УДК 378

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

Семёнова Елена Михайловна1, Ворошилина Наталья Николаевна2
1Российский государственный социальный университет филиал в г.Минске, кандидат психологических наук, доцент, заместитель директора по науке и дополнительному образованию
2Российский государственный социальный университет филиал в г.Минске, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы, управления и социального права

Аннотация
В статье указывается психологические аспекты обучения в вузе, которые являются важной составляющей процесса профессионализации, во время которого будущий специалист получает необходимые знания и умения, уточняет свое исходное представление о той деятельности, которой он решил посвятить себя, поступая в данное учебное заведение.

Ключевые слова: вуз, деятельность, образовательная среда, профессионализация, система ценностей, сопровождение, студент, студенчество


PSYCHOLOGICAL SUPPORT PERSON OF THE STUDENT IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY

Elena Semenova1, Voroshilina Natalia2
1Russian State Social University branch in Minsk, Ph.D., associate professor, deputy director for science and further education
2Russian State Social University branch in Minsk, Ph.D., assistant professor of social work , management and social rights

Abstract
The article indicates the psychological aspects of training in high school, which are an important component of the process of professionalization, during which the future specialist to acquire the necessary knowledge and skills, said its initial idea of the activities in which he decided to devote himself to doing this institution.

Keywords: professionalization, school, student educational environment, students, support, value system, work


Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Семёнова Е.М., Ворошилина Н.Н. Психологическое сопровождение личности студента в образовательной среде вуза // Психология, социология и педагогика. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/06/5083 (дата обращения: 26.05.2017).

Период обучения в вузе является важной составляющей процесса профессионализации, во время которого будущий специалист получает необходимые знания и умения, уточняет свое исходное представление о той деятельности, которой он решил посвятить себя, поступая в данное учебное заведение. Он связан с серьёзными изменениями в личности молодых людей: выработкой собственного мировоззрения и системы ценностей, осознанием собственной самобытности и уникальности, личностным и профессиональным самоопределением. Данная точка зрения прослеживается в ряде работ отечественных психологов (Е.А. Климов, Г.Ю. Любимова, Ю.П. Поваренков, Н.Г. Рукавишникова, П.А. Шавир и др.).

Студенчество – центральный период становления человека, личности в целом, проявления самых разнообразных интересов. Это особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. Современный словарь иностранных слов дает нам следующее определение термина «студент»: (лат. studens (studentis) – усердно работающий, занимающийся) – учащийся высшего учебного заведения. Современные студенты – это, прежде всего, молодые люди в возрасте 17–23 лет, осуществившие свой профессиональный выбор. Хотя границы возраста современного студенчества довольно размыты, т.к. все больше и больше наших современников стремятся получить высшее образование, усовершенствовать наличный уровень образования и в гораздо более старшем возрасте.

Как социальная группа студенчество характеризуется профессиональной направленностью, сформированностью отношения к будущей профессии, которые являются следствием правильности профессионального выбора, адекватности и полноты представлений студентов о выбранной профессии.

Студенческий возраст в исследованиях Б.Г. Ананьева рассматривается как сензитивный период для развития основных социогенных потенций молодого человека . Это возрастной  этап, на котором происходит профессиональная подготовка, освоение профессиональных ролей, начало самостоятельной жизни. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. Именно в студенческий период  интенсивно развивается самосознание, происходит утверждение жизненных  ориентиров и позиций, ценностных приоритетов, корректируется самооценка личности, образ собственного «Я». За время обучения в вузе, при наличии благоприятных условий у студентов происходит развитие всех сфер личности: познавательной, мотивационно-потребностной, ценностно-смысловой, развиваются и укрепляются такие личностные качества, как целеутремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициативность, саморегуляция [1; с. 267 - 286].

В то же время, студенческая пора, считается стрессогенной, когда приходится выдерживать довольно большие нагрузки – физические, умственные, нравственные, волевые, интеллектуальные, а порой и  перегрузки, которые могут отрицательно сказаться на развитии личности студента.  Сказывается влияние всей перестройки жизни, быта, деятельности студентов.  Далеко не все студенты на первых порах учебы умеют рассчитывать собственные силы, рационально организовывать свою работу.

Кроме этого, интенсивность современной жизни, нестабильность настоящего и неуверенность в будущем, а также тот факт, что студенты заняты не только учебной деятельностью, но и зарабатыванием средств на жизнь и учебу в непрофильных сферах деятельности, негативно сказывается на состоянии физического и психического здоровья молодежи, на качестве подготовки будущих специалистов.

Многочисленные современные исследования студента, как субъекта образовательного процесса, показывают, что он стал другим. Наиболее характерные изменения в психологическом портрете студента, не способствующие повышению качества обучения, это отсутствие четкой системы ценностей, наличие социальной «беспомощности» и снижение уровня физического и психофизического уровней здоровья. Все перечисленное приводит к так называемому потребительскому типу поведения, при котором деятельность направлена на удовлетворение личных потребностей биологического и социального уровня при минимальных затратах собственных усилий [6]. Данный феномен стал предметом научного осмысления лишь недавно, и отразился в научных исследованиях культурологов и философов (М.Мид, Х.Ортега-и-Гассет), получил свое развитие в работах современных психологов П. Зорнина, О.В. Карина, Н.В. Малютиной, М.А. Одинцовой, О.А. Сапожниковой.

Аналогичные результаты были получены А.В. Капцовым при исследовании изменений в психологическом портрете студента первого курса инженерных специальностей г. Самары за последние пять лет [3; с. 159 - 160]. Установлено (n = 2635 чел.), что имеется статистически значимая тенденция к увеличению склонности проявлять себя свободно, расторможено, своенравно, ориентируясь на социальное одобрение референтной группы и не проявляя инициативы в принятии решений. Одновременно наблюдается снижение  стрессоустойчивости молодых людей.

Обобщающим исследованием проявления подобных тенденций в молодежной среде, являются работы М.А. Одинцовой, которая  рассматривает установку на поведение жертвы, являющуюся противоположной установке жизнестойкости. Установка на поведение жертвы понимается автором, как «удобный» социально-приспособительный феномен современного человека в этом богатом на стрессы мире. В ее основе лежит стремление к пассивной, выгодной адаптации в среде с использованием неконструктивных стратегий, препятствующих и затягивающих преодоление трудной ситуации.

В процессе экспериментального исследования Н.П. Фетискина, Т.И. Мироновой, С.В. Шепелевой было выявлено, что образовательная деятельность, наряду с другими деятельностными сферами, также содержит элементы социальной энтропии (неуверенность в востребованности избранной профессии, отсутствие условий для профессионально-личностной самореализации, диссонанс в системе образовательных и ценностных парадигм и т.д.). Среди детерминант социальной энтропии студенты указывали на непредсказуемость социально-экономической политики, затрудненность в построении жизненных планов и перспектив, обесценивание полученного опыта и знаний, неустойчивость и быстрые изменения в профессиональной сфере [13, с. 187]. Исследователи отмечают, что большинство студенческой молодежи эгоистически ориентировано, поглощено личными проблемами, игнорируют интересы близких людей, озабочено удовлетворением материально-карьерных потребностей. Осуществление профессиональных планов у них протекает либо «по инерции», либо с допуском постоянных ошибок и просчетов из-за неопределенности жизненных и образовательных ситуаций. Следствием деструктивного влияния социальной неопределенности студенты отметили проявление фрустрированных эмоций, негативное отношение к учебе и будущей работе, ухудшение здоровья, ухудшение отношений с другими людьми и в семье. Деструктивные изменения в структуре личностных отношений отразились на снижении самооценки и показателях учебно-профессионального самосовершенствования [13, с. 187]. Социальная энтропия формирует у студенческой молодежи систему полярных отношений: зарабатывать много – работать мало; деньги зарабатывать для себя. Н.П. Фетискин трактует данные явления как расколотость внутреннего мира человека, как явление его фрагментации, когда желание делать для себя не переходит в желание делать для других, «социальный распад общества оборачивается «расчеловечиванием» человека» [13].

Кроме этого, период обучения в вузе у студентов часто совпадает с возрастными кризисами: перехода от юности к зрелости (студенты дневных отделений), кризис зрелости (студенты заочного отделения). Возрастной кризис состоит в преобразовании социальной ситуации развития, при котором старая социальная ситуация развития разрушается, а на ее месте строится новая [9]. Кризис юности характеризуется с одной стороны кризисом «рождения» социально зрелой личности, который часто сопровождается разрывом Я-идеального и Я-реального на фоне внутриличностных конфликтов. Кроме возрастных кризисов любой молодой человек переживает кризис индивидуальной жизни (вне возраста).

В особую группу следует выделить кризисы профессионального становления личности. Они возникают на различных этапах профессионального пути личности, отражают его специфические закономерности. В большинстве случаев кризисы повышают психологическую сензитивность субъекта труда, способствуют более точному осознанию ситуации профессионального развития и обеспечивают выбор адекватных средств дальнейшего профессионального становления и реализации.

Можно выделить основные критические моменты в профессиональном обучении. Это кризис первого курса, который закладывается в начале профессионального образования. Вчерашний школьник, привыкший к директивным формам педагогического воздействия и тотальному контролю, попадает в гораздо более мягкие условия, где никто не следит за посещением им занятий и его успеваемостью так, как это происходило в школе, меньше выражен текущий контроль успеваемости и т.д. В этой ситуации у многих студентов возникает ложное ощущение покоя, расслабленности, легкости обучения в вузе по сравнению со школой. Кризис начинается с понимания студентами того, что сложившиеся в средней школе методы учебной деятельности не могут обеспечить эффективное усвоение вузовской программы.

Некоторые первокурсники, столкнувшись с неожидан­ными трудностями обучения, начинают сомневаться в правильности сделанного профессионального выбора. У боль­шинства из них сомнения порождает недостаток осведом­ленности о своей будущей профессии, что, вызывает потерю интереса к учебе, снижение успеваемости. Привыкание студента затрудняется, прежде всего, несовпадением способов преподавания в средней школе и в вузе. Недостаточное понимание лек­ций, излагаемых в иной манере, чем в школе, отсутствие ежедневного контроля вначале может отрицательно вли­ять на успеваемость и на самочувствие студентов, и неред­ко ведет к разочарованию и потере уверенности в своих силах. Уже к началу обучения в вузе, после выпускных и всту­пительных экзаменов, многие студенты имеют сниженную работоспособность, быструю утомляемость, повышенный уровень тревожности [2].

Ко второй группе кризисов относятся кризисы 3 и 5 курса обучения. Стабильность ситуации нарушает сам человек путём изменения отношения к себе и своим успехам. Тем самым он создаёт новую ситуацию профессионального развития, которая переживается человеком как кризисная. Одним из проблемных моментов данного периода является  кризис третьего курса, который обусловлен резким увеличением профилирующих дисциплин в учебном плане. Началу кризиса предшествуют безуспешные попытки использовать прежние методы учебной работы для решения новых учебных задач. Студенты сталкиваются с трудностью понимания профессиональных терминов, методологических концепций и глобальностью проблем, рассматриваемых в рамках каждого специального предмета. Кроме этого, возрастают требования к уровню овладения предметом по сравнению с дисциплинами косвенно связанными с профессией, преподаваемыми на более ранних этапах.

Кризис третьего курса связан с изменением самооценки как личностных, так и профессиональных качеств и изменением уровня ситуативной и личностной тревожности. В то время как уровень самооценки снижается, уровень тревожности возрастает. И здесь наибольшая динамика тревожности фиксируется по мере приближения сессии. Так, например, у студентов-будущих психологов, данный процесс приобретает характер переосмысления представлений о профессии и своего места в ней. Такой студент осознает профессию психолога как чрезмерно сложную для собственных способностей, происходит переоценка своей системы профессиональных ценностей, обучение, продолжается, но при этом осуществляется своеобразный сдвиг мотивов. Постепенно, ведущее место в профессиональном обучении начинает занимать мотивация получения диплома, а не мотивация получения профессии.

В исследовании Шибаевой Г.Е. было выявлено, что  становление студентов-психологов на третьем курсе обучения обусловлено внутренними противоречиями: с одной стороны, они  уже  имеют определенную теоретико-методрологическую базу, приобрели опыт практической деятельности (на практике), а, с другой стороны, у них четко прослеживается  осознание своей некомпетентности, ограниченности себя как специалиста, становится понятным, что многому еще необходимо учиться. На фоне подобного рода противоречий возникает отрицательный эмоциональный фон, развивается неуверенность в себе, снижается результативность деятельности. Становится очевидной необходимость психологического сопровождения личностно-профессионального становления студента на данном этапе учебно-профессиональной деятельности [6; с. 26].

Важным обобщающим исследованием кризисов студенчества является исследование Ю.П. Поваренкова, автора целостной концепции профессионального развития [8]. Он делает вывод о том, что в условиях традиционного соотношения предметной и методической подготовки процесс обучения в вузе делится по содержанию психологических механизмов и переживанию кризисов на 2 периода: академический – 1–3 курсы – овладение академическими знаниями, формирование учебной деятельности; и учебно-профессиональный – 4–5 курсы – ломка академических стереотипов, формирование ориентации на профессиональную деятельность [8, с. 115]. И первый академический и второй учебно-профессиональный периоды переживаются студентами как стрессовые, т.к. сопровождаются ломкой традиционно усвоенного в школе подхода к обучению (первый период), неуверенностью в себе как в профессионале, неумение применить на практике полученные академические знания (второй период).

Последняя критическая ситуация, с которой сталкивается студент в ходе профессионального обучения – это кризис четвертого-пятого курса, проявляющийся в резком увеличении тревожности и снижении как профессиональной, так и личностной самооценки. Этот кризис достаточно важен, поскольку может привести к полной потере мотивации профессионального развития.Критическая ситуация здесь связана с двумя основными проблемами. Во-первых, студент сталкивается с надвигающейся итоговой аттестацией, задача которой оценить уровень и качество усвоения им учебного материала, сформированности профессиональных знаний, умений и навыков. Осознание необходимости демонстрировать знания, усваиваемые в течение всего обучения в ходе одного экзамена, резко снижают самооценку студента. Вновь стремительно растет уровень тревожности, достигая все больших величин по мере приближения итоговой аттестации. Во-вторых, ситуация усугубляется неотвратимо надвигающейся необходимостью принимать ответственные решения связанные с профессиональной деятельностью самостоятельно. Так, например, на пятом курсе к студенту-психологу приходит осознание того, что на третьем он еще хорошо разбирался в психике, в то время как сейчас, перед необходимостью систематизации материала, полученного в различных дисциплинах, возникает ощущение своей полной безграмотности [4].

Разрешаются данные кризисы не через адаптацию к ситуации, а через реализацию индивидуальности студента, которая проявляется в его отношении к своим достижениям, в оценке самореализации, своего личностного потенциала. В результате успешного преодоления данных кризисов начинает формироваться профессиональная идентичность и профессиональная мотивация.

Несмотря на пессимистичную картину происходящего в студенческой среде, описанную в научных исследованиях, данный период жизни – студенчество – максимально благоприятен для обучения и профессиональной подготовки. Любые кризисы могут восприниматься и как новые возможности, если у человека сформированы жизнестойкие убеждения.

Студенческий возраст – важнейший период развития самосознания и зрелой самооценки. Как указывает Н.Г. Рукавишникова, феноменально это проявляется в осознании человеком своей индивидуальности, неповторимости, мотивов поведения и деятельности, формировании образа «Я».

Эмоциональная сфера в студенческом возрасте приходит к некоторому уравновешенному состоянию, «успокаиваясь» после своего бурного развития и брожения в подростковый период. Заметно укрепляются такие качества, как целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой, наблюдается усиление социально-нравственных мотивов поведения, повышается интерес к моральным проблемам — образу и смыслу жизни, долгу и ответственности, любви и верности и др. Факт обучения в вузе укрепляет веру молодого человека в свои собственные силы и способности, порождает надежду на полноценную в профессионально-творческом плане и интересную жизнь. Т.е. студенческий период остается наиболее благодатным периодом для формирования жизнестойких установок личности. Жизнестойкость – это то, что может способствовать повышению физического и психического здоровья молодежи, характеризуется вовлеченностью в учебный процесс, умением управлять трудными, стрессовыми ситуациями, превращать их в новые возможности,  не страшась последствий, смело и уверенно смотреть в будущее.

Итак, студенческий период рассматривается в психологии как сложный период становления личности, проявления самых разнообразных интересов, среди которых профессиональные интересы являются важнейшими. Современное студенчество переживает свое  становление и развитие через наложение ряда кризисов: это возрастные  кризисы; кризисы индивидуальной жизни; кризисы профессионального обучения; внешние, экзистенциальные кризисы, связанные с нестабильностью настоящего и неопределенностью будущего. Несмотря на это, студенческий период остается наиболее благодатным периодом для формирования личности студента. Развитие жизнестойкости личности студентов – это тот необходимый ресурс, который может способствовать повышению физического и психического здоровья молодежи, успешной адаптации в стрессовых ситуациях с выходом на уровень самореализации.

В целом, становление личности будущего специалиста в процессе обучения в вузе происходит в том случае, если учебно-профессиональная деятельность воспринимается студентами как интересный творчески-организованный и эмоционально насыщенный процесс, способствующий реализации значимых жизненных ценностей и дающий возможность для личностно-профессионального развития. Поэтому  важной  психолого-педагогической задачей на этапе вузовского обучения является создание условий для проявления  индивидуальности студента, развития  его личностной и профессиональной  идентичности.  В процесс обучения необходимо включать задачи, обеспечивающие развитие самостоятельности, творческой активности,   профессиональной автономности. В образовательном процессе важно  дать каждому студенту проявить свою индивидуальность, реализовать свои эгоцентрические потребности,  включая потребность в самоутверждении,  успехе, признании. Задача преподавателя ВУЗа в этой ситуации не просто передать студенту комплекс знаний по дисциплине, а сформировать у него мотивацию к овладению знаниями и дальнейшему профессиональному развитию, грамотно и корректно воздействовать на мировоззрение студента, на его представления о себе и о своей профессии.

Целостное осмысление проблемы становления личности студента в процессе профессионального обучения в вузе приводит к необходимости нахождения действенных путей построения учебного процесса таким образом, чтобы создать условия для развития активной жизненной позиции личности студента, на основе которой становится возможным достижение профессиональной и личностной самореализации будущих специалистов. Сформированная жизнестойкость студента вуза в дальнейшем позволит не уходить специалистам из своей сферы профессиональной деятельности, а искать и находить новые аспекты применения своим знаниям, гибко реагировать на изменения  профессионального пути.


Библиографический список
  1. Галина З.Н. Особенности личностного и профессионального развития студентов вузов // Особенности личностного и профессионального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях: Научно-методическое пособие для практических психологов образования и педагогов / Под ред. Л.М. Митиной.- М.; Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2010. С.267-286.
  2. Грановская Р.М. Куратор и двойная адаптация студента / Элементы практической психологии [Электронный ресурс] // http://doww.ru/v3705/грановская_р.м._элементы_практической_психологии?page=45
  3. Капцов А.В.  Особенности противоречивости личностных ценностей студентов // Человек в экономических и социальных отношениях: Материалы Всерос. науч. конф. / Отв.ред. А.Б.Купрейченко, Л.Н.Широкова. Институт психологии РАН, Москва, 2012. С. 159 – 160.
  4. Клепинин Д.А. Проблемы оптимизации процесса профессионального образования студентов-психологов [Электронный ресурс] // http://dmitry.moy.su/publ/1-1-0-2
  5. Одинцова М.А. Многоликость «жертвы» или немного о Великой манипуляции (Система работы, диагностика, тренинги).  М.: МПСИ, Изд-во «Флинта». 2010. 256 с.
  6. Шибаева Г. Е. Динамика рефлексивно-эмпатийных свойств личности в процессе профессионального становления студентов-психологов. Авт. …канд. психол. наук. М., 2010. 26 с.


Все статьи автора «Семёнова Елена Михайловна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться: