В наше время компьютерных технологий все больше людей пользуется интернетом. В сети делают покупки, общаются, проводят исследования, учатся и многое другое. Для социологов такое поле, как сеть интернет имеет большой интерес, так как сейчас уже проводятся онлайн опросы – опросы в сети интернет, которые имеют ряд преимуществ перед классическими методами сбора данных. Для этого необходимо знать численность «населения» интернета. Тогда будет легче проводить выборочные исследования и в дальнейшем, возможно, вообще перенести все исследования в режим онлайн, отказавшись от долгих поквартирных и телефонных опросов.
Итак, по данным ФОМ[1], динамика роста численности интернета выглядит так:
Таблица 1 – Динамика роста аудитории интернета
Год | Доля от численности населения России |
2011 | 72% |
2012 | 77% |
2013 | 78% |
2014 | 82% |
2015 | 83% |
По данным таблицы 1 видно, что с каждым годом численность пользователей непрерывно растет. За пять лет процент аудитории интернета увеличился на 11 единиц. Какой же тогда будет численность аудитории интернета в 2020 году?
Прогноз будет рассчитываться методом экстраполяции. Это изучение предшествующего развития объекта и перенесение закономерностей этого развития в прошлом и настоящем на будущее.
Метод экстраполяции основан на прямом использовании линейной и экспоненциальной функций, т.е. данных о среднегодовых абсолютных изменениях численности населения за период. Если эти показатели известны, то можно рассчитать численность населения на любое число лет вперед, просто предположив их неизменность на протяжении всего прогнозного периода.
Для упрощения расчета, прогноз был рассчитан в программе Excel.
Таблица 2 – Прогноз аудитории интернета
Год | Доля от численности населения России |
2016 | 86,5 |
2017 | 89,2 |
2018 | 91,9 |
2019 | 94,6 |
2020 | 97,3 |
Итак, как мы видим в таблице 2, рост численности аудитории интернета положительный. К 2020 году доля пользователей интернета от населения России будет составлять 97,3%. Стоит помнить, что данные за 2011-2015 годы взяты на основе опроса населения в возрасте от 18 лет и старше. То есть результат прогноза можно интерпретировать так: через пять лет почти все население от 18 лет и старше будет являться постоянным пользователем интернета.
Что же это дает исследователям? Итак, когда аудитория интернета приблизится к численности населения страны, то будет возможно проводить выборочные социологические исследования с охватом всех необходимых возрастов через интернет. Получается, что для опросов в онлайне больше не будет ограничений по возрасту и уменьшится нерепрезентативность.
Библиографический список
- Бюллетень «Интернет в России. Зима 2014-2015», http://fom.ru/SMI-i-internet/12141