УДК 371.2

ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАБОТЫ С ГЕТЕРОГЕННЫМИ ГРУППАМИ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Ворошилина Наталья Николаевна1, Реут Вероника Геннадьевна2
1Российский государственный социальный университет, филиал г.Минске, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы, управления и социального права
2ГУО «Академия последипломного образования», г. Минск, кандидат социологических наук, доцент, начальник отдела социологии образования и повышения квалификации

Аннотация
В статье проведена оценка с целью определения механизмов управления образовательным процессом для групп учащихся было проведено исследование. Результаты исследования выявили потребности, интересы, профессиональную мотивацию респондентов в области работы учащихся для дальнейшего развития.

Ключевые слова: деятельность, исследование, обучение, оценка, педагог, потребности, социальная мотивация, технологии, учащийся


FORMATION OF THE ORGANIZATIONAL AND TEACHING CONDITIONS FOR WORKING WITH HETEROGENEOUS GROUPS OF STUDENTS IN MODERN SOCIETY

Voroshilina Natalia Nikolaevna1, Reut Veronica Gennadievna2
1Russian State Social University branch, Minsk, Ph.D., assistant professor of social work , management and social rights
2GUO "Academy of Postgraduate Education", Minsk, Candidate of Sociology, Associate Professor, Head of Department of Sociology of Education and Training

Abstract
The paper evaluated to determine the mechanisms of management of educational process for groups of students were studied. Results of the study revealed needs, interests, professional motivation of the respondents in the students' work for further development.

Keywords: activity, evaluation, social motivation, student, study, teacher, technology, training needs


Рубрика: Педагогика

Библиографическая ссылка на статью:
Ворошилина Н.Н., Реут В.Г. Формирования организационно-педагогических условий для работы с гетерогенными группами учащихся в современном обществе // Психология, социология и педагогика. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: https://psychology.snauka.ru/2015/06/5053 (дата обращения: 29.10.2023).

С целью определения механизмов управления образовательным процессом для гетерогенных групп учащихся было проведено исследование готовности педагогов к реализации содержания и технологий интегрированного обучения данных групп детей. Результаты исследования позволили выявить потребности, интересы, профессиональную и социальную мотивацию респондентов в области работы с гетерогенными группами учащихся для дальнейшего развития данных видов деятельности.

Исследование было проведено в 2014 году на базе ГУО «Академия последипломного образования» (г. Минск), в рамках которого было опрошено более 800 человек  -  педагогических работников. Единицей отбора выступила группа слушателей образовательных программ повышения квалификации. Основным дифференцирующим признаком респондентом явилась должность опрошенных. Так, среди опрошенных, 83 % составляют педагоги, 18% – руководители, что отвечает репрезентативности выборки. Среди опрошенных педагогов 32% – педагоги-социальные, 43,6% – классные руководители, 24,4 % – педагоги-психологи (Рис. 1) Руководители представлены категориями: директор средней школы (37,2%), директор гимназии (12,3%), директор учреждения дополнительного образования детей и молодежи (9,6%), заместители директоров средних школ (40,9%) (Рис. 2).

Рис. 1. Должность опрошенных педагогов, %

 

Рис. 2 Должность опрошенных руководителей учреждения образования, %

Средний стаж работы респондентов составил 16,3 лет: у педагогов он составил 18,2 лет, у руководителей – 14,4 лет. Распределение респондентов по стажу работы представлено на рис. 3.

Рис. 3 Стаж  респондентов, %.

В исследовании приняли участие респонденты как из городской, так из сельской местности: и педагоги, и руководители, в основном, представлены городскими жителями (рис. 4).

Рис. 4. Местность, в которой проживают респонденты %.

Задачами исследования выступили:

- анализ степени актуальности проблемы социально и психолого-педагогической работы с гетерогенными группами учащихся  в учреждениях общего среднего образования (учащимися – мигрантами, вынужденными переселенцами, беженцами, учащимися, находящимися в социально опасном положении, сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, с учащимися, имеющими  особенности психофизического развития, с учащимися, достигающими высоких показателей в учебе, творчестве (одаренные учащиеся) для педагогических кадров;

- выявление степени возникновения трудностей в организации работы с гетерогенными группами учащихся;

- выявление уровня востребованности формирования профессиональных компетенций у руководителей и педагогов в области работы с гетерогенными группами учащихся;

- определение приоритетных форм и методов профессионального развития педагогов и руководителей по вопросам работы с гетерогенными группами учащихся.

В результате теоретического анализа профессиональной компетентности педагогов в области работы с гетерогенными группами учащихся были разработаны ее показатели. С учетом современных требований к компетентности специалиста выделяются виды: стратегическая компетентность, характеризующая глобальность, системность мышления; функциональная, выражающаяся в умении проявлять инициативу; социальная компетентность, предполагающая наличие квалификационных и интеграционных способностей и др. Индикаторами развития профессиональной компетентности в области работы с гетерогенными группами учащихся явились факторы повышения квалификации и профессионального педагогического развития, такие как система социально-экономических, социокультурных, социально-психологических условий реализации профессиональной компетентности субъектов образовательного процесса.

Повышению эффективности работы с гетерогенными группами учащихся должна способствовать оптимизация системы дополнительного педагогического образования, предполагающая не только создание новых программ повышения квалификации и переподготовки, но и программ формирования соответствующей профессиональной мотивации и профессионального развития педагогических кадров.

По результатам опроса, для педагогов и руководителей степень актуальности и важности профессиональных компетенций в области работы с гетерогенными группами учащихся является достаточно высокой: для педагогов в среднем она составляет 80%, для руководителей – 66,6%. При этом, самыми значимыми компетенциями для педагогов являются знания и умения, необходимые для работы с детьми, находящимися в социально-опасном положении, с детьми сиротами и неблагополучными семьями, а также с детьми с особенностями психофизического развития; для руководителей наиболее важными являются компетенции в области работы с одаренными учащимися (рис. 5).

Рис. 5. Степень актуальности профессиональных компетенций, необходимых для работы с гетерогенными группами учащихся, по мнению педагогов и руководителей.

Существенных различий между мнениями педагогов и мнениями руководителей в отношении актуальности тех или иных компетенций не наблюдается, за исключением отношения к компетенциям, необходимым для работы с учащимися-мигрантами: наибольшую актуальность они представляют для социальных педагогов, наименьшую – для классных руководителей, и еще менее значимую – для педагогов-психологов (рис. 6)

Рис. 6. Степень актуальности компетенций, необходимых для работы с гетерогенными группами учащихся, по мнению педагогов, в зависимости от должности.

Руководителям также был задан вопрос о трудностях, возникающих в их профессиональной деятельности при организации работы с гетерогенными группами учащихся. Наибольшие трудности руководители испытывают в процессе организации работы с учащимися, находящимися в социально-опасном положении и с учащимися, имеющими особенности психофизического развития (рис. 7)

Рис. 7. Степень возникновения профессиональных проблем в процессе организации работы с гетерогенными группами учащихся, по мнению руководителей, %

Причины возникновения трудностей управленческой деятельности в организации работы с гетерогенными группами учащихся связаны с различными аспектами, к которым относятся экономические, правовые, научно-методические, коммуникативные и другие факторы. Так, доминирующими трудностями в организации работы с учащимися-мигрантами выступают:

- отсутствие соответствующих управленческих концепций;

- недостаточность нормативной правовой базы в данной области деятельности;

- проблемы научно-методического сопровождения;

- недостаточная профессиональная компетентность педагогических кадров в работе с гетерогенными учащимися (Рис. 8).

Трудности в организации работы с учащимися, находящимися в социально-опасном положении, – это, по мнению руководителей, преимущественно, недостаточная поддержка со стороны общества и экономическая поддержка данного вида деятельности (рис. 9). Что касается организации работы с учащимися-сиротами, то основными затруднениями выступают недостаточное информационно-коммуникационное обеспечение данного вида деятельности, его экономическое обеспечение и недостаточный уровень профессиональной компетентности педагогических кадров (рис. 10).

Затруднения, возникающие у руководителей в процессе организации  работы с учащимися с ОПФР обусловлены, в первую очередь, неготовностью педагогического коллектива учреждения образования к работе с данной категорией учащихся (рис. 11), а трудности в организации работы с одаренными детьми –экономическими проблемами (рис. 12).

Рис. 8. Виды проблем, возникающих у руководителей в процессе организационной работы с учащимися-мигрантами,%

Рис. 9. Виды проблем, возникающих у руководителей в процессе организационной работы с учащимися, находящимися в социально опасном положении, %

Рис. 10. Виды проблем, возникающих у руководителей в процессе организационной работы с учащимися-сиротами

Рис. 11. Виды проблем, возникающих у руководителей в процессе организационной работы с учащимися, имеющими особенности психофизического развития

Рис. 12. Виды проблем, возникающих у руководителей в процессе организационной работы с  одаренными учащимися.

По результатам исследования, для организации работы с учащимися-мигрантами руководителям, в первую очередь, необходимы знания нормативной правовой документации по данному вопросу, умения в области формулирования целей и планирования работы с данной группой учащихся, организации партнерских связей с родителями и педагогами, подбора и мотивации персонала для работы с учащимися-мигрантами, а также навыки системного управления данным видом деятельности. Приблизительно половина опрошенных руководителей полагают также, что для организации работы с учащимися-мигрантами необходимы такие компетенции, как умение применять информационно-коммуникационные и оценочные технологии, а также знания о том, как совершенствовать и развивать материально-технические ресурсы учреждения образования для адекватной организации работы с учащимися мигрантами (Рис. 13).

Рис. 13. Необходимость формирования управленческих компетенций для организации работы с учащимися-мигрантами; компетенции в области (%)

У педагога для работы с учащимися-мигрантами, по результатам исследования, должны быть сформированы следующие академические компетенции:

- способность к разрешению конфликтов на национальной, религиозной, культурной почве в среде учащихся (так считают 82% педагогов и 75% руководителей);

- способность сформировать доброжелательное и непредвзятое отношение к учащимся-мигрантам в учреждении образования (это мнение 77,5% руководителей и 71% педагогов);

- понимание социальных и психологических проблем мигрантов  (около 70 % педагогов и руководителей);

- знание этнической психологии  (60% руководителей и 53% педагогов) (рис. 14);

Рис. 14. Академические компетенции, которые, по мнению респондентов, необходимо формировать у педагогов в работе с учащимися-мигрантами, %

Среди профессиональных компетенций, которые следует сформировать у педагогов для работы с гетерогенными группами учащихся, лидирую, по мнению руководителей компетенции в области технологий формирования позитивного отношения участников образовательного к учащимся-мигрантам и создание необходимой реабилитационной среды, а по самооценке педагогов – развитие толерантности по отношению к учащимся-мигрантам, вовлечение учащихся-мигрантов в совместную деятельность участников образовательного процесса, способность разрушать стереотипы в отношении данной группы учащихся (рис. 15).

Рис. 15 Профессиональные компетенции, которые, по мнению респондентов, необходимо формировать у педагогов в работе с учащимися-мигрантами, %

Рейтинг компетенций руководителя, необходимых для организации работы с учащимися, находящимися в социально-опасном положении (СОП), выглядит так. На первом месте – знания в области нормативных правовых документов и умение осуществлять партнерскую деятельность со всеми участниками образовательного процесса; на втором – технологические аспекты (целеполагание и планирование, применение ИКТ, подбор персонала для работы с учащимися в СОП и др.) (рис. 16)

Рис. 16. Необходимость формирования управленческих компетенций для организации работы с учащимися в СОП; компетенции в области (%)

Педагогические компетенции, которые требуют первоочередного формирования для работы с учащимися в СОП, представлены, как видно, из результатов исследования, сугубо профессиональными (технологическими): умением отстаивать интересы ребенка в государственных учреждениях, способностью формирования у ребенка готовности  к самостоятельной жизни, способностью преодолевать стигматизацию ребенка, работой с родителями и др. (рис. 17).

 

Рис. 17. Компетенции, которые, по мнению респондентов, необходимо формировать у педагогов в работе с учащимися, находящимися в СОП.

Модель управленческих компетенций руководителей для осуществления ими организации деятельности с учащимися-сиротами и с учащимися с особенностями психофизического развития (ОПФР) аналогична модели управленческих компетенций, необходимых для организации работы с учащимися в СОП: в первую очередь, это стратегические компетенции: нормативная правовая база деятельности, системный анализ, установление партнерства с участниками образовательного процесса, и, во – вторых, это технологии работы с персоналом, формирование и развитие корпоративной культуры, оценочная и маркетинговая деятельность по данным направлениям (рис. 18, 19).

Рис. 18. Необходимость формирования управленческих компетенций для организации работы с учащимися-сиротами; компетенции в области (%)

Рис. 19. Необходимость формирования управленческих компетенций для организации работы с учащимися с ОПФР; компетенции в области (%)

В работе с учащимися с ОПФР у педагогов необходимо формировать компетенции в области интеграции и адаптации учебных программ специального образования (в контексте академических компетенций) и по данному вопросу доминируют мнения педагогов (рис. 20).

Рис. 20. Академические компетенции, которые, по мнению респондентов, необходимо формировать у педагогов для работы с учащимися с особенностями психофизического развития.

По мнению педагогов, для работы с учащимися с ОПФР,  преимущественно, необходимы следующие профессиональные компетенции: организация обучения в целом и урока в частности с детьми с ОПФР, компетенции в области оценки процесса обучения детей с ОПФР, коммуникативные и партнерские компетенции. По мнению руководителей, особое место в модели профессиональных компетенций педагогов, работающих в интегрированных классах, должны занимать специализированные компетенции: умение работать с различными видами затруднений детей с ОПФР, осуществление индивидуального, дифференцированного подхода и др. (рис. 21).

Рис. 21. Профессиональные компетенции, которые, по мнению респондентов, необходимы педагогу в работе с учащимися с особенностями психофизического развития

Социально-личностные педагогические компетенции, необходимые для работы с учащимися с ОПФР, представлены умениями педагогов замечать и подчеркивать возможности ребенка с ОПФР в разных видах деятельности, умение создавать «ситуации успеха» для учащегося, формировать толерантное отношение к детям с ОПФР в коллективе педагогов, детей и их родителей, а также способностью педагогов  взаимодействовать, сотрудничать с родителями детей с ОПФР, консультировать их по актуальным вопросам обучения, развития и воспитания их ребенка (рис. 22).

Рис. 22. Социально-личностные компетенции, которые, по мнению респондентов, необходимо формировать у педагогов для работы с учащимися с особенностями психофизического развития.

Что касается компетенций, необходимых руководителям для организации работы с одаренными учащимся, то наряду со способностями к формулировки целей, системного и нормативного правового анализа педагогической деятельности по данному вопросу, особое значение приобретают знания и умения в области оценки качества эффективности с одаренными детьми и материально-технического обеспечения данного вида деятельности (рис. 23).

Рис. 23. Необходимость формирования управленческих компетенций для организации работы с одаренными учащимися; компетенции в области (%).

В академическом плане для работы с одаренными учащимися, по мнению педагогов и руководителей, наиболее востребованными являются: педагогические умения осуществлять сбор и анализ информации в рамках работы с данной категорией учащихся;  знание теорий, концепций, подходов к осуществлению работы с одаренными детьмиумение организовывать процесс обучения данной категории учащихся (рис. 24).

Рис. 24. Академические компетенции, необходимые педагогу для работы с одаренными учащимися.

Руководители уделили особое внимание необходимости формирования профессиональных педагогических компетенций в области работы с одаренными группами учащихся, таких как владение методиками выявления, коррекции, профилактики затруднений и проблем одаренных учащихся, владение специальными технологиями, методиками, приемами, способами деятельности с одаренными учащимися, умение анализировать, интерпретировать факты, ситуации в работе с одаренными учащимися (рис. 25).

Рис. 25. Профессиональные компетенции, необходимые педагогу для работы с одаренными учащимися.

Среди социально-личностных педагогических компетенций, необходимых для работы с одаренными детьми, педагоги выделили, как наиболее значимые умение устанавливать партнерские связи, вести диалог с одаренными учащимися, умение взаимодействовать с родителями учащихся, консультировать их по вопросам развития детской одаренности, а также компетенции в области здоровьесбережения учащихся. По мнению руководителей, наиболее востребованными компетенциями в области работы с одаренными детьми для педагогов должны стать умение педагогов формировать ценностное отношение к способностям одаренных детей, продвигать эти ценности и способность педагогов  к коммуникации и партнерству в отношении одаренности (рис. 26).

Рис. 26. Социально-личностные компетенции, необходимые педагогу для работы с одаренными учащимися.

Особого внимания заслуживает вопрос, заданный респондентам о том, какие источники, способы и формы профессионального развития они бы использовали для формирования компетенций в области организации работы с гетерогенными группами учащимися. Важность данного вопроса обусловлена необходимостью разработки рекомендаций по профессиональному развитию педагогов в данной области деятельности и расширения видения перспектив развития самого фактора гетерогенности и работы с ним в условиях общего среднего образования.

Итак, педагоги в качестве источников формирования и развития компетенций для работы с гетерогенными группами учащихся предпочитают: систему дополнительного педагогического образования, преимущественно, плановую (1 раз в пять лет), самообразование и методическую поддержку, оказываемую соответствующими специалистами; руководители, наряду с формами и методами профессионального образования, выбранными педагогами,  отдали особое предпочтение участию в семинарах и конференциях по вопросам работы с гетерогенными группами учащихся, профессиональным научно-методическим журналам, освещающим данные вопросы, а также  повышению квалификации, проводимому по запросам педагогических работников  (рис. 27).

Рис. 27. Ресурсы, обеспечивающие формирование компетенций в области работы с гетерогенными группами учащихся, по мнению респондентов, %.

Таким образом, в результате исследования выявлена актуальность компетенций, необходимых педагогам и руководителям учреждений образования для работы с гетерогенными группами учащихся. По мнению преимущественного большинства респондентов (более 50%) актуальными являются компетенции в области работы со всеми группами учащихся: мигрантами, находящимися в социально-опасном положении, сиротами, одаренными и с учащимися, имеющими особенности психофизического развития, однако наиболее востребованными, по мнению педагогов, являются компетенции, связанные с детьми, имеющими сиротский статус, так называемыми «неблагополучными» и с учащимися ОПФР, а, по мнению руководителей, – с одаренными учащимися.

В процессе исследования были определены проблемы и трудности управленческого характера, возникающие в организации обучения гетерогенных групп учащихся в учреждении образования.   На основании полученных результатов можно определить условий, необходимых для решения задач гетерогенного обучения:

- создание нормативной правовой базы работы с гетерогенными группами учащихся (касающиеся, в первую очередь, организации работы с учащимися-мигрантами);

- разработка экономических механизмов сопровождения образовательной деятельности в условиях работы с гетерогенными группами учащихся

- разработка и реализация программ социального партнерства (это касается, преимущественно, процессов организации работы с детьми социально-опасном положении, с детьми-сиротами и с одаренными учащимися);

- профессиональное развитие (формирование готовности) педагогических кадров  к работе с гетерогенными группами учащихся и научно-методическое сопровождение педагогической деятельности.

В ходе исследования были определены основные педагогические компетенции, которые необходимо формировать (развивать) у педагогических кадров для реализации деятельности с учащимися указанных категорий, что послужит основанием для разработки содержания программ и модулей повышения квалификации и переподготовки педагогических работников. Так, по результатам исследования, в компетентностную модель, предполагаемую для формирования в системе повышения квалификации, должны быть внесены следующие виды компетенций:

Управленческие компетенции.

Академические компетенции: Компетенции в области системного анализа деятельности учреждения образования с учетом наличия в нем гетерогенных групп учащихся, умение формулировать цели и планировать образовательный процесс с учетом специфики гетерогенности,  партнерские компетенции в принятии решений по организации работы с гетерогенными группами учащихся (умение договариваться и разрешать конфликты, работа с родителями учащихся и др.).

Профессиональные компетенции: компетенции в области технологий подбора и мотивации персонала для работы с гетерогенными группами учащихся, применения информационно-коммуникационных технологий, развития материально-технических ресурсов, оценки качества деятельности учреждения образования в аспекте обучения в нем гетерогенных групп учащихся.

Социально-личностные компетенции: компетенции в области формирования и развития корпоративной культуры учреждения образования с учетом обучения в нем гетерогенных групп учащихся.

Академические компетенции: знание теорий, концепций, подходов к осуществлению работы с гетерогенными группами учащихся, умение анализировать, интерпретировать факты, ситуации в работе с гетерогенными группами учащихся, умение осуществлять сбор и анализ информации в рамках работы с данными категориями учащихся.

Профессиональные компетенции: умение организовывать процесс обучения данной категории учащихся, владение специальными технологиями, методиками, приемами, способами деятельности с гетерогенными группами учащихся, Владение методиками выявления, коррекции, профилактики затруднений и проблем данных категорий учащихся.

Социально-личностные компетенции: умение формировать ценностное толерантное отношение к гетерогенным группам учащихся, умение устанавливать партнерские связи, вести диалог с гетерогенными группами учащихся, их родителями, внешними структурами, умение формировать у гетерогенных групп учащихся способности к социализации, саморазвитию, самосовершенствованию, владение технологиями и методиками сохранения психологического и физического здоровья гетерогенных групп учащихся.

Также сформулированы приоритетные формы  профессионального развития педагогов, которые будут способствовать развитию всей системы дополнительного педагогического образования в ближайшее время и в перспективе. В качестве наиболее значимых для респондентов источников профессионального развития по анализируемому вопросу являются повышение квалификации в системе дополнительного педагогического образования, научно-методическое сопровождение и самообразование.

Проведенное социологическое исследование уровня готовности педагогических работников к реализации задач деятельности с гетерогенными группами учащихся в современных условиях являлось одновременно и средством, и методом познания анализируемой проблемы и управления ею.  Всесторонняя и квалифицированная интерпретация результатов социологического исследования предполагает их применение в практике управления образовательным процессом в системе дополнительного образования взрослых. Полученные в результате исследования данные способствуют созданию единой количественно-качественной оценки  компетенций, которыми должны обладать педагогические работники при осуществлении деятельности с гетерогенными группами учащихся и могут быть использованы в качестве основы:

- для публикаций в СМИ с целью информирования и коммуникации широкой общественности по вопросам работы с гетерогенными группами учащихся;

- для совершенствования образовательного процесса повышения квалификации и переподготовки педагогических работников в системе дополнительного образования взрослых посредством актуализации данных вопросов;

- для разработки (корректировки) содержания программ повышения квалификации педагогических работников по вопросам реализации задач педагогической и управленческой деятельности в области работы с гетерогенными группами учащихся;

- для организации и внедрения в практику управления профессиональным развитием педагогических работников инновационных форм и методов работы по вопросам организации деятельности с гетерогенными группами учащихся: проблемных семинаров, коучинга, конференций, тренингов.



Все статьи автора «Реут Вероника Геннадьевна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: