УДК 316.772.5

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ФОКУС-ГРУПП ОНЛАЙН

Насретдинова Маргарита Марсовна
Башкирский государственный университет
магистрант 2 года обучения

Аннотация
В данной статье рассматриваются некоторые особенности организации фокус-групп в режиме онлайн. Описывается выбор поля исследования, организация пространства исследования и возможности записи данных исследования.

Ключевые слова: исследования, онлайн исследования, онлайн фокус-группы, фокус-группы


FEATURES OF THE ORGANIZATION OF FOCUS GROUPS ONLINE

Nasretdinova Margarita Marsovna
Bashkir State University
undergraduate, 2 year

Abstract
This article discusses some of the features of the organization of focus groups online. Describes the range of field studies, the organization of space research and the ability to record the data of the study.

Рубрика: Социология

Библиографическая ссылка на статью:
Насретдинова М.М. Особенности организации фокус-групп онлайн // Психология, социология и педагогика. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2015/07/5604 (дата обращения: 20.11.2016).

В современном обществе исследование в онлайне становятся все более популярны. И это касается не только количественных исследований, но и качественных.

Наиболее распространенным методом качественных исследований в сети является фокус-групы. На данный момент фокус-группы включают в себя множество разновидностей, которые отличаются друг от друга спецификой проведения, но при этом сохраняется сама суть метода. Сюда  относится обсуждение заявленной темы, проходящее внутри группы, подобранной по заранее выбранной методике. Само обсуждение проводится на основе заранее составленного гайда (списка вопросов) и под контролем модератора. Целью данного исследования является определение глубинных смыслов: выявление мотивов, причин поведения участников, что невозможно узнать при проведении классического количественного опроса.

Проведение фокус-группы в сети Интернет представляет собой несколько другую по своему типу методику, которую ряд исследователей предлагают называть «онлайн дискуссией», а не фокус-группой, однако эта техника выполняет те же задачи, что и традиционный оффлайновый метод.[1]

Итак, организация фокус-группы онлайн начинается с создания программы исследования. Здесь существенных отличий от классического метода нет. Программа исследования разрабатывается в соответствии с целями и задачами работы. Однако, при подготовке фокус-группы онлайн есть некоторые особенности.

Выбор поля для исследования. Здесь необходимо выбрать где именно будет проходить фокус-группа. Это может быть конференция в программа Skype, это может быть форум на сайте организации, проводящей исследование, также фокус-группы могут проводиться в формате чата, который может быть в социальной сети, в программе моментальных сообщений и тд. В сети Интернет есть специализированные порталы, где можно совершенно бесплатно создавать и курировать собственные чаты и форумы. Однако с бесплатными порталами есть одна трудность – в бесплатных чатах и форумах как правило, есть баннерная или «всплывающая» реклама, которая мешает участникам и модератору, также на них сложно зайти в часы пик из-за высокой загруженности сервера. Альтернативой являются специализированные профессиональные программы, разработанные для проведения онлайн исследований. Например, компания GMI выпустила пакет программ Net-MR, который включает в себя различные инструменты для создания чатов и форумов на сайте исследовательского центра или на портале самой компании GMI. Net-MR также позволяет проводить различные количественные исследования в режиме онлайн, обрабатывать и анализировать данные и создавать красочные отчеты, которые будут доступны для просмотра или скачивание в сети.[2]

Организация пространства исследования. В зависимости от поля исследования необходимо подготовить мультимедийное сопровождение (если оно необходимо). Это различные видеофайлы, аудио или фото. Их можно сохранить на сайте-файлообменнике и потом по ходу проведения давать ссылки участникам для просмотра. На форуме сопроводительные материалы можно включать в ходе беседы.

Время проведения фокус-группы. В зависимости от места нахождения участников, необходимо обговорить удобное для них время, ведь они могут находиться даже в разных часовых поясах.

Запись данных фокус-группы. Сохранение информации, полученной в процессе исследования, тоже зависит от того, где онон проводилось. При проведении фокус-группы в формате чата или форума переписка автоматически сохраняется. Если же это видеоконференция, то необходимо настроить программу так, чтобы потом можно было просмотреть всю дискуссию.

Качество результатов онлайн фокус-групп во многом зависит от компетенции модератора. Модератор онлайн фокус-групп должен быть высоко квалифицирован. Лучше всего, если он обладает не только знаниями и навыками, необходимыми при проведении оффлайн групп, но и умеет работать на компьютере и имеет собственный опыт ведения дневников в интернете, участвует в форумах и т.п.

Итак, учитывая особенности организации фокус-групп онлайн можно сделать ряд выводов. Во-первых, для проведения такого исследования не нужно снимать помещение, отбирать респондентов в одном городе и долго подгонять время проведения. Здесь респонденты могут быть из разных городов и достаточно будет, чтобы они могли выйти в сеть в оговоренное время. Во-вторых, запись данных исследования чаще всего ведется автоматически и в отличие от фокус-групп оффлайн их не надо переводить в текст (за исключением видео конференций), что облегчает и ускоряет обработку данных. И в-третьих, необходим опытный модератор, который владеет навыками общения в сети.


Библиографический список
  1. Лебедев, Полякова, 2010
  2. Сайт о рекламе и маркетинга в России и мире, http://adindex.ru/publication/tools/2012/10/24/94128.phtml, дата обращения 18.07.2015


Все статьи автора «Насретдинова Маргарита Марсовна»


© Если вы обнаружили нарушение авторских или смежных прав, пожалуйста, незамедлительно сообщите нам об этом по электронной почте или через форму обратной связи.

Связь с автором (комментарии/рецензии к статье)

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться, чтобы оставить комментарий.

Если Вы еще не зарегистрированы на сайте, то Вам необходимо зарегистрироваться:
  • Регистрация