УДК 159.9

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПСИХОЛОГИИ

Болотов Андрей Владимирович
Магнитогорский Государственный Технический Университет им. Г. И. Носова
студент 2-ого курса института заочного обучения по направлению 030300 - Психология

Аннотация
Данная статья посвящена обзору роли использования информационных технологий в психологии. Возможности информационных технологий в коммуникации, повышении продуктивности деятельности и надежности её результатов делают данную тему весьма актуальной для, использующей статистику, логику и математический анализ, науки психологии, а общедоступность информационных технологий, в проблеме их использования в психологии не психологами.

Ключевые слова: диагностика, информационные технологии, кащенизм, консультация, коррекция, не психологи, проектирование, психология, троллинг


APPLICATION OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN PSYCHOLOGY

Bolotov Andrei Vladimirovich
Magnitogorsk State Technical Universitynamed G.I. Nosov
student of 2nd degree distance learning in the direction 030300 - Psychology

Abstract
This article reviews the role of information technology in psychology. Potential of information technology in communication, increasing productivity and reliability of its activity results make this topic very relevant to use statistics, logic and mathematical analysis of the science of psychology, and accessibility of information technologies, the problem of their use in psychology are not psychologists.

Keywords: correction, counseling, design, diagnosis, information technology, kaschenism, not psychologists, psychology


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Болотов А.В. Применение информационных технологий в психологии // Психология, социология и педагогика. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/06/5051 (дата обращения: 19.11.2016).

Дисциплина «Информационные технологии в психологии» является обязательной дисциплиной, входящей в программу обучения в университете по математическому циклу, в рамках специальности «Психология» [1, с.12]. И это факт само-собой разумеющийся, ведь психолог использует возможности информационных технологии (далее ИТ) в осуществлении буквально всех своих функции. Так, с помощью коммуникационных возможностей ИТ, психолог может осуществлять свою консультативную функцию с коллегами и клиентами, находясь от них на огромных расстояниях, и более того, с использованием конференц-связи и вебинаров, подобные консультации могут проводиться одновременно несколькими психологами для крупных аудиторий, даже при том условии, что все участники консультации будут находиться в разных местах.

В своей диагностической функции психолог так же прибегает к ИТ. Их использование, например при оценке психологических тестов, существенно экономит время психолога и снижает вероятность возникновения ошибки при подсчете результатов, переводе первичных баллов в оценочные, построении графиков и прочей, чисто математической стороне работы психолога. Даже широко распространенный и доступный табличный процессор Microsoft Excel способен оказать неоценимую помощь психологу, а ведь существует немало специализированного программного обеспечения (например, SoftEMR Pro) призванного упростить и упорядочить работу психолога. Кроме того, не каждый клиент, обратившийся к психологу, действительно страдает психическим недугом: его проблема может быть в физиологии. И, чтобы выяснить психологической или физиологической является причина болезни, психолог может прибегнуть к показаниям МРТ (магнитно-резонансная томография), ПЭТ (позитронно-эмиссионная томография), ЭЭГ (электроэнцефалография), которые тоже относятся к ИТ.

В плане коррекции, ИТ также оказываются полезными для психолога: из уже описанных, коммуникационные средства можно применять для организации психологических тренингов, групповой и семейной терапии на расстоянии; программное обеспечение (excel, SoftEMR) для организации планов психокоррекционных мероприятий. Кроме того, можно использовать социальные сети и тематические форумы в сети интернет для организации групп самопомощи (например, анонимные алкоголики или группа поддержки утративших близкого человека).

ИТ находится применение во всех сферах деятельности психолога и, пожалуй, наиболее ярко проявляется в проектировочной деятельности. Огромный объем работ по сбору, анализу, систематизации данных, их четкой статистике, установлению коэффициента корреляции осуществляется с помощью ИТ, и те опросники, тесты, статистические выкладки, которыми оперирует современный психолог во многом заслуга ИТ.

Сейчас в глобальной сети интернет в общем доступе находится огромное количество специализированной литературы, психологических тестов, которые можно пройти в режиме он-лайн, и многочисленные группы людей, интересующихся психологией, в социальных сетях. И все эти ресурсы могут быть использованы не только психологами в целях повышения квалификации и саморазвития, но и не психологами для собственных нужд. Таким образом, ИТ сами собой, без привлечения психолога, могут осуществлять психологические функции.

Рядовой пользователь глобальной сети, воспользовавшись любой поисковой машиной, найдет массу сайтов, групп в социальных сетях, тематических форумов по своей проблеме, где сможет получить совет или консультацию от людей, переживающих или переживших подобную проблему. Так реализуется ИТ консультативная и коррекционная функции психолога, без привлечения самого психолога, однако, в такой ситуации у пользователя существует вероятность столкнуться с явлениями глобальной сети, которые не только не помогут, но, с высокой долей вероятности, навредят ему. Эти явления: троллинг и кащенизм.

Троллинг – злонамеренное вмешательство в сетевую коммуникацию, выражающееся в нагнетании участником общения («троллем») гнева, конфликта путём скрытого или явного задирания, принижения, оскорбления другого участника или участников, зачастую с нарушением этики сетевого взаимодействия [2].

Кащенизм – стиль общения на форумах или в эхоконференциях, характеризующийся провокационными, зачастую просемитскими, антисемитскими, националистическими, агрессивно-мещанскими или психиатрическими высказываниями и ситуационной насмешкой над собеседником [3].

Не только вышеописанные явления представляют негативную сторону использования ИТ в психологии не психологами. Неосведомленность пользователя сети интернет в области психологии также может сказаться. Например, пользователь, решивший воспользоваться психодиагностической функцией ИТ и прошедший один из многих представленных в сети психологических тестов без какого-либо контроля и пояснений психолога, может привести к недоразумению следующего вида:«Я прошла тест мини-мульт в интернете и набрала 67 баллов по шкале депрессии. У меня депрессия, выпишите мне антидепрессанты». Психолог бы объяснил, что даже такой высокий результат находится в пределах нормы и свидетельствует лишь о выраженности некоторых свойств личности, неосведомленность же пользователя привела его к ложным выводам.

Возможны и более глобальные ложные выводы. Все чаще в средствах массовой информации звучит формулировка «по результатам опроса, проведенного в интернете». Результаты таких опросов могут быть показательными только при условии уникальности зарегистрированных пользователей. Однако, ситуация такова, что один человек может создать несколько учетных записей и дать несколько разных ответов на один и тот же вопрос, а система учтет каждый ответ за ответы разных пользователей. Кроме того, данные учетных записей пользователей могут не соответствовать действительности, ведь тридцатилетняя женщина может по тем или иным причинам зарегистрироваться на том или ином интернет-ресурсе как сорокалетний мужчина. Поэтому, при проведении опросов в интернете, крайне сложно соблюсти репрезентативность выборки, а намеренно нечестные ответы «троллей» и «кащейтов» сделают результаты такого опроса ненадежными.

Приведенные выше примеры использования ИТ, являются далеко не полным списком возможностей их применения в психологии, однако, их достаточно для того, чтобы сделать вывод: использование ИТ в психологии квалифицированными психологами имеет неоспоримые достоинства и перспективы; использование же ИТ в психологии не психологами может быть чревато, и требует повышения грамотности населения в области ИТ (научиться отделять действительно важную и полезную информацию от «троллинга» и «кащенизма», их провокаций и попыток ввести в замешательство; понимать, что данные пользователей в интернете могут не соответствовать действительности, и проч.) и осведомленности в области психологии (иметь представление о том, кто такой психолог и чем он занимается; понимать, что представленной в сети информации может быть недостаточно для самостоятельной постановки диагноза и, тем более, самостоятельного лечения, коррекции).


Библиографический список
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 Психология от 21.12.2009г. // Приложение к приказу министерства образования и науки РФ № 759 от21.12.2009г.
  2. Википедия // Интернет ресурс URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Троллинг (дата обращения: 20.03.2015)
  3. Википедия // Интернет ресурс URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Кащенизм (дата обращения: 20.03.2015)


Все статьи автора «loginza649DRClrTtgd1Btk2W0Jdj»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация