – № 2 [Электронный ресурс]. –Режим доступа :  http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/8576-nomer-2-3-2011.html.
  15. Белобородов А. Ф. Содержание воспитания культуры транспортной безопасности школьников /  А. Ф. Белобородов  // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2011. – № 2 [Электронный ресурс]. –Режим доступа :  http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/8576-nomer-2-3-2011.html.
  16. Белобородов А. Ф. Средства воспитания культуры транспортной безопасности школьников /  А. Ф. Белобородов  // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2011. – № 2 [Электронный ресурс]. –Режим доступа:    http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/8576-nomer-2-3-2011.html.
  17. Белобородов А.Ф., Мошкин В.Н. Культура транспортной безопасности в содержании образования // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2009. – № 1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:    http://www.altspu.ru/info/journal/vestnik/1353-nomer-12009.html.
  18. Белобородов А.Ф., Мошкин В.Н. Сущность, структура и функции культуры транспортной безопасности общества // Педагогическое образование на Алтае (Педагогический университетский вестник Алтая): электронный научный журнал. – 2009. – № 1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа:    http://www.altspu.ru/info/journal/vestnik/1353-nomer-12009.html.
  19. Мошкин В.Н. Воспитание культуры личной безопасности //  Психолого-педагогические проблемы личностно-ориентированного воспитания: Сборник научных трудов.- Барнаул: АГИИК, 1999.- С. 5-59. (Электронная версия статьи опубликована на сайте http://www.мирбжд.рф/?page_id=44.)
  20. Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников: Монография.- Барнаул: Издательство БГПУ, 2002.- 318 с. (Монография опубликована в виде файла на сайте http://www.мирбжд.рф/?page_id=495.)


Все статьи автора «Мошкин Владимир Николаевич»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация