УДК 159.923.5

ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Юркова Елена Владимировна
Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

Аннотация
В данной статье рассматривается влияние методик на развитие креативности у детей в старшем школьном возрасте.

Ключевые слова: креативное мышление, старший школьный возраст


THE FORMATION OF CREATIVE THINKING OF HIGH SCHOOL STUDENTS

Yurkova Elena Vladimirovna
Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University

Abstract
This article examines the impact of the techniques on the development of creativity in children in the senior school age.

Рубрика: Психология

Библиографическая ссылка на статью:
Юркова Е.В. Формирование креативного мышления в старшем школьном возрасте // Психология, социология и педагогика. 2015. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/06/5519 (дата обращения: 19.11.2016).

Человеческая уникальность, индивидуальность тесно связана с проблемой креативности. Развитие креативности личности как предмет научного исследования обладает своеобразной спецификой: при научном описании «креативность» отождествляют с понятием «творчество» и его производных (предпосылки к творчеству, способности общие и специальные, потенциал и пр.), где возникает опасность ухода от научных основ природы креативности. Следовательно, имеет смысл рассмотреть и проанализировать научные исследования структуры и содержания понятия «креативность» с психологической точки зрения. Креативность существенно влияет на характер и результаты деятельности личности, во многом определяет и ее социально-психологические особенности [2, с. 32]. Исследование проблемы креативности постоянно привлекает к себе внимание психологов.

Креативность – это способность к конструктивным, нестандартным решениям и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта.  Креативность позволяет адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, находить новые способы поведения, оптимально использовать внутренние ресурсы личности.

Вопрос изучения креативности имеет давнюю историю. Термин «креативность» (от лат. creatio – сотворение, создание) получил распространение п 50-е гг. XX века и в настоящее время широко используется в психологических исследованиях. Большинство работ по данной проблеме связано с именами зарубежных психологов (Ф. Баррон, Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс, С. Медник, К. Роджерс, Дж. Рензулли, Р. Стернберг и многие другие). В отечественной психологии понятие «креативность» рассматривается как синоним слова «творческость». Особый вклад в исследования этого направления внесли фундаментальные труды Д.Б. Богоявленской, A.M. Матюшкина, Я.А. Пономарева, а также работы таких исследователей, как В.Н. Дружинин, ВЫ. Козленко, B.C. Юркевич, Е.Л. Яковлева и др.

Базовыми для разработки проблемы структуры креативного мышления являются научные труды Л. М. Азариянц, Л.C. Выготского, В.Н. Дружинина, Л.Б. Ермолаевой-Томиной, В.Н. Козленко, Н.С. Лейтес, А. А. Мелик-Пашаева, Б. М. Неменского, С.О. Раевского, А.З.Рахимовой, Е.А. Флериной, Б. П. Юсова, Е.Л.Яковлевой, Дж. Гилфорда, Ф. Барона, А. Маслоу, Д. Харрингтона и других).

В психологических трудах изучается вербальная и невербальная сторона мыслительной деятельности, логичность и образность, доказательность и интуитивность, комплексность и операциональность мышления [4, с. 112].

Разнообразие и противоречивость научных концепций, посвященных креативному мышлению в современной науке, свидетельствует о недостаточной разработанности проблемы креативности в целом.

Характерными особенностями старшего школьного возраста являются: этический максимализм, внутренняя свобода, эстетический и этический идеализм, художественный, творческий характер восприятия действительности, стремление познать и переделать реальность.

Психологическими особенностями проявлений креативного мышления в юношеском возрасте могут быть названы:

- этапность (интуитивное, эвристичное, креативное) его формирования, которое завершается в юношеском возрасте;

- присущее ему функциональное единство структурных уровней интуитивного и рационального мышления, как синтез дологического и логического (впечатление-операции, воображение-предметность, интуиция-рефлексия, инсайт-личность);

- продуктивная сторона, отражающая преобладание рационального, интуитивного или смешанного типа умственной деятельности, присущего креативным личностям.

Диагностическая программа состояла из следующих методик:

- Определение типов мышления и уровня креативности (творческих способностей) Дж. Брунера;

- Тест Медника;

- Тест креативности П. Торренса «Закончи рисунок»;

- Тест «Креативность» (автор Вишнякова Н.) [6].

Выборку исследования составили 30 старших школьников в возрасте 15-16 лет.

Исходя из проведенной диагностической работы,  был сделан вывод, что группе необходима программа по формированию креативности мышления.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента позволяет говорить о положительной динамике в выборке, которая выражается в увеличении количества детей с высоким уровнем креативности и в уменьшении детей с низким уровнем.

Так, по методике определения уровня креативности на констатирующем этапе детей с низким уровнем креативности было 23%, то на контрольном уже 13%; число респондентов со средним уровнем осталось на прежнем уровне; 27% детей было с высоким уровнем креативности, а стало 37%.

По методике Тест Медника на констатирующем этапе детей с низким уровнем креативности было 33%, то на контрольном уже 27%; число респондентов со средним уровнем увеличилось с 47% до 50%; 20% детей было с высоким уровнем креативности, а стало 23%.

По методике Тест креативности Торренсана констатирующем этапе детей с низким уровнем креативности было 40%, то на контрольном уже 23%; число респондентов со средним уровнем составляло 37%, а стало 47%; 23% детей было с высоким уровнем креативности, а стало 30%.

Анализируя полученные групповые профили творческого потенциала по методике  «Креативность», можно увидеть, что разрыв между «Я-реальный» и «Я-идеальный» заметно сократился по линии творческого отношения, что позволяет сделать вывод о том, что респонденты стали относи к заданиям с полной отдачей.

Подводя итог вышеизложенного, можно утверждать, что в целом очевидно положительное влияние выбранной формирующей программы имеющей целью развитие креативных качеств у старших школьников, поскольку было оказано активизирующее воздействие на структурные компоненты креативного мышления – интуитивные и рациональные.


Библиографический список
  1. Барышева Т. А. Психолого – педагогические основы развития креативности / Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов. – СПб.: Питер, 2011. – 124 с.
  2. Барышева Т.А. Психологическая структура креативности (опыт эмпирического исследования) / Т.А. Барышева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2012. – № 145. – С. 54-65.
  3. Гойжа Н.В. Креативное развитие ребенка: Практ. пособие / Н.В. Гойжа. – М.: ВЛАДОС, 2014. – 127 с.
  4. Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 448 с.
  5. Трескина О.В. Тренинг креативности как средство развития научного творчества / О.В. Трескина, М.В. Курноскина, И.В. Верховинская // Проблемы развития территории. – 2011. – № 1. – С. 77-82.
  6. Туник Е.Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления / Е.Е. Туник. – СПб.: Питер, 2013. – 320 с.


Все статьи автора «Юркова Елена Владимировна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация